Привороты Заговоры на... Отвороты

Пришвин, михаил михайлович. Михаил пришвин краткая биография Год рождения пришвина и смерть

Пришвин Михаил Михайлович родился в 1873 г. в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии в семье разорившегося купца. Отец умер вскоре после рождения сына, оставив на руках жены шестерых детей.
Учился сначала в Елецкой гимназии, потом в Тюменском реальном училище. Окончив его, уехал в Ригу и поступил в политехникум на агрономическое отделение. Занимался нелегальной политической деятельностью, за что был исключен. В 1898 г. М. Пришвин — студент агрономического отделения Лейпцигского университета. В 1902 г. вернулся в Россию, служил земским агрономом в Луганском и Клинском уездах, и первые печатные труды создал по практической агрономии. Лишь в 1906 г. в журнале «Родник» был опубликован первый рассказ Пришвина «Сашок». Оставив службу, Пришвин пустился собирать фольклор по северным губерниям, даже заходил в Лапландию (территория Финляндии и Норвегии).
Именно о событиях и впечатлениях от путешествия его путевые очерки «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908), После этого Пришвин объездил и обошел Центральную Россию, Крым и Казахстан и выпустил несколько книг о флоре и фауне этих территорий.
В 1912—1914 гг. при содействии М. Горького вышло первое собрание сочинений Пришвина. В годы Первой мировой войны (1914—1917). Пришвин был фронтовым корреспондентом газет «Речь» и «Биржевые ведомости».
После 1917 г. жил в Ельце, а в 1922 г. переехал в Талдом, уездный город Тверской губернии. Попытки Пришвина превратить краеведческие и географические очерки в литературный жанр увенчались неоспоримым успехом. В 1923 г. он начал автобиографический роман «Кащеева цепь» и окончил его в последние дни своей жизни.
В 1930-е гг. писатель ездил по всей стране, отыскивая сюжеты для своих книг. Он побывал на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке, о чем и написал книги «Дорогие звери» (1931), «Корень жизни» (1933). В 1940 г. сочинил поэму в прозе «Фацелия» — дневниковые записи о странствиях по Центральной России. Умер в 1954 г. в Москве.

http://www.wisdoms.ru

Афоризмы и цитаты Пришвина

Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты.

Без юмора живут только глупые.

-…Бывает, что-то не клеится, плохо выходит, и в то же время чувствуешь что-то хорошее. Вспомнишь о хорошем и поймешь: это весна.

Рано или поздно все тайны будут непременно раскрыты. Нет ничего тайного, что не стало бы явным.

Правда — это значит победа совести в человеке.

Лисичкин хлеб

Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.

— Это что за птица? — спросила Зиночка.

— Терентий, — ответил я.

И рассказал ей про тетерева: как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника. Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.

— Кто же их там лечит? — спросила Зиночка.

— Сами лечатся, — ответил я. — Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.

Тоже нарочно для Зиночки принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:

— Откуда же это в лесу взялся хлеб?

— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!

— Заячья…

— А хлеб — лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть:

— Хороший лисичкин хлеб!

И съела весь мои черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берет, а как я из леса лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:

— Лисичкин хлеб куда лучше нашего!

Золотой луг

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.

“Сережа!” — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг — золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Утиное купанье

Сел прохожий человек и задумался. Вдруг из дупла высокого дерева вылетает пестрая, белая с черным, утка и выносит на воду из дупляного гнезда одного маленького утеночка.

Эта дупляная утка, гоголь, перетаскала всех своих двенадцать утят на воду, собрала всех тесно возле себя и вдруг — прощайте! — исчезла под водой. Тогда все ее сыночки и дочки тоже вниз под воду — искать мать, и что было так удивительно сидящему на берегу человеку: довольно долго никого из-под воды не показывалось.

Конечно, долго показалось человеку: он судил по себе и свою добрую человеческую душу по-своему как-то переселял в бедных утят в поисках под водой родной матери. У них же самих выходило бодро и весело: в свое утиное время мать показалась и все утята по одному в разных местах. Все увидели, узнали друг друга, мать подала сигнал по-утиному, ребятишки засвистели, все сплылись. А потом, окунув всех еще раз, мать всех перетаскала обратно в дупло.

— Хорошо тут! — вслух сказал человек.

Ребята и утята

Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.

В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед. Вот тут и увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.

— Что вы будете делать с утятами? — строго спросил я ребят.

Они струсили и ответили:

— Пустим.

