Привороты Заговоры на... Отвороты

Какими характерными для классики особенностями обладал архитектурный. Результаты исследования учащихся в проекте знакомимся с художественной культурой древней греции. Столичная финансово-гуманитарная академия

Участники группы "Имя Бога"

Тема исследования группы

"Название Богов"

Проблемный вопрос (вопрос для исследования)

Каким богам посвящались греческие храмы?

Цели исследования

1. Выяснить, каким богам являются древнегреческие храмы?

2. Объяснить, почему Парфенон считается самым совершенным храмом дорического ордера?

3. Перечислить, какими характерными для классики особенностями обладал архитектурный ансамбль афинского Акрополя?

Результаты проведённого исследования

1. Древнегреческой религии так же как и египетской и многим другим религиям мира был присущ местный характер развития. Т.е. в различных местностях Греции чтились свои божества, часто связанные с местными рельефными особенностями или олицетворявшие их, от которых зависела жизнь верующих: так в Псофиде поклонялись местной реке Эриманф, которой был посвящен храм; в Орхомене - священным камням, будто бы упавшим некогда с неба, на горе Анхесме почитался Зевс Анхесмий, Зевс Лафистий - олицетворение горы Лафистиона. В каждой местности или городе был свой патрон-покровитель. Этот культ носил государственный характер. Причем культ этот был очень строгим: вообще к богам можно было относиться скептически, общеобязательных догматов греческая религия не знала, но нельзя было уклоняться от исполнения обязанностей обрядов в честь бога-покровителя, нельзя было проявлять неуважение к нему. За нарушение этого закона грозило суровое наказание.

Из множества местных богов, с течением времени, некоторые образы слились в единые общегреческие божества, например, Зевс Лафистий, Зевс Крокеат, культ Зевса на Крите и Фессалии, переросли в культ Зевса - как верхового бога, "отца богов и людей". Самое имя Зевс означает сияющее небо и восходит к общему индоевропейскому корню (Дьяус у индийцев, Тиу у германцев). У имени Зевса существовало около 50 эпитетов, указывающих на его функции: подземный, т.е. обеспечивает плодородие, дожденосный, всепородитель, властитель судеб и т.д.

Образ Геры, главной из богинь, супруги Зевса, вырос из образа богини-коровы, покровительницы Микен. Посейдон был древним морским божеством Пелапонесса. Культ Посейдона, вобрав в себя ряд местных культов, стал богом моря и покровителем коней. Афина - древнее божество - покровительница городов и городских укреплений. Другое ее имя - Паллада - тоже эпитет, означающий "Потрясательница копья". По классической мифологии, Афина выступает как богиня-воительница, она изображалась в полном вооружении. Богиня Артемида - одно из наиболее чтимых греками божеств. Обычно полагают, что культ Артемиды возник в Малой Азии, где она считалась покровительницей плодородия. В классической мифологии Артемида выступает, как девственная богиня-охотница, обычно со своей спутницей - ланью. Чрезвычайно сложный и неясный образ представляет собой Аполлон, которому в греческой мифологии и религии принадлежало весьма видное место. В Пелапонессе Аполлон считался пастушеским божеством. Около Фив почитали Аполлона Исмения: этот эпитет - название местной реки, которую когда-то обожествляли жители. Позднее Аполлон стал одним из самых популярных богов Греции. Его считают воплощением национального духа. Главные функции Аполлона: прорицание будущего, покровительство наукам и искусствам, врачевание, очищение от всякой скверны, божество света, правильного, упорядоченного миропорядка. Бог-целитель Акслепий сложилсяна чисто греческой почве. Аркадским по происхождению был бог пастухов Пан. Малоазиатская богиня плодородия Афродита превратилась у греков в богиню красоты, любви, идеализированное олицетворение женственности. Арес, заимствованный у франкийцев стал неистовым богов войны. Далее: Деметра - богиня плодородия, Гефест - олицетворение земного огня и кузнечного ремесла, Гестия - также олицетворение огня, только домашенго, божество семейного очага, Гермес - покровитель дорог и путников, бог торговли. Некоторые из греческих богов представляют собой более или менее абстрактные образы - олицетворения отдельных отвлеченных понятий: Плутос - непосредствнное олицетворение богатства, Немезида - богиня возмездия, Фемида - богиня правосудия, Мойры - богини судьбы, Нике - богиня победы и это далеко не все божества греков.

Космогоническая тематика в народных верованиях не занимала заметного места. Идея бога-творца отсутствовала в этой религии. По Гесиоду из Хаоса родилась Земля, Мрак, Ночь, а затем Свет, Эфир, День, Небо, Море и другие великие силы природы. От Неба и Земли родилось старшее поколение богов, а от них уже Зевс и другие олимпийские боги.

Центрального культа В Греции не было, но на почве культурной общности, некоторые культовые центры получили широкое, общегреческое значение. Святилища Аполлона в Дельфах, Зевса в Олимпии, Деметры в Эпидавре и др. получили широкую известность и пользовались почитанием во всей Греции. В целом же религия Греции была разобщена, хотя более или менее стабильна.

2. Храм представляет собой периптер дорического ордера из 46 колонн (8 по главному фасаду и 17 по боковым). Парфенон-образец дорического ордера! Идеально вымеренные пропорции Дорический ордер, появившийся в начале 6 в. до н.э., можно считать основным в развитии греческой архитектуры. Строгий и торжественно-монументальный дорический ордер, появившийся в начале 6 в. до н. э., состоит из следующих частей:

трёхступенчатого основания - стереобата;

несущей колонны. По вертикали ствол колонны разделялся каннелюрами (вертикальными желобками) с острыми гранями. Колонна завершается капителью, состоящей из эхины (сплюснутой подушки) и абака (четырехгранной плиты.)

несомой части - антаблемента, включающего архитрав (горизонтальная балка, лежащая на колоннах), фриз с чередующимися триглифами (плита, имеющая вертикальные желобки) и метопами (плита, изготовленная из камня или керамики декорированная рельефом или росписью) и карниз.

3. В отличие от архаики с ее пристрастием к жесткой симметрии живописная панорама классики задавала возвышенно-торжественный настрой. Левее центральной оси Пропилей на плоском плато холма высился семнадцатиметровый колосс Афины Промахос (Воительницы) из позолоченной бронзы. Правее архитекторы Иктин и Калликрат возвели Парфеnоn (447–438 гг. до н. э.) как символ победы греческой демократии над восточной деспотией, посвятив eгo Афине Парфенос (Девственной). Вместе с тем храм символизировал торжество организующих, cвeтлых начал религии над хтоническими, необузданными ее истоками. Об этом свидетельствовали рельеф на дорических мeтопах и ионический фриз, который шел за колоннадой по вepху целлы. Восточный фронтон украшали скульптурные композиции на тему рождения Афины 6; западный – ее спора с Посейдоном7 за власть над Аттикой*. Крышу по углам венчали стилизованные лепестки лотоса. Белоснежный массив храма из пентеллийского мрамора, обладающего свойством приобретать с течением времени золотистую патину необыкновенной красоты, вырисовывается на фоне голубого неба. Прозрачный воздух, яркий солнечный свет лучистым потоком омывают наружные колоннады, вливаются в открытое пространство целлы, растворяя в себе мpaморные объемы.

Вывод

Народы Древней Греции сделали немало открытий, создали много великолепных произведений искусства, архитектуры, литературы, интересных нам до сих пор, влекущих, манящих, учащих, дающие лучшие образцы искусства и нравственности.

Античный период, который характеризуется взлетом и расцветом Эллады (так древние греки называли свою страну), для большинства искусствоведов является наиболее интересным. И не зря! Ведь в это время произошло зарождение и становление принципов и форм практически всех жанров современного творчества. Всего ученые делят историю развития этой страны на пять периодов. Давайте заглянем в типологию и поговорим о становлении некоторых видов искусств.

Эгейская эпоха Данный период наиболее ярко представлен двумя памятниками – Микенским и Кносским дворцами. Последний более известен сегодня как Лабиринт из мифа о Тезее и Минотавре. После археологических раскопок ученые подтвердили правдивость этой легенды. Сохранился только первый этаж, но в нем насчитывается более трехсот комнат! Кроме дворцов крито-микенский период известен масками ахейских вождей и критскими скульптурами малой формы. Статуэтки, найденные в тайниках дворца, поражают своей филигранностью. Женщины со змеями выглядят очень реалистично и изящно. Таким образом, культура Древней Греции, краткое содержание которой представлено в статье, зародилась из симбиоза древней островной цивилизации Крита и пришедших ахейских и дорийских племен, которые осели на Балканском полуострове.

Период Гомера Данная эпоха значительно отличается в материальном плане от предыдущей. С XI по IX века до нашей эры произошло много важных событий. Прежде всего, погибла предыдущая цивилизация. Ученые предполагают, что вследствие извержения вулкана. Далее от государственности произошел возврат к общинному устройству. Фактически происходило формирование социума заново. Важным моментом является то, что на фоне материального упадка духовная культура полностью сохранилась и продолжала развиваться. Мы это можем видеть на примере произведений Гомера, которые отражают именно эту переломную эпоху. Троянская война относится к концу минойского периода, а сам писатель жил в начале архаичной эпохи. То есть «Илиада» и «Одиссея» – единственные свидетельства об этом периоде, потому что кроме них и археологических находок о нем ничего не известно сегодня.

Архаичная эпоха. В это время идет бурный рост и становление государств-полисов. Начинает чеканиться монета, происходит формирование алфавита и становление письма. В архаичную эпоху появляются Олимпийские игры, формируется культ здорового и атлетически сложенного тела. Именно в этот период зарождается культура Древней Греции.

