Привороты Заговоры на... Отвороты

Структурная теория черт личности рашонда кеттела. Теория черт г-ю айзенка Теория г айзенка

Одними из первых к корреляционно-факторных исследований прибегали. Дж-П. Гилфорд и. В. Циммерман. Они выделили такие факторы структуры личности:

1) общая активность (энергичность, быстрота действий, любовь к действию);

2) доминирование (инициативность, отстаивания своих прав, стремление к лидерству);

3) мужество (профессиональные и позапрофесийни"мужские"интересы (которые могут быть присущи и женщинам), бесстрашие, недостаток сочувствия, невысокая эмоциональность);

4) самонадеянность (компетентность, чувство признания со стороны других, уравновешенность);

5) спокойствие (хладнокровие и расслабление, должна утомляемость и раздражительность, высокая сосредоточенность на текущей деятельности);

6) общительность (социальная активность, социальная стабильность, интерес к лидерству);

7) рефлексия (мечтательность, интерес, созерцательность);

8) депрессия (эмоциональная и физическая подавленность, тревога, беспокойство);

9) эмоциональность (легкость возникновения и сохранения эмоций, этажность переживаний, фантазирование);

10) самоограничение (сдержанность, самоконтроль, серьезность);

11) объективность (реалистичность, трезвость оценок);

12) уступчивость (легкость в изменении позиции, дружелюбие и податливость);

13) сотрудничество (терпимость к замечаниям, отсутствие эгоизма, доверчивость)

Эти черты имеют смешанную социобиологических природу, но диагностического инструмента для их фиксации не создано

Теория черт Г-Ю Айзенка

Некоторые психологи считали. Г-Ю. Айзенка последователем. К-Г. Юнга, апеллируя к тому, что центральным в структуре личности он также считал экстраверсии - интроверсии, а свои базовые факторы называл типами. С. По способу получения и психологическим содержанием это скорее черты, чем типы, просто они представлены не дискретно, а континуально. Экстраверсия - интроверсия в контексте теории. Айзенка включают преимущественно ком уникативну составляющую этого понятия, обозначая или влечение к людям и способность легко вступать в контакт, или осложнения в общении. Убежден в том, что для описания вариативности человеческого поведения н е следует использовать более трех суперчерт,. Айзенк выделил сначала два основных фактора личности:. Е (экстраверсии - интроверсии) и ого, а соединяясь, приводят к образованию четырех типов личности. Позже. Г-Ю. Айзенк добавил еще один факторин чинник . Р (психотизм - сила. Супер-Эго). Он предполагал широкую вариативность проявлений личности внутри каждого из факторов (так и речь о типах). Базовые измерения. Айзенк называл биологическими диспозициями личности . Например, фактор"психотизм"как компоненты второго уровня охватывает агрессивность, эмоциональную холодность, эгоцентризм, импульсивность, а как компоненты третьего - асоциальность, неемпатийнисть,. Креа-ность во,"безумие"Базовый фактор, который доминирует у человека, определяет его типологические особенностипологічні особливості.

Наличие этих факторов подтверждено многочисленными исследованиями, поэтому. Айзенк пытался определить их нейрофизиологические основы. Так, фактор. Е оказался тесно связанным с уровнем корковой активации. Интроверты, будучи високозбудливимы, избегают сильной стимуляции, а экстраверты, наоборот - стремятся ее. Различия по фактору N отражают силу реакции автономной нервной системы на стимулы. Особенно весомый вклад лимбической системы, определяющий мотивацию и выражения эмоций. Айзенк выдвинул гипотезу о связи фактора. Р с системой, производит андрогены

Люди, которые являются одновременно интровертивного и стабильными (табл. 212), склонны придерживаться норм и правил, быть заботливыми и внимательными. Комбинация интроверсии и невротизма вызывает тенденцию к проявлению стурбо ованости, пессимизма, замкнутости. Сочетание экстраверсии и стабильности привносит в поведение заботливость, уступчивость и общительность. Люди с экстраверсией и высоким нейротизм, скорее, буду во агрессивными, импульсивными и возбудимыми. Эти сочетания нельзя определить как"хорошие"или"плохие", они просто разні", вони просто різні.

Люди с высокой степенью выраженности суперчерт (сила. Супер-Эго) эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны сопротивляться общественным устоям. Айзенк считал, что психотизм - это генетическая предрасположенность д к тому, чтобы стать психотической или психопатической личностью, более выражена у мужчин, чем у жк.

. Таблица 212

Типы сочетание экстраверсии и невротизма за. Г-Ю. Айзенком

Для диагностирования структуры личности по. Айзенку применяют стандартизированный опросник, использование которого в близнецовых исследованиях свидетельствует о большой вклад генотипических факторов в минлы ивисть экстраверсии - интроверсии и внутрипарных отношения и все личностные проявления. Генетическое обусловленность невротизма с помощью опросника еще не доведеноо.

Черты личности в теории. Р-Б. Кеттела

Описывая личность,. Р-Б. Кеттел выделил поверхностные черты (вторичные) и произведу ные (первичные, начальные), которые, в свою очередь, делятся на конституционные, обусловленные генетически (экспериментальные) и те и развивающиеся под влиянием опыта и обучения (характерологические). Увеличив группы отобранных. Г-В. Олпортом определений, касающихся личности, он выделил 171 группу синонимов, которые затем возвел 36 б иполярних наименований, а затем дополнил их срокам с данными других исследований до 46 па6 пар.

Система порождающих черт личности (начальных), за. Кеттел ом, неоднородна и включает:

Конституционные (темпераментальные) черты, определяющие реагирования: реактивность, скорость и энергию реакций личности на стимулы среды;

Черты-способности, влияющие на эффективность реагирования;

Динамические черты, которые относятся к движущих сил реакций их разделяют на два класса: ерги - врожденные черты, мотивирующие поведение человека (направленность на борьбу и соперничество, стадное чувство, автономии ия), и сантименты формирующиеся под влиянием социокультурных норм и включают также проявления интересов, ать-тюды

Для описания личности взрослого человека. Р-Б. Кеттел считал достаточными 19 выделенных им факторов, а для описания ребенка - всего 12, причем они частично не совпадают. Все факторы имеют положительный и отрицательные ативний полюса, однако в психологическом плане они равноценны, а положительными или отрицательными могут становиться лишь в контексте определенной ситуации (табл. 2132.13).

. Таблица 213

Черты, выделены. Р-Б. Кеттел ом (16 PF *)

Афектотимия (циклотимия) *

Искренность, доброта

Легкость общения, гибкость, приспособляемость, добросердечие, открытость, доверчивость, беспечность, общительность

Сизотимия

Обособленность, отчужденность

Конфликтность, ригидность, холодность, скрытность, неговиркисть, сдержанность, подозрительность, осторожность, отгороженность, эгоистичность

Высокий интеллект Умный

Высокие умственные способности, скорость соображения, понимание абстракций, широкие интеллектуальные интересы, упорство, настойчивость, образованность

Низкий интеллект Глупый

Низкие умственные способности, медленное рассуждения, непонимание абстракций, отсутствие интеллектуальных интересов и упорства, невежество

Эмоциональная устойчивость

Свобода от невротических симптомов, отсутствие заботы о здоровье, постоянство интересов, спокойствие, реалистичность в отношении к жизни, настойчивость, упорство, умение держать себя в руках, безтур рботнист

Слабость Я Эмоциональная неустойчивость

Многие невротических симптомов, обеспокоенность состоянием собственного здоровья, изменчивость в интересах, уклонение от ответственности, неспособность довести дело до конца, несдержанность, тревожность

Возбудимость

беспокойность (обеспокоенность)

Нетерпеливость, демонстративность, активность, ревность, высокое самомнение, непостоянство, бесцеремонность

Флегматичность Уравновешенность

Спокойствие, удовлетворенность, флегматичность, не ревность, самокритичность, постоянство, тактичность

Доминантность

Настойчивость, напористость

Независимость, самоуверенность

хвастовство

екстрапунитивнисть, грубость

бесцеремонность, смелость

конфликтность, строптивость

Конформность Покорность, зависимость

Покорение, неуверенность в себе, скромность, интрапунитив-ность или импунитивнисть, тактичность, робость, осторожность, доброжелательность, послушание

. Продолжение таблицы 213

Безопасность

Жизнерадостность, общительность, энергичность, болтливость, спокойствие, живость, ловкость, доверчивость, гибкость

Обеспокоенность (озабоченность)

Печаль, избегание общества, апатия, молчаливость, медлительность, обе режнисть, подозрительность, ригидность

Сила Сверх-Я Высокая добросовестность

Устойчивость, упорство, обязательность

дисциплинированность, собранность, высокая нравственность, ответственность, внимательность к людям, требовательность к порядку

Слабость Сверх-Я Недобросовестность

Непостоянство, изменчивость, легкомыслие, потворство своим желаниям, небрежность, аморальность

