Привороты Заговоры на... Отвороты

Индивидуальное коррекционное занятие по постановке звука «Ш. Звук Ш. Подготовительный этап, постановка звука Конспекты по постановке звука ш

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: «Постановка звука Ш».

Цели: - воспитание воздушной струи;

Формирование артикуляционного уклада звука Ш;

Развитие артикуляционного праксиса;

Различие названий овощей, фруктов;

Практическое образование существительных суффиксальным способом;

Развитие мелкой моторики пальцев рук;

Развитие словесно-логического мышления.

Оборудование: «снежинка», прикрепленная к нитке длиной 10-12 см, профиль артикуляции звука Ш, набор опорных схем, пособия для артикуляционной гимнастики, на развитие мелкой моторики пальцев рук, настольное зеркало, муляжи овощей, фруктов, картинки-символы неречевых звуков.

Ход занятия .

1. Организационный момент.

Валера, добрый день! Ты пришел ко мне на логопедическое занятие, на котором мы будем учиться произносить звук Ш.

2. Воспитание сильной направленной длительной плавной воздушной струи.

Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Предлагается ребенку «снежинка», прикрепленная на нитку длиной 10-12 см.) Держи «снежинку» перед губами.

Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво полетела «Снежинка» вверх.

3. Развитие артикуляционного праксиса.

Чтобы язык был сильным, произносил правильно все звуки, нужно каждый день выполнять артикуляционную гимнастику. Валера, давай поупражняем твой язык. Посмотри на картинку. Что это? Правильно, это трубочка. Давай превратим твои губы в трубочку. Улыбнись, сомкни зубы, вытяни губы вперед. Молодец! А теперь смотри в зеркало, удерживая трубочку, пока я буду считать до 10.

Посмотри на эту картинку. Догадался, какую артикуляционную гимнастику мы сейчас будем делать?! Правильно! Давай сделаем чашечку из языка. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними. Умница! А теперь давай посоревнуемся, кто дольше продержит чашечку.

Валера, представь, что ты ел очень вкусное малиновое варенье, оно у тебя осталось на верхней губе. Улыбнись, оближи «чашечкой» верхнюю губу сверху вниз. Замечательно! С каждым днем у тебя получается лучше!

4. Формирование артикуляционного уклада звука Ш.

Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука Ш. (Предлагается ребенку профиль артикуляции звука с набором опорных схем и настольное зеркало).

Покажи, где кончик, спинка, корень язык, нижние и верхние резцы, преграда. Отлично!

А это шина, послушай, как выходит воздух из проколотой шины: ш-ш-ш-ш-ш. А на какие еще неречевые звуки похоже звучание «ш»? Правильно! Шипение змеи, шелест листьев. Послушай еще раз звук: ш-ш-ш. На что похожи губы при произнесении звука? Молодец! Найди карточку-символ «трубочка».

А теперь, обрати внимание на положение языка при произнесении звука «ш». Правильно! Найди карточку со стрелкой вверх. Умница!

А сейчас поднеси тыльную сторону своей ладошки к моим губам, почувствуй, какой воздух выходит изо рта. Правильно, выдыхаемая воздушная струя теплая.

Давай поупражняем твой язычок. Сделай «чашечку», убери «чашечку» за верхние зубы, округли губы «трубочкой», подуй на язычок теплым воздухом. Отлично! У тебя получилась песенка гуся.

5. Дифференциация названия овощей, фруктов, практическое образование существительных суффиксальным способом, развитее словесно-логического мышления.

Давай поиграем в игру «Сад-огород». Назови муляжи. Скажи, где растут овощи, фрукты? Разложи муляжи на две группы: овощи в огород, фрукты - в сад. Возьми муляж и назови. Где растет яблоко? Что это? Куда положишь яблоко? И т.д.

Давай поиграем в игру «Большой - маленький». Я показываю на муляж овощей и фруктов, называю большой предмет, а ты называешь маленький.

6. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Возьми цветные карандаши, выполни точечную штриховку овощей.

7. Итог, оценка деятельности.

Чему ты сегодня научился? Ты меня очень порадовал на занятии!

Яровенко С.В.
учитель - логопед, Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №78 VIII вида

Конспект индивидуального логопедического занятия в школе VIII вида.

Тема: Подготовка к постановке звука [Ш].

Цель: подготовка артикуляционного аппарата обучающегося к постановке звука [Ш].

1. образовательные:

Создать психологическую готовность к вызыванию звуков речи;

Формировать длительную воздушную струю;

2. коррекционно – развивающие:

Развивать мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление;

Развивать фонематический слух, упражняя в выделении из звукового потока;

3. воспитательная:

Воспитывать доброжелательность, умение взаимодействовать с педагогом.

Оборудование:

демонстрационный материал – предметные картинки;

индивидуальный материал – картинки с изображением предметов, кусочек ватки.

Ход занятия

I. Орг. момент

Здравствуй! Давай друг другу улыбнемся. Присаживайся поудобнее.

II. Мимическая гимнастика.

А сначала проведем разминку мышц лица.

Нахмурить брови. Поднять брови (удивиться). Улыбнуться. Улыбнуться так, чтобы были видны зубы. Выдвинуть губы вперед. Улыбнуться. Нахмурить брови. Поднять брови.

III. Артикуляционная гимнастика.

Сейчас разомнем язычок.

Упр. «Лопаточка»

Высунь широкий язык, расслабь его и положи на нижнюю губу. Язык не дрожит. Удержи его в таком положении.

«Чашечка»

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потя¬нуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении 10 секунд.

«Вкусное варенье»

Приоткрой рот, высунь широкий язык. Представь, что на верхней губе у тебя варенье, нужно облизать языком верхнюю губу и убрать в глубь рта.

«Грибок»

Широкий язык нужно присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы «ножка грибка» (уздечка языка) натянулась. Удержи в таком положении.

IV. Дыхательная гимнастика.

Хорошо! А сейчас мы с тобой покажем фокус. Язык клади на верхнюю губу, как при упражнении «Вкусное варенье». Делай глубокий вдох носом, я тебе кладу ватку на кончик носа, тебе нужно ее сдуть, выдохнув через рот.

Посмотри, перед тобой парус и три акулы, тебе необходимо сбить парусом акулы. Для этого делай глубокий вдох носом, не поднимая плеч, спинку держим ровно. Выдыхаем через рот, тонкой струей на парус, направляя его в сторону акул.

V. Развитие мелкой моторики.

Теперь мы разомнем наши пальчики. Посмотри сколько зверей к нам пришло.

Медвежонок в гости шел.

К рыжей белке он зашел,

В гости к волку и ежу...

Даже к серому зайчишке

Заходил наш бурый мишка.

VI. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук»

Давай поиграем с тобой в игру «Поймай звук». Я буду произносить звуки, услышав звук [Ш] хлопни в ладоши. Будь внимателен!

Произносятся звуки: [ З ],[ Щ ],[ Ж ],[ С ],[ Ш ],[ Ц ], [ Ш ], [Х].

Теперь я дам тебе картинки, посмотри на них внимательно. Покажи мне рисунки, в которых прячутся слова со звуком [Ш].

Слова: щетка, апельсин, звезда, вишня, шапка, щука, шкаф.

VII. Развитие памяти и внимания.

- «Сейчас я покажу тебе картинки. Внимательно рассмотри их, назови и запомни. Далее ты закроешь глаза и я уберу одну картинку, а когда откроешь глаза должен сказать, какого изображения не стало».

VIII. Итоги занятия.

Молодец! Наше занятие подходит к концу. Тебе понравилось занятие?

Какие слова тебе запомнились?

Молодец, хорошо работал! Занятие окончено.

Уточнить артикуляцию звука [ш], вызвать его по подражанию или поставить механическим способом, используя базовый звук [с] (осуществлять контроль за дыханием);

Обучать произнесению звука [ш] в слогах;

Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю, упражнять в дутье у верхней губы;

Развивать фонематический слух, упражняя в выделении звука из звукового потока, в определении позиции звука в словах;

Развивать внимание, артикуляционную подвижность, мелкую моторику.

Материал: зеркала, шпатель, ватный шарик для дыхательной гимнастики, кусочек ваты, иллюстрации, карточки для определения позиции звука в слове.

Ход занятия: 1 .Сообщение темы занятия:

Сегодня мы будем учиться произносить новый звук.

2.Самомассаж для снятия напряжения в области лба, носа, мимических мышц:

Ручки растираем и разогреваем

И лицо теплом своим мы умываем,

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,

Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом уходим пальцами на щёчки.

Щёчки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Как утята к утке клювики потянем,

Разомнем их мягко не задев ногтями.

(Движения выполняются в соответствии с текстом).

3.Артикуляционная гимнастика: Все ребята по порядку

Утром делают зарядку

Язычок наш хочет тоже.

На детишек быть похожим.

Решил наш Язычок сделать зарядку вместе с детьми. Дети тянут резиночку и Язычок тоже. - «Заборчик».

Дети любят заниматься с обручами, Язычок тоже взял обруч. -«Бублик».

Дети отдыхают на матрасиках, и Язычок тоже. - «Лопаточка». Дети прогнули свои спинки и Язычок прогнул свою. - «Чашечка». Дети стали подбрасывать свои мячики вверх и Язычок тоже. -«Фокус».

4.Пальчиковая гимнастика «Кошка и мышка»: А у кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать мышь в её норушке. (Правой рукой показать кошку). Серенький комок сидит И бумажкой всё шуршит: ш - ш - ш. (Левой рукой показать мышку).

5.Характеристика звука [ш] по артикуляционным и акустическим признакам.

6.Игра «Поймай звук».

Услышав звук [ш] хлопни в ладоши. Произносятся звуки: [з], [ш], [ж], [с], [ш], [ц], [ш].

7. Упражнение на определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).

Называются картинки, ребёнок выкладывает фишку на схеме-карточке.

8.Вызывание звука по подражанию (для контроля воздушной струи подносится кусочек ваты к носу).

9.Постановка звука [ш] механическим способом (через слог С А).

10. Автоматизация звука [ш] в слогах:

Ша - ша - ша ша - ша - ша - ша - ша Ши - ши - ши ши - ши- ши - ши -ши Шо - шо - шо шо - шо - шо -шо -шо Шу - шу - шу шу - шу - шу - шу - шу

11.Игра «Добавь слог» (ша, ши, шу): На. .(ша) Ма. .(ша) хоро.. .(ша),

У Ма. .(ши) добрая ду.. .(ша), Есть у Ма. .(ши) кукла Да. .(ша), Но она не любит ка. .(шу).

12. Подведение итогов занятия:

Какой звук учились произносить?

Конспект занятий по постановке звука [ж]

Цель занятия:

Уточнение артикуляции звука /ж/, постановка звука /ж/, закрепление в изолированном произношении;

Развитие речевой моторики;

Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

Закрепление связи звука и буквы / ж/

Оборудование: зеркало, картинки, цифровой ряд, схемы слов.

Ход занятия

1. Организационный момен

Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно

Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.

2. Сообщение темы

На доске несколько картинок: жук, паук, птица.

Логопед читает загадку:

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу

Букву ж все твержу

Зная твердо букву эту

Я твержу весной и летом.

Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку.

Какой первый звук в слове “жук”? Этот звук напоминает жужжание жука. Сегодня будем учиться произносить звук /ж/. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

3. Артикуляционная гимнастика.

(Сказка о Веселом язычке)

Для губ: Логопед читает загадку

В домике этом Красные двери

Рядом с дверями белые звери.

Любят зверюшки конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так: рот открыт: “улыбочка”

Рот закрыт: “трубочка”

“ребята-лягушата”

Тянуть губки прямо к ушкам – очень нравится лягушкам,

Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца.