Классический период . Все, чем увлекает нас сегодня культура Древней Греции, творилось именно в эту эпоху. Философия и наука, живопись и скульптура, ораторское искусство и поэзия – все эти жанры переживают взлет и неповторимое развитие. Апогеем творческого самовыражения стал Афинский архитектурный ансамбль, который до сих пор поражает зрителей своей гармонией и изяществом форм.

Эллинизм. Последний период развития греческой культуры является интересным именно благодаря своей неоднозначности. С одной стороны, происходит объединение греческих и восточных традиций вследствие завоеваний Александра Македонского. С другой – Рим захватывает Грецию, но последняя покоряет его своей культурой. Архитектура Парфенон, наверное, один из самых известных памятников древнего мира. А дорические или ионийские элементы, например, колонны, присущи некоторым более поздним архитектурным стилям. В основном развитие этого вида искусства мы можем проследить по храмам. Ведь именно в этот вид построек вкладывалось больше всего сил, средств и умений. Даже дворцы ценились меньше, чем места для жертвоприношений богам. Прелесть древнегреческих храмов заключается в том, что это не были грозные капища таинственных и жестоких небожителей. По внутреннему устройству они напоминали обычные дома, только оборудовались изящнее и обставлялись богаче. А как по-другому, если сами боги изображались похожими на людей, с такими же проблемами, ссорами и радостями? В дальнейшем три ордера колонн легли в основу большинства стилей европейской архитектуры. Именно с их помощью культура Древней Греции кратко, но очень емко и долговечно вошла в быт современного человека.

Вазопись. Произведения этого вида искусства наиболее многочисленны и исследованы на сегодняшний день. Первые памятники этой цивилизации,– это чернолаковая керамика – очень красивая и стильная посуда, экземпляры которой служили сувенирами, украшениями и предметами коллекционирования во все последующие эпохи. Роспись сосудов прошла несколько этапов развития. Вначале это были простые геометрические орнаменты, известные еще со времен минойской культуры. Далее к ним добавляются спирали, меандры и прочие детали. В процессе становления вазопись обретает черты живописи. На сосудах появляются сюжеты из мифологии и повседневной жизни древних греков, человеческие фигуры, изображения животных и бытовых сцен. Примечательно то, что художникам удавалось не только передать движение на своих картинах, но и придать персональные черты персонажам. Благодаря своим атрибутам без труда узнаются отдельные боги и герои.

Мифология. Народы древнего мира воспринимали окружающую действительность немного иначе, чем мы привыкли ее понимать. Божества были основной силой, которая отвечала за происходящее в жизни человека. Древнегреческий пантеон включал очень много богов, полубогов и героев, но основными были двенадцать олимпийцев. Имена части из них уже были известны во время крито-микенской цивилизации. Они упоминаются на глиняных табличках с линейным письмом. Примечательно то, что на данном этапе у них были женские и мужские аналоги одного и того же персонажа. Например, был Зевс-он и Зевс-она. Сегодня мы знаем о богах Древней Греции благодаря памятникам изобразительного искусства и литературы, которые остались в веках. Скульптуры, фрески, статуэтки, пьесы и рассказы – во всем этом нашло отображение мировоззрение эллинов. Подобные взгляды пережили свое время. Художественная культура Древней Греции, кратко говоря, оказала первостепенное влияние на становление многих европейских школ различных видов искусств. Художники эпохи Возрождения воскресили и развили идеи стиля, гармонии и формы, известные еще в классической Греции.

Архитектура Древней Греции развивалась в три этапа. Период приблизительно с 600 по 480 гг до н. э. ознаменовался отражением нашествия персов. После освобождения своей земли, греки стали снова свободно творить. Этот период назывался «архаика». Свой расцвет архитектура Древней Греции переживала с 480 по 323 гг до н. э. В этот период Александром Македонским были завоеваны огромные территории, значительно различающиеся по своим культурам. Это оказало разрушительное влияние на классическое греческое искусство. Поздний период – эллинизм – завершился в 30 г до н. э. Римлянами в то время был завоеван древний Египет, находившийся под влиянием Греции. К периоду архаики относятся развалины храмов. Эти древнейшие сооружения являлись одним из самых великих достижений зодчества. В тот период на смену дереву пришел белый мрамор и известняк. Предположительно, прообразом древних храмов являлось жилище греков. Выглядело оно в виде прямоугольного строения, перед входом которого были установлены две колонны. Это достаточно простое сооружение положило начало более сложным по планировке строениям. Как правило, храм устанавливали на ступенчатом основании. В сооружении не было окон, внутри него располагали статую божества. Здание было окружено колоннами в два или один ряд. Они выполняли роль опоры для двускатной крыши и балок в перекрытии. Внутреннее помещение разрешено было посещать только жрецам. Остальные люди видели храм снаружи. Строительство храма подчинялось определенным законам, применялись точно установленные пропорции, размеры, количество колонн. Архитектура Древней Греции характеризовалась тремя направлениями: коринфским, ионическим, дорическим. Последний сформировался еще в эпоху архаики. Таким образом, дорический стиль был самым древним. Он отличался сочетанием мощи и простоты. Название стиля произошло от создавших его дорических народов. Ионический стиль сформировался в Малой Азии, в ее Ионийской области. Оттуда его переняла Древняя Греция. Архитектура этого стиля отличалась стройностью и нарядностью колонн. Средняя часть в капители была похожа на подушку с углами, закрученными в спираль. В период эллинизма архитектура Древней Греции отличалась стремлением к пышности, некой величественности. В то время чаще всего применялись коринфские капители (венчающие части колонн). В их украшении преобладают растительные мотивы, преимущественно с изображением листьев аканта. В 5 в до н. э. древнегреческая архитектура переживала свой расцвет. Большое влияние на формирование искусства в этот классический период оказал знаменитый государственный деятель Перикл. Его правление было ознаменовано началом крупномасштабного строительства в Афинах – самом крупном художественном и культурном центре Древней Греции. Основные работы проводились в Акрополе – на древнем холме. Греки смогли в своем зодчестве довести до совершенства единство конструктивного и художественного содержания сооружений. Следует отметить, что в 5 в до н. э. свой расцвет переживала и архитектура, и скульптура Древней Греции. В этот период были созданы величайшие исторические памятники. Однако до сегодняшних дней сохранились и ранние произведения греческих скульпторов. В 7-6 вв до н. э. статуи отличаются удивительной симметрией – одна часть тела зеркально отражает другую. Скульптуры находились в скованных позициях – к мускулистому телу прижаты вытянутые руки. Несмотря на отсутствие какого-либо признака движения (поворота головы или наклона), губы статуй были раскрыты в легкой улыбке. Скульптурное искусство более поздних периодов отличается большим разнообразием форм. В 1 в до н. э в результате активного расширения Римской Империи древнегреческая архитектура перенимает больше черты завоевателей, теряя свои собственные.

В давние времена на высоком холме Акрополе был воздвигнут город Кекропия, позже получивший новое имя - Афины. Любоваться Акрополем в Афинах лучше на восходе или закате, именно в это время руины былого великого города оживают, и кажутся отстроенными заново.

История афинского Акрополя

Обратимся немного к истории города. Основателем Афин считается царь Кекроп. Этому великому человеку приписывается основание 12 греческих городов, введение запрета на человеческие жертвоприношения, и, главное, введение культа Зевса Громовержца. Приход величия богини Афины происходит во времена правления другого царя - Эрехтония, именно в годы его правления город переименовывается в Афины.

Примерно во II тысячелетии до нашей эры территория Акрополя полностью вмещала в себе Афины. Он был обнесен мощными стенами. На западной пологой стороне было возведено особо прочное укрепление Эннеапилон «Девятивратие». За стенами располагался дворец афинских царей. Именно в нем позднее было размещено святилище Афины, а по мере разрастания города Акрополь стал религиозным центром, посвященным покровительнице города. Архитектура афинского Акрополя.

Возведение ансамбля афинского Акрополя началось после великих побед греков над персами. В 449 году был утвержден план Перикла по украшению этой территории. Афинский Акрополь должен был стать великим символом великой победы. Не жалелось ни средств, ни материалов. Перикл мог получить на это дело все, что хотел.

Тонны материала подвозились к главному холму греческой столицы. Трудиться на этом объекте для всех считалось гордостью. Сразу несколько великолепных архитекторов были задействованы здесь, но главная роль отводилась Фидию.

Пропилеи афинского Акрополя

Архитектором Мнесиклом были созданы здания Пропилей, являющиеся входом в Акрополь, украшенным портиками и колоннадой. Подобное сооружение вводило посетителя священного места в абсолютно новый мир, не похожий на обыденную реальность. На другом конце от Пропилей была установлена статуя самой покровительницы города Афины Промахос, исполненной лично Фидием. Говоря о Фидие, можно обмолвиться, что именно из его рук вышла знаменитая статуя Зевса в Олимпии, ставшая одним из семи чудес света древнего мира. Шлем и копье воительницы Афины видели даже проплывающие Аттику мореходы.

Парфенон – первый храм

Главный храм афинского Акрополя - Парфенон. Раньше в нем находилась еще одна статуя Афины Парфенос, также изготовленная Фидием. Статуя была выполнена в хризоэлефантинной технике, как и Зевс Олимпийский. Но до нас это чудо не дошло, поэтому остается только верить слухам и изображениям. Выполненные из мрамора колонны Парфенона за много веков утратили свою первоначальную белизну. Сейчас его коричневатые колонны красиво выделяются на фоне вечернего неба. Парфенон был храмом Афины Полиады-Градохранительницы. Такое название в силу положения постройки обычно сокращали до Большого храма или даже просто Храма.