— Вот то-то “пустим”! — сказал я очень сердито. — Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?

— А вон сидит! — хором ответили ребята. И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.

— Живо, — приказал я ребятам, — идите и возвратите ей всех утят!

Они как будто даже и обрадовались моему приказанию, прямо и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята — пять штук, и так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.

Радостно снял я шапку и, помахав ею, крикнул:

— Счастливый путь, утята! Ребята надо мной засмеялись.

— Что вы смеетесь, глупыши? — сказал я ребятам. — Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите “до свиданья”!

И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:

— До свиданья, утята!

Говорящий грач

Расскажу случай, который был со мной в голодном году. Повадился ко мне на подоконник летать желторотый молодой грачонок. Видно, сирота был. А у меня в то время хранился целый мешок гречневой крупы. Я и питался все время гречневой кашей. Вот, бывало, прилетит грачонок, я посыплю ему крупы и спрашиваю;

— Кашки хочешь, дурашка?

Поклюет и улетит. И так каждый день, весь месяц. Хочу я добиться, чтобы на вопрос мой: “Кашки хочешь, дурашка?”, он сказал бы: “Хочу”.

А он только желтый нос откроет и красный язык показывает.

— Ну ладно, — рассердился я и забросил ученье.

К осени случилась со мной беда. Полез я за крупой в сундук, а там нет ничего. Вот как воры обчистили: половинка огурца была на тарелке, и ту унесли. Лег я спать голодный. Всю ночь вертелся. Утром в зеркало посмотрел, лицо все зеленое стало.

“Стук, стук!” — кто-то в окошко.

На подоконнике грач долбит в стекло.

“Вот и мясо!” — явилась у меня мысль.

Открываю окно — и хвать его! А он прыг от меня на дерево. Я в окно за ним к сучку. Он повыше. Я лезу. Он выше и на самую макушку. Я туда не могу; очень качается. Он же, шельмец, смотрит на меня сверху и говорит:

— Хо-чешь, каш-ки, ду-раш-ка?

// Февраль 12, 2009 // Просмотров: 60 356

Кто такой Михаил Пришвин? Немногим известен такой выдающийся писатель, прозаик и публицист. Все его творения несли ответы или рассуждения на важные вопросы человеческой жизни, ее смысле, взаимоотношениях между мужчиной и женщиной и о том, как человек связан с природой. Как он стал таким известным и что способствовало созданию таких работ?

Биография Пришвина богата различными историями. Родился Михаил в 1873 году в родовом имении Хрущево-Левшино. В настоящее время это место находится в Москве. Всего в семье было пятеро детей. Помимо Михаила, еще три брата и одна сестра.

Нельзя сказать, что у Пришвина было легкое детство. Мать дома воспитывала детей и следила за домашним хозяйством. Отец был азартным человеком, любил садоводство и охоту. Однажды он проиграл в казино все свое имущество. У него не было сил это пережить. Его настигла смерть в результате паралича.

После такого страшного события в семье мать не опустила руки. Несмотря на то, что она осталась одна с пятью детьми и родовым имением, которое находилось под двойным закладом, через некоторое время у нее получилось исправить финансовое положение. Каждый ребенок смог получить хорошее образование. В дальнейшем Пришвин опишет всю эту ситуацию в своем романе «Кощеева цепь». Можно сказать, что биография Пришвина непростая.

Образование писателя

Если верить биографии Пришвина, то с самого раннего детства у Михаила не складывалось с учебой. В 1883 году он пошел в первый класс. Отучился шесть лет и смог дойти только до четвертого класса. В конце концов, когда его снова не хотели переводить в следующий класс, у него случился конфликт с учителем географии. В результате Пришвина отчислили из-за поведения.

Несмотря на такое обучение Михаила, все его братья учились на «отлично». Старший брат стал акцизным чиновником, остальные - врачами. В биографии Михаила Пришвина мало говорится о них.

Но Михаил не оставил образование. Когда он переехал жить к дяде - купцу в Тюмень, показал на полную свою способность к обучению. Пришвин, можно сказать, «на одном дыхании» окончил Тюменское Александровское реальное училище. После этого дядя долго уговаривал Михаила продолжить его дело, но он не поддался и поступил в Рижский политехникум. Из-за того, что связался с марксистским кружком, попал в тюрьму на год в Митаве. После этого сразу уехал за границу.

Там же окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета. В результате он стал инженером-землеустроителем. Когда вернулся в Россию, начал работать агрономом. Именно тогда появились его первые работы по агрономии.