безответственность, халатность в повседневной жизни, беспорядочность

Смелость

Общительность, оживление в присутствии лиц противоположного пола, чуткость, эмоциональность и артистизм, дружелюбие, импульсивность, беспечность, любовь к публичности

Боязливость

Застенчивость, смущение в присутствии лиц противоположного пола, сдержанность, ограниченность интересов, враждебность, осторожность, страх перед жизнью

Мьякосердисть, нежность

Нетерпеливость, требовательность, зависимость, сентиментальность, эмоциональность, чувствительность, склонность к фантазированию интуиция мягкость к"себя и окружающих, ипохондрия, забота о здоровье

Строгость, жесткость

Эмоциональная зрелость, независимость, реалистичность, рациональность, шидпоряд-кованисть чувств ума, практичность, присутствие логики, цинизм, отсутствие заботы по поводу, здоровья

. Продолжение таблицы 213

Осторожный индивидуализм

Склонность действовать индивиду-ально, замкнутость, противодействие интересам, усталость, холодное отношение к общегрупповых норм

Интерес к участию в общих делах

Склонность к совместным действиям, любовь во внимание, подчиненность личных интересов групповым, сила, энергичность, способность принимать загальногрупови нормы

Культурная зависимость

Тактичность, культурная зрелость, ответственность, способность подчиняться, осознание точки зрения взрослых

Неприятие культуры

бестактность, культурная незрелость, безответственность, самоутверждение, непонимание социальных проблем

Подозрительность

Недоверчивость, ревность, завистливость, фиксированность на неудачах, раздражительность, тирания, склонность к соперничеству, высокомерие и завышенная самооценка

Доверчивость

Чрезмерная доверчивость, неревнивисть, бескорыстие, легкое отвлечение от проблем, уступчивость, терпимость, прощение, понимание, чувство незначительности

Мечтательность

Всеохопленисть собственными идеями, интерес к абстрактным проблем, фантазирование, непрактичность, неуравновешенность, увлеченность

Практичность

Склонность к решению практических вопросов, устройства личных дел, избежать всего необычного, подчинение объективной реальности, надежность в практических вопросах, спокойствие, твердость

. Окончание таблицы 213

Проницательность

Изысканность, умение обращаться, точность ума, эмоциональная сдержанность, искусственность в поведении, эстетическая утонченность, проницательность относительно окружения, честолюбие, осторожность (полюс Макиавелли)

Natural fothrighness

Наивность

Прямота, бестактность, неконкретность ума, эмоциональная недисциплинированность, естественность, непосредственность, простота вкусов, неопытность в анализе мотивировок, удовлетворенность достигнутым, нешанобливис во в обращении 3 людьми (полюс Руссо

Гипотимия

Склонность к чувству вины

Печаль, уныние, беспокойство, беспокойство, раздражительность, обязательность, чувствительность к замечаниям и осуждения, боязливость, погруженность в мрачные раздумья, усталость, ипохондричнисть, напряженность

Гипертимия Самоуверенность

Веселье, жизнерадостность, спокойствие, самоуверенность, беспечность, нечувствительность к замечаниям и упреков, бесстрашие, энергичность, активность, расслабление

Радикализм

Гибкость

Консерватизм

Ригидность

Самодостаточность Самостоятельность

социабельность

Зависимость от группы

Контроль желаний

Высокий самоконтроль поведения

Импульсивность

Низкий самоконтроль поведения

фрустрированность Напряженность

Нефрустрованисть Расслабленность

Помимо факторов, приведенных в таблице, в многоуровневой структуре личности имеются:

Факторы второго порядка (экстраверсия - интроверсия, тревожность - приспособленность, соrtertia - раthemia (живость коры головного мозга), независимость - покорность) их было установлено путем фактор рного анализа данных первичных факторов и вычислено арифметически;

Факторы третьего порядка (сила нервной системы по возбуждению, самокритичность, уровень ответственности, забота о себе, степень социальной адаптации)

Разработанный для диагностики структуры личности опросник (16РF) очень популярен, что связано с его очевидной неклинических направленностью, и используется в Украине в трех формах - параллель ных формах. А и. В, содержит 187 утверждений и форме. С, разработанной в. Санкт-Петербурге и адаптированной в. Киеве, содержащей 123 пункта. Существует также детская форма, предназначенная для обследования младшей школе рев.

Р-Б. Кеттел осуществил репрезентативное исследование влияния среды и наследственности на развитие черт личности. Разработав специальную статистическую процедуру обработки данных, полученных с использованием близ знюкового метода, он оценил наличие - отсутствие генетического влияния на черты, в результате чего было выявлено, что черты имеют разную природу. Например, примерно две трети вариаций интеллекта и уверенно ости в себе обусловлены наследственностью, тогда как генетическое влияние на невротизм и самосознание наполовину меньше. По оценке. Кеттела, примерно две трети черт личности определяются воздействием окружающей среды и одна треть - наследственностьювістю.

Дополнительные исследования факторов среды и наследственности дали противоречивые результаты. Многие исследователи выявило значительное влияние близнецовой ситуации на сходство - различие наблюдаемых рис. При вы ивченни типа внутрипарных отношений было доказано, что решающим является пол монозиготных близнецов. Так, в женских пар обнаружено значимое сходство за 12 факторами, а в мужских - всего за 7. Однако полученные результаты переводят проблему влияния среды и наследственности в сферу ролевых отношений, поскольку возможно, что девочки более чувствительны к действию социальных представлений о близнецах. Наследственность и социокультурные в ереотипы в этом случае"работают"на один и тот же результат. С достаточной уверенностью можно считать генетически обусловленными черты, связанные с социальной экстраверсией (общительность, активность, н евротизм), однако с возрастом степень генетической обусловленности постепенно уменьшаетсяпово зменшується.

Кеттел также продуктивно изучал действия социальных групп, к которым относятся люди (диапазон изменчивости черты внутри группы - синтальнисть) развивая мысль. Олпорта о существовании общих и индивидуальных черт

  • 5. Юность: самотождественность я – ролевое смешение
  • 9. В. Райх. Понятие характер и характерный панцирь.
  • 10. Б. Скиннер. Оперантное обусловливание. Общие понятия.
  • Можно обусловить собственное поведение. Если выполнено задание – можно себя наградить.
  • 11. Б. Скиннер. Факторы, способствующие и препятствующие личностному развитию.
  • 12. Феноменологическая теория личности к. Роджерса. Я – как процесс. Я – реальное, я – идеальное.
  • Феноменологическая позиция роджерса
  • 13. Феноменологическая теория личности к. Роджерса. Полно функционирующая личность (общая характеристика).
  • 14. А. Маслоу. Теория мотивации. Бытийные и дефициентные мотивы.
  • 15. А. Маслоу. Теория самоактуализации личности.
  • 16. Теория личности э. Фромма. Основные типы характера как результат процесса ассимиляции.
  • 17. Э. Фромм. Человеческая дилемма и экзистенциальные потребности.
  • 18. К. Левин. Исследование жизненного пространства личности.
  • 19. Структурная теория черт личности р. Кеттелла. Категория черт личности. Темпераментальные черты р. Кеттелла (описание).
  • 21. Структурная теория личности р. Кеттелла. Динамические черты.
  • 22. Понятие «проприум», аспекты проприума г. Оллпорт.
  • 23. Г. Салливан. Динамизмы (общее понятие).
  • 24. Г. Салливан. Персонификации (общее понятие).
  • 25. Г. Оллпорт. Теория мотивации. Функциональная автономия. Функциональная автономия: прошлое – это прошлое
  • Зрелая личность
  • 26. Понятие черта личности в представлении г. Оллпорта, р. Кеттела, г. Айзенка.
  • Факторные теории личности
  • Теория г.Ю.Айзенка
  • 27. Понятие «саморегуляция» и «самоэффективность» в теории а. Бандуры.
  • 28. А. Бандура. Научение путем наблюдения (структура процесс).
  • 29. Основные положения теории конструктов
  • Теория личностных конструктов (д. Келли)
  • 30. Д. Роттер. Понятие потребности. Виды и компоненты потребностей.
  • 31. Д. Роттер. Поведенческий потенциал личности.
  • 32. Иерархическая модель личности. Теория г.Ю.Айзенка
  • 33. Г. Айзенк. Типы личности (характеристика). Теория г.Ю.Айзенка
  • 34. Г. Оллпорт. Виды личностных диспозиций.
  • 35. К.Г. Юнг. Понятие темперамента. Установки и функции.
  • 36. К.Г. Юнг Структура психики.
  • Структура личности
  • 37. Эндопсихика и экзопсихика в теории а.Ф. Лазурского.
  • 38. Классификация личности в работах а.Ф. Лазурского.
  • 1. Богатство.
  • 2. Интенсивность психических проявлений.
  • 3. Сознательность психических проявлений.
  • 4. Координация психических элементов.
  • 39. В.М. Бехтерев. Понятие личности.
  • Уровни личности.
  • 40. В.Н. Мясищев. Личность как система отношений.
  • 41. Б.Г. Ананьев. Основные параметры исследования личности.
  • 42. К.К. Платонов. Представление о динамической функциональной структуре личности.
  • 43. К.А. Абульханова-Славская. Личность как субъект жизненного пути.
  • 44. А. Н. Леонтьев. Разграничение понятий «индивид» и «личность».
  • 45. Б.С. Братусь. Нравственно-духовная концепция личности.
  • 46. Структура личности в трудах д. А. Леонтьева.
  • Характер
  • Способности
  • Внутренний мир личности
  • С чего начинается смысл: потребности и ценности
  • Отношения
  • Конструкты
  • Смысл жизни
  • Опорный «скелет» личности в поисках высшего уровня
  • Свобода, ответственность и духовность
  • Пути, которые нам выбирают
  • Я - последняя инстанция в личности
  • 47. Телосложение и особенности поведения личности.
  • 48. Сущность психоаналитического понимания личности.
  • 49. Структура личности в концепции а. Н. Леонтьева.
  • 50. Критические периоды развития личности Миллер и Доллард. Процесс научения в теории Долларда и Миллера.
  • 51. Л.И. Божович. Развитие личности в онтогенезе.
  • 52. Психологические особенности ребенка в зависимости от порядка рождения.
  • 33. Г. Айзенк. Типы личности (характеристика). Теория г.Ю.Айзенка