“ребята-слонята”

Подражаю я слон, губки хоботком тяну.

Для языка: В этом домике, дружок, живет веселый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка

Вот он вышел погулять, на крылечке позагорать (язык лежит на нижней губе)

“лопата” - язык лопатой положи немного удержи,

Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.

Вот подул легкий ветерок и язычок поежился (язык “стрелочкой”), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим “д-д-д-д”).

Язычок не скучал дома, потолок побелил)

“Маляры” (мы сегодня маляры - потолок побелим мы).

Язычок посмотрел на часы, они тикали: “тик-так” (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта) – “часики”

“Пора и мне спать”, - подумал Язычок.

4. Постановка звука / ж /

(используется прием постановки путем озвончения звука / ш /).

Приложите руку к горлышку. Произнесите звук /ш/, а теперь скажите его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук /ж/.

После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук. Дети произносят звук. Логопед поправляет и уточняет артикуляцию звука.

5. Уточнение артикуляции / ж/ (перед зеркалом)

Произнесем еще раз /ж/. В каком положении находятся губы?

В каком положений находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?

Где находится кончик языка?

Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

Что напоминает язычок? (чашечку).

6. Развитие фонематического анализа

А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)

Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….

Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…

Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….

Б) Распредели картинки под схемы:Ж_____________ _____________Ж__________

(в начале слова) (в середине слова)

Предварительно дети характеризуют звук / ж/: согласный, твердый, звонкий.

На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.

Дети должны распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук /ж / в начале слова, под второй схемой - /ж/ в середине слова.

В) Определение места звука /ж/ в слове по цифровому ряду: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Логопед произносит слова: ужин, кожа, пожар, сапожки, пружина.

7. Закрепление связи между звуком и буквой “Ж”.

Покажите букву “ж”. На что она похожа?

Сложите из палочек букву.

Подберите картинки со звуком /ж/.

Во время самостоятельного выполнения этого задания, логопед индивидуально занимается с детьми, у которых артикуляция звука /ж/ еще недостаточно закреплена.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Постановка звука [Ш]. «Весёлая Нюша»

Цель: Уточнение артикуляции звука [Ш] , постановка звука.

Задачи:

  • Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
  • Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.
  • Учить «правильно» произносить звук [ш] с механической помощью.
  • Продолжать учить выделять звук [ш] из ряда звуков, слогов и слов.
  • Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.
  • Упражнять в правильном употреблении предлогов: на, в, за, под, из-за;
  • Развивать внимание, память, мелкую моторику.

Оборудование: зеркало; игрушка «Нюша» ; картинки «артикуляционной гимнастики» ; ватный шарик на нитке, «Копатыч» с воротами; «звуковые дорожки» для произнесения звука [Ш] , «поезд с картинками: «собака» , «шуба» , «мышь» , «жираф» , «шкаф» , «ромашка» , «кукушка» , «малыш» ; картинки к игре «Вкусные пирожки» ; картинки к игре «Куда спряталась Нюша?»

Ход занятия:

1. Организационный момент

Сейчас у нас с тобой логопедическое занятие.

Сегодня к тебе в гости пришла «Нюша» - герой из мультфильма «Смешарики» .

Она узнала, что ты будешь учиться шипеть, и пришла вместе с тобой поучиться шипеть.

2. Артикуляционная гимнастика

Покажем «Нюше» какие нужно выполнять упражнения с язычком, чтобы научиться шипеть.

Нужно хорошенько размяться, сделать гимнастику. Сначала сделаем упражнение «Заборчик» (повторить 3-4 раза) , затем «Колечко» (повторить 3-4 раза) . Следи, чтобы зубки были сомкнуты, а губки округлены.

А сейчас поработает язычок. Покажи, как он умеет делать упражнение «блинчик» (повторить 3-4 раза) . После этого подуй на язычок.

Следующее упражнение «вкусное варенье» , оближем губу сверху вниз широким язычком. Попьем чай из «Чашечки» . Она должна быть большая, широкая, вынесена изо рта (повторить 2-3 раза) . А сейчас спрячь язычок за верхние зубки и удержи его в этом положении (повторить 3-4 раза) .

3. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи

Нюша любит показывать фокусы и смотреть на них.

Давай покажем фокусы Нюше. (Логопед предлагает ребенку ватный шарик диаметром 2-2, 5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см) . Держи шарик перед губами. - Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.

А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх.

«Нюша» любит играть со своими друзьями. Сегодня она пригласила своего друга поиграть с тобой в футбол. «Копатыч» уже стоит на воротах. Нужно забить мяч в ворота. Также подними язычок в форме чашечки к верхней губе, дуй на кончик языка и забивай мяч в ворота.

4. Развитие фонематического слуха

Чтобы Нюше научиться «правильно» шипеть, нужно сначала научиться «ловить» звук «[Ш] » .

- Сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук» и покажем Нюше как «ловить» звук [Ш] . Как только услышишь звук [Ш] , сразу лови его - хлопай в ладошки:

М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш (ловим хлопками)

ХА – ША – ЛА – ПА – ША;

ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КОШКА – ОСЁЛ - СУМКА – КАША; (ловим сигналом)

5. Пальчиковая гимнастика. Упражнение Гусь.

Послушай внимательно загадку, про кого эта загадка?

Ходит к речке смело

Он в наряде белом,

У него на ножках

Красные сапожки (гусь)

Давай покажем Нюше какой бывает гусь.

Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть вперед и прижать друг к другу. Указательный палец согнуть и упереть на большой палец.

Гусь гогочет и гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

(выполнить правой и левой рукой)

5. Постановка звука

А сейчас поучимся шипеть как гусь.

Покажем Нюше как «свистит» водичка в кране: с-с-с. В это время ты лопаточкой приподними язычок и послушай, слышится «шипенье гуся» . (постановка звука [ш] от звука [с] с механической помощью) .

Еще раз подними язычок за верхние зубы и произнеси звук [С] , чтобы «пошел» теплый воздух.

Молодец, ты научился шипеть как гусь.

Посмотри, какое положение принимают язык и губы при произнесении звука [Ш] (анализ по схеме-таблице) . Губы в форме «окошечка» , язычок поднят за верхние зубы, в форме «чашечки» .

6. Закрепление изолированного произнесения звука

А сейчас «поможем» Нюше пошипеть как гусь. Веди пальчиком по дорожке и отчетливо произноси звук [Ш] . (ш-ш-ш… .) Работа по звуковым дорожкам.

7 . Анализ артикуляции звука [Ш ] (по схеме)

В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта?

Уточнение артикуляции звука.

Губы “ окошечком”, зубы “заборчиком с окошечком”, язык поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, теплый воздух выходит по «середине» языка.

Физминутка.

Наша Нюша потянулась

Раз нагнулась, два нагнулась.

Руки вытянула и согнула,

И по улице шагнула.

8. Определение наличие звука [Ш] в словах.

Веселая Нюша хочет покататься на паровозе, покатать вагончики. Но в вагонах поедут только предметы, в названиях которых есть звук «Ш» . Помоги Нюше выбрать слова со звуком «Ш» . Картинки со словами: «собака» , «шуба» , «мышь» , «жираф» , «шкаф» , «ромашка» , «кукушка» , «малыш» .

9. Образование относительных прилагательных.

Игра «Вкусные пирожки»

Нюша очень любит вкусные пирожки. Угостим её пирожками. Посмотри, сколько здесь пирожков. Этот пирожок с малиной, он малиновый. А этот пирожок с яблоками, какой он? Этот пирожок с вишней, какой он?.. (Вишневый.) Этот пирожок с грушей, какой он?.. (грушевый.) Этот пирожок с клубникой, какой он?.. (Клубничный.) Этот пирожок с разными ягодами, какой он?.. (Ягодный.) Этот пирожок с разными фруктами, какой он?.. (Фруктовый) .