Творчество Михаила Пришвина

Впервые о Михаиле Пришвине узнали в 1907 году. Именно тогда был напечатан его первый рассказ «Сашок». В это время он решил, что профессия агронома не для него. Поэтому начал работать корреспондентом в разных газетах.

В биографии Пришвина указано, что он был любителем этнографии и фольклора, поэтому решил исследовать европейский Север. После его путешествий им была создана книга «В краю непуганых птиц». Именно за это творение Михаил получил свою первую награду - серебряную медаль Русского географического общества. В своих путешествиях он узнавал много нового и интересного, знакомился с бытом и речью северян, записывал все их сказки. Но представлял их в своей привычной форме и выдал сборник «За волшебным колобком».

После такой череды событий Михаил Пришвин стал известным в литературных кругах. Его зачислил в Санкт-Петербургское религиозно-философское общество.

Михаил не перестал путешествовать. Далее он отправился в Заволжье, оттуда привез сборку «У стен града невидимого». После поездки в Крым и Казахстан появились «Адам и Ева» и «Черный араб». Сделать первое собрание сочинений Михаилу помог Максим Горький.

В военное время Пришвин не бросил свою работу. Он продолжал работать военным корреспондентом, печатая свои работы в разных газетах.

В 1922 году появилась первая пробная автобиографическая повесть «Мирская чаша». Но, к сожалению, редактор журнала, где она должна быть напечатана, отказался это делать, аргументируя тем, что цензура не пропустит. Как бы Михаил ни старался напечатать повесть в различных журналах, все отказывались, так как содержание ее было слишком контрреволюционным. В итоге в печать она ушла только через 60 лет.

Пришвин, как и его отец, увлекался природой и охотой. В 1935 году появилась книга «Календарь природы» с охотничьими и детскими рассказами. До конца своих дней Михаил Пришвин был любителем путешествовать. Даже на старости купил себе фургон и ездил по миру.

Практически все творения Михаила были напечатаны при жизни. Он имел особое впечатление от природы. Никто не мог ее так описать, как он. Константин Паустовский даже называл его «певцом русской природы».

Несмотря на такое большое количество творений, самым главным он считает книгу «Дневники». Это краткая биография Пришвина. Михаил работал над ней большую часть своей жизни. К сожалению, опубликовать восьмитомное издание смогли только после отмены цензуры.

Помимо того, что Михаил Пришвин - писатель от Бога, также у него был еще один талант. Его первая книга «В краю непуганых птиц» имела личные фотографии писателя. У него получилось столько запечатлеть во время путешествия по Северу! Автобиография также снабжена большим количеством фотографий. Поэтому биография Пришвина для детей тоже интересна, благодаря интересным снимкам.

После этого Пришвин углубился в изучение правильных техник фотографирования. Писатель считал, что фотографии, как и текст, смогут сполна передать его задумку и чувства.

Природа - не единственное, что он фотографировал. Также он сделал целую серию снимков про уничтожение колоколов Троице-Сергиевой лавры. До последнего Михаил не убирал фотоаппарат из рук. Есть множество изображений, которые так и не были проявлены.

Семья Михаила Пришвина

Несмотря на такую мощную отдачу своей работе, у Михаила была семья. Даже две, если верить биографии М. М. Пришвина. Первая жена Ефросинья Павловна подарила писателю троих детей. К сожалению, первый сын умер спустя несколько дней после родов. Остальные добились успеха в жизни. Старший сын Лев стал беллетристом и участником известной литературной группы. Второй, Петр, охотник и автор нескольких мемуаров.

Вторая жена Михаила Пришвина, Валерия Дмитриевна Лиорко, после его смерти написала несколько книг о его жизни. А также длительное время возглавляла музей в честь Пришвина.

Что осталось после смерти?

После смерти в честь Михаила Пришвина было названо много вещей. Например, астероид, открытый Людмилой Карачкиной; пик, находящийся в Главном Кавказском хребте; мыс на острове Итуруп; улицы в Москве, Донецке, Киеве, школа.

Михаи́л Миха́йлович При́швин ( -) - русский писатель, прозаик, публицист. В своём творчестве исследовал важнейшие вопросы человеческого бытия, размышляя о смысле жизни, религии, взаимоотношениях мужчины и женщины, о связи человека с природой.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Пришвин родился в родовом имении Хрущёво-Лёвшино , которое в своё время было куплено дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было пятеро детей (Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил).