Возведение Парфенона велось в 447-428 годах до нашей эры при руководстве архитекторами Иктином и его помощником Калликратом, разумеется, не без участия Фидия. Храм должен был стать воплощением демократии. Для его возведения были произведены большие расчеты, именно поэтому здание удалось сделать всего за 9 лет. Прочая отделка продолжалась до 432 года.

Эрехтейон – второй храм

Второй храм Акрополя - старый Эрехтейон, также посвященный Афине. Между Эрехтейоном и Пантеоном было функциональное различие. Пантеон предназначался для общественных нужд, Эрехтейон, по сути, был храмом жрецов. Храм по легенде был построен в месте спора Посейдона с Афиной за право власти в Афинах. Разрешить спор должны были стать старейшины города, по их желанию власть отдавалась тому из богов, чей дар окажется самым полезным для города. Посейдон сделал поток соленой воды из холма Акрополя, Афина же вырастила оливковое дерево. Дочь Зевса была признана победителем, а оливковое дерево символом города.

Храм по легенде был построен в месте спора Посейдона с Афиной за право власти в Афинах. Разрешить спор должны были стать старейшины города, по их желанию власть отдавалась тому из богов, чей дар окажется самым полезным для города. Посейдон сделал поток соленой воды из холма Акрополя, Афина же вырастила оливковое дерево. Дочь Зевса была признана победителем, а оливковое дерево символом города.

В одном из помещений храма остался след от удара трезубца Посейдона о скалу. Рядом с этим местом находится вход в пещеру, где по еще одному преданию жила змея Афины, являющаяся олицетворением славного царя-героя Эрехтония.

В этом же комплексе находится могила самого Эрехтония, а в западной части храма располагается колодец с соленой водой, как бы появившийся по воле все того же Посейдона.

Храм Афины Ники

Афина в Акрополе нашла свое воплощение в еще одном виде - Афины Ники. Первый храм, посвященный богине победы, был разрушен еще во времена войн с персами, поэтому после заключения перемирия было решено восстановить святилище. Храм был построен Калликратом в 427-424 годах до нашей эры.

С приходом турок храм разобрали на строительство укреплений. Восстановление храма было проведено в 1830х годах, после восстановления Греции в статусе независимого государства. Очередная реконструкция была проведена в 1935-1940 годах, и с этого времени храм предстает всей красой перед посетителями комплекса.

Акрополь - величественный комплекс красивейших сооружений с богатой и интересной историей. Это частичка Греции, без которой сложно сложить целостный образ ее былого величия.

План афинского Акрополя.

Архитектура Древнего Рима. Архитектурные символы римского величия. Римский Форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Пантеон – «храм всех богов». Колизей – величественная зрелищная постройка Древнего Рима.

Композиция характерного римского городского ансамбля - форма несет на себе следы влияния композиций греческой агоры и народного жилища.

Преобладающим типом развитого жилого дома был атриумно-перистильный. Обычно он размещался на удлиненном участке, отгороженном от улиц глухими наружными стенами. Переднюю часть дома занимал атриум - замкнутое помещение, по сторонам которого располагались жилые комнаты и подсобные помещения. В центре атриума находился бассейн, над которым в кровле оставлялась открытая часть для освещения и стока воды в бассейн. За атриумом через таблинум шел перистиль с садом внутри. Вся композиция развивалась в глубину по оси с последовательным раскрытием основных пространств.

В римских форумах получила отражение та же идея замкнутой осевой композиции - ордерного перистиля, но увеличенного до размеров городской площади. В начальный период форумы обычно служили рынками и по их периметру к галереям примыкали лавки, а иногда и другие общественные здания. С течением времени они превратились в парадные площади для общественных собраний, торжественных церемоний, культовых действий и т.д.

Идейным и композиционным центром стал храм, расположенный в середине узкой стороны прямоугольной площади на ее главной оси. Возвышаясь на подиуме, он доминировал в композиции. В плане храм имел форму прямоугольника, к которому пристраивался портик. Подобная композиция храма была в Риме традиционной и уходила своими истоками к древнейшим типам храмов этрусско-архаического периода. В композиции форума фронтальное построение храма подчеркивало его глубинно-осевую структуру, а богатый портик (композитного, коринфского, реже ионического ордера) акцентировал вход в храм. Начиная с республиканского периода в Риме было последовательно возведено несколько форумов. Позднее императоры трактовали форум как монумент собственной славы.

По своему великолепию, роскоши, величине и сложности композиции выделяется форум императора Траяна (архитектор Аполлодор Дамасский, 112-117 гг.). Помимо основной площади и храма на нем были возведены пятипролетный удлиненный зал - базилика площадью 55х159 м и два симметричных здания библиотек, между которыми на небольшой площади была воздвигнута мемориальная колонна Траяна высотой 38 м. Ее мраморный ствол покрыт спиральной лентой барельефа с 2500 фигурами, изображающего эпизоды победных походов Траяна. Триумфальная арка служит парадным входом, статуя императора установлена в центре площади, храм - в ее глубине. Выполненные из мрамора колоннады и портики, имевшие различные и подчас огромные размеры, являлись основным мотивом ансамбля.

Строившиеся в комплексе с форумами и на главных дорогах триумфальные арки - один из наиболее распространенных в Риме типов мемориальных сооружений. Примерами являются арка Тита (70-е годы), арка Константина (IV в.), где монументальный массив одет в богатый декоративный убор с раскрепованным ордером.

Арка Константина , поставленная около Колизея, превосходит другие не только своими размерами (21,5 м высотой, 25 м шириной), но и обилием украшений. Некоторые детали (например, круглые и прямоугольные рельефы, фигуры и др.) взяты с архитектурных памятников более раннего времени, что в архитектуре позднего Рима было распространенным явлением. Пластическое богатство и крупные размеры сооружения призваны убедительно выразить идеи могущества императора, властвующего как в самом Риме, так и в обширных имперских колониях.

Арочные и сводчатые формы первоначально получили широкое распространение в утилитарных сооружениях - мостах и акведуках. Городские водопроводы - акведуки - занимали особое место в благоустройстве городов, рост которых требовал все большего количества воды. Подававшаяся из холмистых окрестностей в городские резервуары вода протекала по каменным, оштукатуренным гидравлическим раствором, каналам (лоткам), которые в низменных местах и на пересечениях рек или оврагов поддерживались арочными конструкциями. Величественные аркады мостов и акведуков уже в республиканский период определили тип сооружений. Характерны для этих типов сооружений; акведук Марция в Риме , 144 г. до н.э. и др.

екоторые из них поднялись до уровня лучших образцов римского зодчества не только в техническом, но и в архитектурно-художественном отношении. К ним следует отнести мост Траяна в Алькантре в Испании (98-106 гг. н.э.) и акведук в г. Ниме во Франции (II в. н.э.), пересекающий р. Гард, и др.

Протяженность Гардского моста-акведука 275 м. Он состоит из трех ярусов арочных устоев общей высотой 49 м. Пролет наибольшей арки составляет огромную для того времени величину - 24,5 м. Устои и арки сложены насухо из точно притесанных камней. Аркада отличается простотой форм и гармонией соотношений, ясностью тектоники, крупностью масштаба, выразительной фактурой. Монументально-изысканная красота композиции достигнута исключительно при помощи конструктивных форм.

С огромным размахом шло в Риме дворцовое строительство. Особенно выделялся императорский дворец на Палатине , состоящий из собственно дворца для парадных приемов и жилища императора. Парадные помещения располагались вокруг обширного перистильного двора. Главное помещение - тронный зал - поражало своими размерами. Зал перекрывался цилиндрическим сводом пролетом 29,3 м, который возвышался над уровнем пола на 43-44 м. Основные помещения жилой части также группировались вокруг перистилей на террасах холмов, используя приемы строительства вилл. Строительство вилл также приобрело в Риме широкие масштабы. Помимо крупных дворцовых комплексов в них осуществлены с наибольшей широтой принципы садово-парковой архитектуры, которые интенсивно развивались с I веке до н.э. (вилла Адриана в Тибуре , первая пол. II века и др.).

Наиболее грандиозные общественные здания Рима, осуществленные в императорский период, связаны с развитием арочно-сводчатых бетонных конструкций.

Римские театры основывались на греческих традициях, но в отличие от греческих театров, зрительские места которых располагались на естественных склонах гор, представляли собой отдельно стоящие здания со сложной субструкцией, поддерживающей места для зрителей, с радиальными стенами, столбами и лестницами и проходами внутри основного полукруглого в плане объема (театр Марцелла в Риме , II в. до н.э., вмещавший около 13 тыс. зрителей, и др.).

Колизей (Коллосей) (75-80 гг. н. э.)- крупнейший амфитеатр Рима, предназначавшийся для боев гладиаторов и других состязаний. Эллиптический в плане (размеры в главных осях около 156х188 м) и грандиозный по высоте (48,5 м), он вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане сооружение расчленено поперечными и кольцевыми проходами. Между тремя внешними рядами столбов была устроена система главных распределительных галерей. Система лестниц связывала галереи с равномерно расположенными в воронке амфитеатра выходами и наружными входами в здание, устроенными по всему периметру.

Конструктивную основу составляют 80 радиально направленных стен и столбов, несущих своды перекрытий. Наружная стена сложена из травертиновых квадров; в верхней части она состоит из двух слоев: внутреннего из бетона и внешнего из травертина. Для облицовочных и прочих декоративных работ широко использовался мрамор и стук.

