Привороты Заговоры на... Отвороты

Проклятая земля: мрачные тайны Останкино. История нашего района Откуда название останкино

Несколько лет назад мне пришло в голову собрать московские легенды, связанные с Останкино, и опубликовать их. Место прославленное (хотя слава его неоднозначна) - свод городских легенд мог получиться интересным. Но принимаясь за эту работу, я еще не догадывалась, что из нее получится. Можно было предположить, что обнаружатся какие-то мистические тайны, но то, что их будет много и что они начнут сплетаться в единый клубок - это оказалось сюрпризом. Работа получилась настолько... даже не подберу слова... непривычной? странной? Люди, не верящие в мистику, обвинили бы меня в мракобесии, хотя там много реальных исторических фактов, да и место известное - ближнее Подмосковье, а потом и Москва...

Статья долго пролежала в моем архиве. Мне и сейчас было трудно решиться обнародовать ее. И все же, раз уж она написана... Рискну и выложу в сокращенном виде. Напомню лишь старый призыв: "Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет". В автора тоже не стреляйте - она пишет о том, что знает, и так, как может. Те, кому словосочетание "мистические тайны" глубоко противно, могут считать это сказками, городским фольклором или вообще не читать, как будет угодно.

Есть в Москве места, издавна считавшиеся "нехорошими". Кровавые преступления там случались, самоубийства, призраки хаживали... И среди подобных мест одно из самый загадочных - всем известное Останкино. Даже название его, если вдуматься, несет в себе нечто страшное, наводящее на мысль о чьих-то останках. Конечно, оно имеет иное происхождение, но... получилось то, что получилось. Люди это чувствовали и пытались дать Останкино измененное имя - Осташково (именно так записали село в межевой книге по Московскому уезду в 1558 году), но такое название не прижилось.
В останкинской земле и вправду покоилось немало останков - археологи обнаружили здесь следы древнего языческого капища, где совершались жертвоприношения. Позже, уже христианской Руси, здесь хоронили самоубийц, которым не полагалось места на освященной земле церковных кладбищ. В 17 веке в Останкино появилось скромное немецкое кладбище для почивших в Москве чужаков-иностранцев. В 1670-х годах по Москве прошло моровое поветрие, а проще говоря, чума, и могил в Останкино оказалось так много, что князь Черкасский, владевший здешними землями, попросил у патриарха разрешение построить новую церковь Живоначальной Троицы, а не перестраивать старую, обветшалую, плотно окруженную могилами жертв мора, дабы не потревожить их останки.


Церковь Живоначальной Троицы в Останкино (17 век).

В середине 18 века сюда, в московский пригород, перевели в Божедомки морг и основали при нем еще одно кладбище, где в общих могилах хоронили бродяг, неопознанных жертв преступлений и одиноких, безродных людей, которых некому было проводить в последний путь. Через какое-то время кладбище разрослось и получило название Лазаревского по имени возведенной на кладбище часовни святого Лазаря.
Казалось бы, от этих захоронений уже не осталось и следа, но Останкино и поныне несет на себе печать своей истории. На месте, где прежде находилось кладбище, людям часто бывает тяжело: они ощущают смутную тревогу, испытывают головную или сердечную боль, впадают в депрессивное состояние, иногда даже не понимая причины - ведь не каждый знает, на какой земле построено здание или разбит парк. А порой на кладбищенской земле можно столкнуться с чем-то таким, что с позиций материализма объяснить вообще невозможно. Духи, пришельцы из мира мертвых - в это поверит не каждый...

К примеру, в помещениях телецентра в Останкино люди, которых трудно заподозрить в увлечении паранормальным, нередко сталкивались с... призраками. О собственном опыте рассказал телеведущий Лев Новоженов в программе "Русские сенсации" на НТВ 15 ноября 2008 года.
Однажды вечером после эфира усталый ведущий, блуждая по студийным коридорам Останкино, зашел в безлюдное помещение, которое использовали исключительно для технических целей. Если там и мог кто-то оказаться, то только персонал студии. Но там бродила сгорбленная старуха в темной одежде, не похожая ни на сотрудников, ни на гостей телецентра. Новоженов признавался, что повидал в Останкино много разных людей, но эта бабушка сразу навела его на мысль о мире ином. Было в ней нечто жуткое.
Старуха не обратила на популярного ведущего никакого внимания. Она что-то невнятно бубнила себе под нос. Новоженов прислушался.
- Жареным пахнет! - повторяла старуха. - Паленым пахнет!
И морщилась, словно и вправду чувствовала запах гари.
Через несколько дней случился страшный пожар на Останкинской телебашне, приведший к человеческим жертвам и надолго прервавший нормальное телевещание в Москве.

Как оказалось, видели тогда старуху многие. Телеведущий и журналист Тимофей Баженов утверждал, что за несколько дней до трагедии тоже столкнулся в телецентре с горбатой старухой, которая помахала ему палкой и крикнула: "Гарью здесь пахнет, дымом здесь пахнет!" Об этом же рассказывали и охранники, и другие сотрудники телевидения. Достаточно полистать подшивки московских газет и побродить по Интернету, чтобы понять - рассказы о зловещей старухе, невесть откуда появившейся летом 2000 года в телецентре Останкино, совсем не редкость.
Кто она? Неужели чья-то неприкаянная душа явилась в мир, чтобы предупредить о несчастье? Или те, кто якобы столкнулся с призраком мрачной бабушки, слегка привирают? Зачастую именно так и объясняют случившееся. Но... зловещую старуху видели не только наши современники, и упоминания о ней можно найти не только в газетах, выходивших после останкинского пожара 2000 года. И каждый из тех, кто сталкивался с мрачной пророчицей, считал, что только ему одному она и являлась.

А ведь еще в середине 16 века, во времена царствования Ивана Грозного, боярин Алексей Сатин, бывший владельцем Останкино. говорил с горбатой старухой, напророчившей ему беду.
В 1558 году боярин Сатин, хорошо зарекомендовавший себя при государевом дворе, получил за службу от царя Ивана земли в Останкино. Это было обычной практикой - за преданность Иван Грозный награждал верных слуг землями, с которых те кормились, но в случае немилости мог имение и отобрать. "Поместники", как называли таких землевладельцев, не были подлинными собственниками земель - царское пожалование передавало им надел во временное "держание".


