Привороты Заговоры на... Отвороты

Упразднение фсб. Реструктуризация ФСБ не вышла за рамки обычной реформы. МГБ пока не будет

Владимир Путин подписал указы, которыми переназначил аппарат Совбеза и большую часть глав управлений администрации президента (АП). Советником президента стал глава правительства Чечни Абубакар Эдельгериев. Эксперт не исключил, что это назначение может быть следствием изменения модели поведения федерального центра на Северном Кавказе. Также официально объявлено о назначении советником президента на общественных началах зятя Бориса Ельцина Валентина Юмашева. За 18 лет, которые, как утверждается, он занимает эту должность, его функционал так и не был определен.


Подписанные 22 июня Владимиром Путиным семь указов практически завершают процесс формирования новой АП (осталось назначить только полпредов в федеральных округах). Обновление АП оказалось условным: руководство администрации претерпело лишь незначительные изменения. Свои посты сохранили и все фигуры из силового блока АП. Так, переназначение получил секретарь Совбеза Николай Патрушев, который занимает пост с 2008 года, и его ключевые заместители. По словам источника “Ъ” в руководстве одного из федеральных ведомств, некоторое время назад обсуждалась крупная реформа силовых структур, подразумевающая слияние ФСБ, СВР и ФСО в единое ведомство. В такой конфигурации нынешний директор ФСБ Александр Бортников мог перейти на работу в Совбез, а объединенное силовое ведомство должен был возглавить нынешний глава СВР Сергей Нарышкин. Но, по словам собеседника “Ъ”, реформа не нашла понимания у ряда влиятельных чиновников, в числе которых спецпредставитель президента по вопросам экологии и природоохранной деятельности, экс-глава АП Сергей Иванов: «Победили те, кто считал, что работа разведки и контрразведки должны быть разделены».

Сохранили свои посты и начальники практически всех управлений АП. Андрей Ярин продолжит руководить управлением по внутренней политике (УВП), Андрей Чоботов - управлением по вопросам противодействия коррупции. По сведениям “Ъ”, господина Чоботова лоббировал Сергей Иванов, под началом которого он работал долгие годы. Переназначение получил и глава управления по вопросам госслужбы и кадров Антон Федоров. В начале года обсуждался уход господина Федорова из АП, говорили собеседники “Ъ”. Аппаратную поддержку ему мог оказать первый замглавы АП Сергей Кириенко.

Другой соратник господина Кириенко, замглавы УВП Александр Харичев возглавил управление по обеспечению деятельности Госсовета (его курирует господин Кириенко). В УВП господин Харичев отвечал за все выборные региональные кампании, входил в неформальный предвыборный штаб Владимира Путина. Указ президента об оптимизации структуры АП перевел в ведение управления по обеспечению деятельности Госсовета также взаимодействие с экспертными организациями, мониторинг и анализ социальных процессов. Под эти функции, как писал “Ъ” 15 июня , господин Харичев может забрать с собой из УВП референта управления Ольгу Аллилуеву вместе с департаментом информационно-аналитического обеспечения. Госпожа Аллилуева занимается оценкой социально-экономической ситуации в регионах. По сведениям “Ъ”, также она отвечает за расходование средств из резервного фонда президента. Политолог Андрей Колядин говорит, что «роль управления будет возрастать, если версии о создании на базе Госсовета некой новой структуры, которая позволит сохранить влияние Владимира Путина на основные процессы государственного устройства после окончания срока полномочий, окажутся хоть отчасти правдивы». Если же этого не произойдет, то управление будет заниматься тем, чем занималось - организацией заседаний совета, социально-экономическим и политическим мониторингом ситуации в РФ, пояснил эксперт.

Неясной осталось судьба управления по обеспечению конституционных прав граждан. Среди переназначенных глав управлений фамилии его руководителя Дмитрия Жуйкова нет. Господин Жуйков работает в АП с 1997 года, с 2004 - руководит управлением. По сведениям “Ъ”, работу управления курирует глава АП Антон Вайно.

Корпус советников президента пополнил Абубакар Эдельгериев, занимавший до 22 июня должность главы правительства Чечни. Он назначен вместо Александра Бедрицкого и будет курировать вопросы климата. Политолог Ростислав Туровский допускает, что после кадровых перестановок «федеральный центр будет менять модель поведения на Северном Кавказе», а назначение людей из окружения Рамзана Кадырова в Москву - «уступка чеченским элитам», тем более что «все прошлые годы они пытались усилить влияние на Москву». Политолог Аббас Галлямов напоминает, что «Чечня получает деньги из Москвы, и в ситуации уменьшающегося финансового пирога Рамзану Кадырову нужно как можно больше людей, которые будут объяснять московским чиновникам, что чеченскую часть пирога трогать нельзя».

Странно выглядит ситуация с назначением зятя первого президента РФ Бориса Ельцина Валентина Юмашева советником президента на общественных началах. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Валентин Юмашев уже 18 лет занимает эту должность и 22 июня был просто переназначен. Почему ранее не публиковались указы о переназначении господина Юмашева и зачем это понадобилось сейчас, господин Песков не объяснил. Сам господин Юмашев сказал ТАСС , что не имеет четко определенного круга вопросов, за которые отвечает в качестве советника: «Если возникают вопросы, по которым востребованы мои опыт и знания, я всегда делаю все, что могу». В 1996 году господин Юмашев работал советником Бориса Ельцина, а с 1997 по 1998 год возглавлял его администрацию. В последнее время его имя фигурировало в основном в связи с акционерными войнами вокруг ГМК «Норильский никель».