С большим пониманием свойств и работы материала зодчие сочетали различные породы камня и составы бетона. В элементах, испытывающих наибольшие напряжения (в столбах, продольных арках и пр.), применен самый прочный материал - травертин; радиальные стены из туфа облицованы кирпичом и частично разгружены кирпичными арками; наклонный бетонный свод в целях облегчения веса имеет в качестве заполнителя легкую пемзу. Кирпичные арки различной конструкции пронизывают толщу бетона как в сводах, так и в радиальных стенах. «Каркасная» структура Колизея была функционально целесообразной, обеспечила освещение внутренних галерей, проходов и лестниц, экономна по затрате материалов.

Колизей дает также первый известный в истории пример смелого решения тентовых конструкций в виде периодически устраиваемого покрытия. На стене четвертого яруса сохранились кронштейны, служившие опорами для стержней, к которым с помощью канатов крепился гигантский шелковый тент, защищавший зрителей от палящих лучей солнца.

Внешний облик Колизея монументален благодаря огромным размерам и единству пластической разработки стены в виде многоярусной ордерной аркады. Система ордеров придает композиции масштабность и наряду с этим особый характер взаимосвязи пластики со стеной. Вместе с тем фасады несколько сухи, пропорции тяжеловесны. Применение ордерной аркады внесло в композицию тектоническую двойственность: многоярусная, завершенная в себе ордерная система служит здесь исключительно декоративно-пластическим целям, создавая лишь иллюзорное впечатление ордерной каркасности здания, зрительно облегчающей его массив.

Римские термы - сложные комплексы многочисленных помещений и дворов, предназначавшихся для омовения и различных занятий, связанных с отдыхом и развлечениями (помещения и открытые площадки для спортивных упражнений, залы для собраний, помещения для игр и бесед и т. п.). Основу композиции составляли залы для омовения с постепенным переходом из холодного помещения (фригидария) в теплое (тепидарий) и затем в помещение с самой высокой температурой (кальдарий), содержащее в центре бассейн горячей воды. Расположенные по главной оси залы достигали огромных размеров, поскольку крупные термы были рассчитаны на широкие массы плебса.

Все залы и комнаты обогревались теплым воздухом, поступавшим по специальным каналам, которые устраивались под полом и в стенах зданий.

В Риме было построено 11 крупных императорских терм и около 800 небольших частных терм. Наиболее известны термы Каракаллы (206-216 гг.) и термы Диоклетиана (306 г.). Главное здание терм порою достигало огромных размеров (термы Каракаллы-216х120 м). Окруженное садами, площадками для отдыха и развлечений, оно вместе с последними занимало значительную площадь (термы Каракаллы - 363х535 м).

Технической основой появления столь грандиозных сооружений явился накопленный опыт в создании смелых конструктивных форм - сводов и куполов из бетона. В термах эти формы пространственно взаимодействуют друг с другом, образуя сложную структуру. Уменьшив до минимума «инертную» массу конструкций, зодчие экономно и целесообразно распределяли усилия. Придавая конструкциям различную форму, они максимально использовали возможности взаимного погашения горизонтальных усилий самими сводами. Так, перекрытие центрального зала обычно представляло собой три смежных крестовых свода пролетом до 25 м, опиравшихся на поперечные устои, между которыми были перекинуты цилиндрические своды.

Большие и малые залы, соединяясь в анфилады, создавали сложный интерьер, поражавший блеском и роскошью отделки, обилием света и воздуха. Важное значение в интерьере придавалось декоративно трактованным ордерным элементам и членениям. С помощью ордера и пластической разработки поверхностей сводов создавался зрительный эффект легкости конструкции, подчеркивалась идея пространственности интерьера. (Термы Каракаллы в Риме, 206-216 гг. Реконструкция интерьера )

Один из центральных залов терм часто делался круглой формы с купольным покрытием. Его размеры достигали больших величин: диаметр кальдария терм Каракаллы - 34 м. Развитие купольных конструкций в термах способствовало возникновению композиции типа ротонды, в которой купольная форма стала доминирующей.

Пантеон в Риме (около 125 г.) - наиболее совершенный образец грандиозного храма-ротонды, в которой диаметр купола достиг 43,2 м. В Пантеоне блестяще разрешены конструктивные и художественные задачи создания крупнейшего в Риме (непревзойденного до XX в.) большепролетного купольного пространства.

Сферический свод выполнен горизонтальными слоями бетона и рядами обожженного кирпича, представляя собой монолитную, лишенную каркаса массу. Для облегчения веса купол постепенно уменьшается по толщине к вершине, а в состав бетона вводится легкий заполнитель - пемзовый щебень. Купол опирается на стену толщиной 6 м. Фундамент - бетонный с заполнителем из травертина. По мере возвышения стены травертин сменяется более легким туфом, а в верхней части - кирпичным щебнем. Заполнителем нижней зоны купола также служит кирпичный щебень. Таким образом, в конструкции Пантеона последовательно проведена система облегчения веса заполнителя бетона.

Система разгрузочных кирпичных арок в толще бетона равномерно распределяет усилия купола на устои и разгружает стену над нишами, уменьшая нагрузки на колонны. Многоярусная система арок с четко проведенной субординацией главных и второстепенных частей позволила рационально распределить усилия в конструкции, освободив ее от инертной массы. Она способствовала сохранению постройки несмотря на землетрясения.

Художественный строй здания определяется конструктивной формой: мощным купольным объемом снаружи, единым и целостным пространством внутри. Центричный объем ротонды снаружи трактован как осевая фронтальная композиция. Перед величественным восьмиколонным портиком коринфского ордера (высота колонн 14 м) ранее существовал прямоугольный двор с торжественным входом и триумфальной аркой по типу форума. Развитое пространство под портиком с четырьмя рядами промежуточных колонн как бы подготавливает посетителя к восприятию огромного пространства интерьера.

Купол, в вершине которого оставлен круглый световой проем диаметром 9 м, доминирует в интерьере. Пять рядов убывающих кверху кессонов создают впечатление купольного «каркаса», зрительно облегчающего массив. В то же время они придают куполу пластичность и соразмерный с членениями интерьера масштаб. Ордер нижнего яруса, акцентирующий глубокие ниши, эффектно чередуется с облицованными мрамором массивными опорами.

Промежуточная между ордером и куполом полоса аттика мелким масштабом членении контрастно подчеркивает формы купола и основного ордера. Выразительная тектоника композиции сочетается с эффектом льющегося сверху рассеянного освещения и тонкими цветовыми нюансами, создаваемыми мрамором облицовки. Богатый празднично величественный интерьер составляет контраст с внешним видом Пантеона, где господствует простота монументального объема.

Важное место в строительстве занимали крытые залы - базилики, служившие для различного рода собраний и заседаний трибунала. Это вытянутые в плане прямоугольные здания, внутри разделенные рядами опор на удлиненные пространства - нефы. Средний неф делался шире и выше боковых, освещался через проемы в верхней части стен.

Трехнефная базилика Константина (312 г.) - одна из крупнейших базилик Рима. Средний неф шириной 23,5 м, длиной 80 м и высотой 35 м был перекрыт тремя крестовыми сводами. Боковые нефы перекрывались поперечно направленными цилиндрическими сводами, опиравшимися на мощные арочные устои, служившие опорой и сводов среднего нефа. Распор крестовых сводов погашался этими же опорами, которые были частично выведены над боковыми нефами наружу. В продольных стенах среднего нефа выше сводов боковых частей были устроены арочные проемы освещения. Как и в других крупнейших сооружениях Рима (термы, Пантеон и др.), основное внимание в базилике Константина уделено созданию больших внутренних пространств. Богато разработанному интерьеру, который по композиции и отделке был схож с интерьерами терм, противопоставлен простой и лаконичный внешний облик здания.

В IV в. с принятием Римом христианства на основе базилики начали развиваться новые типы культовых зданий-базиликальные церкви. Христианская базилика получила особенно широкое распространение в культовом строительстве западного средневековья.

3. Архитектура Древней Греции периода классики: основные этапы эволюции. Ансамбль Афинского акрополя: архитектурно-планировочная идея, синтез скульптуры и архитектуры, идейная и художественная программа


  1. Введение
Периодизацию этого периода можно представить так: ранняя классика (490 – 450 гг. до н.э.), высокая классика (450 – 410 гг. до н.э.), поздняя классика (н.4 в. до н.э. – 30-е гг. 4 в. до н.э., для ориентации в пространстве см. карту – илл. 1 ). Разумеется, отнесение того или другого памятника к определенному периоду весьма условно. Так, например, храм Геры II в Пестуме относят порой к зрелой архаике, а порой (чаще) – к рубежу архаики и классики или даже началу классики.

Искусство классики продолжает эволюцию, заложенную еще в архаике. Среди важнейших задач: облегчение пропорций, органичное сочетание скульптуры и архитектуры, разработка идеи архитектурного комплекса, включающего в себя несколько сооружений, вписанность храма в окружающий пейзаж, стремление к асимметрии.

Ведущим типом монументальной архитектуры в начале 5 века до н.э. по-прежнему оставался периптер. Храм становится короче, его целла шире. Внешняя колоннада периптера имеет теперь обычно по 6 колонн на торцевых сторонах и 13 на боковых, т.е. число колонн бокового фасада на единицу больше удвоенного числа колонн на торцевых фасадах. Расстояние между передним рядом колонн и пронаосом уменьшилось.

Постепенно греческий периптер, а вместе с ним и ордера приобрели ту устойчивую форму, которую обычно называют классической. В ордерах также установились типические черты, на фоне которых всякое отклонение форм или отношений воспринимается особенно красноречиво, являясь важнейшим средством индивидуальной характеристики сооружения. В 5 веке капитель теряет конструктивные достоинства и не столько выполняет, сколько изображает свойственную ей функцию. Главное помещение классического храма (целла и портики) обнесено колоннадой. Внешняя колоннада, отделяет жилище богов от домов простых смертных и является основным элементом храмовой архитектуры. В строительстве активно используется система курватур.