Парсуна с изображением Ивана Грозного

Сатин чувствовал себя уверенно и наводил на останкинских землях порядок как рачительный хозяин. Может быть, потому, что рассчитывал на покровительство своего деверя Алексея Адашева, особы. приближенной к царю, первого советника и друга государя, входившего в узкий круг Избранной Рады.
В Останкино возводились боярские хоромы, сажались сады, огороды, пустоши распахивались и засевались... Имение процветало. И вдруг, когда Сатин надумал распахать очередную пустошь, явилась невесть откуда горбатая старуха, стукнула клюкой о порог нового дома и сказала: "Не распахивай землю сию, боярин! Издавна мертвых здесь хоронили, и останки их в земле. На костях строишь, кости пашешь, мертвецов тревожишь! Не делай этого, будет беда!"
Боярин лишь рассмеялся и приказал прогнать злую бабку. Вскоре после того впали в немилость у переменчивого царя любимые прежде помощники - Адашев и митрополит Сильвестр, а их родственники, включая и останкинского "поместника" Алексея Сатина с братьями Федором и Андреем, были схвачены и казнены.


О.Н. Вишняков. Иван Грозный допрашивает опального боярина

Останкино Грозный передал во владение одному из опричников, иноземцу Орну. Никто толком не знал, откуда взялся этот "немчин" (как называли тогда в Москве почти всех европейцев), какого он роду-племени и по какой причине возвысился при царском дворе. Как и все опричники был Орн лют, легко проливал кровь, творил немыслимые зверства и, как и у многих его соратников, чужие смерти помутили разум иноземца. В Останкино он кутил и буйствовал, а по ночам затевал "бесовские игры", пугавшие местных жителей: сам Орн и его гости по-волчьи выли на луну, блеяли как козлы, голышом скакали вокруг костров, жестоко мучили бродячих собак и пили вино, смешав его с кровью.

В. Фаворский. Опричники

Вскоре запуганные крестьяне заметили и вовсе страшные вещи - Орн разрывал старые захоронения и обшаривал их в поисках ценностей...
И снова явилась в имение горбатая старуха и зло бросила Орну: "Уймись, песья голова! А ослушаешься - будет тебе беда!"
Старуху со двора прогнали. А вскоре Орн повстречал заморских купцов, которые везли в Москву по заказу царя древний перстень с непонятным знаком, выложенным из камней.
Существует легенда, что этот перстень с символом мирозданья принадлежал французским королям Каролингам, а после падения царствующей ветви рода перешел к кому-то из "боковых" потомков. Служилые люди из Посольского приказа получили от царя задание разыскать перстень и доставить его в Москву. Следы артефакта были обнаружены, посланцы царя выкупили (а может быть, просто украли) его у владельца и под видом купцов с торговым караваном везли его Ивану Грозному.
Орн убил и ограбил купцов, взяв и перстень, предназначенный для царя. Но сразу воспользоваться добычей он побоялся - царь нередко охотился по-соседству с Останкино, мог завернуть на огонек, обосноваться в доме Орна, а там и дознаться о преступлении.
Но царю и без того донесли, кто захватил перстень, наделенный мистической силой. Царские слуги уже мчались в Останкино, чтобы схватить Орна и пытать, дознаваясь, куда тот спрятал перстень. Но иноземец, предупрежденный кем-то из опричников-собутыльников, в последний момент кинулся бежать и бесследно сгинул. Скорее всего, утонул в останкинских болотах. Клад откопать он не успел, но и царские слуги ни награбленного золота, ни перстня не нашли. Не дался перстень мирозданья царю Ивану.


С. Ефошкин. Опричник

Освободившееся Останкино Иван Грозный отписал своей четвертой жене Анне Колтовской, которая в царицах пробыла меньше года. Женившись в 1572 году на восемнадцатилетней девушке, царь Иван вскоре отправил ее в Тихвинский монастырь, где несчастную постригли в схимонахини и на много лет заточили в подземную келью. Только после смерти Грозного ее выпустили из подземелья, но она так и оставалась в монастыре до своего последнего часа.
Останкино еще не раз переходило из рук в руки, но долго им никто не владел. В 1584 году оно было пожаловано думному дьяку Василию Щелкалову, который ухитрился занимать важные государственные должности не только в царствование Ивана Грозного, но и при последующих правителях вплоть до Лжедмитрия.
В 1617 году хозяевами имения становятся князья Черкасские. Они благоустраивают Останкино, стараясь заселить его безлюдные земли людьми. Для этого были осушены болота и выстроена целая деревня в 30 дворов, которую заселили крестьянами, привезенными из других мест.
Но слава нехорошего, "обморочного" места не оставляет Останкино, да и чума сильно выкашивает здешние поселения. Тогда Михаил Черкасский и испрашивает позволение возвести новый каменный храм Троицы, призванный распространить на останкинские земли Божье благословение. В конце 17 века строительство храма было завершено.

Через полвека княжна Варвара Черкасская, выходившая в 1743 году замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, получила имение Останкино в приданое. Поселились супруги в соседнем Кусково - видимо, слава нехорошего места все еще пугала. Варвара Алексеевна была большой любительницей искусства и завела в Останкино и Кусково оркестр, балет, оперную труппу и художественные мастерские, набрав исполнителей из числа крепостных.


Графиня Варвара Алексеевна Шереметева (урожденная княжна Черкасская), портрет кисти крепостного художника Ивана Аргунова


Граф Петр Борисович Шереметев, портрет работы крепостного художника Ивана Аргунова

При их сыне Николае Петровиче Шереметеве в 1790-х годах Останкино преобразилось. Парк и пруды, появившиеся на месте бывших болот. считались образцовыми. В создании дворца принимали участие лучшие архитекторы (Кваренги. Компорезе, Бланк и др.) Но основные работы легли на плечи крепостных архитекторов.


Дворец в Останкино.

В великолепном дворцовом театре крепостная труппа давала представления. Жизнь "на театре" была для крепостных девушек настолько тяжелой, что порой самоубийство казалось им единственным выходом. Пруды в усадебном парке прозвали "актеркиными" прудами, поскольку не одна девушка свела в их водах счеты с жизнью. И это упрочило нехорошую славу Останкино. Тем не менее, принимали здесь даже царских особ. И появление в усадьбе императора Павла I снова оказалось связанным с мистическими тайнами...
В 1797 году император Павел приехал в Москву на коронационные торжества. Граф Николай Шереметев в Останкино устроил в честь императора роскошный прием. Графа и государя связывала детская дружба - Николай Шереметев рос при дворе и воспитывался вместе с будущим венценосцем. Павел обладал сложным характером и не так-то просто сходился с людьми, но к графу Шереметеву был искренне привязан.