10. Формирование грамматического строя

Дидактическая игра «Куда спряталась Нюша?»

Нюша любит играть в разные игры. Особенно она любит играть в прятки. Посмотри на картину и скажи, куда спряталась Нюша?

- «Где спряталась Нюша?» ....... (под грибом) .

- «Куда залезла Нюша?» …….(в дупло) .

- «На что села Нюша?» …… (на пенёк) .

- «Где спряталась Нюша?» ……(спряталась за дерево).

- «Откуда выглядывает Нюша?» ……(из-за дерева).

- «Около чего присела Нюша?» …… (около цветка) .

11. Итог занятия.

Покажи ещё раз Нюше, как нужно правильно шипеть.

Какой звук мы сегодня учились произносить? Кто к нам в гости приходил?

Конспект содержит материал по постановке шипящего звука Ш- специально подобранный комплекс упражнений, направленный на выработку верхнего подъема языка, описаны способы постановки звука. Занятие проводится в итересной игровой форме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш

Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);

Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

Упражнение в правильности произнесения звука Ш.

Коррекционно-развивающие :

Развитие артикуляционного аппарата;

Развитие фонематического слуха;

Устранение дефектного произношения звука Ш;

Развитие грамматического строя речи;

улучшение мелкой моторики.

Воспитательные:

Воспитание интереса к занятиям;

Воспитание самостоятельности.

Оборудование: предметные картинки.

Ход занятия

1.Организационный момент

2. Артикуляционная гимнастика

Статические подготовительные упражнения для языка

«Ковшик»

Широко рот открываем,

Краешки приподнимаем,

Язычок - баловничок,

Спинку низко опускает.

Очень он на ковш похож,

В него воду вылить можно,

Держи воду, не спеши,

Ковшик всем свой покажи.

Динамические упражнения для языка

«Часики»

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.

«Почистим зубы»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

«Гармошка»

На гармошке чтоб сыграть,

Нужно челюсть опускать,

Язычок не отрываем,

Очень здорово играем.

Жила была на свете девочка Маша. Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»). Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»). А соседская белочка отвезла Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»). Маша и не заметила, как оказалась дома.

3. Постановка звука .

1-й способ При губно-зубном сигматизме, ребенку бывает трудно переключиться с привычного произнесения звука на правильное. А если еще и уздечка подъязычная коротка и упражнение "чашечка" не даётся, действует такой способ.

Нам пригодится деревянный шпатель.

Просим ребенка улыбнуться, высунуть язык - блинчик. Кладем под язык шпатель, приподнимаем им язык и надавливаем, убирая язык в рот. Получается такая пассивная "чашечка", к тому же губы "заблокированы" и не складываются в привычную для ребенка позу. Теперь просим сильно подуть ртом. Получается звук, близкий к Ш.

2-й способ При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.

Чтобы ребенок чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести следующие упражнения: «колокольчик» - ля-ля-ля, «молоточек» - д-д-д и «паровозик» - ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и «паровозик» кладем на нижние зубы карандаш диаметром около одного сантиметра, а на него язычок и просим ребенка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедлять - ч-ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш». Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшш», одновременно выполняя фигурку.

4. Анализ артикуляции

В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

5. Закрепление изолированного произнесения звука

Когда Маша гуляла по лесу, она заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш). Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.

6. Развитие фонематического слуха

А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш, сразу лови его - хлопай в ладошки:

М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

7. Домашнее задание

Придумай как можно больше слов, где звук Ш слышится:

В начале слова;

В середине слова;

В конце слова.

8.. Итог занятия.

Сегодня на занятии ты побывал в осеннем лесу, встретил Машу и Медведя и научился шуршать, как шуршат осенние листья и это здорово у тебя получилось! С каким звуком ты сегодня познакомился? Звук Ш- согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. Ты сегодня очень старался, молодец!