Пропорции стали одним из самых важных художественных средств архитектуры. Величие храма не в пышности или нагромождении архитектурных масс, а в чисто пластически понятой ясности объемов скульптурного и архитектурного целого. Самые пропорции храма не подавляют человека, а, наоборот, как бы соизмеримы ему. В то же время изменение пропорций определяло индивидуальный образ храма и то впечатление величия и мощи или легкости и изящества, которое ему стремился придать мастер.

Помимо этого, мастера 5 века до н. э. успешно решили одну из величайших проблем искусства – задачу органической взаимосвязи архитектуры и скульптуры. Фронтоны храмов представляли удобное место для больших многофигурных композиций. Статуи естественно заполняли поле фронтона и вместе с тем гармонично согласовывались с его очертаниями. Архитектура и скульптура выступали как равноценные искусства, дополняя и обогащая друг друга. В этом проявляется глубокое отличие искусства Греции от древневосточного искусства, где законы монументального зодчества определяли развитие скульптуры, полностью подчиняя ее требованиям архитектуры.

Отметим, что греческое зодчество еще лишено важнейшего качества: конструктивного и эстетического оформления большого внутреннего пространства. Внутреннее пространство в сравнительно небольшом греческом храме почти не развито. Во внешней конструкции здания оно почти не ощущается. Это указывает на известную примитивность развития античной архитектуры, но зато ни одна последующая эпоха не смогла воспроизвести в архитектуре что-либо подобное ее гармонической простоте.

Для античного храма чрезвычайно характерна связь с окружающей архитектурной и природной средой. Примитивностью античной техники можно объяснить то, что при сооружении храмов избегали больших работ по нивелировке, засыпке и т.д. Но нельзя не видеть, что греческие мастера осознавали эту «необходимость» как эстетическое преимущество, поэтому указанные черты определили одно из основных достоинств античной архитектуры. Например, весь комплекс Акрополя выступает в гармонии как с окружающими Афины холмами, так и с другими зданиями самих Афин.


  1. Переход от архаики к классике
Первый памятник переходного периода от архаике а классике (в вазописи это называется «строгий стиль») – храм Афины Афайи на о. Эгина (около 500 г. до н.э., илл. 2 ). Этот памятник строится в эпоху греко-персидских войн. Именно около острова Эгина был разбит персидский флот, поэтому храм выстраивается как напоминание – персы могли видеть его из захваченной ими Ионии. По типу это периптер, 6х12 колонн. План храма мог бы быть типическим периптером эпохи расцвета: его целла состояла из пронаоса с 2-мя колоннами в антах, такого же опистодома и наоса.

Здесь уже заметно изменившееся соотношение колонны и антаблемента, а также отношение между несомыми и несущими частями. Меняется и крыша. Теперь нужна дополнительная точка опоры, как следствие появляется 2-ярусная внутренняя колоннада, которая является распором для крыши. План четкий и компактный – жилище бога должно быть гармоничным. Пропадает распластанность. Капитель приобретает диагональный абрис. Фронтон еще тяжелый, угол – тупой. Происходят изменения и в материале – появляется мрамор (пока еще только мраморная черепица). Черты архаики здесь: фриз больше архитрава, колонны на боковых сторонах храма стоят теснее, чем на торцевых. Курватуры отсутствуют. Важно, что здесь впервые осознается необходимость продумать сочетание интерьера и экстерьера. Внутри здесь была построена двухъярусная колоннада.

Переходный характер от архаики к классике виден и во фронтонных группах храма. Композиция обоих фронтонов была построена на основе строгой зеркальной симметрии. На западном фронтоне была изображена борьба греков и троянцев за тело Патрокла. В центре находилась строго фронтальная, фигура Афины, ее щит обращен наружной стороной к троянцам. Афина выступает как защитница эллинов. В фигурах воинов уже нет архаической фронтальности, движения реальнее, анатомическое строение правильное, чем было обычно в искусстве архаики. Хотя все движение развертывается строго по плоскости фронтона, оно в каждой отдельной фигуре достаточно жизненно и конкретно. Но на лицах воинов еще «архаическая улыбка». Композиционное единство достигнуто внешними, декоративными способами, в отличие от композиции восточного фронтона, где движения фигур были более естественны и свободны. Овладение сложным и противоречивым богатством движений человеческого тела, непосредственно передающим не только физическое, но и душевное состояние человека, - одна из важнейших задач классической скульптуры. Статуя раненого воина с восточного фронтона Эгинского храма была одной из первых попыток решения этой задачи. Характерно также, что здесь очень глубокая коробка фронтона, а скульптура – выступающая на три четверти или вообще круглая. Итог: передаются объемы, ракурсы, диагональные повороты и т.д. Отметим, что здесь очень глубокая коробка фронтона, а скульптура – выступающая на три четверти или вообще круглая. Итог: передаются объемы, ракурсы, диагональные повороты и т.д.

Архитектура 5 века до н. э. развивала и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами, который сложился в зодчестве архаики. Ведущее место занимают храмы дорического ордера, их пропорции обретают большую цельность и гармоничность по сравнению с приземистыми и тяжеловесными храмами 6 века до н. э., а конструктивные решения отличаются точным расчетом и логической ясностью.

Наиболее полно эти черты проявились в храме Геры в II в Пестуме (середина 5 в. до н.э., илл. 3 ). Располагался рядом с храмом Геры I и ранее приписывался Посейдону, а не Гере. Здание, размеры которого составляют 60 х 24 м, сложено из твердого известняка золотистого цвета. Колоннада, поддерживающая перекрытие, возвышается на типичном для дорического храма трехступенчатом основании. Строго продумано и определено число колонн, окружающих храм: шесть – на фасаде и тринадцать – на продольных сторонах. Такое соотношение – характерная черта классической архитектуры. Единственнный греческий периптер, в наосе которого еще стоит часть внутренней 2-ярусной колоннады. 3-ступенчатое основание. План и общая композиция были задуманы не без влияния храма Зевса в Олимпии. Имеет более удлиненные пропорции и 6х14 колонн. Спокойный ритм убывающих по высоте колонн в сочетании с горизонталями архитравов создает характерное для всего интерьера ясное и спокойное равновесие. Эта уравновешенность замкнутого пространства целлы получила еще более совершенное решение уже во второй половине века в Парфеноне.

Второй переходный период – от ранней классики к высокой – отмечен появлением храма Зевса в Олимпии (460-450 гг. до н.э., илл. 4 ). Это «обетный» храм, на который собирались пожертвования по всей Греции. Архитектор Либон. При его строительстве особая сложность задачи, стоявшей перед архитектором, заключалась в том, что храм необходимо было вписать в комплекс, состоявший уже из множества построек. Как правило, новый храм строился на месте старого, превосходя его размерами и пышностью декора. Теперь же необходимо было сохранить старое наследие. Храм Зевса располагался на самом высоком месте, а вдобавок стоял на искусственном фундаменте. Как итог, здание возносится над старыми постройками. Материал – твердый ракушечник.

Храм представляет собой дорический периптер размерами 6х13 колонн. В древности он был знаменит хрисоэлефантинной статуей Зевса работы Фидия. Особо надо отметить регулярность в строении храма, высокие с большим выносом эхины и профили капителей напоминали своими очертаниями ордер эгинского храма. Большая часть скульптурных украшений фасада храма была сосредоточена на фронтонах. Олимпийский храм, объединявший в себе различные виды искусства, был, по-видимому, таким же превосходным примером строгой дорики первой половины 5 века до н.э., как впоследствии Парфенон – образцом аттической архитектуры второй половины этого века. Огромный, торжественно строгий и величавый олимпийский храм прекрасно соответствовал скрытой в его целле фидиевой статуи всемогущего Зевса.

Выдающуюся роль в истории классического искусства Древней Эллады сыграли скульптурные украшения этого храма, исполненные из паросского мрамора в 470 – 456 годах до н. э. (илл. 5 ). Общий стиль олимпийских скульптур уже приближается к стилю скульптур Мирона. На метопах храма были изображены двенадцать подвигов Геракла, восточный фронтон храма посвящен мифу о состязании Пелопса и Эномая, положившем основание олимпийским играм, западный – битве лапифов с кентаврами. Сюжетом композиции западного фронтона является миф о том, как предводитель племени лапифов Пейрифой пригласил на свой свадебный пир богов, героев и соседнее племя кентавров. Опьянев, кентавры попытались похитить женщин и юношей, в том числе и невесту Пейрифоя – Дейдамию. Герои вступили с ними в схватку. Композиция фронтона отличается единством замысла и высоким мастерством исполнения. Скульптуры занимают все поле фронтона, длина которого превышает 26 м, а высота – 3 м. В центре композиции скульптор поместил фигуру бога света и искусств Аполлона, который принес лапифам победу. Высокий и стройный Аполлон олицетворяет героизм и мужество человека. Властным жестом руки он указывает на кентавров, его лицо дышит сдержанной силой и уверенностью в победе. Слева изображен Пейрифой, сжимающий меч, а рядом с ним – Дейдамия, которая отталкивает локтем вцепившегося в нее кентавра Евритона. Справа от Аполлона стоит афинский герой Тесей с двойным топором. Его удар сейчас обрушится на голову кентавра. Хотя исход схватки еще не решен, но чувствуется, что побеждают греческие герои. Их лица спокойны и мужественны, тогда как лица кентавров искажены яростью и злобой. Превосходство разумного человека над стихийными силами природы – такова главная идея этой композиции.