Граф Николай Шереметев, портрет работы Владимира Боровиковского

На торжестве неизвестно откуда появилась горбатая старуха с клюкой и в черных лохмотьях. Как она оказалась в графском дворце, как пробралась мимо охраны к императору - никто объяснить не мог. Бабку попытались потихоньку увести, но император вдруг воспротивился. Напротив, он попросил всех уйти и оставить его наедине со старой прорицательницей. О чем они говорили, осталось тайной, но после этого разговора Павел направился в картинную галерею графа и остановился перед одним из портретов. У юноши в голубом кафтане, изображенном неизвестным художником на полотне, на пальце левой руки был перстень с непонятным знаком. Кто-то из царской свиты, знакомый с преданиями древних времен, прошептал Павлу, что это перстень со знаком мирозданья. Именно такой перстень был недостижимой мечтой Ивана Грозного.

Продолжение следует.

Останкино - один из интереснейших микрорайонов нашей столицы. В недалеком прошлом это -большое подмосковное село, тесно связанное с русской историей и Культурой. Впервые оно упоминается как деревня Осташкова в межевой книге по Московскому уезду за 1558 г. и числится за Алексеем Сатиным, известной личностью в годы царствования Ивана Грозного. Он выступал против внутренней политики царя, за что и был казнен. После казни Сатина Иван Грозный подарил Осташкове своей жене, а затем одному из своих опричников - «немчину» Орту. В 1584 г. оно принадлежало дьяку В. Я. Щелкало- ву, а с 1617 г.-князю И. Б. Черкасскому". Предок рода Черкасских черкесский князь Семен Андроеович в XVI в. приехал на службу к московским государям", за что он сам и весь его род были богато одарены земельными владениями под Москвой, получили покровительство царя и вошли с ним в родство. Черкасские выстроили боярский двор, возвели деревянную церковь и поставили 30 крестьянских изб. Позднее, в 1683 г., в селе уже была красивая каменная церковь св. Троицы, в стиле так называемого нарышкинского барокко. В 1743 г. деревня Осташкове, ставшая селом Останкиным, была отдана в приданое за дочерью кн. Черкасского Варварой, вышедшей замуж за сына графа Шереметева, знатного вельможи, сподвижника Петра I. С того времени Шереметевы владели Останкиным до самой Октябрьской революции.

Что значит название Останкино и каково его происхождение? Об этом существует несколько предположений, но они являются неубедительными, поскольку основаны на чисто внешнем совпадении формы слова и названия. По одной версии (она принадлежит П. В. Сытину), Останкино происходит от слова останок "розовой кусок, остаток, имение, полученное в наследство». Эта гипотеза несостоятельна уже потому, что первоначально (в XVI в.) Останкино имело форму Осташково, Которое никак не связано со словом останок. Существует и легенда о том, что село выросло на том месте, где были найдены чьи-то останки. Она тоже разбивается о первоначальную форму названия этого селения и является ярким примером так называемой народной этимологии.

Как же в действительности мог появиться этот топоним? Очень часто названием села или деревни становилось имя или фамилия первопоселенца, наиболее знаменитого владельца, например Ивановское, Колычеве, Тропарево и др. Иногда село получало свое название по церкви, возведенной в нем, например Архангельское, Никольское, Троицкое и т. д. Но ни одна из вышеназванных фамилий владельцев Останкина - Черкасские, Шереметевы, известных и знаменитых в свое время, ни название церкви не стало именем этого села.

В XV-XVI вв. Подмосковье очень быстро заселялось, появлялись новые села, а особенно деревни, часто получавшие название по имени того, кому они принадлежали, вполне возможно, что названием деревни Осташково стало имя никому теперь не известного первопоселенца по имени Остан (Останка, Останок) или Осташ (Остатка, Остаток). ЭТОТ ничем не примечательный человек несколько веков тому назад получил за верную службу или купил участок лесной заросли, раскорчевал его, расчистил под пашню, поставил здесь деревню, которую стали называть - Осташкова деревня или Останкина (от имени Остаток или Останка). Возможно, что на первых порах ее называли и так и этак, поскольку оба имени -Остан (Останка) и Осташ (Остаток) образованы от одного греческого имени Бвстафий. Со временем название Осташково, вероятно, заменилось на Останкино потому, что имя Остан воспринималось как более литературное, нежели Осташ. Этому способствовал, по-видимому, и тот факт, что с постройкой церкви деревня превратилась в село в начале XVII в., тогда же, видимо, и произошло изменение формы названия дереВни Осташково в село Останкино.

Расцвет села Останкино в русской истории связан с именем , внука героя петровских времен, птенца «гнезда Петрова». Н. П. Шереметев удачно сочетал в себе редкие качества: тонкий художественный вкус, большой ум, широкое образование, к тому же он был сказочно богат (Шереметевы были богаче Екатерины Ш. Детищем его ума, художественного вкуса и богатства и стал Останкинский дворец, построенный в стиле раннего классицизма, или, как говорил сам Н. П. Шереметев, «в чистом вкусе».

Дворец строился с 1791 г. по 1799 г., к его строительству на разных стадиях было привлечено много русских н заграничных зодчих, таких как Аргунов, Казаков, Назаров, Старов, Кваренги, Кампорези и др. Дворец производит сильное впечатление гармонией линий, колонн, соотношением его отдельных частей, тем, что он выстроен из дерева. Но еще большую художественную ценность представляет внутреннее убранство дворца, выполненное руками крепостных. Здесь много разных украшений на дверях и окнах, резных ваэ, люстр и канделябров. Все они вырезаны из дерева, но, будучи позолоченными, кажутся тончайшими бронзовыми изделиями. Расписные потолки, мозаичный паркет, скульптурные печи, мебель - все это говорит о высоком профессиональном мастерстве и художественном гении русских крепостных мастеров. Ив ФранциН и Италии им присылали неведомые образцы, а из Петербурга следовал строгий наказ - сделать так, чтобы «все походило на Рафаэлевы ложи». И несмотря на то, что сознанию мастеров мало что говорили фигуры грифонов, богинь и амуров, они чутьем угадывали прекрасное в линиях и формах этих фигур и с большим мастерством и вдохновением воплощали их в дереве.