Зимой сообщалось , что он может принять участие в очередном конфликте крупнейших акционеров «Норникеля», среди которых «Интеррос» Владимира Потанина (34% акций) и «Русал» Олега Дерипаски (27,8%). Валентин Юмашев участвовал в заключении акционерного соглашения по «Норникелю» в 2012 году - он согласился выступить арбитром, если из числа акционеров выйдет Роман Абрамович.

Софья Самохина, Иван Сафронов, Максим Иванов


Управления администрации президента возглавили:

  • Управление по внутренней политике - Андрей Ярин
  • Управление по научно-образовательной политике - Инна Биленкина
  • Управление по социально-экономическому сотрудничеству с государствами--участниками СНГ, Абхазией и Южной Осетии - Олег Говорун
  • Канцелярия президента - Александр Голубев
  • Управления протокола президента РФ - Анна Куликова
  • Управление по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи - Андрей Липов
  • Управление по внешней политике - Александр Манжосин
  • Управление по работе с обращениями граждан и организаций - Михаил Михайловский
  • Управление по общественным проектам - Сергей Новиков
  • Управление по государственным наградам - Владимир Осипов
  • Управление информационного и документационного обеспечения - Сергей Осипов
  • Экспертное управление президента - Владимир Симоненко
  • Управление по общественным связям и коммуникациям - Александр Смирнов
  • Управление по вопросам государственной службы и кадров - Антон Федоров
  • Управление по обеспечению деятельности Государственного совета РФ - Александр Харичев
  • Управление пресс-службы и информации - Андрей Цыбулин
  • Управление по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами - Владимир Чернов
  • Управление по вопросам противодействия коррупции - Андрей Чоботов

Эксперты «БИЗНЕС Online» о КГБ 2.0, отказе выполнять требования ЦРУ и незавидной судьбе ведомств, потерявших своих суперлоббистов

Утечка о том, что под крылом ФСБ возрождается министерство госбезопасности, сегодня едва не затмила подведение итогов выборов. Еще бы: теперь идущие в последнее время войны силовых кланов вполне можно рассматривать как артподготовку к перезагрузке всей системы с ликвидацией СКР и МЧС, а также ФСО в нынешнем виде. Эксперты «БИЗНЕС Online» рассуждают о том, насколько правдивы слухи и не грозит ли суперведомству в случае его создания суперкоррупция.

Путину понадобились 3 президентских срока и почти 16 лет работы в Кремле, прежде чем преобразование ФСБ в аналог КГБ стало обсуждаться как очередной замысел отечественной элиты - правда, пока по-прежнему тайный

«БУДЕТ ВАМ В 2017 ГОДУ МГБ ВО ГЛАВЕ С БЕРИЕЙ»

Утечка о возможном создании в России министерства государственной безопасности (МГБ) появилась с легкой руки «Коммерсанта». В то время как все СМИ дружно отписывались о результатах выборов, издание, имеющее репутацию «буревестника» тайных замыслов российской элиты, сообщило, что в РФ готовится масштабная реформа силовых и правоохранительных ведомств . А именно: МГБ , по информации «Ъ», предполагается создать до президентских выборов 2018 года на основе ФСБ, присоединив к нему ФСО и СВР . Следственный комитет при этом должен быть возвращен в надзирающую за ним генпрокуратуру, а функции МЧС разделены между минобороны и МВД. Журналисты «Коммерсанта», демонстрируя свою компетентность, предрекли, что новое министерство получит возможность брать в свое производство наиболее резонансные дела, а также контролировать те расследования, в основу которых легли материалы данной спецслужбы. Цель реформы - более эффективное управление силовыми и правоохранительными структурами и искоренение коррупции в этих ведомствах.

На многократно процитированную и расхватанную соцсетями горячую новость вынужден был отреагировать даже путинский пресс-секретарь . В ответ на просьбу журналистов прокомментировать саму возможность такой реформы Песков отреагировал лаконично-комично: «Нет, не могу». Таким образом, ни подтверждать, ни опровергать сообщение «Коммерсанта» представитель Кремля не стал.

Когда грядет реформа спецслужб или же возникают первые робкие слухи о том, что такая возможность «рассматривается», на горизонте появляется множество «прорицателей» с пророчествами о «новом 1937». Вот и сейчас такие «пророки» наперебой заговорили через отечественные соцсети. «Вернули МГБ - вернем и ГУЛАГ», - пишет в «Твиттере» пользователь Блезерскайт Текумсе . И ему вторят коллеги вроде Госдепа Хохланда : «Будет вам МГБ в 2017 году во главе с Берией». Многие отмечают, что новость о перезагрузке спецслужб появилась на фоне уверенной победы «Единой России», получившей в будущей седьмой Госдуме конституционное большинство . Тем самым постепенно вырисовывается зловещий узор: власть, окончательно зачистив политическое поле, вспомнила о своей «монополии на насилие» и намекнула на желание создать для этого подходящее орудие - МГБ, воскрешающее в памяти другие зловещие аббревиатуры: ОГПУ, НКВД, КГБ и пр.