Мастера, создававшие скульптуры западного фронтона храма Зевса, овладели приемами построения скульптурной композиции. Изображения мифических героев и кентавров объединены в группы по две или по три фигуры. Ни одна из этих групп не повторяет другую, в их расположении отсутствует строгая симметрия. Каждой группе в левой части фронтона соответствует группа из такого же количества фигур в правой части, что создает ощущение гармонического равновесия всей композиции фронтона. Скульптуры живут своей жизнью, но они с поразительным искусством «вписаны» в треугольник фронтона и составляют единое целое с архитектурным обликом здания.

Таким образом, западный фронтон представляет спокойное повествование, а западный – эмоциональный накал, и при этом обе фронтонных композиции связаны между собой. Кроме того, интересно, что даже при относительно небольшом количестве персонажей здесь создается ощущение мощных эпических панорам. Оба фронтона резко отличаются от фронтонов Эгинского храма с их декоративной условной композицией. Разница между фронтонами тут составляет около 20 лет, и это весьма существенно. Первый обладает архаическим решением, второй – значительно более поздним. Композиции фронтонов разные, но храм их объединяет. Таким образом, перед нами – идея продуманного спектакля. Кстати, приблизительно в это же время развивается греческая трагедия.


  1. Высокая классика: ансамбль афинского Акрополя
История создания. Идейная и художественная программа

Акрополь (по-гречески «кремль») расположен на крутом скалистом холме в центре Афин (илл. 6 ). Скала Афинского акрополя возвышается посреди долины, которая с трех сторон окружена холмами, а четвертой, южной стороной примыкает к морю. Это естественное возвышение образует постамент, как бы созданный самой природой для помещающегося на нем комплекса. Акрополь Фидия изумительно гармонирует как с самим холмом, так и окружающим его пейзажем. Вместе с тем Акрополь – один из первых примеров архитектурного комплекса, сооруженного по единому, четко продуманному архитектурному плану (илл. 7 ).

В 480 – 479 годах до н. э. персы захватили Афины, разграбили и сожгли святыни города, в том числе и храмы на вершине Акрополя. Частично он был восстановлен вскоре же после победоносного окончания персидской войны, но вопрос о создании большого встал по-настоящему лишь тогда, когда Афины стали ведущей в Греции демократической державой. Уже стратег Кимон разработал план украшения Акрополя и провел целый ряд работ. Так, при нем Фидий создал статую Афину Промахос (Стерегущая). Однако важнейшая роль принадлежит другому стратегу Афин, а именно Периклу. Фигура Перикла очень важна как в истории Греции, так и в формировании комплекса акрополя. Окружение Перикла включало в себя интеллектуальную элиту того времени (философов, скульпторов, геометров, историков). Когда перед ним встал вопрос о восстановлении Афин после греко-персидских войн, он сразу отказался от Гипподамовой системы застройки (Гипподамова система – система планировки античных городов с пересекающимися под прямым углом улицами, равными прямоугольными кварталами и площадями, отводимыми под общественные здания и рынки, кратными стандартным размерам квартала. Связана с именем древнегреческого архитектора Гипподама из Милета (485 – 405 гг. до н. э.). По гипподамовой системе в разное время были распланированы многие как античные (Пирей, Родос, Фурии, Александрия Египетская), так и современные города). По мнению Перикла, система Гипподама была слишком геометрична и потому лишена гармонии, асимметрии, живописности. В то же время Перикл выступал и за создание нового архитектурного ордера, который должен был соединять достоинства дорики и ионики. Идеи Перикла о синтезе ионики и дорики, архитектуры и скульптуры, зданий и окружающей их природы были поддержаны и развиты Фидием при создании Акрополя. В создании Акрополя участвовали крупнейшие греческие архитекторы, и художники того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл, Каллимах и др. Скульптор Фидий руководил созданием всего ансамбля. Именно при нем был составлен единый план украшения Акрополя и были предприняты грандиозные строительные работы, которые длились несколько десятилетий и завершились созданием этого небывалого в истории искусства комплекса.

Несколько слов о Фидии. Он родился в Афинах между 500 и 480 годами до н. э. Первым его учителем был скульптор Гегий, дальнейшее художественное образование он получил в мастерской пелопоннесского мастера Агелада, у которого, согласно греческой традиции, учились также Мирон и Поликлет. Работая у Агелада, Фидий в совершенстве овладел искусством бронзового литья. Как художник и гражданин Фидий формировался в атмосфере патриотического подъема, вызванного победами греков над персами. Уже ранние его произведения ясно говорят, что для скульптора важную роль играла идея героического подвига его народа над завоевателями во время персидских нашествий между 465 и 460 годами. Например, Фидий отлил бронзовую скульптурную группу из тринадцати фигур, которую афиняне посвятили в дельфийский храм Аполлона. Рядом с изображениями богов и героев греческой мифологии мастер поместил статую полководца Мильтиада, командовавшего афинскими войсками в битве при Марафоне. Однако главный труд Фидия – это, несомненно, Акрополь.

Говоря об идейной и художественной программе Акрополя, необходимо учитывать несколько принципиальных моментов.

Политический контекст. Главная идея Акрополя – победа Аттики над персами и благодарность Афине за эту победу. Тема борьбы, победы и военной мощи является в Акрополе одной из ведущих. Она запечатлена в образе Афины Промахос (Воительница), в статуе Бескрылой Победы в храме Ники и в сценах схваток греков с кентаврами и амазонками, которые на метопах Парфенона и на щите Афины Девы символизируют борьбу с персами.

Связь с пейзажем. Акропольский холм сильно вытянут с запада на восток. Холм укрепляют, но его не облагораживают. Таким образом, хаос природной скалы (его можно наблюдать, шествуя по петляющей дороге к Акрополю) завершается наверху космосом рукотворной архитектуры.

Связь с ритуальными шествиями . Во второй половине 5 в. до н.э. Афины явились политическим и культурным центром Греции и достигли особенного блеска. Поэтому роль главного местного божества – Афины – очень важна. Еще со времен архаики в Афинах ежегодно устраивались панафинейские праздники в честь Афины. В эпоху Перикла они становятся всеобщим греческим праздником наряду с олимпийскими играми и дельфийскими празднествами. Панафинейские празднества делятся на большие и малые. Малые Панафинеи проводились ежегодно, а Большие, отличавшиеся большей продолжительностью, – один раз в пят лет. Кульминацией Панафиней была праздничная процессия, в которой участвовали все граждане Афин независимо от пола и возраста.Во главе процессии двигалась специальная повозка – так называемый панафинейский корабль – с расшитым пеплосом (одеянием) богини Афины, которое для каждого празднества Панафиней ткали и шили девушки из знатных афинских семей. Это было красивое одеяние с золотой канвой, элементами кентавромахии и амазономахии, которое торжественно дарилось деревянному ксоану Афины. После шествия афиняне совершали ритуал жертвоприношения - гекатомбу, за которым следовало совместное застолье, завершавшее программу Панафиней.

Для организации панафинейского шествия использовали дорогу из Элевсина, по которой ежегодно проходили участники Элевсинских мистерий 1 . Для этого дорогу значительно расширили и расположили таким образом, чтобы она не шла напрямую к Акрополю, а петляла, открывая разные точки зрения на Акрополь. Вся композиция Акрополя завязана на идее панафинейских шествий. Поэтому оба храма (Парфенон и Эрехтейон) повернуты к входу стороной без входа, чтобы нужно было обойти весь Акрополь и лишь потом войти в них.

Последовательность смены точек зрения по мере приближения к Акрополю. Планировщики так рассчитали основные архитектурные сооружения, что одновременно глазом можно было полностью охватить только одно из них. Подъем на Акрополь шел зигзагом, дальше он поворачивал к центральному проходу Пропилеев, торжественной дорической колоннады. От восточного фасада Пропилеев начиналась «священная дорога», тянувшаяся по продольной оси всего холма. Немного левее ее стояла статуя Афины Промахос. Cтатуя Афины закрывала почти полностью от зрителя расположенный вдалеке Эрехтейон. Таким образом, зритель шел некоторое время всецело под впечатлением мощной статуи грозной богини, охраняющей город и встречающей его у ворот Акрополя. И лишь когда он подходил настолько близко к статуе, что охватить ее в целом он уже не мог, перед ним раскрывался вид на Парфенон. Далее «священная дорога» проходила мимо северного фасада Парфенона, проходя мимо колоннады, зритель мог видеть скульптурный фриз с изображением той самой процессии, в которой он сам участвовал. Чрезвычайно характерно, что зритель не видел Парфенона сразу во фронтальном развороте перед собой, он его видел под известным углом, вследствие чего закрывался не только фасад, но и часть боковой стороны, так что можно было полностью ощутить материально объемность и пластичность этого храма. Напротив длинной колоннады Парфенона вырисовывался небольшой по размерам, но выделяющийся своей асимметричной композицией Эрехтейон. Противопоставление этого здания и Парфенона – одна из самых ярких черт ансамбля. Праздничное шествие заканчивалось у алтаря Афины, перед восточным фасадом Парфенона, где происходила торжественная передача жрецу вновь сотканного пеплоса. Таким образом, путем последовательной смены ряда архитектурных эффектов перед афинянами раскрывался ансамбль, составлявший их гордость и славу.