Повседневный труд крепостных, создавших Останкинский дворец, был изнурительным, нередко сопровождался наказаниями за то, что недостаточно быстро и точно выполнено задание. Но художественный гений мастеров превозмог все трудности И воплотился в совершенном по своей красоте Останкинском дворце, в его неповторимых залах. «Единственное слово, которое хочется применить к ним, это - храм... В душе Казакова или того неведомого, кто создавал ослепительный убор останкинских вал, звучала дивная гармония; все добрые отзвуки мира, весь экстаз жизни, всю радость и всю любовь, вместо иступленных слов молитвы, выливала душа художника в божественной краСоТе» **. \ 25 Шамурин Ю. Подмосковные, М., 1914, с, 51.

Н. П. Шереметев был страстным любителем театра и музыки. Он сам создал из крепостных крестьян настоящую театральную труппу, в составе которой были замечательные актеры, например П. И. Жемчугова (Ковалева). Останкинский дворец и был предназначен для искусств, для театра и для этой замечательной актрисы. П. Н. Шереметев полюбил ее и, презрев все сословные предрассудки, сделал своей женой. Он придумал легенду о «благородном» происхождении П. И. Жемчуговой, которая якобы была дочерью не московского кузнеца Ковалева, а польского шляхтича Ковалевского, пришедшего когда-то на службу к Шереметевым. Но и это не могло изменить холодного, враждебного отношения «света» к Шереметеву и его жене, талантливой актрисе, женщине редких душевных качеств и очарования. Память об этой замечательной, рано умершей русской актрисе, запечатлена в двух московских названиях: Прасковьина улица (1922 г.) в Останкине и аллея Жемчуговой (1970 г.) в Кусковском парке.

Увековечена и память крепостного архитектора Аргунова, который повседневно был связан со строительством^ дворца в Останкине: в 1966 г. 4-й Останкинский проезд бйл переименован в ул. Аргуновскуго. Фамилия Шереметевых тоже сохраняется в географических названиях Москвы и Подмосковья: ул. Шереметьевская (недалеко от ), известный аэродром Шереметьево.

Новая история Останкина начала бурно развиваться после 1959 г., когда на базе трех выставок (промышленной, сельскохозяйственной и строительной) была открыта постоянно действующая Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ). В 1964 г: рядом с ВДНХ появилось мемориальное место, увековечивающее замечательное событие в жизни советского народа и всего человечества-- полет человека в космос. В небо взметнулся 100-метровый обелиск, на вершине Которого находится серебристая ракета. Здесь же гранитная фигура основоположника космонавтики - К. Э. Циолковского. От обелиска тянется аллея героев, первых летчиков-космонавтОв, которые осваивали космос. В аллее установлены их бронзовые бюсты, а также гранитный бюст выдающегося ученого и конструктора в области ракетостроения, именем которого названа одна т улиц в Останкине,- академики С. П. Королева. Здесь же, в Останкине, на берегу пруда, напротив знаменитого дворца находится и известная всему миру Останкинская телебашня.

Что значит название Останкино и каково его происхождение? Об этом существует много предположений, но все они являются недостаточно убедительными, поскольку основаны на чисто внешнем совпадении формы слова и названия. По одной версии (она принадлежит П. В. Сытину), Останкино происходит от слова останок (родовой кусок, остаток, имение, полученное в наследство). Эта гипотеза несостоятельна уже потому, что первоначально в XVI веке Останкино имело форму Осташково, который никак не связан со словом останок. Существует и легенда о том, что село выросло на том месте, где были найдены чьи-то останки. Она тоже разбивается о первоначальную форму название этого селения и является ярким примером так называемый народной этимологии.

В XV по XVI вв. Подмосковье очень быстро заселялось, появлялись новые села, особенно деревни, часто получившие названия по имени того, кому они принадлежали. Вполне возможно, что названием деревни Осташково стало имя никому теперь неизвестного первопоселенца по имени Остан или Осташ. Этот ничем не примечательный человек несколько веков тому назад получил за верную службу или купил участок лесной заросли, раскорчевал его, расчистил под пашню, поставил здесь деревню, которую стали называть – Осташкова деревня, или Останкино (от имени Осташек или Останок). Возможно, что на первых порах её называли и так и так, поскольку оба имени – Остап (Останка) и Осташ (Осташок) образованы от одного греческого имени Евстафий. Со временем название Осташкова, вероятно, заменилось от Останкино потому, что имя Остан воспринималось как более литературное, нежели Осташ. Этому способствовал, по видимому, тот факт, что с постройкой церкви деревня превратилась в село в начале XVII века, тогда же, видимо, и произошло изменение формы названия деревни Осташково в село Останкино.

Останкино – одно из самых интереснейших мест в Москве. Впервые оно упоминается как деревня Осташково в межевой книге по Московскому уезду за 1558 год и числится за Алексеем Сатиным, известной личностью за времена празднования Ивана Грозного. Он выступал против внутренней политики Царя, за что и был казнен. После казни Сатина Иван Грозный подарил Осташково своей жене, а затем и одному из своих опричников – «немчину» Ивану Григорьевичу Орту. В 1584 году оно под именем сельца «Осташково на суходоле» принадлежало дьяку В. Я. Щелканову, а с 1617 года князю И. Б. Черкасскому. Предок Черкасских черкесский князь Семен Андросович в XVI веке приехал на службу к московским государям, за что он сам и весь его род были богато одарены земельными владениями под Москвой, получили покровительство царя и вошли с ним в родство.

В 1646 году в Останкине стояли «двор боярский, двор приказчика и двор псарный, 37 домов людских, людей в них 39». В 16778 году появился «двор соколиный», а в нем «15 человек дворовых людей». К тому времени в меле уже насчитывалось 55 дворов, в которых жили 140 человек.

В 1678-1683 гг., в селе была построена красивая каменная церковь святой Троицы, в стиле так называемого нарышкинского барокко. Считается, что это дело рук крепостного зодчего Павла Потехина. Колокольня - же была построена в 1877-1878 годах по проекту архитектора Н. Султанова. Церковь представляет собой бесстолпный пятикупольный храм на высоком подклете с двумя приделами. Заканчивается крупными глазами на тонких барабанах. Сложена церковь из большемерного кирпича с использованием белого камня. Церковь украшена двумя рядами кокошников, пышными наличниками окон и ордерными колоннами.

В 1743 году деревня Осташково, ставшая селом Останкиным, была отдана в приданое за дочерью князя Черкасского Варварой, вышедшей замуж за сына графа Бориса Петровича Шереметева, знатного вельможи и сподвижника Петра Великого за воинские заслуги получившего самое высокое звание – генерал фельдмаршала. С того времени Шереметевы владели Останкиным до самой Октябрьской революции.

Расцвет села Останкино в русской истории с именем графа Николая Петровича Шереметева, внука героя петровских времен, птенца «гнезда Петрова». Именно при нем был построен знаменитый Останкинский Дворец.

Дворец строился в 1791 по 1799 года, к его строительству на разных стадиях было привлечено много русских и заграничных зодчих. Проекты перестройки были выполнены архитекторами Франческо Кампорези и Джакомо Кваренги, но они не понравились владельцу и он поручил работу крепостным зодчим Алексею Миронову, Григорию Дикушину и Павлу Аргунову, которые завершили работу.

Память крепостного П. И. Аргунова, который повседневно был связан со строительством дворца в Останкине в 1966 году была увековечена: 1-й Останкинский проезд был переименован в Аргуновскую улицу. Впрочем, считается, что таким образом сохранена память о всей семье русских крепостных художников Аргуновых: Иване Петровиче и его сыновьях Николае и Павле.

Дворец стоит в старинном парке на берегу пруда. Он построен из дерева, но отштукатурен и производит впечатление каменного. П – образное в плане здание с парадным двором выдержано в стиле зрелого классицизма. Центральная часть акцентирована шести колонным коринфским портиком, стоящем на рустованном выступе первого этажа. Ионические колонны, декорирующие боковые ризалиты, дополняют торжественный облик парадного фасада.

Останкинский дом по убранству и роскоши представлял целый музей: масса бронзы, гобеленов, художественных статуй, картин, венецианские зеркала, всюду мрамор, мозаика, золото, китайский и японский фарфор, мебель с инкрустациями и т.д.

Нижний этаж был обитаем, верхний же представлял великолепный театр, окруженный настоящими чертогами. Сад в Останкине делился на английский и перед домом; аллеи лип были подстрижены стенами и кругами, всюду виднелись мраморные статуи, беседки и т.д. Известно, что создание парка граф поручил англичанину Р. Маннерсу. Перед фасадом усадьбы находился пруд (сохранившийся до наших дней), его окружал лес, который сливался с Марьиной рощей. И только ближайшие к дому аллеи и лужайки носили французский характер.

Налево от дворца могучая кедровая роща, по предания, вывезенная из Сибири старым владельцем Останкина, князем Черкасским, бывшем сибирским губернатором. В этой роще стоит мраморная урна над прахом любимой собаки графа. Недалеко отсюда была и «Аллея вздохов» из лип. Между деревьями встречаются вековые дубы, и среди них есть могучий дуб – прародитель всех тамошних дубов, имеющий за собой несколько столетий.

Император Павел не раз посещал Останкино. Однажды граф Шереметев приготовил ему однажды следующий сюрприз: когда государь проезжал густую рощу, которая заслоняла вид на Останкино, то вдруг, как бы по мановению волшебного жезла, деревья упали, открыв красивую панораму всего Останкина.

В ожидании государя сделана была от начала рощи до самого Останкина просека, у каждого подпиленного дерева стоял человек и, по данному сигналу, сваливал деревья. Император Павел был очень удивлен, любовался декорацией и благодарил хозяина за доставленное ему удовольствие.

Король был удивлен великолепием Шереметевского имения. После роскошного обеда король отправился в театр, на котором крепостные актеры сыграли уже игранную при Екатерине пьесу «Самнитские браки»; роскошные костюмы, точные эпохе, были необыкновенно богаты, на артистке, игравшей главную роль, было ожерелье ценой в 100 000 рублей; декорации были написаны Гонзаго.

Экономическая гимназия №1518

при Финансовой Академии.

«Останкино прошлое и настоящее»

исполнитель:

ученик 8 класса «А»

Дроздов Н. Ю.

Москва, 1998г.

Что значит название Останкино и каково его происхождение? Об этом существует много предположений, но все они являются недостаточно убеди-тельными, поскольку основаны на чисто внешнем совпадении формы слова и названия. По одной версии (она принадлежит П. В. Сытину), Останкино про-исходит от слова останок (родовой кусок, остаток, имение, полученное в на-следство). Эта гипотеза несостоятельна уже потому, что первоначально в XVI веке Останкино имело форму Осташково, который никак не связан со словом останок. Существует и легенда о том, что село выросло на том месте, где были найдены чьи-то останки. Она тоже разбивается о первоначальную форму название этого селения и является ярким примером так называемый народной этимологии.

В XV по XVI вв. Подмосковье очень быстро заселялось, появлялись но-вые села, особенно деревни, часто получившие названия по имени того, кому они принадлежали. Вполне возможно, что названием деревни Осташково стало имя никому теперь неизвестного первопоселенца по имени Остан или Осташ. Этот ничем не примечательный человек несколько веков тому назад получил за верную службу или купил участок лесной заросли, раскорчевал его, расчистил под пашню, поставил здесь деревню, которую стали называть – Осташкова деревня, или Останкино (от имени Осташек или Останок). Воз-можно, что на первых порах её называли и так и так, поскольку оба имени – Остап (Останка) и Осташ (Осташок) образованы от одного греческого имени Евстафий. Со временем название Осташкова, вероятно, заменилось от Ос-танкино потому, что имя Остан воспринималось как более литературное, не-жели Осташ. Этому способствовал, по видимому, тот факт, что с постройкой церкви деревня превратилась в село в начале XVII века, тогда же, видимо, и произошло изменение формы названия деревни Осташково в село Останки-но.

Останкино – одно из самых интереснейших мест в Москве. Впервые оно упоминается как деревня Осташково в межевой книге по Московскому уезду за 1558 год и числится за Алексеем Сатиным, известной личностью за време-на празднования Ивана Грозного. Он выступал против внутренней политики Царя, за что и был казнен. После казни Сатина Иван Грозный подарил Ос-ташково своей жене, а затем и одному из своих опричников – «немчину» Ивану Григорьевичу Орту. В 1584 году оно под именем сельца «Осташково на суходоле» принадлежало дьяку В. Я. Щелканову, а с 1617 года князю И. Б. Черкасскому. Предок Черкасских черкесский князь Семен Андросович в XVI веке приехал на службу к московским государям, за что он сам и весь его род были богато одарены земельными владениями под Москвой, получили по-кровительство царя и вошли с ним в родство.

В 1646 году в Останкине стояли «двор боярский, двор приказчика и двор псарный, 37 домов людских, людей в них 39». В 16778 году появился «двор соколиный», а в нем «15 человек дворовых людей». К тому времени в меле уже насчитывалось 55 дворов, в которых жили 140 человек.

В 1678-1683 гг., в селе была построена красивая каменная церковь святой Троицы, в стиле так называемого нарышкинского барокко. Считается, что это дело рук крепостного зодчего Павла Потехина. Колокольня - же была по-строена в 1877-1878 годах по проекту архитектора Н. Султанова. Церковь представляет собой бесстолпный пятикупольный храм на высоком подклете с двумя приделами. Заканчивается крупными глазами на тонких барабанах. Сложена церковь из большемерного кирпича с использованием белого камня. Церковь украшена двумя рядами кокошников, пышными наличниками окон и ордерными колоннами.

В 1743 году деревня Осташково, ставшая селом Останкиным, была отда-на в приданое за дочерью князя Черкасского Варварой, вышедшей замуж за сына графа Бориса Петровича Шереметева, знатного вельможи и сподвижни-ка Петра Великого за воинские заслуги получившего самое высокое звание – генерал фельдмаршала. С того времени Шереметевы владели Останкиным до самой Октябрьской революции.

Расцвет села Останкино в русской истории с именем графа Николая Пет-ровича Шереметева, внука героя петровских времен, птенца «гнезда Петро-ва». Именно при нем был построен знаменитый Останкинский Дворец.

Дворец строился в 1791 по 1799 года, к его строительству на разных ста-диях было привлечено много русских и заграничных зодчих. Проекты пере-стройки были выполнены архитекторами Франческо Кампорези и Джакомо Кваренги, но они не понравились владельцу и он поручил работу крепостным зодчим Алексею Миронову, Григорию Дикушину и Павлу Аргунову, кото-рые завершили работу.

Память крепостного П. И. Аргунова, который повседневно был связан со строительством дворца в Останкине в 1966 году была увековечена: 1-й Ос-танкинский проезд был переименован в Аргуновскую улицу. Впрочем, счи-тается, что таким образом сохранена память о всей семье русских крепост-ных художников Аргуновых: Иване Петровиче и его сыновьях Николае и Павле.

Дворец стоит в старинном парке на берегу пруда. Он построен из дерева, но отштукатурен и производит впечатление каменного. П – образное в плане здание с парадным двором выдержано в стиле зрелого классицизма. Цен-тральная часть акцентирована шести колонным коринфским портиком, стоя-щем на рустованном выступе первого этажа. Ионические колонны, декори-рующие боковые ризалиты, дополняют торжественный облик парадного фа-сада.

Останкинский дом по убранству и роскоши представлял целый музей: масса бронзы, гобеленов, художественных статуй, картин, венецианские зер-кала, всюду мрамор, мозаика, золото, китайский и японский фарфор, мебель с инкрустациями и т.д.

Нижний этаж был обитаем, верхний же представлял великолепный театр, окруженный настоящими чертогами. Сад в Останкине делился на английский и перед домом; аллеи лип были подстрижены стенами и кругами, всюду вид-нелись мраморные статуи, беседки и т.д. Известно, что создание парка граф поручил англичанину Р. Маннерсу. Перед фасадом усадьбы находился пруд (сохранившийся до наших дней), его окружал лес, который сливался с Марь-иной рощей. И только ближайшие к дому аллеи и лужайки носили француз-ский характер.

Налево от дворца могучая кедровая роща, по предания, вывезенная из Сибири старым владельцем Останкина, князем Черкасским, бывшем сибир-ским губернатором. В этой роще стоит мраморная урна над прахом любимой собаки графа. Недалеко отсюда была и «Аллея вздохов» из лип. Между де-ревьями встречаются вековые дубы, и среди них есть могучий дуб – праро-дитель всех тамошних дубов, имеющий за собой несколько столетий.

Император Павел не раз посещал Останкино. Однажды граф Шереметев приготовил ему однажды следующий сюрприз: когда государь проезжал гус-тую рощу, которая заслоняла вид на Останкино, то вдруг, как бы по манове-нию волшебного жезла, деревья упали, открыв красивую панораму всего Ос-танкина.

В ожидании государя сделана была от начала рощи до самого Останкина просека, у каждого подпиленного дерева стоял человек и, по данному сигна-лу, сваливал деревья. Император Павел был очень удивлен, любовался деко-рацией и благодарил хозяина за доставленное ему удовольствие.

Король был удивлен великолепием Шереметевского имения. После рос-кошного обеда король отправился в театр, на котором крепостные актеры сыграли уже игранную при Екатерине пьесу «Самнитские браки»; роскош-ные костюмы, точные эпохе, были необыкновенно богаты, на артистке, иг-равшей главную роль, было ожерелье ценой в 100 000 рублей; декорации бы-ли написаны Гонзаго.

После шел балет, и затем все гости уже танцевали в залах; под конец был предложен ужин, в зале, в которой ужинали, был устроен роскошный буфет, уступы которого были уставлены драгоценными сосудами. Большие блюда с десертами были накрыты хрустальными колпаками, на которых были пред-ставлены разные этрусские фигуры. Дорога, по которой поехал в Москву, была вся освещена горевшими смоляными бочками.

Во время коронационных празднеств императора Александра I Останки-но посетил государь – здесь ему был устроен пышный праздник. Государя с семейством встретили полонезом Козловского, слова Державина «Гром по-беды раздавайся», с пушечными выстрелами; затем была пропета кантата на день коронования государя: «Русскими летит странами на златых крылах молва»; после пел еще графский хор известные тогда куплеты: «Александр! Елизавета! Восхищаете вы нас!..»

По окончании обеда высокие посетители приглашены были в темную комнату, обращенную окнами на двор, и оттуда смотрели блистательный фейерверк. Блестящая иллюминация, устроенная Шереметевым, от Останки-на тянулась на пять верст к Москве и стоила ему несколько десятков тысяч рублей.

Второв в своих записках говорит, что на всем пути стояли какие-то изо-бретенные особые машины, в конструкцию которых входила серебряная ткань. Теперь нельзя представить той роскоши, блеска, которыми отличались почти все московские собрания эпохи восшествия на престол Александра I – возможен ли теперь, например, маскарад с пятнадцатью тысячами гостей, вроде того, который был устроен в Слободском дворе по случаю коронации императора?