Между тем о необходимости создать такую могущественную структуру, как министерство государственной безопасности, в России говорили давно - практически с тех пор, как комитет государственной безопасности СССР распался осенью 1991 года на три автономные структуры, названия которых уже наверняка выпали из памяти новых поколений: МСБ (межреспубликанскую службу безопасности), ЦСР (центральную службу разведки) и комитет по охране границы. Ликвидация грозного КГБ тогда выглядела как часть того пораженческого «договора», который проигравший в холодной войне, но еще советский Кремль подписал с Западом. Атомизация и дробление госбезопасности на отдельные ведомства ослабляло некогда могущественную спецслужбу, бывшую достойной соперницей ЦРУ, разрушало налаженные связи соподчинения и просто деморализовало чекистов. Автор этих строк помнит, как возвращались в новую «демократическую Россию» рассекреченные по небрежности Михаила Горбачева резиденты из Восточной Европы и оказывались никому не нужными и выброшенными на улицу. Некоторые из «рыцарей меча и щита» прямиком уходили в криминальные группировки, другие пополняли ряды безработных, больницы и кладбища. Никто не знал своего будущего и уже поэтому не думал о будущем страны. МСБ между тем было преобразовано в АФБ (агентство федеральной безопасности) РСФСР, затем просто в МБ (министерство безопасности) РФ, из которого, в свою очередь, вылупилась федеральная служба контрразведки. А уже из нее летом 1995 года родилась нынешняя ФСБ РФ - изрядно кастрированный вариант КГБ. В автономный режим при этом были переведены СВР (служба внешней разведки), ФСО (федеральная служба охраны), пограничные войска и т. п.


В ответ на просьбу журналистов прокомментировать саму возможность реформы ФСБ Дмитрий Песков ни подтверждать, ни опровергать не стал

Собрать разбросанный реформаторами 1990-х конструктор призывали изначально, но возможностей к этому, по всей видимости, не было. Даже нынешний российский президент Владимир Путин , возглавлявший ФСБ чуть больше года в период с июля 1998 года по август 1999-го, ни разу не заикался о возможности такой реформы. Понадобились 3 президентских срока и почти 16 лет работы в Кремле, прежде чем преобразование ФСБ в аналог КГБ стало обсуждаться как очередной замысел отечественной элиты - правда, пока по-прежнему тайный.

РЕЗОНАНСНЫЕ ДЕЛА ПРОТИВ ЭЛИТЫ: ТЕПЕРЬ НИКТО НЕ МОЖЕТ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ НЕПРИКОСНОВЕННЫМ?

Аббревиатура МГБ не нова, историки СССР хорошо помнят министерство государственной безопасности Виктора Абакумова , созданное сразу после войны и предназначенное для точечной чистки в отношении ряда тогдашних советских элит. Воевали с «пятой колонной» - теми, кто в годы войны помогал Третьему рейху или же становился под его знамена, выявляли коррупционеров, чрезвычайно обогатившихся военными трофеями и пр. Все это в новом контексте может оказаться востребовано и сейчас, тем более что некоторые консервативные политики не без основания сравнивают период 90-х годов с иностранной оккупацией.

Одно МГБ на современной политической карте уже есть - в ЛНР, Луганской народной республике . Здесь, где обкатываются многие технологии, которые потом могут пригодиться в большом «русском мире», министерство госбезопасности имеет еще более широкие полномочия , чем в варианте, озвученном «Коммерсантом», в частности, в состав ведомства входят и милиция, и пограничники . Необходимость объединить все под одной крышей в ЛНР понятна: республика маленькая и непризнанная. В России же перезагрузка силовых структур, как показывает опыт, может быть связана как с объективной необходимостью (собрать конструктор), так и с личностным фактором. Дело в том, что многие крупные ведомства силовиков в РФ выстраивались вокруг яркой личности - не только в далеком прошлом, когда Бенкендорф создавал Третье отделение, а Дзержинский - ЧК, но и сравнительно недавно. Таким образом МЧС было завязано на личность Сергея Шойгу , СКР - на личность Александра Бастрыкина , ФСКН - на личность Виктора Черкесова . Какое-то время неприкаянным мыкался Виктор Золотов , бывший начальник службы безопасности президента, но и в этом случае «хороший парень» не остался без места - создается впечатление, что Нацгвардия была создана специально под него. Но как только «яркая личность» из окружения президента переходила на новую должность или впадала в опалу, распиаренное ведомство постепенно распадалось, точнее, переходило под иную юрисдикцию, укрупнялось, как это и произошло в случае с ФСКН. Видимо, слухи о скорой отставке Бастрыкина, которые больше не кажутся такими невероятными на фоне сообщений о создании МГБ, из той же оперы. Новое министерство сосредоточит под собой весь практически калейдоскоп периода спецслужбистской раздробленности (как уже было упомянуто, это СВР и большинство подразделений федеральной службы охраны). От нынешней ФСО, если верить слухам, останется лишь обрубок в виде службы безопасности президента РФ, учрежденной тогда Александром Коржаковым . Ей будут подконтрольны спецсвязь и транспортное обслуживание высших должностных лиц.

Нацеленность же будущего МГБ на «резонансные дела», анонсированная СМИ, поневоле вызывает в памяти действительно громкие процессы полковника МВД Дмитрия Захарченко , расследование уголовного дела вора в законе Захария Калашова (Шакро Молодого), арест экс-губернатора Коми Вячеслава Гайзера , взятие с поличным главы Кировской области Никиты Белых и многое другое. То, что воспринималось исключительно как отражение борьбы правящих кланов, на самом деле может оказаться обкаткой механизма борьбы с коррупцией, которой когда-то истово занималось абакумовское МГБ. Эксперты отмечают, что сам факт возбуждения дела в отношении «короля воров» Шакро Молодого стал возможен благодаря тому, что инициатором выступила ФСБ, а не СКР. Характерно, что именно следователи следкома, подчиненного Бастрыкину, поспешили уволиться, как только узнали, что Калашов оказался под прицелом спецслужб. Напомним, что рапорты об увольнении написали тогда руководитель следственного управления Алексей Крамаренко , его заместитель Александр Хурцилава и следователь по особо важным делам Андрей Бычков . Ряд высокопоставленных сотрудников СКР проходит по делу в качестве подозреваемых.

Все это, видимо, говорит о том, что «круговая порука», работавшая едва ли не как государственный механизм с 1990-х годов, где-то дала трещину. Когда-то Михаил Ходорковский стал героем на Западе именно благодаря тому, что в «одно лицо» отвечал за все грехи российской олигархии. Теперь уголовные дела против представителей элиты возбуждаются едва ли не каждую неделю, и совершенно непонятно, кто следующим поменяет просторный начальственный кабинет на тесную камеру в СИЗО. Даже вовремя эмигрировать удается далеко не всем: последний, у кого это получилось, - бывший глава «Вымпелкома» Михаил Слободин , чей заочный арест поставил под сомнение позиции до сих пор неприкосновенного и со всех сторон лояльного олигарха Виктора Вексельберга .


Павел Чиков: «Вовсе не факт, что будет именно МГБ и именно в таком виде, но я думаю, что системные изменения будут серьезные» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ УЖЕ УВИДЕЛИ, ЧТО ФСБ ПОКАЗАЛА СВОИ ЗУБЫ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», ставят под сомнение благие цели создателей МГБ. «Эти изменения происходят не из-за коррупционных скандалов, у реформы нет целей борьбы с коррупцией, - полагает руководитель международной правозащитной группы „Агора“ . - Это фиксация передела власти в стане силовиков, смена приоритетов, игроков. Будет все жестче и откровеннее». Впрочем, Чиков ставит под сомнение и саму возможность формирования карательного министерства. «Вовсе не факт, что будет именно МГБ и именно в таком виде, но я думаю, что системные изменения будут серьезные», - добавил собеседник издания.

Отметим, ранее в эфире телеканала «Дождь» Чиков заявил , что упразднение ФСКН, ФМС и создание Росгвардии - это лишь первый шаг в больших структурных изменениях. «Можно ожидать упразднения СКР и перевода следствия обратно в прокуратуру либо в иное ведомство, то есть то самое русское ФБР, но не на базе СКР, как хотел Бастрыкин, а на базе ФСБ. Если посмотреть, кто из силовиков не опорочен сейчас: только ФСБ и новая Росгвардия. Как раз условия для формирования на их базе новой суперструктуры. А все эти скандалы - не что иное, как артподготовка перед предстоящими тектоническими сдвигами», - заявил Чиков.

Председатель наблюдательного совета группы охранных предприятий «Контр» полагает, что все обсуждаемые преобразования - это лишь реконструкция фасада и смена вывесок, в действительности же КГБ, «разобранное» на три разные структуры, продолжал жить единым организмом. «Вопросы внутренней и внешней безопасности, а также внешней разведки не могут существовать в отрыве друг от друга, поэтому мы [в 90-х] только формально разрушили эту технологическую цепочку, но по факту она всегда существовала, существует и будет существовать, - заметил собеседник „БИЗНЕС Online“. - Эти три области нашей госбезопасности всегда были интегрированы одна в другую и взаимодействовали, а их раздел был „фасадным“ решением. Внегласное лидерство всегда было за ФСБ, а теперь, когда отпала необходимость внешнеполитического имиджа, демонстрации России как либеральной страны, все возвращается на круги своя».


Ильдус Янышев полагает, что все обсуждаемые преобразования - это лишь реконструкция фасада и смена вывесок, в действительности же КГБ, «разобранное» на три разные структуры, продолжало жить единым организмом. Фото: «БИЗНЕС Online»

Создание МГБ в период обострения внешнеэкономических и внешнеполитических противоречий России с Западом Янышев называет естественным решением, которое сократит управленческие расходы, а также повысит качество координации подразделений и сроки принятия решений.