Архитектурные приемы, которыми достигнуты в ансамбле Акрополя единство и цельность впечатления, свойственные в известной мере и другим комплексам классической эпохи, значительно отличаются от приемов ансамблевых решений предыдущих периодов. Отдельные части ансамбля искусно связаны между собой. Это достигнуто путем сопоставления свободно стоящих зданий разной величины и формы, уравновешивающих друг друга не размерами и симметрией расположения, а тонко рассчитанными равновесием и особенностями их архитектуры. В таком сопоставлении задуманы Парфенон и Эрехтейон. Большое значение имеет также глубоко продуманное использование в художественных целях рельефа. Этот прием вообще становится в классическую эпоху обычным архитектурным средством. Весь ансамбль в целом обратил в художественную закономерность неровности скалы. Бросается в глаза намеренное уклонение всех зодчих, строивших на Акрополе в 5 веке, от параллельности в постановке сооружений учет различных точек зрения, открывавшихся на постройки. таким образом, при кажущейся свободе расположения частей, композиция Акрополя основана на строгой системе и точно рассчитана. Важно, что у Фидия есть несколько точек зрения, сумма впечатлений, итогом которых становится идея вечной победы космоса. Также важно, что греков интересует в ансамбле не восприятие всех сооружений в каком-то едином целом, а непременно последовательное рассмотрение каждого здания в отдельности в его пластической самоценности и завершенности.

Отличия от старого Акрополя эпохи писистратидов (архаика, около 560 г. до н.э.). В раннем варианте Акрополя также было мало архитектурных построек, однако между ними не было гармонического равновесия. Например, старые пропилеи воспринимались исключительно с точки зрения их функций – ворот в Акрополь. Кроме того, между архитектурой и природой не было никаких связей и взаимоотношений. Если в архаике между стоявшими в Акрополе храмами не было никакой системы отношений, то у Фидия она продумана очень тонко. В архаике храмы стояли друг напротив друга. Фидий же располагает их под углом 45° к пропилеям, размещая оба здания впритык к обрыву. Таким образом создается замкнутое сакральное пространство – космос.
Пропилеи

Пропилеи (илл. 8 ) являлись парадным входом в Акрополь. С фасада они были оформлены как шестиколонная колоннада, увенчанная фронтоном. С двух сторон под прямым углом к центральному корпусу Пропилей были возведены трехколонные крылья. Элементы комплекса: Пропилеи (ворота между двумя мирами, 6-колонный дорический портик работы Мнесикла), Пиргус (архитектурная ширма в виде стены, декорированной дорическим ордером). Напротив – пинакотека, тоже закрытая ордерной стеной. На углу Пиргоса к Пропилеям примыкает храм Ники Аптерос (Бескрылой).

Важно, что Пропилеи при Перикле сочетают в себе как элементы разных ордерных систем: дорический портик снаружи, ионический – внутри, так и разноуровневые постройки, поскольку холм не ровняли перед началом строительства. Таким образом, первый фронтон Пропилей более низкий, а второй – более высокий. Ионический ордер принципиально выше, поэтому внутреннее пространство Пропилей выше, светлее. Таким образом, настроение процессии, по задумке Фидия, должно было сменяться от строго-торжественного на более радостное и возвышенное.

К Пропилеям вела широкая лестница, в конце которой и вырисовывался четкий гармоничный контур Пропилей. Замечательной в Пропилеях являлась несимметричность обоих крыльев: левое, южное крыло гораздо меньших размеров, чем правое, благодаря чему вся экспозиция Пропилей лишена той холодной симметричной парадности, которая так часто встречается в позднем классицизме.

Вместе с тем несмотря на отсутствие полной симметричности, комплекс Пропилей был чрезвычайно уравновешен и гармоничен. Левое крыло Пропилей было сокращено для того, чтобы на выступающем массивном постаменте-выступе акропольской скалы, так называемом Пиргосе, можно было бы поместить маленький храмик Нике. Этот принцип свободного фасада и асимметрического равновесия объемов очень характерен для греческого искусства эпохи расцвета. Архитектура избавляется этим от той жесткой холодности и абстрактности, которая характеризует, например, монументализм египетской архитектуры. Это очень живая, богатая по своим зрительным впечатлениям, очень человечная архитектура.

Вместо одного входа в Пропилеях сделано пять проемов, средний (для проезда верхом) был больше остальных. Наружный и внутренний фасады представляли собой 6-колонные дорические портики простильного типа. Антаблементы, потолки, фронтоны и кровля обоих портиков находились на разных уровнях. В среднем проезде вместо ступеней устроен пандус, по обе стороны от которого стоят два ряда ионических колонн. Это один из самых ярких примеров совмещения двух ордеров, оно отразило стремление Перикла создать единый эллинский стиль. Потолок Пропилеев и выполненный лет за десять до того потолок птерона Парфенона являются первыми каменными перекрытиями в древнегреческом зодчестве.

С точки зрения идейной программы Акрополя Пропилеи важны, так как они разграничивают для участников шествия два мира: человеческий, из которого они пришли, и сакральный, в который им еще только предстоит войти. Таким образом, проходя через Пропилеи, участники должны очиститься от мирского и хаотичного.

Проходя через ионический портик Пропилей, участники шествия попадали в широкую ионическую колоннаду. Выходя из нее, они оказывались перед статуей Афины Промахос. Статуя связывает Парфенон и Эрехтейон. В центре скульптура, справа архитектура, слева – синтез первого и второго.

ГРЕЧЕСКИЙ ХРАМ - АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБРАЗ СОЮЗА ЛЮДЕЙ И БОГОВ План урока 1. Как возникла греческая культура 2. Пантеон греческих богов 3. Основные архитектурные формы греческой архитектуры 4. Афинский акрополь как синтез архаического стиля и выражение идеала красоты Древней Греции 5. Классический стиль: Парфенон 6. Проверим себя?

Периодизация древнегреческого искусства Древнегреческое искусство в собственном смысле слова развивалось и достигло своей вершины в период с VII по I в. до н. э. В нем выделяют три этапа: архаика (VII-VI вв. до н. э.), классика (V-IV вв. до н. э.), эллинизм (III -I вв. до н. э.).

Культура Древней Греции как проявление народного духа Культура Древней Греции, как любая культура, является проявлением народного духа, сформировавшегося в данной местности под воздействием определенного климата. Теплый климат, нарядный ландшафт с невысокими гора ми, уютные долины, поросшие лимонными, оливковыми, померанцевыми рощами, море с множеством островков и бухточек - весь окружающий мир, его красота и простота породили ощущение соразмерности сил человека и природы. Грекам не нужно было отвоевывать себе жизненное пространство, утверждаться в нем; все было осязаемо, близко. Однако они не сразу достигли гармонии с природой.

Боги и люди Боги оправдывали жизнь людей тем, что жил и так же, как они, и под ярким светом олимпийцев люди ощутил и себя равными богам. А чтобы еще больше возвеличиться, греки окружили себя той красотой, которая являлась неотъемлемой чертой существования небожителей. Этот чудный мир красоты был воплощен в искусстве, создаваемом людьми для людей богов.

«Человек - мера всех вещей» Протагор (480 410 гг. до н. э.) В этом высказывании – внимание греческой культуры к человеку (антропоморфизм). Склонность эллинов наделять человеческими свойствами предметы и природные стихии обусловила появление архитектуры, соразмерной пропорциям человеческого тела, и скульптуры, которая воспроизводила идеальный образ бога человека.

«Илиада» и «Одиссея» о пантеоне греческих богов В своих эпических поэмах Гомер (VIII в. до н. э.) вывел пантеон греческих богов. В его основе иерархия родоплеменной общины, возглавляемой басилевсом. Басилевсы Зевс, Посейдон и Аид поделили между собой мир, взяв себе соответственно небо, море и подземное царство, как о том говорит в «Илиаде» Посейдон

(Перевод Н. Гнедича) Три нас родилося брата от древнего Крона и Реи: Он - громовержец, и я, и Аид, преисподних владыка; Натрое все делено, и досталося каждому царство: . . . Мне волношумное море, Аиду подземные мраки, Зевсу досталось меж туч и эфира пространное небо; Общею всем остается земля и Олимп многохолмный.

Что определяло пропорции здания? Доступность небес, уподобленных плоскому перекрытию, а не взлетающим вверх сводам, привела к возникновению в период архаики каменных храмов, воспроизводивших базилику (от греч. basilic - царский дом). Храм отражал взаимоотношения людей и небожителей: не люди взирали снизу вверх на небеса, а боги Олимпа обращали свои взоры на землю, сходя к людям. Пропорции здания и его живописный образ определял архитектурный ордер (от лат. ordo - порядок) - дорический или ионический, в соответствии с эстетическими пристрастиями основных племен, населявших Грецию, - суровых воинственных дорийцев и мягких изнеженных ионийцев.

Дорический ордер, колонны и триглиф: Ему присущи четкие геометрические линии, некоторая тяжеловесность форм и мужественность Дорические колонны не имеют базы, их капитель напоминает сплюснутую подушку, зримо передающую тяжесть антаблемента. В дорическом ордере они повторяются на прямоугольных каменных блоках - триглифах. Триглифы помещаются над каждой колонной и в промежутках между колоннами. Пустоты между триглифами заполнены плитами - метопами. На них из того же мраморного блока высекался рельеф. Чередование триглифов и метоп составляет дорический фриз.

Ионический ордер, колонны и триглиф: Это более живописный и декоративный ордер, ему свойственны стройность и женственность Ионические, напротив, тонкие и легкие, вырастают из круглой базы и завершаются изящными завитками - волютами. Чтобы подчеркнуть функцию колонны как вертикальной опоры и рассредоточить яркий свет по всему объему, ствол испещрен вертикальными желобками с острыми гранями. Ионический фриз украшает лента непрерывного рельефа

Целла, стереобат, антаблемент, фронтон… Главное помещение греческого храма составляет глухой каменный объем - целла. Она водружена на ступенчатое основание – стереобат и окружена по периметру колоннами. Колонны поддерживают горизонтальное балочное перекрытие – АНТАБЛЕМЕНТ с опирающейся на него двускатной крышей, которая образует на узкой стороне треугольник - фронтон. Антаблемент состоит из трех горизонтальных балок, расположенных по порядку снизу вверх: архитрав, фриз, карниз. В целле находилась статуя бога, пройти к которой можно было через дверь с восточной стороны.