Не менее богатый праздник в Останкине дали опекуны молодого графа, во время пребывания двора с новобрачными в 1817 году; в это время посетил не имение Шереметевых и прусский король Вильгельм III, отец новобрачной. Прием царственных особ состоялся утром, в полдень был здесь утренний спектакль, давали русскую пьесу: «Семик или Гулянье в Марьиной роще». Пьеса эта долго не сходила в то время с репертуара; она была не что иное, как большой

«Оста́нкинский» - район в Москве . Расположен в Северо-Восточном административном округе . На территории находится Останкинская телебашня , проходит монорельсовая дорога . После присоединения Шереметьевского района включает ВВЦ и Ботанический сад РАН .

На территории района Останкинский многие названия связаны с историей освоения Космоса. Улицы академика Королёва, Кондратюка, Цандера названы в честь первопроходцев в космонавтике, здесь же расположен и Дом-музей академика С.П.Королёва.

В 15 научно-исследовательских и проектных организациях сосредоточен огромный научный потенциал, обеспечивающий исследования и проектирование в самых различных областях знаний. Крупнейшими из них являются ОАО "Гипромез", "Гинцветмет", НИИ "Кулон", ЦПИ - 20. На территории района успешно работают крупные промышленные предприятия строительного комплекса.

Современной достопримечательностью района стал принятый в эксплуатацию в апреле 1999 года торгово-деловой центр "Останкино" на 1000 рабочих мест, спроектированный и возведенный на самом высоком современном техническом и эстетическом уроне. Комплекс оснащен самым современным торговым и складским оборудованием. Здесь предусмотрено размещение предприятий сферы услуг, кафе, детские комнаты и помещения для устройства различных праздничных мероприятий района.

Также в районе находится кадетская школа №1783 "Московский Кадетский Корпус Героев Космоса"

История района

В середине XVIII века граница Москвы отодвинулась за Садовое кольцо на линию Камер-Коллежского вала. Это было таможенное сооружение с заставами, на которых досматривали ввозимые товары, проверяли документы въезжающих в город. На Ярославской дороге такой заставой была Крестовская, названная по установленному возле неё кресту и часовне. Название сохранилось. И позже, когда дорогу на Ярославль пересекла Николаевская железная дорога, построенный над ней путепровод получил название Крестовский мост .

Южные границы района Останкинский образует Октябрьская (Николаевская) железная дорога - первая железная дорога России, движение по которой открылось 1 ноября 1851 года . В названиях улиц слились воедино история Российского государства и современность. Об истории района напоминают улицы Останкинские и Новоостанкинские, Большая Марьинская, Аргуновская. Среди названий соответствующих нашему времени - Калибровская улица, улица Академика Королёва, улица Цандера, улицы имени героев Великой Отечественной войны Бочкова и Годовикова. Аллея героев космоса, Звёздный бульвар.

Название района многие россияне, да и жители других государств, отождествляют с Останкинской телебашней и телецентром, однако у этого название гораздо более древняя история. Небольшое село под названием Осташково на Суходоле известно по письменным источникам с 1548 года как принадлежавшее «немчину» Орну. Затем был дьяк Посольского приказа, ведавший делами Предуралья, Василий Яковлевич Щелкалов. При нём были выстроены дом и деревянная церковь и вырыт пруд. Постройки погибли в начале XVII века, а пруд сохранился и в дальнейшем определил расположение главных зданий усадьбы. После Смутного времени, при новой династии - Романовых, а точнее с 1617 года, сельцо Осташково на Суходоле стало вотчиной князя Ивана Борисовича Черкасского. Согласно писцовым книгам в 1617 году в вотчину князя входили «церковь во имя Живоначальныя Троицы, место дворовое попово, дьячково, пономарево, просвирницыно; пашни церковной земли 4 четверти в поле, а в дву потому ж; в селе пруд; да к нему слободка Бояркина, Марьина тож, на речке Копытинка, а в ней 63 двора бобыльских на оборке; под тою слободкою мельница в одно колесо; да в селе Осташков двор боярский, да другой двор, а в нём живут деловые люди».

Что означает название Останкино и каково его происхождение? В существующей краеведческой литературе бытует несколько предположений, однако все они не слишком убедительны и профессиональны, поскольку основаны на чисто внешнем совпадении с тем или иным нарицательным словом. По одной версии (она принадлежит П. В. Сытину), Останкино происходит от слова останок «родовой кусок, остаток, имение, полученное в наследство». Гипотеза эта несостоятельна уже потому, что первоначально (в XVI веке) Останкино имело форму Осташково, которое никак не связано словом останок. Существует легенда и о том, что село выросло на том месте, где были найдены чьи-то останки. Она тоже разбивается о первоначальную форму названия этого селения и служит ярким примером так называемой «народной» этимологии.

Как же в действительности мог появиться этот топоним? Очень часто названием села или деревни становилось имя или фамилия первопоселенца, наиболее знаменитого владельца и т. д., отсюда топонимы Медведково, Свиблово, Тропарево, Колычево и тысячи других. Иногда, как уже говорилось в одной из глав, село получало свое название по церкви, возведенной в нем, например: Архангельское, Никольское, Троицкое и т. д. Имя села Останкино не связано ни с названием храма, ни с одной из вышеназванных фамилий владельцев (Черкасские, Шереметевы), известных и знаменитых в свое время.

В XV–XVI веках Подмосковье очень быстро заселялось – появлялись новые села, а особенно деревни, часто получавшие названия по имени того, кому они принадлежали; того, кто был в здешних местах первопоселенцем. Вполне возможно, что названием деревни Осташково (ныне – Останкино) стало имя никому теперь не известного первопоселенца по имени Остап (Останка, Останок) или Осташ (Осташка, Осташок). Этот человек несколько веков тому назад получил за верную службу или купил участок лесной заросли, раскорчевал его, расчистил под пашню, поставил здесь деревню, которую стали называть - Осташкова деревня, или Останкина («Чья деревня?» - «Принадлежащая Осташке, Останке»). Возможно, что на первых порах ее называли и так и этак, поскольку оба имени - Остан (Останка) и Осташ (Осташок, Осташка) - образованы от одного православного мужского имени Евстафий, греческого по происхождению.

Со временем название селения Осташково, вероятно, заменилось на Останкино потому, что имя Остан могло восприниматься как более литературное, нежели Осташ. Этому способствовал, по-видимому, и тот факт, что с постройкой церкви деревня превратилась в село в начале XVII века. Тогда же, видимо, и произошло изменение формы названия: деревня Осташково -> село Останкино.

Речка Копытовка существовала ещё 20-е годы нашего века, а потом была заключена в трубу, и теперь над нею завод «Калибр» и Звёздный бульвар.