«Для законопослушных граждан создание этой структуры никакой угрозы не несет, только для врагов России, для экстремистски настроенных категорий граждан , для преступников всех мастей , - говорит Янышев. - Мы уже увидели, что ФСБ показала свои зубы, когда выявила ряд громких коррупционеров в системе МВД и губернаторском корпусе. В условиях нарастающих внешнеэкономических и политических рисков создание такого министерства будет оправдано».

Вместе с тем для внутренне суперсилового ведомства возникают риски суперкоррупции. Собеседник издания полагает, что серьезным антикоррупционным сигналом для элит будет не смена названия ведомства, а «изменение характера и содержания структуры, а также эффективность деятельности органов, но для этого требуется кардинальная перестройка всей системы».

«Я думаю, реформа правоохранительной системы продолжится, у нас еще много узких мест, а выявление ярких коррупционных моментов - это сигнал к ее продолжению, - заключил Янышев. - Одним только созданием МГБ проблемы с коррупцией решены не будут, нам еще пахать и пахать».

«ЗАВЕРШАЮЩИМ ШАГОМ РЕФОРМ БУДЕТ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ АРМИИ»

Александр Колпакиди - историк спецслужб, писатель:

Я совершенно уверен, что это непроверенные слухи, запущенные, очевидно, в связи с выборами. Коренное отличие МГБ от КГБ в том, что его поддерживал народ. В нем были выходцы из народа, все знали, что там нет ни воров, ни жуликов. Если даже эта реформа произойдет, не думаю, что что-то реально изменится. Так, во время холодной войны пытались создать комитет информации, туда вошло ГРУ. Но в итоге распустили, кончилось ничем. Да, НКВД имел огромные полномочия в экономике. Но тогда это имело смысл, НКВД был приводным элементом модернизации. Так и стало возможно сталинское экономическое чудо 30-х годов. Если бы сейчас была программа реформ, тогда бы можно было создавать такой орган, как МГБ. А сейчас это выглядит как страх перед внутренней угрозой. В качестве примера: внутренние войска у нас самые большие в истории России. Таких масштабов они достигали в 1945 году. Уже по окончании войны, в августе 45 года, они были меньше, чем у нас сейчас.

Если МГБ и создадут, то с расчетом на то, что экономика будет и дальше проседать, уровень за чертой бедности вырастет до 50 процентов, бюджетники пойдут по миру. Для борьбы с коррупцией это смысла не имеет. Думаю, наша власть не допустит таких экономических развалов в будущем, иначе МГБ станет внутренней угрозой.

Эмиль Гатауллин - юрист:

Я не очень верю в эти переименования, это больше напоминает реформу МВД, когда милицию в полицию переименовывали. Серьезного значения я бы этому не придавал, от перемены мест слагаемых мало что изменится. Чтобы бороться с коррупцией, надо начинать с демократизации. Выборы прошли, но что это за выборы? Тех лиц, кого я бы хотел видеть там, я не видел и не увижу. Что касается борьбы с коррупцией, все равно самый верхний эшелон власти это не затронет, у нас там есть люди, которые неприкасаемы, их это всерьез не затронет. А остальных смогут заставить маршировать в строю.

Высшие эшелоны [затронет] это, если Путин уйдет и будет какая-то структура заниматься проверкой его деятельности. И хочется верить, что с его преждевременным уходом через демократические процедуры, такие как выбор другого лидера, проверят его действия на предмет соответствия закону и тому, отвечает это российским интересам или нет. Вот это было бы интересно, а остальное - просто мышиная возня.

Причины в том, что денег стало мало, они издержки сокращают и монополизируют все то, что может приносить деньги. А следствие, надзор за правоохранением - все это может деньги приносить. Они же много над чем надзирают - за банковской деятельностью, предпринимательской деятельностью и т. д. В главе борьбы стоит монополизация и расстановка своих на оставшиеся места.

Мне кажется, завершающим шагом реформ будет преобразование армии. Шойгу там как свой человек уже стоит, но какой-то более масштабной реформы мы так и не увидели. Может быть, армию не трогают, поскольку сейчас время такое горячее, все-таки Россия войну ведет в Сирии, неизвестно, чем это может завершиться.

Алексей Кондауров - генерал-майор КГБ в отставке, бывший депутат Госдумы:

Министерство госбезопасности будет заниматься тем же, что и ФСБ, но получит расширенные функции. Новые функции будут добавлены в СВР. Часть будет передана в ФСО. Судя по всему, она займется собственной безопасностью. Вообще, министерство создается для лучшей координации деятельности. Авторы проекта считают, что при таких изменениях эффективность повысится. МГБ будет напоминать КГБ по своему внутреннему наполнению и задачам , только правительственная связь останется в ФСО, но это не столь важно. Конечно, предстоят замены руководителей в правоохранительных органах. Бастрыкин еще на месте, Колокольцев тоже.


Рафил Нугуманов: «Укрепление ФСБ - укрепление России, это мое мнение» Фото: «БИЗНЕС Online»

Депутат Госсовета РТ пятого созыва:

Я думаю, министерство госбезопасности будет мощной организацией. Тем более она [госбезопасность] была одной из лучших в мире, когда именовалась КГБ. Назвать можно как угодно, но во всем мире эти службы есть - по четыре-пять организаций. Но при едином руководстве они будут работать лучше. Это ведомство находится на службе у народа и будет направлено на устранение как внешних, так и внутренних угроз. Если министерство возглавит не политик, а профессионал, то дело пойдет. Укрепление ФСБ - укрепление России, это мое мнение.

Александр Духанин - начальник отделения следственного управления КГБ СССР, историк спецслужб:

Структура министерства госбезопасности приближается к бывшей структуре КГБ. Он имел в своем составе первое главное управление, которое стало службой внешней разведки, а также ФСО. Это бывшее девятое управление, которое при Ельцине стало службой безопасности президента, а затем трансформировалось в федеральную службу охраны. КГБ до развала отличался огромной мощью в плане обеспечения безопасности государства, со своим бюджетом противостоял угрозам. Теперь придется создавать новую профессиональную кадровую школу, поскольку при Ельцине все были разогнаны. Тогда требование ЦРУ США было покорно исполнено президентом и его ставленниками. Создание МГБ - шаг к устранению прошлых ошибок, к росту могущества страны и безопасности ее граждан.

Сотрудники спецслужб рассказали «Новой», как связаны аресты губернатора Кировской области Никиты Белых, питерского миллиардера Дмитрия Михальченко и создание Национальной гвардии

Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»

3 июня Никита Белых принял участие в Великорецком крестном ходе. Именно в этот день кировские чекисты получили оперативную информацию, что в «ближайшее время» губернатор внесет наличными 20-25 миллионов на восстановление одного из православных храмов. Глава региона особо и не шифровался: по мобильной связи разговаривал со спонсором, говорил ему, что лето - самое время развернуть стройку, что именно сейчас надо помочь церкви…

Белых прекрасно знал, что помощь церкви, даже если она происходит юридически небезупречно, у нас уголовно ненаказуема, - рассказывает наш собеседник, высокопоставленный сотрудник ФСБ. - В России огромное количество церквей и мечетей, возведенных на деньги, собранные руководителями регионов. Не всегда эти деньги проходили через благотворительные фонды. Намного чаще священники и муллы получали деньги именно налом… И получилось: Белых взяли не за то, за что можно брать. Его арест - это явное превышение «понятийных полномочий». И вот еще почему - потому что, по негласному правилу, даже оперативная разработка должностных лиц, назначенных президентом, может производиться только с личного разрешения Путина. А Белых разрабатывали без президентского благословения, под прикрытием сбора информации о Навальном

По словам нашего собеседника, в последние несколько месяцев в окружении президента произошло резкое обострение противостояния двух кланов - эфэсбэшного, неформальный лидер которого - руководитель администрации президента Сергей Иванов, и эфэсошного - формальным и неформальным лидером которого был многолетний руководитель Федеральной службы охраны Евгений Муров.

Создание Национальной гвардии стало аппаратной победой клана ФСО, полагают наши источники:

Разговоры о том, что Нацгвардия создана для усмирения протестных настроений, - пустопорожняя болтовня. Толпы мы не боимся, мы боимся друг друга.

А основания для опасений есть. Дело в том, что самая серьезная функция, которая появилась у Национальной гвардии, - это возможность ведения оперативно-разыскной деятельности (ОРД).

И никто не может гарантировать, что под ОРД оперативников Нацгвардии не попадут кадры ФСБ, расставленные и в министерствах, и ведомствах, и в регионах, и в руководстве крупнейших предприятий и банков страны.

Справедливости ради надо сказать, что ФСО тоже расставляло свои кадры. К примеру, при каждом губернаторе, по информации наших источников, есть «смотрящий» от ФСО. Где-то он занимает должность руководителя губернаторского аппарата, где-то помощника губернатора, а где-то и самого губернатора…

Наши источники в ФСО подтвердили, что решение о создании Нацгвардии и наделение новообразования функциями проведения ОРД эфэсбэшный клан воспринял довольно болезненно. Дело в том, что параллельно шли два процесса. Предполагалось не только создание Нацгвардии, именно в это время активно лоббировалось и создание Министерства государственной безопасности (МГБ), в котором собирались объединить ФСБ, ФСО и СВР. Но Евгению Мурову удалось отстоять независимость ведомства. Без ФСО создание МГБ теряло смысл, идею отложили, но маховик создания Нацгвардии к тому времени уже был запущен.

Эфэсбэшный клан не мог спокойно наблюдать за процессом резкого усиления эфэсошников и нанес болезненный удар по «противнику». 16 марта был арестован известный питерский предприниматель Дмитрий Михальченко (подробности в «Новой», № 65 от 20 июня 2016 г.). В ФСБ прекрасно знали, что Михальченко покровительствовал глава ФСО Евгений Муров. Более того, по нашим сведениям, Муров представил Михальченко Владимиру Путину, отрекомендовав его как незаурядного бизнесмена, щедро поддерживающего все президентские инициативы.

Вообще-то Михальченко арестовывали дважды. Когда сотрудники ФСБ «приняли» бизнесмена в первый раз, руководителю операции, по данным наших источников, будто бы позвонил Евгений Муров и задержанный был отпущен. За что сотрудники ФСБ получили нагоняй от московского руководства. И тут же кинулись арестовывать Михальченко «на бис».