Мнесикл 530 – 371 до н. э. Представитель высокой классики. Древне греческий архитектор 2 й половины 5 в. до н. э. Участвовал в сооружении ансамбля афинского Акрополя, построив монументальные входные ворота - Пропилеи (437- 432 до н. э.) в которых два наружных дорических портика (один обращен к городу, другой - к Акрополю) расположены на разных уровнях и связаны внутренней ионической колоннадой В северном крыле Пропилеи находилась пинакотека.

Пинакотека (Πινακοθήκη - хранилище картин) - у древних греков помещение, в котором хранились живописные изображения, составлявшие вотивное приношение богам. В Афинах такое помещение находилось в левом крыле акропольских пропилеев (см.). У римлян П. называлась в их домах комната при входе в атрий, украшенная картинами, а также статуями и др. художественными предметами, которыми особенно дорожил хозяин.

Мнесикл - древнеафинский зодчий, современник Перикла. Строитель Пропилей афинского акрополя. Первоначальный проект этого сооружения, как то доказано Дернфельдом, был сочинен Мнесикл гораздо шире, но не был приведен в исполнение по не совсем известным причинам. Предполагают, что тут играла роль враждебная Периклу партия, прикрывавшаяся религиозными соображениями, так как Пропилеи должны были занять собою часть участка земли, посвященного Артемиде Бравронии и уничтожить часть считавшейся священною пеласгической стены. Пропилеи остались неоконченными вследствие вспыхнувшей в 431 г. Пелопоннесской войны, а деньги, предназначенные для их постройки, были употреблены на военные издержки

Входим на Священный Холм через. . дорические Пропилеи - глубокий сквозной портик, обрамляющий лестницу, и легкий ионический храм Ники Аптерос (Бескрылой), постоянной спутницы Афины. Между колоннами портика в торжественные дни Великих Панафиней - праздника, посвященного покровительнице города богине Афине, проходили участники многолюдной процессии. Боковые проходы служили для пеших афинян, по среднему, где не было ступеней, ехали всадники и колесницы, вели жертвенных животных. Дорические колонны Пропилей подчеркивали торжественность и внушительность входа, в то время как ионическая колоннада под кровлей словно предуготовляла то прекрасное и строгое зрелище, которое открывалось на вершине холма.

Жесткая симметрия и другие черты архаики Архаический период в истории Греции (650- 480 гг. до н. э.) - термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. Возник в ходе изучения греческого искусства и первоначально относился к этапу развития греческого искусства, в основном декоративного и пластического, промежуточному между периодом геометрического искусства и искусством классической Греции. Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период, наступивший вслед за «тёмными веками» , наблюдалось значительное развитие политической теории, подъём демократии, философии, театра, поэзии, возрождение письменного языка (появление греческого алфавита взамен забытого в период «тёмных веков» Линейного письма Б).

Классика Греческая классика была более живописной. Главная ее цель: создание возвышенно торжественного настроя. Левее центральной оси Пропилей на плоском плато холма высился семнадцатиметровый колосс Афины Промахос (Воитель ницы) из позолоченной бронзы. Правее архитекторы Иктин и Калликрат возвели Парфенон.

Парфенон (447 438 гг. до н. э.) Один из самых знаменитых греческих храмов. Главное предназначение символ победы греческой демократии над восточной деспотией Посвящен Афине Парфенос (Девственной). Выполнен из пентеллийского мрамора, обладающего свойством приобретать с течением времени золотистую патину необыкновенной красоты, вырисовывается на фоне голубого неба. Прозрачный воздух, яркий солнечный свет лучистым потоком омывают наружные колоннады, вливаются в открытое пространство целлы, растворяя в себе мраморные объемы.

Храм – символ новой религии Вместе с тем храм символизировал торжество организующих, светлых начал религии над хтоническими, необузданными ее истоками. Об этом свидетельствовали рельеф на дорических метопах и ионический фриз, который шел за колоннадой по верху целлы. Восточный фронтон украшали скульптурные композиции на тему рождения Афины; западный - ее спора с Посейдоном за власть над Аттикой. Крышу по углам венчали стилизованные лепестки лотоса.

Секрет зодчих – в учете особенностей ландшафта и климата, а также все оптические искажения, свойственные зрению, зодчие придали очертаниям храма еле заметную кривиз ну. Обычно горизонтальная поверхность воспринимается зрением как выпуклая, поэтому зодчие допустили расхождение по высоте между краями и центром цоколя (центр ниже на 11, 5 см). Цилиндры колонн создают иллюзию распахнутого в стороны фасада, по этой причине каждая колонна по периметру храма была сужена кверху и наклонена на 7 см от оси к целле. Абсолютно ровная колонна выглядит суховатой и как бы вдавленной посередине, поэтому для придания контуру сочности и упругости его наделили приблизительно на треть высоты небольшим утолще нием. Чтобы угловые колонны не казались из за яркого освещения чрезмерно тонкими, их сделали более массивными и приблизили к ним соседние.

И еще один секрет…. Но и под ослепительными лучами солнца беломраморные колонны не сливались с целлой, потому что ее окрашивали в пурпурный цвет с тонкими горизонтальными линиями позолоты. Тень от рельефов и скульптур, которая могла бы исказить изображение, «гасили» красным фоном фронтона и метоп и синими полосками триглифов. Благодаря этому в условиях исключительной прозрачности воздуха и яркости солнечного света мельчайшие детали раскрашенной скульптуры и барельефов можно было различить издалека.

Техника древних мастеров Техника энкаустики обеспечивала тот же внешний эффект пластичности, что и блестящая поверхность мрамора, придавая величавому и строгому облику мраморного Парфенона нарядный, праздничный вид. Некоторые детали - поводья лошадей, горлышки сосудов, венки из позолоченной бронзы, напоминая легкую паутину, вносили в его утонченный облик элемент прозрачности. Храм стал образцом размера, рационализма, точного рас чета, но при этом гармония простых форм и четких линий со общает ему устремленность ввысь и почти телесный трепет живого организма, характерный для скульптуры.

Энка устика (от др. греч. ἐγκαυστική - [искусство] выжигания) - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Наиболее известные образцы энкаустики - т. н. «фаюмские портреты» (по названию оазиса Фаюм в Египте, где были впервые найдены и описаны): посмертные живописные изображения усопших, отличавшиеся объёмной светотеневой моделировкой форм, особым живоподобием и яркостью образов. Эллинистическая техника энкаустики была использована в ранней иконописи, уступив позднее место темпере. Самым ярким иконографическим примером техники энкаустики считается образ Христа Пантократора (VI век), находящийся в Синайском монастыре.

Поверим себя? 1. Назовите основные признаки архитектурных ордеров, возникших в Греции в период архаики. Каким богам посвящались греческие храмы? 2. Какими характерными для классики особенностями обладал архитектурный ансамбль афинского Акрополя? 3. Почему Парфенон считается самым совершенным храмом дорического ордера?

Как любая культура, является проявлением народного духа, сформировавшегося в данной мecтности под воздействием определенного климата .

* Аттика – название территории вoкpуг Афин.




Учтя особенности окружающего ландшафта и климата, а также все оптические искажения, свойственные зрению, зодчие придали очертаниям храма еле заметную кривизну, К примеру, обычно горизонтальная поверхность воспринимается зрением как выпуклая, поэтому зодчие допустили расхождение по высоте между краями и центром цоколя (центр ниже на 11,5 см). Цилиндры колонн создают иллюзию распахнутого в cтoроны фасада, по этой причине каждая колонна по пери метру xpaма была сужена кверху и наклонена на 7 см от оси к целле. Абсолютно ровная колонна выглядит суховатой и как бы давленной посередине, поэтому для придания контуру сочности и упругости eгo наделили приблизительно на треть высоты небольшим утолщением. Чтобы угловые колонны не казались из-за яркого освещения чрезмерно тонкими, их сделали более массивными и приблизили к ним соседние.

Но и под ослепительными лучами солнца беломраморные колонны не сливались с целлой, потому что ее окрашивали в пурпурный цвет с тонкими горизонтальными линиями позолоты. Тень от рельефов и скульптур, которая могла бы исказить изображеFтие, «гасили» красным фоном фронтона и метоп и синими полосками триглифов. Благодаря этому в условиях исключительной прозрачности воздуха и яркости солнечного света мельчайшие детали раскрашенной скульптуры и барельефов можно было различить издалека.

Техника энкаустики обеспечивала тот же внешний эффект пластичности, что и блестящая поверхность мрамора, придавая величавому и cтpoгoму облику мpaмopнoгo Парфенона нaрядный, праздничный вид. Некоторые детали - поводья лошадей, горлышки сосудов, венки из позолоченной бронзы, нaпоминая легокую паутину, вносили в eго утонченный облик элемент прозрачности.

Храм стал образцом размера, рационализма, точного pacчета, но при этом гармония простых форм и четких линий coобщает ему устремленность ввысь и почти телесный трепет живого оргоанизма, характерный для скульптуры.

Вопросы и задания
1. Назовите основные признаки архитектурных ордеров, возникших в Греции в период архаики. Каким богам посвящались греческие храмы?
2. Какими характерными для классики особенностями обладал apхитектурный ансамбль афинского Акрополя?
3. Почему Парфенон считается самым совершенным храмом дорического ордера?

Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Учебники по всему предметам скачать , разработка планов уроков для учителей, Искусство для 10 класса онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки