Привороты Заговоры на... Отвороты

Как учесть деньги, перечисленные для участия в торгах. Торги: как учесть расходы на проведение или на участие Бухучет обеспечения заявки на участие в конкурсе

-- Выберите обзор из списка -- "Горячие" документы Новое в российском законодательстве Новости для бухгалтера Новости для юриста Госзакупки: главные новости Документы на регистрации в Минюсте РФ Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению Схемы корреспонденций счетов Материалы из журнала "Главная книга" Новое в налогообложении пользователей недр Новое в московском законодательстве Новое в законодательстве Московской области Новое в региональном законодательстве Проекты нормативных правовых актов Новое о законопроектах: от первого чтения до подписания Обзор законопроектов Итоги заседаний Государственной Думы Итоги заседаний Совета Государственной Думы Итоги заседаний Совета Федерации Новое: юридическая пресса, комментарии и книги Новое в законодательстве в сфере здравоохранения

Выпуск от 20 июня 2014 года

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отразить в учете организации, принимавшей участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на поставку товара и выигравшей его, внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе и возврат этих средств после заключения контракта?

Денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе перечислены организацией на счет заказчика в сумме 130 000 руб. В день заключения государственного контракта денежные средства возвращены на расчетный счет организации.

Корреспонденция счетов:

Гражданско-правовые отношения

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, касающиеся в том числе заключения гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 44-ФЗ).

При осуществлении государственных закупок определение поставщиков по государственному контракту производится в том числе конкурентным способом (ч. 1 ст. 24 Федерального закона N 44-ФЗ). Под конкурсом понимается конкурентный способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта (ч. 2, 3 ст. 24 Федерального закона N 44-ФЗ).

Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 48 Федерального закона N 44-ФЗ).

В целях участия в открытом конкурсе участник закупки представляет заявку на участие в конкурсе в порядке, установленном ст. 51 Федерального закона N 44-ФЗ.

По результатам рассмотрения и оценки заявок определяется победитель конкурса, с которым заключается государственный контракт (ч. 7, 8 ст. 53, ч. 1 ст. 54 Федерального закона N 44-ФЗ). В рассматриваемой ситуации организация выиграла конкурс.

При проведении конкурса заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации заказчиком должны быть указаны в том числе размер и форма обеспечения заявок. В данном случае обеспечение заявки на участие в конкурсе предоставляется участником закупки путем внесения денежных средств, что соответствует положениям ч. 1 ст. 44 Федерального закона N 44-ФЗ.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, возвращаются победителю конкурса после заключения контракта (ч. 8 ст. 54, п. 1 ч. 6 ст. 44 Федерального закона N 44-ФЗ).

Бухгалтерский учет

Денежные средства, перечисленные организацией в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, не включаются в состав расходов, поскольку не соответствуют понятию расхода, установленному п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н. Эти денежные средства учитываются в качестве дебиторской задолженности на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (п. 16 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Одновременно сумма обеспечения заявки на участие в конкурсе отражается на забалансовом счете 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные" (Инструкция по применению Плана счетов).

На дату возврата суммы обеспечения в учете организации производится бухгалтерская запись по дебету счета 51 "Расчетные счета" и кредиту счета 76. Сумма выданного обеспечения по исполненному организацией обязательству списывается со счета 009 (Инструкция по применению Плана счетов).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Обеспечение заявки на участие в конкурсе не связано с реализацией товаров (работ, услуг). Следовательно, объекта налогообложения по НДС, предусмотренного пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ, при перечислении денежных средств в целях обеспечения заявки и их возврате не возникает.

Налог на прибыль организаций

Денежные средства, перечисленные заказчику, носят обеспечительную функцию, то есть их природа аналогична задатку, залогу. Поэтому, полагаем, они не включаются в состав расходов организации на основании п. 32 ст. 270, п. 1 ст. 252 НК РФ.