    Айзенк соглашается с Кеттелом в том, что целью психологии является предсказание поведения. Он также разделяет приверженность Кеттела факторному анализу как способу охватить целостную картину личности. Однако Айзенк использует факторный анализ несколько иначе, чем Кеттел. По Айзенку, стратегия исследования должна начинаться с достаточно обоснованной гипотезы по некоей интересующей исследователя основной черте, за которой следует точное измерение всего того, что для этой черты характерно. В противоположность ему, Кеттел заявляет, что основные составляющие элементы личности выявляются путем применения батареи тестов и последующей обработки данных. Таким образом, подход Айзенка более жестко связан рамками теории, чем у Кеттела. В отличие от Кеттела, Айзенк был также убежден, что для объяснения большей части поведенческих проявлений человека необходимо не более трех суперчерт (которые он называет типами). Как вы, возможно, помните, Кеттел приводит, по крайней мере, 16 черт или факторов, составляющих структуру личности. И, наконец, Айзенк гораздо большее значение придает генетическим факторам в развитии индивидуума. Это вовсе не говорит о

    Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме (рис. 6-4) присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И, наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций. Рассмотрим, к примеру, человека, который, судя по наблюдениям, демонстрирует специфическую реакцию: улыбается и протягивает руку при встрече с другим человеком. Если мы видим, что он делает это всякий раз, как кого-то встречает, мы можем предположить, что такое поведение является его привычной реакцией приветствовать другое лицо. Эта привычная реакция может быть связана с другими привычными реакциями, такими как склонность, разговаривать с другими людьми, посещение вечеринок и т.д. Эта группа привычных реакций формирует черту общительности. Как это проиллюстрировано на рис. 6-4, на уровне черт общительность коррелирует с предрасположенностью реагировать в ключе активного, живого и уверенного поведения. В совокупности эти черты составляют суперчерту, или тип, который Айзенк называет экстраверсия.

    Основные типы личности

    Айзенк использовал для сбора данных о людях разнообразные методы: самонаблюдение, экспертные оценки, анализ биографических сведений, физические и физиологические параметры, а также объективные психологические тесты. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу для определения структуры личности. В своем раннем исследовании Айзенк выявил два основных типа, которые он назвал интроверсия – экстраверсия и нейротизм – стабильность . Эти два измерения личности ортогональны, то есть они, статистически не зависят друг от друга. Соответственно, людей можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа. Как показано в табл. 6-4, с каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности. При рассмотрении природы этих четырех групп следует иметь в виду два момента. Во-первых, оба диапазона типов имеют нормальное распределение, являются непрерывными и предусматривают, таким образом, широкий спектр индивидуальных различий. Во-вторых, описания черт, присущих каждому типу, представляют собой крайние случаи. Большинство людей склонны быть ближе к средней точке – в обоих диапазонах типов – и поэтому получают не столь экстремальные характеристики, как в табл. 6-4.

    Стабильный

    Интроверт

    Спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный

    Экстраверт

    Лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный

    Невротичный

    Человек, легко поддающийся переменам настроения. Тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий

    Ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный

    Как видно из табл. 6-4, люди, которые являются одновременно интровертированными и стабильными, склонны придерживаться норм и правил, быть заботливыми и внимательными. И наоборот, комбинация интроверсии и нейротизма предполагает у индивидуума тенденцию проявлять в поведении больше беспокойства, пессимизма и замкнутости. Соединение экстраверсии и стабильности привносит в поведение такие качества, как заботливость, покладистость и общительность. И, наконец, люди с экстраверсией и высоким нейротизмом, скорее всего, будут агрессивными, импульсивными и возбудимыми. Следует отметить, что Айзенк особое значение придавал индивидуальным различиям. Таким образом, любые комбинации этих личности не могут быть более предпочтительными, чем другие. Беззаботный и компанейский тип поведения имеет свои как хорошие, так и негативные моменты; то же самое можно сказать и о тихой, замкнутой манере поведения. Они просто разные.

    Не так давно Айзенк описал и ввел в свою теорию третий тип измерения личности, который он назвал психотизм – сила Сверх-Я . Люди с высокой степенью выраженности этой суперчерты эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны противиться общественным устоям. Они часто бывают беспокойными, трудно контактируют с людьми и не встречают у них понимания, намеренно причиняют другим неприятности. Айзенк предположил, что психотизм – это генетическая предрасположенность к тому, чтобы стать психотической либо психопатической личностью. Он рассматривает психотизм как личностный континуум, на котором можно расположить всех людей.

    Айзенк разработал несколько опросников для оценки трех основных суперчерт, лежащих в основе его иерархической модели личности. Был описан личностный опросник Айзенка, а также проведенное с его применением исследование, демонстрирующее разницу в поведении между интровертами и экстравертами.

    Айзенком была разработана четырехуровневая иерархическая организация поведения.

    Нижний уровень – специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения. Они иногда могут быть характеристиками личности. Все зависит от степени привычности.

    Второй уровень - привычные действия или мысли. Это реакции, которые при определенных условиях повторяются. Такие реакции появляются регулярно. Они выделяются с помощью факторного анализа специфических реакций.

    Третий уровень черта. Это важное постоянное личное свойство. Она формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций. Поведенческие характеристики уровня черт получаются с помощью факторного анализа привычных реакций. Большинство из 35 нормальных и анормальных привычных основных факторов Кеттелла принадлежат к третьему уровню.

    Четвертый уровень – высший уровень организации поведения – уровень типов или суперфакторов. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт.

    Выделяются следующие типы - экстраверсия – интроверсия, нейротизм и психотизм - как части нормальной структуры личности. Все три типа биполярны:

      Экстраверсия - интроверсия,

      нейротизм – стабильность,

      психотизм – сильное «СуперЭго».

    Биполярность не подразумевает принадлежность большинства людей какому-либо полюсу.

    Существуют строгие психометрические доказательства существования каждого фактора (другие исследователи также его получали – Кеттелл)

    Существует строгая биологическая основа каждого фактора (уровень возбужденности коры головного мозга – выше у интровертов, активность лимбической нервной системы – у людей с высоким уровнем нейротизма, уровень тестостерона – у людей с высоким уровнем психотизма.).

    Все три типа имеют смысл и влияют на поведение (описания Юнга, Фрейда).

    Все три типа связаны с практическими вопросами – наркотики, секс, преступность, творчество, рак.

    При исследовании личности Айзенк также использовал методы оценки, опросники, ситуационные тесты, физиологические измерения, а также учитывал роль наследственности.

    Существенным вкладом Айзенка в область факторного анализа была разработка техники критериального анализа, позволившая максимально выделять конкретные критериальные группы признаков. Например, дифференцировать контингент по уровню нейротизма.

    Не менее важным концептуальным положением Айзенка является идея о том, что наследственный фактор обусловливает различия людей по параметрам реактивности автономной нервной системы, скорости и прочности условных реакций, т, е. по генотипическим и фенотипическим показателям, как основе индивидуальных различий в проявлениях нейротизма, психотизма и экстраверсии – интроверсии.

    Реактивный индивид склонен при соответствующих условиях к возникновению невротических нарушений, а индивиды, легко формирующие условные реакции, демонстрируют интровертность в поведении. Люди с недостаточной способностью к формированию условных реакций и автономной реактивности, чаще других склонны к страхам, фобиям, навязчивостям и др. невротическим симптомам. В целом невротическое поведение является результатом научения, в основе которого лежат реакции страха и тревоги.

    Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген (род. 4.3.1916 г.) - английский психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности. Образование получил в Лондонском университете (доктор философии и социологии). С 1939 г. по 1945 г. работал в качестве психолога–экспериментатора в госпитале Mill Hill Emergency, с 1946 г. по 1955 г. он - заведующий основанного им отделения психологии при Институте психиатрии госпиталей Маудсли и Бетлем, с 1955 г. по 1983 г. - профессор Института психологии при Лондонском университете, а с 1983 г. по настоящее время - почетный профессор психологии.

    Основатель и редактор журналов „Personality and Individual Differences“ и „Behaviour Research and Therapy“. Начал свои исследования базовых признаков личности с анализа результатов психиатрического обследования, включающего описания психиатрических симптомов, контингента солдат - групп здоровых и признанных невротиками. В результате этого анализа было выделено 39 переменных, по которым данные группы оказались существенно различны и факторный анализ которых позволил получить четыре фактора, в том числе факторы экстраверсии–интроверсии и нейротизма („Dimensions of Personality“, L. 1947). В качестве методологической базы Айзенк ориентировался на понимание психодинамических свойств личности как обусловленных генетически и детерминированных в конечном счете биохимическими процессами („The Scientific Study of Personality“, L., 1952). Первоначально он интерпретировал экстраверсию–интроверсию на основе соотношения процессов возбуждения и торможения: для экстравертов характерны медленное формирование возбуждения, его слабость и быстрое формирование реактивного торможения, его сила и устойчивость, для интровертов же - быстрое формирование возбуждения, его сила (это связано с лучшим образованием у них условных рефлексов и их обучением) и медленное формирование реактивного торможения, слабость и малая устойчивость. Что же касается нейротизма, то Айзенк считал, что невротические симптомы представляют собой условные рефлексы, а поведение, представляющее собой избегание условно–рефлекторного раздражителя (сигнала опасности) и устраняющее тем самым тревожность, является самоценным.

    В работе „Биологические основы индивидуальности“ („The Biological Basis of Personality“, Spriengfield, 1967) Айзенк предложил уже следующую интерпретацию этих двух личностных факторов: высокая степень интроверсии соответствует снижению порога активации ретикулярной формации, поэтому интроверты испытывают более высокое возбуждение в ответ на экстероцептивные раздражители, а высокая степень нейротизма соответствует снижению порога активации лимбической системы, поэтому у них повышена эмоциональная реактивность в ответ на события во внутренней среде организма, в частности, на колебания потребностей. В результате дальнейших исследований с применением факторного анализа Айзенк пришел к формулированию „трехфакторной теории личности“.

    Эта теория опирается на определение черты личности как способа поведения в определенных жизненных областях: на низшем уровне анализа рассматриваются изолированные акты в специфических ситуациях (например, проявляющаяся в настоящий момент манера вступать в разговор с незнакомым человеком); на втором уровне - часто повторяющееся, привычное поведение в содержательно похожих жизненных ситуациях, это - обычные реакции, диагностируемые как поверхностные черты; на третьем уровне анализа обнаруживается, что повторяющиеся формы поведения могут объединяться в некоторые, содержательно однозначно определяемые комплексы, факторы первого порядка (обыкновение бывать в компании, тенденция активно вступать в разговор и пр. дают основания постулировать наличие такой черты как общительность); наконец, на четвертом уровне анализа содержательно определенные комплексы сами объединяются в факторы второго порядка, или типы, не имеющие явного поведенческого выражения (общительность коррелирует с физической активностью, отзывчивостью, пластичностью и пр.,), но основанных на биологических характеристиках. На уровне факторов второго порядка Айзенк выделил три личностных измерения: психотизм (P), экстраверсию (E) и нейротизм (N), которые рассматривает как генетически обусловленные активностью ЦНС, что свидетельствует о их статусе черт темперамента.

    В огромном числе прикладных исследований, которые Айзенк провел для доказательства своей теории, чаще всего вместе со специалистами в соответствующих областях, была показана важность различий по этим факторам в статистике преступности, при душевных заболеваниях, в предрасположенности к несчастным случаям, в выборе профессий, в выраженности уровня достижений, в спорте, в сексуальном поведении и т.д. Так, в частности, показано, что по факторам экстраверсии и нейротизма хорошо дифференцируются два типа невротических расстройств: истерический невроз, который наблюдается у лиц холерического темперамента (нестабильные экстраверты) и невроз навязчивых состояний - у лиц меланхолического темперамента (нестабильные интроверты). Также им были проведены многочисленные фактор–аналитические исследования различных психологических процессов - памяти, интеллекта, социальных установок.

    На основе „трехфакторной модели личности“ им были созданы психодиагностические методики EPI („Manual of the Eysenck Personality Inventory“ (совм. с Eysenck B.G.), L., 1964) и EPQ, продолжившие ряд ранее созданных - MMQ, MPI(„Manual of the Maudsley Personality Inventory“, L., 1959).

    Айзенк - один из авторов „трехфазной теории возникновения невроза“ - концептуальной модели, описывающей развитие невроза как системы выученных поведенческих реакций („The Causes and Cures of Neuroses“ (совм. с Rachmann S.), L., 1965); на основе этой поведенческой модели были разработаны методы психотерапевтической коррекции личности, в частности одна из вариаций аверсивной психотерапии и невроз, конституция и личность.

    Кеттел приводит по крайней мере 16 черт или факторов, составляющих структуру личности. И наконец, Айзенк гораздо большее значение придает генетическим факторам в развитии индивидуума. Это вовсе не говорит о том, что Айзенк отрицает ситуационные воздействия или влияние окружающей среды на человека, но он убежден в том, что черты личности и типы определяются прежде всего наследственностью.

    Рис. Иерархическая модель структуры личности. ПР - привычная реакция; СР - специфическая реакция.

    Диспозициональное направление предполагает, что люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися с течением времени и в различных ситуациях. Кроме того, подчеркивается, что индивидуумы отличаются друг от друга по своим характерологическим признакам. Гордон Олпорт, первым выдвинувший теорию черт личности, главной задачей психологии считал объяснение уникальности индивидуума. Личность он рассматривал как динамическую организацию тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.

    Олпорт считал черту самой значительной единицей анализа для понимания и изучения личности. В его системе черта личности определяется как предрасположенность к реагированию сходным образом на различные виды стимулов. Говоря кратко, черты личности объясняют устойчивость поведения человека во времени и в различных ситуациях. Они могут быть классифицированы как кардинальные, центральные и вторичные в зависимости от широты спектра их влияния. Олпорт также выделял общие и индивидуальные склонности. Первые - это общие черты, по которым можно сопоставить большинство людей в пределах данной культуры, в то время как последние относятся к характеристикам, свойственным какому-либо человеку, и не могут быть критерием для сравнения людей.

    Всеобъемлющий конструкт, объединяющий черты личности и дающий направление жизни человека, получил название проприума. Эта концепция обозначает «Я как познаваемое» и включает все аспекты индивидуума, участвующие в создании внутреннего чувства целостности. Другим ключевым моментом в теории Олпорта является концепция функциональной автономии. Она гласит, что мотивы взрослого человека не связаны с опытом прошлых переживаний, из которых они первоначально возникли. Олпорт выделяет устойчивую функциональную автономию (механизмы обратной связи в нервной системе) и собственно функциональную автономию (приобретенные человеком интересы, оценки, отношения и намерения). Последняя способствует развитию истинно зрелой личности, характерные особенности которой Олпорт описал весьма подробно

    Оппозиция Олпорта психоаналитическим и бихевиористским концепциям личности отчетливо просматривается в основных положениях, касающихся человеческой природы. Его теория черт личности отражает:

    Сильную приверженность таким исходным положениям, как рациональность, проактивность и гетеростаз;

    Умеренную приверженность холизму и познаваемости;

    Слабое предпочтение положений свободы и субъективности;

    Среднюю позицию по положениям конституционализма-инвайронментализма и изменяемости-неизменности.

    Несмотря на то, что теория черт личности на сегодняшний день не стимулировала почти ни одного эмпирического исследования, прямо поддерживающего ее основные концепции, Олпорт внес довольно интересный эмпирический вклад в персонологическую литературу. Он отстаивал идеографический подход к изучению личности, направленный на раскрытие уникальности каждого человека. Одно из таких исследований («Письма Дженни») было приведено для иллюстрации потенциальной значимости личных документов при идентификации уникальной совокупности черт, характерных для данного конкретного индивидуума.

    Теории черт личности в последние годы подвергаются критике. Мишель утверждает, что люди в разное время в различных ситуациях проявляют меньше постоянства, нежели это декларируется психологами - сторонниками концепции черт. Он настаивает на том, что поведение определяется в первую очередь ситуационными факторами. Сторонники же концепции черт выдвинули контраргумент: постоянство можно доказать, но для этого необходимо адекватно измерять наблюдаемое поведение. Согласно заявлению Эпштейна, когда параметры поведения измеряются в целом ряде случаев, тогда мы убеждаемся в том, что черты личности предсказывают устойчивые поведенческие тенденции. Некоторые персонологи утверждают, что значимые корреляции между чертами личности и поведением можно получить лишь в тех случаях, когда у испытуемых данная черта является выраженной. Было приведено исследование, основанное на выявлении дружелюбия и добросовестности методом самооценки, подтверждающее это мнение. И наконец, было отмечено, что взаимодействие между чертами личности и ситуационными факторами становится доминирующей точкой зрения в персонологии.

    Рассмотрено прикладное значение теории Олпорта в связи с тестом «Изучение ценностей». Основанный на типах ценностей Шпрангера, этот личностный опросник самооценки определяет сравнительную выраженность шести различных ценностных ориентаций, которые Олпорт считал существенными в объединяющей философии жизни. Были представлены краткие описания типов людей, чья жизнь определяется преобладающим влиянием теоретических, экономических, эстетических, социальных, политических или религиозных ценностей.

    Теоретики факторного анализа Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк использовали сложную статистическую процедуру для выявления черт, лежащих в основе структуры личности. Факторный анализ представляет собой инструмент для определения степени ковариации среди большого ряда переменных, измеренных у большого числа людей. Эта процедура была описана как последовательный ряд действий: сбор показателей переменных на большой выборке, создание таблиц взаимодействий между измеренными переменными (корреляционные матрицы), определение нагрузок на каждый фактор и присвоение названий получаемым факторам.

    Кеттел рассматривает личность как то, что позволяет нам предсказать действия какого-либо человека в данной ситуации и выражается уравнением R = f (S, P). По мнению Кеттела, черты личности представляют собой гипотетические конструкции, предрасполагающие человека к устойчивому поведению с течением времени и в различных обстоятельствах. Структуру личности он описывает состоящей из примерно 16 факторов - исходных черт. В свою очередь, исходные черты могут быть разделены на конституциональные и сформированные окружающей средой. Умение, или способность, темперамент и динамические черты представляют собой дополнительные категории квалификаций черт личности в системе Кеттела. Кеттел различает также общие и уникальные черты.

    Для идентификации исходных черт Кеттел использует три типа данных: регистрация жизненных фактов (L-данные), результаты применения опросников самооценки (Q-данные) и объективные тесты (OT-данные). Опросник «Шестнадцать личностных факторов» (16 PF) был разработан Кеттелом с целью измерения исходных личностных черт по данным самооценки. Кеттел разработал также некое статистическое руководство, называемое многосторонним абстрактным вариантным анализом для оценки относительной доли участия наследственности и окружающей среды в формировании данной черты. Он считает, что личность на одну треть определяется генетикой и на две трети - влиянием окружения. И наконец, он изучил, как синтальность или определяющие характеристики групп влияют на индивидуума.

    Теория типов личности Айзенка также основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции. Типы представляют собой континуумы, на которых между двумя экстремумами располагаются характеристики индивидов. Айзенк подчеркивает, что типы личности не являются дискретными и что большинство людей не подпадает под крайние категории.

    В отличие от Кеттела, Айзенк видит лишь два главных типа (суперчерты), лежащих в основе структуры личности: интроверсия-экстраверсия и стабильность-нейротизм. Рассмотрены явные особенности поведения, являющиеся результатом комбинаций этих двух типов. Например, люди, являющиеся одновременно интровертами и стабильными, имеют тенденцию контролировать свои поступки, в то время как экстраверты, отличающиеся стабильностью, склонны вести себя беззаботно. Айзенк утверждает, что индивидуальные различия по этим двум суперчертам, точно так же, как и третий фактор, называемый психотизм - сила суперэго, тесно связаны с нейрофизиологическими особенностями человеческого организма. Айзенк придает генетическому фундаменту черт личности гораздо большее значение, чем Кеттел.

    Айзенк разработал несколько опросников для оценки трех основных суперчерт, лежащих в основе его иерархической модели личности. Был описан личностный опросник Айзенка, а также проведенное с его применением исследование, демонстрирующее разницу в поведении между интровертами и экстравертами.

    Опросник Кеттела

    Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.

    Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

    Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

    Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

    Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.

    Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.

    Чтобы результаты были надежными, следует подтвердить их с помощью других методик или с помощью другой формы этого же теста.

    Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:

    1. Интеллектуальный блок: факторы: В - общий уровень интеллекта; М - уровень развития воображения; Q1 - восприимчивость к новому радикализму.
    2. Эмоционально-волевой блок: факторы: С - эмоциональная устойчивость; О - степень тревожности; Q3 - наличие внутренних напряжений; Q4 - уровень развития самоконтроля; G - степень социальной нормированности и организованности.
    3. Коммуникативный блок: факторы: А - открытость, замкнутость; Н - смелость; L - отношение к людям; Е - степень доминирования - подчиненности; Q2 - зависимость от группы; N - динамичность.

    До некоторой степени эти факторы соответствуют факторам экстраверсии-интраверсии и нейтротизма по Айзенку, а так же могут быть интерпретированы с точки зрения общей направленности личности: на задачу, на себя, на других. В связи с этим, данную методику можно применять в сочетании с исследованием темпераментных особенностей личности по Айзенку (57 вопросов) и методикой Смекала и Кучера, адаптированной Пейсаховым, на выявление общей направленности личности.

    Стимульный материал (список вопросов)

    1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем раньше:

    в) Трудно сказать

    2. Я мог бы счастливо жить один, вдалеке от людей, как отшельник:

    в) Иногда

    3. Если бы я говорил, что небо «находится снизу», и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника.

    а) Гангстером

    в) Святым

    4. Когда я ложусь спать, я:

    а) засыпаю мгновенно

    в) нечто среднее

    с) засыпаю медленно, с трудом

    5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я чувствовал себя удовлетворенным:

    а) Если бы остался позади других машин

    б) Не знаю

    с) Если бы я обогнал все идущие впереди машины

    6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории:

    в) Иногда

    7. Для меня важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка

    в) трудно сказать

    с) неверно

    8. Большинство людей, которых я встречаю на вечеринке, рады меня видеть.

    в) Иногда

    9. Я бы скорее занимался:

    а) Фехтованием и танцами

    в) Затрудняюсь сказать

    с) Борьбой и ручным мячом.

    10. Про себя я смеюсь над тем, что существует такая большая разница между тем, что люди делают и тем, что они рассказывают о том.

    в) Иногда

    11. Когда я читаю о каком-нибудь происшествии, я точно хочу выяснить как это все случилось.

    а) Всегда

    в) Иногда

    12. Когда друзья подшучивает надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и совсем не огорчаюсь.

    в) Не знаю

    с) Неверно.

    13. Когда кто-нибудь грубо говорит со мной, я могу быстро забывать об этом.

    в) Не знаю

    с) Неверно.

    14. Мне нравится «изобретать» новые способы в выполнения какой-либо работы больше, чем придерживаться испытанных, приемов.

    в) Не знаю

    с) Неверно

    15. Когда я обдумываю что-нибудь, я люблю делать это без посторонней помощи, один.

    в) Иногда

    16. Я думаю, что реже говорю неправду, чем большинство людей.

    в) Нечто среднее

    17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.

    в) Не знаю

    с) Неверно

    18. Иногда, хотя и очень недолго, я чувствовал ненависть к моим родителям.

    в) Не знаю

    19. Я бы скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:

    а) моим друзьям

    в) Не знаю

    с) В своем дневнике

    20. Я думаю, что противоположным по значению словом по отношению к противоположности слова «неточный» будет:

    а) Небрежный

    в) Тщательный

    с) Приблизительный

    21. Я всегда полон энергии, когда мне это необходимо

    в) Трудно сказать

    22. Меня больше раздражают люди, которые:

    а) Своими непристойными шутками вгоняют других в краску

    в) Не знаю

    с) Опаздывают на условленную встречу и заставляют меня волноваться

    23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать;

    в) Не знаю

    с) Неверно

    24. Я думаю, что…

    а) Некоторые виды работ не возможно выполнить так же тщательно, как другие

    в) Затрудняюсь сказать

    с) Любую работу следует делать тщательно, если Вы вообще за нее взялись

    25. Мне всегда приходится бороться со своей робостью.

    в) Возможно

    26. Мои друзья чаще:

    а) Спрашивают моего совета

    б) Делают то и другое наполовину

    с) Дают мне советы

    27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачать его.

    в) Иногда

    28. Мне нравится друг, который…

    а) Имеет действие и практические интересы

    в) Не знаю

    с) Серьезно обдумывает взгляды на жизнь

    29. Я раздражаюсь, когда слышу, что другие высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю.

    в) Затрудняюсь ответить

    с) Неверно

    30. Меня волнуют мои прошлые поступки ошибки.

    в) Не знаю

    с) Неверно

    31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, я предпочел:

    а) Играть в шахматы

    в) Затрудняюсь сказать

    с) Играть в городки

    32. Мне нравятся общительные кампанейские люди.

    в) Не знаю

    33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случаются меньше неприятностей, неожиданностей, чем с другими людьми

    в) Трудно сказать

    34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо.

    в) Иногда

    35. Мне трудно признать, что я не прав.

    в) Иногда

    36. На заводе было бы интересно:

    а) Работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве

    в) Трудно сказать

    с) Беседовать с другими и принимать их на работу

    37. Какое слово не связано с другими двумя:

    в) Близко

    с) Солнце

    38. То, что в некоторой степени отвлекает меня, мое внимание:

    а) Раздражает меня

    в) Нечто среднее

    с) Не беспокоит

    39. Если бы у меня было много денег, я:

    а) Я позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависть

    в) Не знаю

    с) Жил бы не стесняя себя ни в чем

    40. Худшее наказание для меня:

    а) Тяжелая работа

    в) Не знаю

    с) Быть запертым в одиночестве

    41. Люди должны больше, чем они делают сейчас, требовать соблюдения законов морали

    в) Иногда

    42. Мне говорили, что ребенком я был скорее:

    а) Спокойным и любил остаться один

    в) Не знаю

    с) Жизнерадостный и всегда активный

    43. Мне нравится практическая повседневная работа с различными установками и машинами

    в) Трудно сказать

    44.Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это затрудняет их.

    в) Трудно сказать

    45. Если бы я беседовал с незнакомым человеком, я скорее:

    а) Обсуждал бы с ним политические и общественные взгляды

    в) Не знаю

    с) Хотел бы услышать от него несколько новых анекдотов

    46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей

    в) Не знаю

    47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочу плакать.

    в) Не знаю

    48. В музыке я наслаждаюсь:

    а) Маршами в исполнении военных оркестров

    в) Не знаю

    с) Типичное соло

    49. Я быстрее предпочел провести два летних месяца

    а) В деревне одним или с двумя друзьями

    в) Не знаю

    с) Возглавляя группу в туристических лагерях

    50. Усилия, затраченные на составление предварительных планов

    а) Никогда не лишне

    в) Трудно сказать

    с) Не стоит этого

    51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей не обижают меня и не делают несчастным.

    в) Иногда

    с) Неверно

    52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими:

    в) Иногда

    с) Неверно

    53. Я предпочел бы скорее работать:

    а) В учреждении, где мне бы пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них

    в) Затрудняюсь ответить

    с) Архитектором, работая над своими проектами в тихой комнате

    54. «Дом» так относится к «комнате», как «дерево» к:

    в) Растению

    55. То, что я делаю, у меня получается:

    в) Иногда

    56. В большинстве дел я:

    а) Предпочитаю рискнуть

    в) Не знаю

    с) Предпочитаю действовать наверняка

    57. Некоторые люди считают, что я громко говорю:

    а) Скорее всего это так

    в) Не знаю

    с) Думаю нет

    58. Я восхищаюсь больше:

    а) Человеком умным, но ненадежным и непостоянным

    в) Трудно сказать

    с) Человеком со средними способностями, но умеющим противостоять всяческим соблазнам

    59. Я принимаю решение:

    а) Быстрее, чем многие люди

    в) Не знаю

    с) Медленнее, чем многие люди

    60. На меня производит большое впечатление:

    а) Мастерство и изящество

    в) Не знаю

    с) Сила и мощь

    61. Я считаю, что я человек склонный к сотрудничеству:

    в) Нечто среднее

    62. Мне нравиться говорить с изысканным, утонченным человеком, чем с откровенным и прямолинейным:

    в) Не знаю

    63. Я предпочитаю:

    а) Решать вопросы, касающиеся лично меня сам

    в) Затрудняюсь ответить

    с) Обсуждать с моими друзьями

    64. Если человек не отвечает сразу же, когда я что-нибудь говорю ему, то я чувствую, что должно быть, сказал какую-нибудь глупость:

    в) Не знаю

    с) Неверно

    65. В школьные годы я больше всего узнал:

    а) На уроках

    в) Трудно сказать

    с) Читая книги

    66. Я избегаю работы в общественных организациях, и связанной с этим ответственностью:

    в) Иногда

    с) Неверно

    67. Когда вопрос очень труден, который надо решить, и требует много усилий, я стараюсь:

    а) Заняться другим вопросом

    в) Затрудняюсь ответить

    с) Еще раз попробовать решить этот вопрос

    68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т.д. казалось бы, без определенной причины:

    в) Иногда

    69. Иногда мой ум работает не так ясно, как в другое время:

    в) Не знаю

    с) Неверно

    70. Я счастлив сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже это немного неудобно для меня

    в) Иногда

    71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1,2,3,4,5,6,…

    72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины:

    в) Не знаю

    73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту лишнее беспокойство:

    в) Не знаю

    74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди:

    в) Не знаю

    с) Неверно

    75. На вечеринке мне придется:

    а) Принимать участие в интересной беседе

    в) Затрудняюсь ответить

    с) смотреть как, люди отдыхают и, отдыхать расслабившись самому

    76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать:

    в) Иногда

    77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы хотел встретиться:

    а) с Колумбом

    в) не знаю

    с) с Шекспиром

    78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела:

    в) Иногда

    79. Работая в магазине, я предпочел бы:

    а) Оформлять витрины

    в) Не знаю

    с) Быть кассиром

    80. Если люди обо мне плохо думают, это меня не волнует:

    в) Трудно сказать

    81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

    а) Сразу же думаю: «У него плохое настроение»

    в) Не знаю

    с) Беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил

    82. Все несчастья происходят из-за людей:

    а) Которые стараются во все внести изменения, хотя уже существует удовлетворительный способ решения этих вопросов

    в) Не знаю

    с) Которые отвергают новые, многообещающие предложения

    83. Я получаю большое удовлетворение, рассказывая местные новости:

    в) Иногда

    84. Аккуратные требовательные люди не уживаются со мной:

    в) Иногда

    с) Неверно

    85. Я думаю, что я менее раздражительный, чем большинство людей:

    в) Иногда

    в) Иногда

    с) Неверно

    87. Бывает, что все утро у меня возникает нежелание с кем-либо говорить:

    в) Иногда

    с) Неверно

    88. Если стрелки часов встречаются каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:

    а) Отстают

    в) Идут правильно

    с) Спешат

    89. Мне бывает скучно:

    в) Иногда

    90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим собственным способом:

    в) Иногда

    с) Неверно

    91. Я считаю, что нужно избегать лишних волнений, потому что они утомляют меня:

    в) Иногда

    92. Дома в свободное время, я:

    а) Болтаю и отдыхаю

    в) Затрудняюсь ответить

    с) Занимаюсь интересующими меня делами

    93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с другими новыми людьми:

    в) Иногда

    94. Я считаю, что-то, что говорят люди стихами, можно также точно выразить прозой:

    в) Трудно сказать

    95. Я подозреваю, что люди, которые относятся ко мне по-дружески, могут оказаться предателями за моей спиной:

    в) Иногда

    96. Я думаю, что даже самые драматические события через год, уже не оставляют в душе никаких последствий:

    в) Иногда

    97. Я думаю, что интереснее было бы быть:

    а) Натуралистом и работать с растениями

    в) Не знаю

    с) Страховым агентом

    98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению к некоторым вещам, например, к определенным животным, местам и т.д.:

    в) Иногда

    99. Я люблю думать над тем, как можно было бы улучшить мир:

    в) Трудно сказать

    100. Я предпочитаю игры:

    а) Где надо играть в команде или иметь партнера

    в) Не знаю

    с.) Где каждый играет сам за себя

    101. Ночью мне снятся фантастические сны

    в) Иногда

    102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тревогу и страх:

    в) Иногда

    103. Я могу обмануть людей своим дружеским расположением, когда на самом деле они мне не нравятся:

    в) Иногда

    104. Какое слово не принадлежит двум другим

  • IV тип - неравномерная атрофия альвеолярного отростка, т.е. сочетает в себе различные признаки первого, второго и третьего типов.
  • V. Типовой гидроагрегат с ортогональными турбинами для приливных электростанций

  • » Типология личности по Айзенку

    Теория личностных черт Ганса Айзенка (1916-1997).
    Структура и типы личности. Интроверсия, экстраверсия и нейротизм

    Ганс Айзенк (Hans Eysenck) - британский психолог немецкого происхождения. Он разработал и экспериментально исследовал описательную теорию личностных черт, теорию обусловленности этих черт, продемонстрировал важность генетических факторов в развитии личности.

    Ганс Айзенк, 1970-е годы

    Также Айзенк:

    • создал широкий спектр исследований по генетическим основам эмоциональности;
    • разработал модель IQ (коэффициент интеллекта), который зависит от скорости, ошибок и продолжительности умственных действий индивида;
    • предложил и проверил двухфакторную модель структуры социальных способностей;
    • способствовал развитию клинической психологии в Британии;
    • сыграл значительную роль в возникновении и становлении бихевиоральной терапии;
    • основал и издавал «Журная бихевиоральных исследований и терапии».

    Определяя структуру человеческой личности, Айзенк прежде всего использует понятия экстраверсии и интроверсии. В подборе этих личностных черт он идет уже проторенным путем (Лазурский, Юнг, Кречмер и др.)

    Экстраверты проявляют себя в таких чертах, как аффективность (стремление выразить эмоции внешним образом), бодрость, веселость, удовлетворение, юмор, социабельность, сострадание, неразвитость самосознания, высокая двигательная активность, низкая настойчивость, порог сдерживания, медленное улавливание.

    Качества интроверта определяются как диаметрально противоположные. Однако в исследованиях настойчивости не было найдено корреляций относительно экстраверсии или интроверсии.

    Айзенк также высказал мнение, что экстраверты обнаруживают типичную жесткость в противовес мягкости интровертов. Имеющие жесткие установки относительно других, они склонны применять принуждение, осуществлять телесные наказания, стерилизацию, умерщвлять в случаях неизлечимой болезни и тому подобное.

    Интроверты же выступают за отмену двойного стандарта морали, смертной казни, провозглашают пацифизм и т.д.

    Склонность к жесткости или мягкости, по мнению Айзенка, не зависит от возраста или воспитания. Правда, он предполагает определенные корреляции с полом, отмечая, что женщины мягче, чем мужчины. В сфере политики, общественной жизни выступают соответственно такие противоположности, как авторитарность и демократия. Впрочем сопоставления радикализма и консерватизма не подпадает под исходную противоположность экстраверсии и интроверсии.

    Кратко о теории личности Айзенка

    Ганс Айзенк (1916-1997) - британско-немецкий психолог, который исследовал генетически заданные черты личности, обусловленные различиями в реакции мозга на эмоциональные раздражители. Выделил 3 основных личностных измерения:

    Интроверсия - экстраверсия:

    Степень, в которой человек направляет свою энергию внутрь себя или наружу на других. Интроверсия предполагает направление внимания на внутренние переживания, в то время как экстраверсия относится к сосредоточению внимания на других людях и окружающая среде.

    Эмоциональная стабильность - нейротизм:

    Предрасположенность человека к эмоциональному расстройству или стабильности. Невротический человек (неустойчивый тип) склонен быстро менять эмоции, тогда как эмоционально устойчивый и стабильный человек имеет тенденцию поддерживать постоянное настроение.

    Психотизм:

    Низкое значение означает теплоту в отношениях и стремление заботиться о других.
    - Высокое проявляется в антисоциальности, холодности, враждебности и безразличии к другим.

    Используя первые два измерения, Айзенк описал 4 основных типа личности:

    Холерик;
    - меланходик;
    - флегматик;
    - сангвиник.

    Пытаясь найти естественную основу для типологии личности, Айзенк указывает на наследственные черты. Так, баланс возбуждения и торможения имеет генетические корни и определяет характер активности коры мозговых полушарий. Экстраверт быстро создает торможение, однако освобождается от него медленно. Интровертам свойственна противоположная особенность.

    Поскольку мозговая кора контролирует сознание, экстраверты тормозят сознательные суждения и по сравнению с интровертами действуют менее осознанно относительно своих соображений. Айзенк также отмечал, что экстраверты более спонтанны в своем поведении, а интроверты - более сдержанны. Схематично это изображается так:

    Интроверты: кортикальное возбуждение -> поведенческое торможение

    Экстраверты: кортикальное торможение -> поведенческая спонтанность

    Уже в начале изложения Айзенком типологии личности становится понятным его серьезный методологический просчет: им на одну плоскость ставятся феномены биологические, физиологические, логические, психологические, социальные, идеологические и т. д.

    Главная психологическая проблема заключается в том, что индивид не может быть жестко определен как интроверт или экстраверт. Это является лишь моментами активности человека.

    Айзенк использует достижения бихевиорального направления, включая Павловское учение и новейшие на то время открытия в физиологии, связанные со свойствами ретикулярной формации. Поэтому он сразу определяет, что центром, который управляет процессами торможения и возбуждения коры, является именно ретикулярная формация.

    Эксперимент, в котором исследовались отношения «возбуждение - торможение» по шкале «экстраверсия - интроверсия», охватывал 90 испытуемых. Было отобрано по 10% наиболее интровертированных и экстравертированных. Они должны были выполнить действие, требующее определенной выдержки: стучать металлической палочкой по металлической плитке. Спустя минуту после начала эксперимента число испытуемых, добровольно оставшиеся, было таким: из интровертов - 1, из экстравертов - 18.

    Торможение, которое оказалось в такого рода опытах, Айзенк назвал реактивным торможением позаимствовав этот термин из теории обучения К. Галла. Такой вид торможения не имеет обусловленной природы и не связывается со специфическим стимулом. Если индивид был стимулирован длительное время, кортикальное (реактивное) возбуждения росло. Поэтому экстраверты воспринимали очертания стимула менее остро, чем интроверты. Это приводит к определенным выводам, в частности к установлению факта, что экстраверты переживают «стимульный голод» более остро, чем интроверты. Экстраверты находятся в постоянном ожидании еды, питья, копуляции, больше курят и рискуют. Психопаты, одинокие матери и заключенные получаются, как правило, из экстравертов.

    Достаточно абстрактно характеризует Айзенк противопоставление «нейротизм - эмоциональная стабильность». Он отождествляет толкуемый ним феномен эмоциональной стабильности с тем, который был описан Уэббом в 1915 году.

    Уэбб предложил следующие факторы: настойчивость, постоянство, доброта, правдивость, осознанность. Айзенк существенно дополнил этот список, подчеркнув необходимость принять во внимание доверчивость, волю, самоконтроль, стабильность, недостаток эмоциональности.

    Но здесь он не усмотрел того, что свобода может быть различной: самоконтроль есть у каждого человека, однако различного характера. Доверчивость - черта нравственная по своему содержанию - поднимается над таким фактором анализа, как эмоциональная стабильность, и включает в себя все методологические недостатки по отношению телесного, душевного и духовного, о которых уже было упомянуто. И уж совсем непонятно, каким образом недостаток эмоциональности определяет эмоциональную стабильность.

    Устанавливая два факторных полюса - эмоциональную стабильность и эмоциональную нестабильность, подбирая характерологически-личностные черты этого противопоставления, Айзенк снова попадает в плен своей методологии. Эмоциональную стабильность он связывает со сдержанностью, объективностью, сотрудничеством, мужеством, нехваткой интроспекции, а эмоциональную нестабильность - с нервозностью, сверхкритичностью, повышенной чувствительностью, женственностью, склонностью к интроспекции.

    Дополнительный ряд определений невротика Айзенк связывает со страхом, истерией, низкой энергетикой, плохими достижениями в работе, семейным расстройством, невротичностью раннего детства, неудовлетворенностью раннего возраста, неконгениальним окружением, реактивной депрессией, склонностью к самоубийству, чувством вины.

    В этом Айзенк видит врожденный характер нейротизма, а его биологические корни ищет в автономной нервной системе. Невротические симптомы - это не адаптивно обусловленные автономные ответы. А клинические неврозы есть не что иное, как проявление этих ответов. Айзенк утверждает, что повторное обусловливание имеет относительно невроза лечебное действие.

    В работах 1964-1965 годов Айзенк, подытоживая свои исследования, предлагает четыре типа личности (которые на самом деле являются типами темперамента), связывая их с противопоставлениями «экстраверт - интроверт», «нейротизм - эмоциональная стабильность». Его схема выглядит следующим образом:

    Холерик - экстраверт, невротик.

    Меланхолик - интроверт, невротик.

    Флегматик - интроверт, эмоциональная нестабильность.

    Сангвиник - экстраверт, эмоциональная стабильность.

    Поведенческую, характерологическую типологию Айзенк выражает так:

    Аналогично он предлагает схему-отношение нейротизма и эмоциональной стабильности:

    интроверт
    ригидный
    |
    контролируемый
    боязливый надежный
    печальный уравновешенный
    уязвимый спокойный
    беспокойный предприимчивый
    агрессивный беззаботный
    раздраженный бодрый
    экстраверт

    При этом Айзенк отмечает, что надежность более свойственна эмоциональной стабильности, чем интроверсии, агрессия более характерна для нейротизма, чем для экстраверсии. Однако ни одного человека нельзя рассматривать как принадлежащего исключительно к одному измерению. И тут подошел бы образ веревки и подпорок для вывешивания белья, который был предложен Шелдоном .

    Рассматривая психотизм, Айзенк подтверждает существование континуума между «нормой» и экстремальным психотизмом, что было отрицанием противопоставления «циклотимия - шизотимия». Он выделяет также определенные характеристики психотизма, среди которых - социальная отдаленность, пребывание в плену иллюзий, заторможенность, подозрительность, двигательное беспокойство, галлюционирование, извращения, мыслительная и мнемоническая сверхактивность, раздражительность, мания, истерия, эндогенная депрессия, самоубийство, чувство вины. Нейротизм, экстраверсия и психотизм были обнаружены им среди студенческой молодежи, а также работающего населения.

    Две популярные книги Айзенка о тестах исследования умственных способностей вышли в 1962 и 1964 годах. Он устанавливает отрицательную корреляцию между интеллектом и нейротизмом. Также он отмечает изменения в корреляции между интеллектом и экстраверсией, возникающих с возрастом. Впрочем выяснения корреляции в качестве главной цели исследования можно сравнить с тем случаем, когда художник показывает краски и требует от людей увидеть в них образ будущего шедевра.