    Мать - Мария Ивановна (1842-1914, урожденная Игнатова). Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин после семейного раздела получил во владение имение Констандылово и денежные средства, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником.

    Отец проигрался в карты, ему пришлось продать конный завод и заложить имение. Он умер, разбитый параличом. В романе «Кощеева цепь» Пришвин рассказывает, как здоровой рукой отец нарисовал ему «голубых бобров» - символ мечты, которой он не смог достичь. Матери будущего писателя, Марии Ивановне, происходившей из старообрядческого рода Игнатовых и оставшейся после смерти мужа с пятью детьми на руках и с имением, заложенным по двойной закладной, удалось выправить положение и дать детям достойное образование.

    Являлся действительным членом Санкт-Петербургского религиозно-философского общества .

    В 1941 году Пришвин эвакуировался в деревню Усолье Ярославской области, где протестовал против вырубки леса вокруг деревни торфоразработчиками. В 1943 году писатель вернулся в Москву и выпустил в издательстве «Советский писатель» рассказы «Фацелия» и «Лесная капель». В 1945 году М. Пришвин написал сказку-быль «Кладовая солнца». В 1946 году писатель купил дом в деревне Дунино Звенигородского района Московской области, в котором жил в летний период 1946-1953 годах.

    Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы», Максим Горький говорил, что Пришвин обладал «совершенным умением придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему».

    Сам Пришвин своей главной книгой считал «Дневники», которые он вёл в течение почти полувека (1905-1954) и объём которых в несколько раз больше самого полного, 8-томного собрания его сочинений. Опубликованные после отмены цензуры в 1980-х годах, они позволили по-другому взглянуть на М. М. Пришвина и на его творчество. Постоянная духовная работа, путь писателя к внутренней свободе подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках («Глаза земли», 1957; полностью опубликованные в 1990-х годах), где, в частности, дана картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинской модели социализма, далёкая от той, что была притянута за уши идеологией; выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность.

    Тем не менее, и по 8-томному изданию (1982-1986 гг.), где два тома целиком посвящены дневникам писателя, можно получить достаточное впечатление о напряженной духовной работе писателя, его честным мнениям о современной ему жизни, размышления о смерти, о том, что останется после него на земле, о вечной жизни. Интересны и его записи времен войны, когда немцы были под Москвой, там, порой, писатель доходит до полного отчаяния, и говорит в сердцах, что «быстрее бы уж, всё лучше чем эта неопределенность», он записывает ужасные слухи, которые разносят деревенские бабы. Все это есть в этом издании, несмотря на цензуру. Там же есть фразы, где М. М. Пришвин даже называет себя коммунистом по своему мировоззрению, и вполне искренне показывает, что вся его жизнь подвела его к этому пониманию высокого смысла коммунизма.

    Художник света

    Уже первую книгу - «В краю непуганых птиц» - Пришвин проиллюстрировал своими фотографиями, сделанными в 1907 году во время похода по Северу с помощью принадлежащего попутчику громоздкого фотоаппарата .

    В 1920-е годы писатель начал серьёзно изучать технику фотографирования, считая, что использование фотографий в тексте поможет дополнить авторский словесный образ авторским же зрительным образом: «К моему несовершенному словесному искусству я прибавлю фотографическое изобретательство » . В его дневнике появились записи о заказе в 1929 году в Германии карманного фотоаппарата Leica .

    Пришвин писал: "Светопись, или как принято называть, фотография, тем отличается от больших искусств, что постоянно обрывает желанное, как невозможное и оставляет скромный намек на сложный, оставшийся в душе художника план, и ещё, самое главное, некоторую надежду на то, что когда-нибудь сама жизнь в своих изначальных истоках прекрасного будет «сфотографирована» и достанется всем «мои видения реального мира ».

    Писатель довёл до автоматизма все приёмы моментальной съёмки, записанные для памяти в дневнике:

    надеть пенсне на шнурке - выдвинуть объектив - установить глубину резкости и выдержку («скорост ь») - настроить фокус «движением безымянного пальца » - взвести - сбросить пенсне и нажать спуск - надеть пенсне - записать условия съёмки и т. д.