Следовательно, при возврате этих денежных средств у организации не возникает экономической выгоды, то есть дохода в смысле ст. 41 НК РФ.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

На дату перечисления денежных средств в качестве обеспечения заявки

Перечислены денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе

130 000

Отражена сумма выданного обеспечения

130 000

Бухгалтерская справка

После заключения государственного контракта

Получены денежные средства от заказчика после заключения контракта

130 000

Выписка банка по расчетному счету

Списана сумма обеспечения по выполненному обязательству

130 000

Бухгалтерская справка

Т.Е.Меликовская
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

Основные расходы участника:

Сумма обеспечения заявки (возвращается после завершения торгов);

Плата, взимаемая с победителя торгов (составляется акт приемки передачи);

Расходы на программное обеспечение, сертификат электронной подписи для электронных торгов и т.д. (акты, лицензионный договор).

Законом N 44-ФЗ устанавливаются два вида обеспечения:

1) обеспечение заявки;

2) обеспечение исполнения контракта.

Сумма денежных средств, внесенная участником размещения заказа для обеспечения заявки на участие в аукционе (она должна быть возвращена заказчиком в некоторых, определенных законом случаях) с точки зрения бухгалтерского учета не является расходом организации, что следует из п. 2 ПБУ 10/99, поэтому на эту сумму делается проводка Дт 76 Кт51.Одновременно с этим в разрезе торгов делается проводка по забалансовому счету 009

После завершения аукциона сумма денежного обеспечения возвращается:

Что касается и всех затрат, напрямую связанных с участием конкурсе, до его завершения, сначала должны быть аккумулированы по Дт 76 счета. Так как до окончания торгов формально не относятся к расходам.

По заверении торгов возможно 2 варианта отражения указных расходов:

Аукцион выигран - Дт20,25,44 Кт76;

Аукцион проигран — Дт 91,2 Кт 76.

По расходам на ключ эцп для торгов затраты могут быть признаны единовременно путем списания со счета расчетов с дебиторами и кредиторами на счет затрат.

Все указанные расходы учитываются при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 16.01.2008 N 03-03-06/1/7).

Бухгалтерский учет обеспечения заявки на участие в закупке

При этом они принимаются к расходам единовременно, в связи с чем в отношении суммы обеспечения по контракту возникает отложенное налоговое обязательство.

Что касается иных режимов налогообложения, в частности «упрощенки», то тут ситуация неоднозначна:

Минфин в своих письмах от 07.12.2007 N 03-11-05/317, от 08.08.2014 N 03-11-11/39673 указывает, что расходы на ключ электронной подписи для торгов, обеспечительный платеж по заявке, затраты, связанные с информационным обеспечением торгов, на сертификат эцп для торгов, не могут быть учтены в составе расходов при УСН. Поскольку указанные затраты не включены в перечень, утвержденный п. 1 ст. 346.16 НК РФ, который является закрытым.

Вместе с тем есть Постановлении АС СЗО от 08.10.2014 по делу N А13-9590/2013 с абсолютно противоположным мнением, согласно которому все расходы, в том числе и по обеспечению участия в торгах, покупке эцп для торгов для ип и организаций могут быть приняты к налоговому учету. При этом суд ссылается на пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, который позволяет упрощенцам уменьшить доходы на сумму материальных затрат, определенных в соответствии с положениями ст. 254 НК РФ.

Ответить

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Скидка для победителя или что должен знать участник торгов, регистрируясь на электронных площадках. И о чём обязаны знать заказчики

Скидка для победителя — звучит интригующе. Операторы торговых площадок снизили на треть плату за участие в торгах, но малый бизнес этим так и не привлекли. Почему же так происходит и почему победитель должен платить за свою победу оператору электронной площадки? Если в сфере коррупционных отношений плата за победу является нормой, то вряд ли это можно назвать нормой для официальных платежей. А тем не менее это так, и Федеральная антимонопольная служба об этом знает.

Только вот не все Заказчики об этом уведомлены. Иначе как объяснить тот факт, что некоторые из них публикуют на площадках аукционы с начальной (максимальной) ценой 12 тысяч рублей и даже менее – от 1000 рублей. Скажите, ну какая компания в здравом уме будет участвовать в таком аукционе, и что за наценка должна быть в этом случае, чтобы тендеры были выгодными для поставщика? Участник торгов должен внести обеспечение заявки, затем ещё обеспечение контракта в случае победы (все эти деньги изымаются из оборота на определённое время). Плюс ещё победитель должен отстегнуть площадке деньги за победу. До недавнего времени, например, на Сбербанке победитель платил в случае победы 3 тысячи рублей. Сегодня площадки снизили плату благодаря инициативе антимонопольной службы, но малый бизнес всё равно не хочет принимать участие в торгах.

