Привороты Заговоры на... Отвороты

Состояние объединенных вооруженных сил нато. Техническое, транспортное и медицинское обеспечение овс нато

Главная Энциклопедия Словари Подробнее

ОБЪЕДИНЁННЫЕ ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ НАТО (ОВС НАТО)

коалиционные вооруж. силы гос-в, входящих в Организацию Североатлантического договора. Созданы в соответствии с решениями 5-й сессии Совета НАТО в сент. 1950 и нацелены против СССР и вост.-европ. стран, в 1955 объединившихся в Орг-цию Варшав. Договора (ОВД). Стр-во ОВС НАТО осуществлялось в соответствии со стратег. концепциями «массированного возмездия» (до 1967), «гибкого реагирования» (офиц. с 1967) и др. С окончанием «холодной войны», роспуском ОВД (1991) и снижением вероятности возникновения крупномасштабной войны принята «новая стратег. концепция» (1991), предусматривающая создание «многонац. операт. сил» для проведения опер-й НАТО (в т.ч. совм. с гос-вами, не входящими в альянс) под эгидой ООН, с санкции ОБСЕ или самостоятельно. В 1999 взят курс на дальнейшую адаптацию воен. организации НАТО к изменившейся военно-полит. обстановке. Новая структура ОВС НАТО по числ., боевому составу и оснащению в большей степени ориентирована на воен. действия локального масштаба и проведение миротворческих опер-й (в т. ч. за пределами зоны ответственности блока), решение задач по предупреждению или ликвидации источников угроз, связанных с терроризмом и распространением ОМП. Осн. особенности интегрир. воен. структуры НАТО: коллективное планирование стр-ва ОВС; совм. операт. планирование; создание многонац. формирований; размещение войск вне нац. тер.; общие нормы и стандарты на воен. технику, боевую подготовку и материально-техн. обеспечение; объедин. и совм. учения и др..
ОВС НАТО состоят из ядерных сил на театре войны и сил общего назначения. Ядерным силам отводится роль сдерживающего фактора для потенци-альных агрессоров. Они включают эскадрильи само-лётов-носителей такт. ав-и ВВС и ВМС. Силы общего назначения являются наиболее значит. по составу и представлены формированиями СВ, ВВС и ВМС, не входящими в ядер. компонент блока. По подчи-нённости ОВС НАТО подразделяются на войска (силы), переданные уже в мир. время в операт. подчинение соответств. объедин. командованиям (силы реагирования НАТО; силы и средства, включённые в объедин. систему ПВО НАТО в Европе; воинские части и подразделения ядер. сил и ВВС, несущие боевое дежурство); выделенные для передачи в НАТО с началом перевода вооруж. сил с мир. на воен. по-ложение и в др. особых случаях (соед. и воинские части, для приведения к-рых в боевую готовность требуются доукомплектование лич. составом, снятие с хранения и получение со складов вооружения и воен. техники); предназначенные для передачи в НАТО в ходе стратег. развёртывания (соед. и воинские части, подлежащие отмобилизованию).
По операт. предназначению ОВС НАТО делятся на силы реагирования (СР), предназнач. для первоочередного задействования; гл. оборонит. силы (ГОС) и войска (силы) усиления. Наиболее значит. по составу являются ГОС, предназнач. для ведения крупномасштабных воен. действий в составе войск (сил) 1-го операт. эшелона. Включают сухопут., возд. и мор. компоненты. Состоят из регул. и резерв. формирований СВ, ВВС и ВМС стран альянса (всего ок. 35 див. и 95 отд. бригад, св. 4 тыс. боевых с-тов и 500 боевых кораблей). Укомплектованность по лич. составу – не ниже 60%, воен. техникой – 100%; время готовности к выполнению задач – 30 сут. Войска (силы) усиления включают регул. и отмобилизовываемые соед. и воинские части (в т. ч. перебрасываемые из США и Канады в Европу), не вошедшие в СР и ГОС (ок. 25 див. и 30 отд. бригад, св. 300 с-тов, ок. 100 кораблей).
По принадлежности к стратег. группировкам ОВС НАТО делятся на ОВС НАТО в Европе и ОВС НАТО на Атлантике. Система управления включает командования и штабы стратег., операт.-стратег. и операт. уровней. Стратег. командование ОВС НАТО в Европе имеет в зоне ответственности 2 региональных командования (РК) ОВС НАТО («Север» и «Юг»), 4 ви-довых (компонентных) и 7 субрегиональных командо-ваний (СРК). Стратег. командованию на Атлантике подчинены 3 РК («Запад», «Восток», «Юг») и 2 отд. командования (ударного флота и объедин. подвод. сил).