    Пришвин писал, что с тех пор, как завел фотокамеру, он стал «фотографически думать », называл себя «художником света » и до того увлекся охотой с камерой, что не мог дождаться когда наступит «опять светозарное утро ». Работая над циклами «фотозаписей » «Паутинки », «Капли », «Почки », «Весна света » он делал снимки крупными планами при разных освещённостях и ракурсах, сопровождая каждую фотографию комментариями. Оценивая получившиеся визуальные образы, Пришвин записал в дневнике 26 сентября 1930 года: «Конечно, настоящий фотограф снял бы лучше меня, но настоящему специалисту и в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это никогда не увидит ».

    Писатель не ограничивался съёмками на природе. В 1930 году он сделал серию фотоснимков об уничтожении колоколов Троице-Сергиевой лавры .

    В ноябре 1930 года Пришвин заключил договор с издательством «Молодая гвардия» на книгу «Охота с камерой », в которой фотография должна была играть главную роль, и обратился в Наркомторг СССР с заявлением: «В виду того, что в настоящее время в общем порядке нельзя получить разрешение на ввоз фотокамеры из Германии, я обращаю Ваше внимание на особенное обстоятельство моей литературной работы в настоящее время и прошу сделать мне исключение в деле получения безвалютной лицензии на получение камеры… На мои фото-работы обратили внимание заграницей, и редакция Die Grüne Post , в охотничьем отделе которой я сотрудничаю, готова предоставить мне самый совершенный аппарат Лейка с тремя переменными объективами. В таком аппарате я тем более нуждаюсь, что мой аппарат от усиленной работы пришёл в совершенную негодность… » Разрешение было дано и 1 января 1931 года желанная камера с многочисленными принадлежностями была у Пришвина.

    Более четверти века Пришвин не расставался с фотоаппаратами. В архиве писателя сохранилось более двух тысяч негативов. В его мемориальном кабинете в Дунино - всё необходимое для домашней фотолаборатории: набор объективов, увеличитель, кюветы для проявителя и закрепителя, рамки для обрезки фотографий.

    Знание и опыт фоторабот нашли своё отражение в некоторых сокровенных мыслях писателя, который писал в дневнике: «Наша республика похожа на фотографическую темную комнату, в которую не пропускают ни одного луча со стороны, а внутри все освещено красным фонариком ».

    Пришвин не надеялся обнародовать при жизни большинство из своих снимков. Негативы хранились в отдельных конвертиках, склеенных писателем собственноручно из папиросной бумаги, в коробках из-под конфет и сигарет. После смерти писателя его вдова Валерия Дмитриевна сохранила негативы вместе с дневниками.

    Семья

    Первым браком был женат на смоленской крестьянке Ефросинье Павловне (1883-1953, урождённая Бадыкина, в первом браке - Смогалёва). В дневниках Пришвин часто называл её Фросей или Павловной. Помимо её сына от первого брака Якова (погиб на фронте в 1919 году в Гражданскую войну), у них было ещё трое детей: сын Сергей (умер младенцем в 1905 году), Лев (1906-1957) - популярный беллетрист своего времени, писавший под псевдонимом Алпатов, участник литературной группы «Перевал », и Пётр (1909-1987) - охотовед, автор мемуаров (изданы к 100-летию со дня его рождения - в 2009 году).

    В 1940 году М. М. Пришвин женился во второй раз. Его супругой стала Валерия Дмитриевна Лиорко, в первом браке - Лебедева (1899-1979). После смерти писателя она работала с его архивами, написала о нём несколько книг , много лет возглавляла музей Пришвина .

    Награды

    • Библиография

      • Пришвин М. М. Собрание сочинений. Т. 1-3. СПб.: Знание, 1912-1914
      • Пришвин М. М. Колобок: [По крайнему северу России и Норвегии] / Рисунки А. Могилевского . - М. : Л. Д. Френкель, 1923. - 256 с.
      • Пришвин М. М. Собрание сочинений. Т. 1-4. М.: Гослитиздат, 1935-1939
      • Пришвин М. М. Избранные произведения в двух томах. М.: Гослитиздат, 1951-1952
      • Пришвин М. М. Собрание сочинений в 6 томах. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956
      • Пришвин М. М. Собрание сочинений в восьми томах. М.: Художественная литература, 1982-1986.

      Экранизации

      • - «Хижина старого Лувена» (фильм не сохранился)
      • - «Ветер странствий »

      Примечания

      1. Печко Л. П. Пришвин М. // Краткая литературная энциклопедия - М. : Советская энциклопедия , 1962. - Т. 9. - С. 23–25.

    , СССР

    Род деятельности: Годы творчества: Направление:

    в художественном творчестве поэтическая география, в дневниках - осмысление происходящего в стране в первой половине ХХ века.