На первый взгляд плата за участие в торгах ничтожно мала – всего 2 тысячи рублей (с августа 2013 года). Да, она действительно мала, если контракты заключаются на сотни тысяч, миллионов или даже миллиардов рублей. Но если зайти на сайт закупок и отфильтровать открытые аукционы с ценой до 10000 рублей, то обнаружится довольно много таких заявок. В основном это закупки медикаментов для небольших лечебных учреждений. От обеспечения лекарствами зависит жизнь и смерть сельских жителей, и если вовремя не закупить нужные медикаменты, больным придётся покупать их за свои деньги. В данном случае ожидание, когда больница наконец-то закупит лекарства, недопустимо. А ведь это в основном люди преклонного возраста с небольшой пенсией. Почему же так происходит? Почему никто не предупредил конкурсные комиссии лечебных учреждений, что на аукционы стоимостью 2 или 3 и даже 10 тысяч рублей вряд ли кто будет подавать заявки. Разве только тот, кто не в курсе, что в случае победы с них могут списать приличную для этого аукциона сумму. Ведь порой плата за победу превышает стоимость самих торгов, не говоря уже о прибыли. Скажите, разве можно таким образом привлечь малый бизнес к участию в торгах?

Хорошо ещё, что сегодня в законе прописывается оплата за выполнение контракта максимум 30 суток. Раньше предприятия вообще могли ждать оплату за выполненные работы или поставку контракта по полгода и более. Авансовая система оплаты для госпредприятия – большая редкость. И как в таких условиях работать малому бизнесу? Брать кредит? А кто будет компенсировать расходы на проценты?

Неужели нельзя было выбрать такую достаточно удобную форму размещения для небольших закупок, как запрос котировок. Тогда и желающих принять участие в конкурсе было бы гораздо больше. Заказчик, выбрав такую форму размещения заказа, как запрос котировок, ничего бы не нарушил, если бы разместил бы таким образом тендеры на сумму до 500 тысяч рублей.

Один нюанс, который должен знать поставщик – на Сбербанке плата за участие в размере 2000 рублей берётся, если аукцион состоялся. Если вы видите, что вам выгодно участвовать, но сумма лота мала – подавайте заявку, но не играйте. Тогда, если никто, кроме вас не подаст заявку, вы признаетесь победителем и с вас не возьмут плату за участие. Хоть это обнадёживает. То есть плату не берут, если контракт заключается с единственным поставщиком.

Во всех остальных случаях, как показывает практика, плата автоматически списывается после заключения контракта. Так что при подаче заявки нужно это обязательно учитывать при целесообразности экономической составляющей. Документы за плату появляются как постфактум в личном кабинете. В бумажном виде документы приходят по почте, при неторопливости почты счета можно ждать месяцами – так что готовьтесь к вопросам бухгалтеров. При получении документов нужно подписать один экземпляр и отправить по почте – ещё один из пунктов расхода, хоть и небольшой.

Посмотрим, что же происходит на коммерческих площадках. Там есть плата за абонентское обслуживание клиентов. Да, денег за победу не берут, но платить-то всё равно придётся. А для малого бизнеса каждая копейка на счету. Выиграешь ты или нет – это ещё под вопросом, а денежки отстегни.

Компания – конкурсант на торгах: бухгалтерский учет и налоги

ФАС не видит ничего криминального в том, что за победу в торгах операторы электронных площадок берут деньги. К тому же электронные аукционы могут быть полностью бесплатными, если общая сумма обеспечения заявок на всех площадках за четыре квартала подряд достигнет 720 миллиардов рублей. Такая инициатива поступила от ФАС, но дождутся ли Поставщики этого момента?

Согласно статье 44 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон) обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств. При этом денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке.

Данные средства могут быть перечислены оператором электронной площадки на счет заказчика в следующих случаях (п. 13 ст. 44 Закона):

1) уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;

2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта;

3) изменение или отзыв участником закупки заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после истечения срока окончания подачи таких заявок.