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 5/2002, стр. 2-5

ОБЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СТРУКТУРА КОАЛИЦИОННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОВС НАТО

Подполковник К. КАСАТКИН

Руководство НАТО в соответствии с программой реформирования структуры управления ОВС блока продолжает проведение комплекса мероприятий по реорганизации командно-штабных структур альянса. В настоящее время в основном завершено формирование коалиционных органов управления, в результате чего более чем в 3 раза сокращено количество командований и штабов (с 65 до 20), главным образом за счет упразднения звеньев оперативно-тактического и тактического уровня.

Новая структура органов управления ОВС НАТО включает три уровня командований и штабов блока. Первый уровень (стратегический) - стратегические командования (СК) ОВС НАТО на Атлантике и в Европе; второй (оперативно-стратегический) - региональные командования (РК); третий (оперативный) - субрегиональные (СРК) и видовые (ОВВС, ОВМС) командования.

Все органы управления ОВС НАТО комплектуются по многонациональному принципу, имеющему ряд характерных особенностей: комплектование органов управления стратегического уровня осуществляется представителями всех стран альянса; в состав региональных и субрегиональных командований и штабов входят представители не менее чем пяти государств - членов альянса; квота должностей стран-участниц в штабах субрегиональных командований распределяется следующим образом: не менее 50 проц. должностей выделено для представителей государства, на территории которого расположен штаб СРК, остальные занимают военнослужащие, направленные странами, наиболее активно участвующими в деятельности конкретного командования или наиболее тесно сотрудничающими с ним в военно-технической области.

В соответствии с директивными документами ОВС НАТО зоны ответственности имеют только стратегические и региональные командования. Субрегиональные командования выполняют задачи в пределах границ соответствующего регионального командования.

Разграничительная линия между стратегическими командованиями осталась без изменений, за исключением района вокруг Канарских о-вов и воздушного пространства над ними, которые по просьбе Испании включены в зону ответственности СК ОВС НАТО в Европе (ранее они входили в зону ответственности ВГК ОВС НАТО на Атлантике).

Формирование структуры органов управления ОВС НАТО осуществляется с учетом концепции «многонациональные оперативные силы» (МНОС), предусматривающей возможность задействования в операциях, проводимых Североатлантическим союзом, воинских контингентов стран, не входящих в альянс.

Для развертывания органов управления многонациональными группировками войск (сил) при штабах ОВС НАТО различных уровней формируются оперативные группы, которые станут основой для развертывания штабов МНОС. В зависимости от масштабов и характера предстоящей операции их предполагается доукомплектовывать группами усиления и обеспечения.

В соответствии с установками стратегической концепции Североатлантического союза командования и штабы ОВС блока должны быть способными одновременно развернуть два штаба для руководства крупными группировками войск (сил), а для управления незначительными формированиями (одно-два соединения) - ряд небольших штабов. Развертывание штабов МНОС предполагается осуществлять в основном на базе субрегиональных командований, расположенных вблизи района конфликта (кризисной ситуации).

Стратегические командования ОВС НАТО в Европе и на Атлантике возглавляют верховные главнокомандующие (представители ВС США), которые управляют объединенными вооруженными силами альянса через соответствующие штабы стратегических командований и отвечают за общее руководство строительством вооруженных сил блока, планирование и осуществление всех видов военной деятельности в своих зонах ответственности, а в случае необходимости и за их пределами.

На главнокомандующих региональными командованиями возложена задача непосредственного управления переданными в их распоряжение группировками войск (сил). Помимо вопросов руководства деятельностью войск (сил) блока, на командующих ОВС НАТО всех уровней возлагается решение ряда принципиально новых задач, к числу которых относятся борьба с международным терроризмом, противодействие распространению оружия массового поражения, организация мероприятий оперативной и боевой подготовки в рамках программы ПРМ.

Органы управления ОВС НАТО в Европе. Общее руководство объединенными вооруженными силами блока в Европе осуществляет верховный главнокомандующий ОВС НАТО (представитель ВС США) через штаб стратегического командования, который находится в г. Касто (Бельгия).