    Награды: Произведения на сайте Lib.ru в Викитеке.

    Михаи́л Миха́йлович При́швин ( -) - русский советский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей.

    Биография

    Произведения

    • Анчар
    • Белая радуга
    • Белый ожерелок
    • Беляк
    • Болото
    • Вася Веселкин
    • Весна света
    • Верхоплавка
    • Выскочка
    • Гаечки
    • Глоток молока
    • Говорящий грач
    • Голубая стрекоза
    • Гусек
    • Гуси с лиловыми шеями
    • Двойной выстрел
    • Дедушкин валенок
    • Дергач и перепелка
    • Дневники
    • Дорога к другу (дневники)
    • Дрова
    • Дружба
    • Жалейка
    • Журка
    • Зайцы-профессора
    • Звери-кормильцы
    • Зелёный шум
    • Золотой луг
    • Изобретатель
    • Кавказские рассказы
    • Как заяц сапоги съел
    • Как Ромка переходил ручей
    • Как я научил своих собак горох есть
    • Кащеева цепь
    • Кладовая солнца
    • Колобок
    • Королева бобров
    • Куница-медовка
    • Курица на столбах
    • Лесная капель
    • Лесной хозяин
    • Лесные загадки
    • Лимон
    • Лисичкин хлеб
    • Луговка
    • Лягушонок
    • Матрешка в картошке
    • Медведи
    • Медведь
    • Мирская чаша
    • Мои тетрадки
    • Москва-река
    • Моим молодым друзьям
    • Моя родина (Родина)
    • Муравьи
    • На Дальнем Востоке
    • Наш сад
    • Нерль
    • Ночевки зайца
    • О чём шепчутся раки
    • От земли и городов
    • Остров спасения
    • Охота за бабочкой
    • Охота за счастьем
    • Охотничьи собаки
    • Первая стойка
    • Пиковая дама
    • Предательская колбаса
    • Птицы под снегом* Мы с тобой (Дневник любви)
    • Птичий сон
    • Путешествие
    • Путешествие в страну непуганых птиц и зверей
    • Разговор птиц и зверей
    • Ребята и утята
    • Рябчики
    • Серая Сова . - М: Детская литература, 1971.
    • Синий лапоть
    • Смертный пробег
    • Сметливый беляк
    • Соловей (рассказы о ленинградских детях)
    • Соловей-топограф
    • Сочинитель
    • Старухин рай
    • Старый гриб
    • Стремительный русак
    • Таинственный ящик
    • Теплые места
    • Терентий
    • Ужасная встреча
    • Филин
    • Хромка
    • Цветущие травы
    • Школа в кустах
    • Щегол-турлукан
    • Этажи леса

    Экранизации

    • - «Хижина старого Лувена» (фильм не сохранился)

    Литература

    • Пришвина В. Д. Наш дом / Худож. В. Павлюк. - Изд. 2-е, перераб. - М .: Молодая гвардия , 1980. - 336, с. - 100 000 экз. (в пер.)

    Ссылки

    • Пришвин, Михаил Михайлович в библиотеке Максима Мошкова
    • Сайт музея-усадьбы М. М. Пришвина в Дунино, посвящённый как творчеству писателя, так и самой усадьбе
    • Могила Пришвина (автор надгробия - С. Т. Конёнков)
    • Константин Паустовский . Михаил Пришвин // «Золотая роза»
    • Чирков В.А. Эссе «Наш…» (2010). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 13 сентября 2010.

    Категории:

    • Персоналии по алфавиту
    • Писатели по алфавиту
    • Родившиеся 4 февраля
    • Родившиеся в 1873 году
    • Родившиеся в Орловской губернии
    • Умершие 16 января
    • Умершие в 1954 году
    • Умершие в Москве
    • Публицисты по алфавиту
    • Публицисты СССР
    • Публицисты России
    • Кавалеры ордена «Знак Почёта»
    • Родившиеся в Липецкой области
    • Михаил Пришвин
    • Члены Русского географического общества до 1917 года
    • Персоналии:Переславский район
    • Персоналии:Липецкая область
    • Похороненные на Введенском кладбище
    • Писатели России по алфавиту
    • Русские писатели XX века
    • Детские писатели СССР
    • Писатели-натуралисты
    • Авторы знаменитых дневников
    • Выпускники Лейпцигского университета
    • Писатели России XX века
    • Писатели-анималисты

    Wikimedia Foundation . 2010 .