Через несколько дней после задержания Михальченко руководство ФСБ доложило президенту об аресте бизнесмена и о роли членов эфэсошного клана (в том числе и среди действующих коллег - сотрудников центрального аппарата ФСБ) в, так скажем, бизнес-схемах питерского миллиардера. Практически в этот день и была решена судьба непотопляемого руководителя ФСО Евгения Мурова. Его отправили в отпуск, откуда он на работу уже не вышел. А 26 мая Путин подписал указ об освобождение Мурова от должности руководителя ФСО.

Еще одной знаковой победой эфэсбэшного клана стала ликвидация ФСКН и увольнение главы антинаркотического ведомства Виктора Иванова - несомненно, тяжеловеса из клана ФСО.

Окрыленный тактической аппаратной победой, эфэсбэшный клан перешел в наступление, посчитав, что под шум, вызванный отставкой Мурова, можно расчистить от ставленников ФСО и центральный аппарат ФСБ, самой заметной фигурой из которых можно считать руководителя управления «К» Службы экономической безопасности ФСБ генерала Виктора Воронина. Он-то и стал первой жертвой «чистки». По нашим сведениям, еще 11 июня был подписан указ президента об освобождении Воронина от занимаемой должности. В ФСБ стремительно начали расползаться слухи о серьезных кадровых перестановках (подробности в «Новой», № 59 от 3 июня 2016 г.). Предполагалось, что новые руководители появятся не только в управлении «К», но еще в нескольких управлениях СЭБ. Да и сам руководитель СЭБ начал собирать вещи, чтобы освободить кабинет.

Но кадровые перестановки затянулись. Наш источник в ФСО высказал предположение, что эфэсбэшный клан занервничал, не понимая, что происходит, и ко всему прочему совершил роковую ошибку, арестовав Никиту Белых. Офицер ФСО, с которым мы побеседовали, так же как и офицер ФСБ, полагает, что сотрудники чекистского УСБ, «принявшие» губернатора Кировской области, превысили «понятийные полномочия». Прежде всего тем, что не доложили президенту о проведении «оперативного эксперимента» в отношении Никиты Белых. И тем, что тут же «слили» в СМИ информацию о его задержании.

Возможно, это случайное совпадение, но именно после ареста губернатора Кировской области рапорты об увольнении руководителя СЭБ и нескольких управлений этой службы были возвращены «без рассмотрения» тем, кто их написал. Иван Ткачев из 6-го управления УСБ ФСБ, примерявшийся к должности руководителя управления «К», по нашим сведениям, будет назначен лишь 1-м заместителем управления. А возглавит управление - Андрей Егоров, сейчас работающий там 1-м заместителем. Все остальные предполагавшиеся рокировки и отставки, по-видимому, не состоятся.

Реформа ФСБ 2018 года: реорганизация прокуратуры в 2018 году. К предстоящим президентским выборам в России запланировано масштабное реформирование силовых структур.

Полномасштабные реформы в первую очередь коснутся сотрудников ГИБДД и правоохранителей. С 2018 года обеспечением государственной безопасности в России будет заниматься новое Министерство (МГБ), создать которое планируется на основе ФСБ.

Служба внешней разведки и Федеральная служба охраны станут одним целым. А Следственный комитет РФ после нескольких лет самостоятельного функционирования вновь вернется в состав Генеральной прокуратуры. Обязанности аварийно-спасательной службы МЧС планируется возложить на Минобороны и МВД РФ.

Такие изменения, по мнению властей, должны существенно повысить эффективность силовых структур, способствовать борьбе с коррупцией, а также перевести оборону РФ на новый, более качественный уровень.

Два года назад, по указу Владимира Путина, была основана Росгвардия, курирующая внутренние войска, а также часть подразделений МВД. Впоследствии были упразднены ФМС и ФСКН, их полномочия были переданы Министерству внутренних дел.

Реформа ФСБ 2018 года: реорганизация прокуратуры в 2018 году, изменения, новости, слияние с ФСО

Аналитики уже высказали предположение, что новое Министерство госбезопасности станет аналогом КГБ, расформированного в год распада СССР. Среди задач, которые планируется вменить МГБ – расследование и ведение уголовных дел, возбужденных СК РФ и полицейскими.

Также планируется создание следственного отдела, занимающегося расследованием громких уголовных преступлений, угрожающих безопасности государства. СК потеряет свой статус следственного управления, войдя в состав Генпрокуратуры в качестве его подразделения. В начале прошлого года Генпрокуратура уже взяла под свое крыло военную прокуратуру.

Предстоящая реформа коснется и руководящий состав реорганизованных ведомств. В результате нововведений планируется очистка госструктур от коррупционеров. Этот процесс, вероятнее всего, будет сопровождаться волной скандалов и расследований.

К этому времени известно, что с поста главы СК будет снят Александр Бастрыкин. Слухи о его уходе появились еще в позапрошлом году. На фоне нескольких громких арестов руководителей УСБ СК РФ, Бастрыкиным было принято решение уйти в отставку. Однако, тогда ему удалось остаться на занимаемой должности.