Зона ответственности СК ОВС НАТО в Европе включает территории Бельгии, Дании, Германии, Греции, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Испании, Турции, Польши, Чехии и Венгрии, акватории Северного, Ирландского, Норвежского, Балтийского, Средиземного, Лигурийского, Тирренского, Ионического, Адриатического, Эгейского, Мраморного, Черного и Азовского морей, зоны Балтийских и Черноморских проливов, Гибралтарский пролив, пролив Ла-Манш, Канарские о-ва, прибрежные воды и воздушное пространство над ними.

В штабе СК ОВС НАТО в Европе имеется девять управлений: Л - кадровое, J2 -разведывательное, J3 - оперативное, J4 - тылового обеспечения, J5 - текущего планирования, J6 - связи и информационных систем, J7 - перспективного планирования и организации боевой подготовки, J8 - бюджетно-финансовое и J9 - военно-гражданской деятельности.

Стратегическому командованию ОВС НАТО в Европе подчинены два региональных командования: ОВС НАТО «Север» и «Юг». В штабах этих командований имеется семь аналогичных управлений (J3 и J7, а также J5 и J9 совмещены).

Региональному командованию ОВС НА ТО «Север» переданы функции упраздненных ГК ОВС НАТО на Северо-Западном Европейском и Центрально-Европейском ТВД. Штаб РК ОВС НАТО «Север» находится в г. Брюнсюм (Нидерланды) На должность главнокомандующего (по принципу ротации) назначаются представители ВС Германии или Великобритании. Зона ответственности этого командования включает территории, воздушное пространство и прибрежные воды Великобритании, Норвегии, Дании, ФРГ, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Польши и Чехии, акватории Северного, частично Норвежского и Балтийского морей, а также зону Балтийских проливов.

Региональному командованию ОВС НАТО «Север» подчинены два видовых командования (ОВВС «Север» и ОВМС «Север») и три субрегиональных («Север», «Северо-Восток» и «Центр»).

По своей организационной структуре штабы этих командований в основном идентичны и соответствуют штабу регионального командования.

Вместе с тем в штабах субрегиональных командований, в зоне ответственности которых преобладают сухопутные войска, больше должностей выделяется для представителей СВ; в штабах, на которые может быть возложено руководство действиями войск (сил) на приморских направлениях, увеличена численность офицеров военно-морских сил.

Командование ОВВС НА ТО «Север» (г. Рамштейн, Германия) развернуто на базе командования ОВВС НАТО на Центрально-Европейском ТВД. На должность командующего назначается представитель ВС США, который является помощником главнокомандующего РК ОВС НАТО «Север» по вопросам применения группировок военно-воздушных сил блока. Кроме того, на него возложены функции командующего ПВО и начальника региональной системы по контролю воздушно-космического пространства в зоне ответственности РК ОВС НАТО «Север» и координации действий авиации с другими командованиями. Командующему подчинены пять центров управления воздушными операциями (ЦУВО), развернутые в ФРГ (города Калькар и Месшеттен), Дании (г. Финдеруд), Великобритании (г. Хай-Уиком) и Норвегии (г. Рейтан).

Командование ОВМС НА ТО «Север» (г. Нортвуд, Великобритания) возглавляет представитель ВС Великобритании, который одновременно является командующим региональным командованием ОВС НАТО «Восток» стратегического командования ОВС блока на Атлантике, а штабы этих командований представляют собой единый орган. Командование выполняет задачи по управлению флотскими группировками в зоне ответственности регионального командования ОВС НАТО «Север».

Субрегиональное командование ОВС НА ТО «Север» (г. Йотта, Норвегия), возглавляемое представителем ВС Норвегии, осуществляет руководство коалиционными группировками войск (сил) при ведении боевых действий на севере Европы. На это же командование возлагаются задачи организации ПВО и защиты морских коммуникаций в Северо-Восточной Атлантике.

Субрегиональное командование ОВС НА ТО «Северо-Восток» (г. Каруп, Дания, возглавляет представитель ВС Дании) предназначено для управления войсками (силами) при ведении военных действий в зоне Балтийских проливов и на подходах к ним. Кроме того, войска (силы) СРК «Северо-Восток» могут привлекаться к решению задач совместно с группировками субрегионального командования ОВС НАТО «Центр» в Центральной Европе.

Субрегиональное командование ОВС НА ТО «Центр» (г. Гейдельберг, Германия, по принципу ротации представители ВС ФРГ и США) предназначено для руководства действиями коалиционных группировок войск (сил) в Центральной Европе.