    Роменець В.А. Маноха И.П. История психологии XX века. - Киев, Лыбидь, 200 3

    Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме (рис. 6-4) присутствуют определенные суперчерты, или типы , такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт . Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций , которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций . Рассмотрим, к примеру, человека, который, судя по наблюдениям, демонстрирует специфическую реакцию: улыбается и протягивает руку при встрече с другим человеком. Если мы видим, что он делает это всякий раз, как кого-то встречает, мы можем предположить, что такое поведение является его привычной реакцией приветствовать другое лицо. Эта привычная реакция может быть связана с другими привычными реакциями, такими как склонность разговаривать с другими людьми, посещение вечеринок и т. д. Эта группа привычных реакций формирует черту общительности. Как это проиллюстрировано на рис. 6-4, на уровне черт общительность коррелирует с предрасположенностью реагировать в ключе активного, живого и уверенного поведения. В совокупности эти черты составляют суперчерту, или тип, который Айзенк называет экстраверсия .

    Рис. 6-4. Иерархическая модель структуры личности. ПР - привычная реакция; СР - специфическая реакция. (Источник: адаптировано из Eysenk, 1967, р. 36)

    Рассматривая иерархическую модель личности по Айзенку, следует отметить, что здесь слово «тип» предполагает нормальное распределение значений параметров на континууме. Поэтому, например, понятие экстраверсия представляет собой диапазон с верхним и нижним пределами, внутри которого находятся люди, в соответствии с выраженностью данного качества. Таким образом, экстраверсия - это не дискретный количественный показатель, а некий континуум. Поэтому Айзенк использует в данном случае термин «тип».

    Основные типы личности.

    Айзенк использовал для сбора данных о людях разнообразные методы: самонаблюдение, экспертные оценки, анализ биографических сведений, физические и физиологические параметры, а также объективные психологические тесты. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу для определения структуры личности. В своем раннем исследовании Айзенк выявил два основных типа (Eysenk, 1947, 1952), которые он назвал интроверсия - экстраверсия и нейротизм - стабильность (иногда этот фактор называют нестабильность - стабильность ). Эти два измерения личности ортогональны, то есть они статистически не зависят друг от друга. Соответственно, людей можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа. Как показано в табл. 6-4, с каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности. При рассмотрении природы этих четырех групп следует иметь в виду два момента. Во-первых, оба диапазона типов имеют нормальное распределение, являются непрерывными и предусматривают, таким образом, широкий спектр индивидуальных различий. Во-вторых, описания черт, присущих каждому типу, представляют собой крайние случаи. Большинство людей склонны быть ближе к средней точке - в обоих диапазонах типов - и поэтому получают не столь экстремальные характеристики, как в табл. 6-4.

    Таблица 6-4. Четыре категории людей, описанные Айзенком на основе выраженности двух независимых параметров

    Стабильный

    Невротичный

    Интроверт

    Спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный

    Легко поддающийся переменам настроения, тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий

    Экстраверт

    Лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный

    Ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный

    (Источник: адаптировано из Eysenk, 1975.)

    Как видно из табл. 6-4, люди, которые являются одновременно интровертированными и стабильными, склонны придерживаться норм и правил, быть заботливыми и внимательными. И наоборот, комбинация интроверсии и нейротизма предполагает у индивидуума тенденцию проявлять в поведении больше беспокойства, пессимизма и замкнутости. Соединение экстраверсии и стабильности привносит в поведение такие качества, как заботливость, покладистость и общительность. И наконец, люди с экстраверсией и высоким нейротизмом скорее всего будут агрессивными, импульсивными и возбудимыми. Следует отметить, что Айзенк особое значение придавал индивидуальным различиям. Таким образом, никакая из комбинаций этих типов личности не может быть более предпочтительной, чем другая. Беззаботный и компанейский тип поведения имеет свои как хорошие, так и негативные моменты; то же самое можно сказать и о тихой, замкнутой манере поведения. Они просто разные.

    Не так давно Айзенк описал и ввел в свою теорию третий тип измерения личности, который он назвал психотизм-сила суперэго (Eysenk, 1976). Люди с высокой степенью выраженности этой суперчерты эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны противиться общественным устоям. Они часто бывают беспокойными, трудно контактируют с людьми и не встречают у них понимания, намеренно причиняют другим неприятности. Айзенк предположил, что психотизм - это генетическая предрасположенность к тому, чтобы стать психотической либо психопатической личностью. Он рассматривает психотизм как личностный континуум, на котором можно расположить всех людей и который более выражен у мужчин, чем у женщин.

    Нейрофизиологические основы черт и типов. Наиболее увлекательным аспектом теории Айзенка является его попытка установить нейрофизиологическую основу для каждой из трех суперчерт или типов личности. Интроверсия-экстраверсия тесно связана с уровнями корковой активации , как это показано электроэнцефалографическими исследованиями. Айзенк (Eysenk, 1982) использует термин «активация» для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величину от нижнего экстремума (например, сон) до верхнего экстремума (например, состояние паники). Он полагает, что интроверты чрезвычайно возбудимы и, следовательно, в высшей степени чувствительны к поступающей стимуляции - по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. И наоборот, экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей стимуляции; соответственно, они постоянно выискивают ситуации, которые могут их возбудить.

    Айзенк предполагает, что индивидуальные различия по стабильности - нейротизму отражают силу реакции автономной нервной системы на стимулы. В особенности он связывает этот аспект с лимбической системой, которая оказывает влияние на мотивацию и эмоциональное поведение. Люди с высоким уровнем нейротизма обычно реагируют на болезненные, непривычные, вызывающие беспокойство и иные стимулы быстрее, чем более стабильные личности. У таких лиц обнаруживаются также более длительные реакции, продолжающиеся даже после исчезновения стимулов, чем у лиц с высоким уровнем стабильности.

    Что касается исследований, посвященных выявлению основы психотизма, то они находятся в стадии поиска. Однако в порядке рабочей гипотезы Айзенк увязывает этот аспект с системой, продуцирующей андрогены (химические вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, которые при попадании в кровь регулируют развитие и сохранение мужских половых признаков). Однако проведено слишком мало эмпирических исследований в этой области, чтобы подтвердить гипотезу Айзенка о связи между половыми гормонами и психотизмом.

    Нейрофизиологическая интерпретация аспектов поведения личности, предложенная Айзенком, тесно связана с его теорией психопатологии. В частности, различные виды симптомов или расстройств могут быть отнесены на счет комбинированного влияния черт личности и функционирования нервной системы. Например, у человека с высокой степенью интроверсии и нейротизма очень высок риск развития болезненных состояний тревоги, таких как обсессивно-компульсивные расстройства, а также фобии. И наоборот, человек с высоким уровнем экстраверсии и нейротизма подвержен риску психопатических (антисоциальных) расстройств. Однако Айзенк спешит добавить, что психические расстройства не являются автоматически результатом генетической предрасположенности. «Генетически наследуемой является предрасположенность человека поступать и вести себя определенным образом при попадании в определенные ситуации» (Eysenck, 1982, р. 29). Таким образом, вера Айзенка в генетический фундамент различного рода психических расстройств сочетается с равной по силе убежденностью в том, что факторы окружающей среды могут до некоторой степени изменить развитие такого рода нарушений.

    Измерение черт личности. Как и Кеттел, Айзенк сконструировал множество опросников самооценки для определения индивидуальных различий по трем суперчертам личности. Самым последним из них является «Личностный опросник Айзенка» (Eysenck Personality Questionnaire, EPQ) (Eysenck, Eysenck, 1975). Образцы отдельных пунктов EPQ представлены в табл. 6-5. Следует отметить, что опросник содержит пункты, релевантные данным трем факторам, образующим структуру личности. Кроме того, EPQ включает шкалу лжи для выявления склонности личности к фальсификации ответов с целью показать себя в более привлекательном свете. Была составлена и анкета «Подростковый личностный опросник» (Junior EPQ) для тестирования детей в возрасте 7-15 лет (Eysenck, Eysenck, 1973).

    Таблица 6-5. Примеры пунктов личностного опросника Айзенка

    Экстраверсия-Интроверсия

    1. Любите ли вы бывать в обществе?

    2. Любите ли вы общаться с людьми?

    3. Могли бы вы назвать себя счастливчиком?

    Стабильность-Нестабильность

    1. Часто ли ваше настроение резко меняется?

    2. Вы легковозбудимый человек?

    4. Вы часто бываете расстроены?

    Психопатия

    1. Имеют ли для вас значение хорошие манеры и опрятность?

    2. Стараетесь ли вы не быть грубым с людьми?

    3. Любите ли вы сотрудничать с другими?

    Шкала лжи

    1. Вы любите посмеяться иногда над непристойными шутками?

    2. Всегда ли, будучи ребенком, вы сразу делали то, что вам велели, без ворчания и жалоб?