В соответствии с разъяснениями Минфина России средства, поступающие бюджетному учреждению от применения различных санкций, признаются собственными доходами учреждения. Исходя из этого и в соответствии с приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению», в данной ситуации необходимо сделать следующие проводки:

2. Проводки по средствам по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме (учреждение выступает в роли участника аукциона)

Согласно статье 44 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон) обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств. При этом денежные средства, вносимые в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке (для учета проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах на счете оператора электронной площадки открываются лицевые счета участников таких аукционов).

Поступление заявки на участие в электронном аукционе является поручением участника закупки оператору электронной площадки блокировать операции по лицевому счету этого участника, открытому для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения указанной заявки (п. 17 ст. 44 Закона). При этом участник закупки вправе распоряжаться денежными средствами, которые находятся на его лицевом счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе, в отношении которых блокирование операций не осуществлено (п. 26 ст. 44 Закона).

Действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрен порядок бухгалтерского учета данных операций. Исходя из вышеизложенного и учитывая требования приказа Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению», в данной ситуации, по мнению автора, необходимо сделать следующие проводки:

Бюджетным учреждением для использования в качестве обеспечения заявок при проведении электронных аукционов перечислены денежные средства на счет оператора электронной площадки в банке 0 201 26 510 0 201 11 610
Оператором электронной площадки заблокированы операции по лицевому счету, открытому для проведения операций по обеспечению участия аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, поданной бюджетным учреждением 0 206 91 560 0 201 26 610
Заблокированные средства перечислены оператором электронной площадки на счет заказчика в случаях, установленных п. 13 ст. 44 Закона (отражение расхода) 0 401 20 290 0 206 91 660
Оператором электронной площадки прекращено блокирование в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе в случаях, определенных п. 6 ст. 44 Закона 0 201 26 510 0 206 91 660
Оператором электронной площадки произведен возврат денежных средств на счет бюджетного учреждения (в соответствии с п. 28 ст. 44 Закона 0 201 11 510 0 201 26 610

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
До выхода соответствующих разъяснений Минфина России считаем, что перечисление бюджетным учреждением денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в аукционе на специальный счет в банке с последующей их блокировкой может отражаться в корреспонденции со счетами 0 201 26 000 "Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации" и 0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами".

Обоснование вывода:
Закона N 44-ФЗ с 1 октября 2018 года предусмотрено требование об обеспечении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе путем:
- блокирования денежных средств на специальном счете участника закупки;
- предоставления банковской гарантии.
В силу Закона N 44-ФЗ требование об обеспечении заявки относится и к бюджетным учреждениям. Однако возможность обеспечения заявок путем предоставления банковской гарантии до 01.07.2019 отсутствует ( Закона N 44-ФЗ). Поэтому в этом случае бюджетные учреждения вправе открывать специальные счета для обеспечения заявок в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Вместе с тем по информации Минфина России в настоящее время осуществляется подготовка изменений в N 44-ФЗ в части исключения обязанности бюджетного учреждения предоставлять обеспечение заявки на участие в закупке (смотрите Минфина России от 27.08.2018 N 24-03-07/60842).
В рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение в целях обеспечения заявки на участие в аукционе перечисляет денежные средства на специальный счет участника закупок, открытый в Сбербанке. Далее эти денежные средства блокируются на специальном счете учреждения.
Действующим в настоящее время законодательством порядок отражения операций по перечислению бюджетным учреждением средств обеспечения заявки на участие в аукционе на специальный счет не регламентирован. Следовательно, порядок отражения этих операций бюджетному учреждению необходимо согласовать с учредителем и закрепить в положениях учетной политики ( Инструкции N 174н).
Согласно Инструкции N 157н для учета движения денежных средств по специальным счетам учреждений, открываемым в кредитных организациях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, используется счет 0 201 26 000 "Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации".
Вместе с тем действующая в настоящее время методология бухгалтерского учета предусматривает применение для учета расчетов с дебиторами по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе счета 0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами" ( Инструкции N 157н). При этом в 1-4 разрядах этого счета отражается код вида функции, услуги (работы) учреждения, по которой в целях обеспечения проведения конкурса по исполнению договоров на оказание услуг (работ) будет отражаться доход, получаемый учреждением в результате оказанного им вида услуги (работы), в 5-17 - аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 "Поступление на счета бюджетов" ( Инструкции N 174н).
Специалисты финансового ведомства также отмечают, что в бухгалтерском учете и отчетности бюджетных учреждений выбытие (возврат) сумм обеспечений отражаются с применением статьи 610 "Выбытие со счетов бюджетов" (510 "Поступление на счета бюджетов") КОСГУ ( Минфина России от 27.04.2015 N 02-07-07/24261).
В соответствии с п. 30 СГС "Концептуальные основы" при регистрации объектов бухгалтерского учета (отражении фактов хозяйственной жизни) в регистрах бухгалтерского учета пропуски или изъятия не допускаются. Поэтому в рассматриваемой ситуации учреждению необходимо отразить операции по перечислению денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в аукционе на специальный счет в корреспонденции с дебетом счета 0 201 26 000. Такие операции осуществляются в соответствии с Инструкции N 174н.
В то же время в целях обеспечения показателей соответствующих строк 590 Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737), которые, руководствуясь Инструкции N 33н, формируются на основании показателей по поступлению (выбытию) денежных средств от возврата (перечисления) сумм ранее перечисленных денежных обеспечений, бюджетному учреждению также необходимо отразить операции по блокировке этих денежных средств на специальном счете в корреспонденции со счетом 0 210 05 000.
Таким образом, до выхода соответствующих разъяснений Минфина России по данному вопросу считаем, что перечисление бюджетным учреждением денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в аукционе на специальный счет в банке с последующей их блокировкой может отражаться следующими бухгалтерскими записями:
1. Дебет 0 201 26 510 Кредит 0 201 11 610
увеличение забалансового счета 18 к счету 0 201 11 000, АнКВИ 610, КОСГУ 610
- отражено перечисление средств в обеспечение заявки на участие в аукционе на специальный счет в банке;
2. Дебет 0 210 05 560 Кредит 0 201 26 610
- отражена блокировка средств на специальном счете в банке, перечисленных в обеспечение заявки на участие в аукционе;
3. Дебет 0 201 26 510 Кредит 0 210 05 660
увеличение забалансового счета 17 к счету 0 201 26 000, АнКВИ 510, КОСГУ 510
- отражено снятие блокировки средств на специальном счете в банке, перечисленных в обеспечение заявки на участие в аукционе;
4. Дебет 0 201 11 510 Кредит 0 201 26 610
увеличение забалансового счета 17 к счету 0 201 11 000, АнКВИ 510, КОСГУ 510
увеличение забалансового счета 18 к счету 0 201 26 000, АнКВИ 610, КОСГУ 610
- отражен возврат средств, перечисленных ранее в обеспечение заявки на участие в аукционе на специальный счет в банке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Вопрос отражения в бухгалтерском учете участие в электронных торгах (в рамках 44-ФЗ).1) У нас возникла следующая ситуация:на электронной площадке торгов был открыт лицевой счет, на него были перечислены денежные средства. При участии в торгах оператором электронной площадки происходит блокировка определенной суммы в качестве обеспечения участия в заявке. По истечении торгов оператором осуществляется разблокировка денежных средств.Вопрос: как отразить в бухгалтерском учете операции по передвижению денежных средств на лицевом счете открытым на электронной торговой площадке.2) В рамках 44-ФЗ, при выигрыше на торгах заключается контракт с заказчиком, при этом перед заключением участник торгов(т.е. мы) должны перечислить Заказчику обеспечение исполнение контракта которое вернется после исполнение всех обязательств по договору. Как отразить эту ситуацию?

Проводки по отражению таких операций приведены в тексте подробного ответа.

Обоснование

Из статьи Журнала «Учет в торговле », № 11, ноябрь 2012

Фирма участвует в торгах. Учет расходов

Бухгалтерский учет расходов*

В целях бухгалтерского учета понесенные на участие в торгах расходы, по сути, являются не чем иным, как авансом, поэтому они отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» до момента окончания торгов и оглашения итогового решения.

Затем, в месяце объявления результата, кредитовое сальдо по счету 76 списывается либо как расходы по обычным видам деятельности (счета «Товары», «Расходы на продажу») (в случае выигрыша), либо в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие расходы») (при проигрыше).

Однако на практике бывают и иные варианты, когда, к примеру, для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах компания должна перечислить денежные средства на счет, открытый участнику оператором электронной площадки. При этом организация-участник вправе распоряжаться этими денежными средствами.

В данной ситуации рекомендуем учитывать эти средства не на счете 76 , а обособленно, например на счете 55

Для того чтобы средства, перечисленные для участия в аукционе, были учтены обособленно, в рабочем плане счетов можно закрепить аналитические счета к счету 55 :*

  • 55-о «Средства на обеспечение заявок на участие в аукционах»;
  • 55-б «Средства на обеспечение заявок на участие в аукционах заблокированные».

Блокировка оператором электронной площадки средств на момент подачи заявки на участие в аукционе отражается по дебету счета 55-б и кредиту счета 55-о. Одновременно делается запись по счету 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».

А вот при разблокировании средств по результатам участия в аукционе в учете организации производятся обратные записи.

Пример

ООО «Камелия» участвует в торгах на приобретение нежилого здания. По условиям торгов участники должны перечислить задаток и разработать проект по участию.

Для отражения рассматриваемых операций в учете необходимо сделать следующие бухгалтерские записи.

На дату выплаты задатка:

Дебет 76 субсчет «Торги»
Кредит 51
выплачен задаток.

В периоде подготовки к торгам:

Дебет 76 субсчет «Торги»
Кредит 60 (76)
приобретены услуги по созданию проекта для участия в торгах (если такие услуги приобретаются);

Дебет 19 Кредит 60 (76)
отражен «входной» НДС по услугам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС»
Кредит 19
принят к вычету «входной» НДС;

Дебет 76 субсчет «Торги»
Кредит 10 (41, 43, 70)
создан проект на участие в торгах.

На дату объявления результатов торгов, если торги проиграны:

Дебет 51
Кредит 76 субсчет «Торги»
получен возвращенный задаток;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы»
Кредит 76 субсчет «Торги»
списаны расходы, связанные с подготовкой к торгам.

На дату объявления результатов торгов, если торги выиграны:

Дебет 60
Кредит 76 субсчет «Торги»
учтен ранее выплаченный задаток в качестве предоплаты (без учета НДС);

Дебет 08
Кредит 76 субсчет «Торги»
списаны затраты, связанные с подготовкой к торгам.

Из статьи Газеты «Учет. Налоги. Право», № 35, cентябрь 2015

Как учесть деньги, перечисленные для участия в торгах

«…С этого месяца принимаем участие в электронных торгах. По правилам мы перечисляем определенную сумму на счет оператора электронной площадки. Это подтверждает, что у нас есть деньги на сделку. После подачи заявки средства блокируются, и мы не можем ими свободно распоряжаться. Когда торги заканчиваются, деньги возвращаются на наш счет. За участие в тендере с нас списывают 3000 рублей. Как отразить эти операции в бухучете?..»

- Из письма главного бухгалтера Екатерины Васильевой, г. Тюмень

Екатерина, перечисленные деньги надо отражать на счете 55 «Специальные счета в банках».

Для участия в электронных аукционах компания регистрируется на сайте, где проводят торги. После одобрения заявки на регистрацию компании открывают лицевой счет, на который можно перечислять средства. Деньги на этом счете будут использоваться в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе (п. 2 ст. 44 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ). Но все средства все равно принадлежат компании, оператор электронной площадки не вправе ими распоряжаться.

В бухучете эти деньги надо отразить на счете 55 . Когда компания подаст заявку на конкретный тендер, средства на счете будут временно заблокированы. Это тоже стоит отразить в учете. Для этого к счету 55 можно открыть два субсчета. Кроме того, когда средства заблокируют, их нужно отразить на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». Проводки следующие:*

Дебет 55–4 Кредит 51

- денежные средства перечислены на лицевой счет, открытый оператором торгов;

Дебет 55–5 Кредит 55–4

- заблокированы денежные средства на период торгов;

Дебет 009

- отражена заблокированная сумма как выданное обеспечение.

Если компания выигрывает тендер, за участие в аукционе электронная площадка удерживает комиссию. Эту сумму необходимо отразить в прочих расходах:

Дебет 60 (76) Кредит 55–4

- удержана плата за участие в аукционе;

Дебет 91–2 Кредит 60 (76)

- плата за участие в аукционе списана в прочие расходы.