Оптимизация руководящего состава на этом не остановится, ведь количество кресел в новом Министерстве ограничено. Для реформирования ФСБ в 2018 году правительством планируется выделить миллиарды рублей. Существенную часть этой суммы обещают выплатить сотрудникам, которых будет решено уволить в результате оптимизации с целью экономии бюджетных средств. Ведь в середине прошлого года в штате СК РФ состояло более двадцати тысяч сотрудников. Содержание следователей обошлось государству в 38,9 миллиарда рублей. Если ведомство продолжит функционировать и дальше, это будет стоить налогоплательщикам около 38 миллиардов рублей в год.

Прошедшие аттестацию следователи получат должности в объединенной следственной структуре – Федеральной службе расследований. Положение о ней в данный момент находится в разработке Администрации Президента России. Еще часть следователей перейдут в прокуратуру. При этом оставшимся сотрудникам обещают существенно повысить оклады и сохранить льготы. Также планируется, что специалисты продолжат расследования по тем статьям Уголовного Кодекса, которыми они занимались до реформы.

В то же время сами сотрудники СКР опровергают слуги о реорганизации, заявляя о том, что журналисты неверно истолковывают полученную ими информацию. Эксперты же говорят о том, что реформу вряд ли запустят до окончания президентских выборов.

Комплекс зданий ФСБ на Лубянке Фото: Flickr / Фото Москвы Moscow-Live.ru

Идею Федеральной службы расследований поддерживает глава следственного департамента МВД Александр Романов, которому подобная перегруппировка добавит влияния. Против выступает Владимир Колокольцев, поскольку его Министерство после такой реформы останется фактически «ведомством участковых»

В рамках этого же наступления в середине декабря 2017 года в Госдуму сенатор Алексей Александров внес законопроект, который предлагает дать генеральному прокурору и его заместителям право изымать любое уголовное дело или материалы проверки о преступлении, выявленном ФСБ, и передавать его на расследование в службу. «Предлагаемые изменения позволят повысить эффективность и объективность предварительного следствия по ряду уголовных дел, выявленных органами ФСБ, предварительное следствие по которым сегодня осуществляется следователями иных органов предварительного расследования (например, следователями Следственного комитета России в отношении судей, прокуроров и следователей)», - отмечает автор документа в пояснительной записке, не скрывая, чьи полномочия будут урезаны. Сейчас законопроект направлен в комитет по государственному строительству и законодательству. Собеседник NT в руководстве Госдумы говорит, что закон готовился при участи ФСБ, потому у него неплохие шансы на принятие.

Судьба Бастрыкина

Федеральная служба расследований - не единственный вариант реформы силовых структур. NT уже писал, что Следственный комитет может вернуться в лоно Генеральной прокуратуры, из которой он был выделен в 2011 году. Кроме того, могут быть поделены между МВД и ФСБ: полиции отойдут экономические преступления, а контрразведке - коррупционные. Один из собеседников NT говорит, что не до конца похоронена еще идея создания единого следственного комитета на базе СКР и следственного департамента МВД. Главным лоббистом такого преобразования был генерал полиции , которого в конце ноября 2016 года Владимир Путин уволил из Министерства внутренних дел. Однако и после этого в правоохранительных органах хватает сторонников этого варианта реформирования следствия, замечает источник.

Все три сценария предусматривают, что нынешний председатель СКР Александр Бастрыкин не останется на своем посту. Хорошо знакомый с ним собеседник NT полагает, что в случае отставки Бастрыкин будет проситься на пост руководителя Санкт-Петербургской академии Следственного комитета. Источник объясняет это тем, что учебное заведение уцелеет, как бы ни развивались события. Кроме того, Бастрыкин считает академию своим детищем и хочет о нем позаботиться.

Все три сценария предусматривают, что нынешний председатель СКР Александр Бастрыкин не останется на своем посту. В случае отставки Бастрыкин будет проситься на пост руководителя Санкт-Петербургской академии Следственного комитета

Недовольство Бастрыкиным у руководства страны зреет давно. Его выступления в прессе, с заместителем главного редактора «Новой газеты» , найденная у Бастрыкина недвижимость в Чехии, якобы имевшаяся связь с членами тамбовской преступной группировки, которая упоминается в материалах испанского расследования, - это лишь несколько лежащих на поверхности причин, по которым работа председателя СКР перестала устраивать президента. Среди менее очевидных источники NT называют затяжной конфликт Бастрыкина с генпрокурором Юрием Чайкой, который вылился в дело , «дело генералов СКР» и противостояние с ФСБ. Так, спецслужба продолжает добиваться уголовного преследования близкого к Бастрыкину по делу Шакро Молодого.

Сам председатель СКР , осенью выступая перед студентами юридического факультета МГУ, признавал, что разговоры о реформировании Следственного комитета ведутся. Выдержки из записи его речи есть в распоряжении NT . Тогда же Бастрыкин напомнил, что у его ведомства есть собственное предложение по реформированию, которое заключается в воссоздании должности судебного следователя. Про эту идею в СКР говорят с конца 2015 года, но, как обращает внимание высокопоставленный собеседник NT в силовых структурах, маловероятно, что в ближайшее время эта инициатива будет претворена в жизнь, поскольку на повестке пока стоят более радикальные изменения.