Региональное командование ОВС НАТО «Юг» (штаб в г. Неаполь, Италия, представитель ВС США) сформировано на базе штаба ГК ОВС НАТО на ЮЕ ТВД. Зона его ответственности включает территории, воздушное пространство и прибрежные воды Испании, Италии, Греции, Турции, Венгрии, акватории Средиземного, Черного и Азовского морей. На это региональное командование возложены задачи управления войсками (силами) объединенных вооруженных сил блока на юге Европы через подчиненные ему видовые командования (ОВВС и ОВМС), а также через четыре субрегиональных («Юг», «Юго-Восток», «Юго-Центр» и «Юго-Запад»). По своей структуре и задачам, решаемым их штабами в мирное и военное время, эти командования аналогичны соответствующим командованиям РК ОВС НАТО «Север».

Видовое командование ОВВС НА ТО «Юг» (г. Неаполь, Италия, представитель ВС США) руководит деятельностью объединенных ВВС в пределах зоны ответственности всего регионального командования. Командующий ОВВС НАТО «Юг» является помощником главнокомандующего РК ОВС НАТО «Юг» по вопросам применения группировок военно-воздушных сил блока. Кроме того, на него возложены функции командующего ПВО и начальника региональной системы по контролю воздушно-космического пространства в зоне ответственности РК ОВС НАТО «Юг» и координации действий авиации с другими командованиями. Командующему подчинены также пять центров управления воздушными операциями, развернутых в Италии (г. Поджо-Ренатико), Турции (г. Эскишехир), Греции (г. Лариса), Испании (г. Торрехон) и Португалии (г. Монсанту).

Командование ОВМС НА ТО «Юг» (г. Неаполь, Италия, представитель ВС этой страны) выполняет задачи по управлению флотскими группировками в зоне ответственности регионального командования ОВС НАТО «Юг».

Субрегиональное командование ОВС НА ТО «Юго-Восток» (г. Измир, Турция, представитель ВС этой страны) предназначено для организации защиты морских коммуникаций в Восточном Средиземноморье и Черном море, предотвращения возможной агрессии со стороны Ливии, Ирака, Ирана и Сирии, а также для проведения миротворческих операций на Балканах и Ближнем Востоке.

Субрегиональное командование ОВС НА ТО «Юго-Центр» (г. Лариса, Греция, представитель ВС этой страны) выполняет задачи по защите интересов западноевропейских государств в центральной части Средиземного моря, Эгейском море и западной части Черного моря. Так как СРК ОВС НАТО «Юго-Центр» находится в районе с нестабильной обстановкой, военные эксперты НАТО полагают, что оно будет активно участвовать в организации миротворческих операций в Средиземноморском регионе.

Субрегиональное командование ОВС НА ТО «Юг» (г. Верона, Италия, представитель ВС этой страны) отвечает за организацию защиты морских коммуникаций в центральной части Средиземного моря и миротворческих операций на Балканах.

Субрегиональное командование ОВС НА ТО «Юго-Запад» (г. Мадрид, Испания, представитель испанских ВС) отвечает за защиту морских коммуникаций в Западном Средиземноморье (Гибралтар). Кроме того, на него возлагаются задачи по организации и проведению миротворческих операций в странах Магриба, предотвращению деятельности международных экстремистских организаций в западной части Средиземного моря и массовых миграций населения.

Органы управления ОВС НАТО на Атлантике. Общее руководство объединенными вооруженными силами блока на Атлантике осуществляет верховный главнокомандующий ОВС НАТО (представитель ВС США) через штаб стратегического командования, который находится в г. Норфолк (США). Зона ответственности этого командования включает Фарерские о-ва, Гренландию, Исландию и Португалию, а также Северную Атлантику к северу от тропика Рака, за исключением территории Канарских о-вов и относящегося к ней воздушного пространства. Восточная граница зоны ответственности проходит вдоль побережья Африки, затем на север вдоль границы СК ОВС НАТО в Европе. Западной границей зоны ответственности является Восточное побережье Северной Америки, исключая Кубу. Морская граница зоны ответственности с государствами, не являющимися членами альянса, фактически проходит по границе их национальных территориальных вод. Северная граница зоны ответственности СК ОВС НАТО на Атлантике протянулась до Северного полюса.

В штабе СК ОВС НАТО на Атлантике имеются три управления: Л - военной политики и стратегического планирования, J2 - ресурсов, J3 - связи и информационных систем.

Штабы региональных командований объединенных вооруженных сил на Атлантике дислоцируются в местах расположения прежних главных командований ОВС НАТО, которые по своей организационной структуре аналогичны региональным командованиям в Европе. При этом в повседневных условиях региональные командования не имеют строго определенных зон ответственности. Эти зоны назначаются ВГК ОВС НАТО на Атлантике в случае обострения обстановки или возникновения кризисной ситуации в регионе.