До сих пор сохранилась церковь Живоначальной Троицы в Останкино, построенная в период 1677-1692 годов при князе Михаиле Яковлевиче Черкасском. Имеющиеся документы позволяют утверждать, что при строительстве этой церкви была использована преемственность церквей: само название и главный престол перешли от прежней - деревянной.

Останкино в XVII - первой половине VIII века - это главная подмосковная усадьба Черкасских, куда они приезжали из Москвы отдыхать, здесь устраивались соколиная и псовая охота. Останкино представляло собой одну из крупнейших усадьб с хоромами, теремами и вышками, с прудами, огородами и садами. Возле церкви на берегу пруда вырос боярский дом, а в глубине парка - «воксая» - павильон с залом для танцев и маскарадов. При князьях Черкасских в июле 1730 года усадьбу посетила императрица Анна Ивановна. В 1742 году здесь четырежды принимали императрицу Елизавету Петровну. Останкинская усадьба, являясь ярким примером вотчинного, наследного владения, в то же время в каждую из эпох своей жизни имела различное назначение. В январе 1743 года, когда княгиня Мария Юрьевна Черкасская (Трубецкая) выдала свою дочь - камер-фрейлину Ее Императорского Величества княжну Варвару Алексеевну Черкасскую - замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, прекратилась ветвь Черкасских, и во владение Останкинской усадьбы вступила фамилия Шереметевых.

Практически четверть века в усадьбе Останкино не производилось никаких строительных работ. Лишь после смерти графини Варвары Алексеевны (1767 году) П.Б. Шереметев пристроил к церкви колокольню, изменившую внешний облик храма, и впервые в таком виде изображение появилось на гравюре 1799 года. Облик, сохранившийся до наших дней, усадьба приобрела при Николае Петровиче Шереметеве. Дворцово-парковый ансамбль Останкино был создан в течение одного десятилетия. В этот период был выстроен дворец, полностью закончена отделка залов и разбит парк. Дворец строился в несколько приёмов без единого проекта, причём назначение его постепенно расширялось. «Украсив село моё Останкино и представив оное зрителям в виде очаровательном, думал я, что свершив величайшее, достойное удивления и принятое с восхищением публикою дело, в коем видны мои знания и вкус, буду наслаждаться покойно своим произведением», - писал Н.П. Шереметев в своём завещание сыну. Выстроенный в пору расцвета классицизма, дворец отвечает всем требованиям стиля, но общепринятые архитектурные формы и декоративные мотивы использованы в нём с большой свободой.

Ни одно общественное событие не прошло мимо Останкинского дворца. В июле 1795 года здесь чествовали победителей в войне с Турцией. В 1797 году принимали императора Павла I и польского короля Станислава Понятовского. В 1801 году, в дни коронации, Останкино посетил император Александр I. Но приемы и празднества продолжались недолго. В 1809 году умер Н.П. Шереметев, лишь на шесть лет пережив горячо любимую жену и оставив шестилетнего наследника. Когда Дмитрий вырос, вкусы настолько изменились, что дворцом почти не пользовались, сохраняя его как семейную гордость. Тем не менее, в 1856 году при восшествии на престол Александра II Останкино было избрано местом говения императорской черты. Практически с этого времени дом стал именоваться дворцом. Последним запоминающимся событием в Останкино была свадьба графа Сергея Дмитриевича Шереметева в мае 1868 года с фрейлиной императрицы княжной Екатериной Павловной Вяземской.

Практически с 30-х годов XIX века Останкино становится местом гулянья москвичей. Люди всякого звания - от особ царствующего дома до простонародья - любили гулять в Останкинских рощах и на Каменских прудах, а вскоре для прогулок открывается и увеселительный сад. На летнее время сдаются в наём флигели усадьбы для дачников.

Троицкая церковь в Останкино получила значение эталона национального зодчества, мотивы которого использовались при сооружении новых храмов не только в России, но и за рубежом, например, в проекте часовни над истоком Волги, в церкви Спаса-на-Крови на набережной Екатерининского канала в Петербурге, в русской посольской церкви в Ницце, в храме на Гефсиманской горе в Иерусалиме.

Сегодня

Граница Останкинского района проходит: по оси полосы отвода Октябрьской ЖД, далее на север по оси ул. Дубовая роща, далее, пересекая ул. Академика Королева, по оси Ботанической ул. включая территорию опытного поля Главного ботанического сада РАН), северо-западным границам территории Главного ботанического сада РАН, оси полосы отвода Малого кольца МЖД, осям: пр. пр. № 4225, ул. Олонецкой, ул. Декабристов, Сельскохозяйственной ул., оси Малого кольца МЖД, осям: ул. Вильгельма Пика, ул. Сельскохозяйственной, восточной границе территории Всероссийского выставочного центра, осям: ул. Сергея Эйзенштейна, пр-та Мира до Октябрьской Железной дороги.

Останкинский район, являющийся одним из центральных районов Северо-Восточного административного округа города Москвы, занимает площадь 1240 га. На территории района проживает 55,1 тыс. человек. Промышленная зона занимает 160,8 га, площадь жилой застройки 14,3 га. Жилой фонд района включает 174 строения, общей площадью 1009 тыс. кв. метров.

В районе расположены крупные общественные объекты федерального и городского значения, промышленные предприятия, научно-исследовательские и проектные институты. Это - Телевизионный технический центр, ВВЦ, Главный Ботанический сад РАН, ОАО «Калибр», ОАО «Калибровский завод», Типография «Гознак», Типография №2, ОАО «Звездный», институты «Кулон», «Гинцветмет», «Проектмашдеталь» и другие. В районе расположены ОАО «Альфа-банк», ОАО «Автобанк», 5 филиалов Мещанского отделения Сбербанка РФ, 3 отделения связи. На территории Останкинского района находятся:

28 учреждений образования (3 высших учебных заведения, 6 общеобразовательных школ, 2 гимназии, 2 прогимназии, 1 профессиональное училище, 1 художественно-педагогический колледж, 1 художественный лицей, 12 детских дошкольных учреждений);

4 медицинских учреждения, в том числе 2 ведомственных;

4 учреждения культуры;

276 предприятий потребительского рынка.

Работа управы строится в соответствии с разработанной и утвержденной программой социально-экономического развития района, в основу которой положены Постановления Правительства Москвы, направленные на перспективное развитие города, округа, района. Приоритетными направлениями программы социально-экономического развития района являются следующие:

Реформирование жилищно-коммунального комплекса, направленное на улучшение качества содержания жилого фонда, создание наиболее комфортных условий проживания населения микрорайонов;