Региональное командование ОВС НА ТО «Восток» (г. Нортвуд, Великобритания, представитель британских ВС) осуществляет руководство деятельностью войск (сил) блока в северо-восточной и восточной частях зоны ответственности стратегического командования ОВС НАТО на Атлантике, включая Исландию. Как уже отмечалось выше, главнокомандующий РК ОВС НАТО «Восток» одновременно является командующим ОВМС регионального командования ОВС НАТО «Север» стратегического командования ОВС НАТО в Европе, а штабы этих командований представляют собой единый орган.

Региональное командование ОВС НА ТО «Запад» (г. Норфолк, США, представитель американских ВС) осуществляет руководство деятельностью войск (сил) блока в западной части зоны ответственности стратегического командования ОВС НАТО на Атлантике.

Региональное командование ОВС НА ТО «Юго-Восток» (г. Лиссабон, Португалия, представитель португальских ВС) осуществляет руководство деятельностью войск (сил) блока в юго-восточной части зоны ответственности стратегического командования ОВС НАТО на Атлантике, включая Португалию.

Командование ударного флота НА ТО на Атлантике (г. Норфолк, США, представитель американских ВС) подчинено непосредственно стратегическому командованию ОВС НАТО на Атлантике, однако при необходимости предусматривается передача его в оперативное подчинение ВГК ОВС НАТО в Европе.

Командование объединенных подводных сил НА ТО на Атлантике (г. Норфолк, США, представитель американских ВС) подчинено непосредственно стратегическому командованию ОВС НАТО на Атлантике. Штаб этого командования не имеет статуса международного и его штатное расписание включает лишь должности для офицеров ВМС США.

Командующему объединенными подводными силами НАТО на Атлантике подчинены объединенные подводные силы блока на Атлантике, которые включают подводные лодки ВМС США, Великобритании и других стран-участниц. Организация применения подводных лодок в интересах альянса возложена на командующего подводными силами Атлантического флота США, который одновременно является командующим объединенными подводными силами в зоне ответственности РК ОВС НАТО «Запад» и в целом в зоне ответственности СК ОВС НАТО на Атлантике. На командующего объединенными подводными силами возложена функция по координации действий применения многоцелевых подводных лодок с тем, чтобы они не затрудняли выполнение задач стратегическими ПЛАРБ.

Новая организация органов управления ОВС НАТО, разработанная, по заявлению западноевропейских экспертов, «с учетом оценки перспектив развития военно-политической и военно-стратегической обстановки в Евроатлантическом регионе, обеспечивает создание в рамках блока новой системы европейской безопасности. Она рассчитана также на «подключение» к ней вооруженных сил новых членов альянса без проведения крупных реорганизационных мероприятий».

Состояние объединенных вооруженных сил НАТО

Вооруженные силы стран НАТО подразделяются на объединенные вооруженные силы и войска, остающиеся в национальном подчинении. Объединенные вооруженные силы НАТО включают часть вооруженных сил стран-участниц военной организации блока, переданных, выделенных и предназначенных для передачи под оперативное руководство коали-ционных органов управления.

Для руководства ОВС НАТО уже в мирное время созданы объединенные командования и штабы.

Коалиционной военной стратегией блока введена классификация входящих в ОВС НАТО войск (сил) по оперативному предназначению, получившая название «трехкомпонент-ная структура». В соответствии с ней объединенные вооруженные силы блока делятся на силы реагирования, главные оборонительные силы и войска (силы) усиления.

Силы реагирования (СР) являются наиболее боеготовым компонентом ОВС НАТО. Они включают формирования всех видов вооруженных сил стран-участниц военной организа-ции блока. Предназначены для задействования главным образом в кризисных ситуациях и локальных военных конфликтах с целью их урегулирования. При этом они могут быть задействованы как в зоне ответственности альянса, так и за ее пределами. Конкретный состав привлекаемых к операции войск (сил) будет зависеть от складывающейся военно-политической обстановки в районе кризиса и масштабов военного участия в ней альянса.

В зависимости от степени готовности к применению силы реагирования подразделяются на силы немедленного реагирования (СНР) и силы быстрого развертывания (СБР).

Силы немедленного реагирования предназначены для урегулирования кризисных ситуаций не силовыми методами, а путем демонстраций единства и готовности защищать кол-лективные интересы силой оружия. Они включают: командование мобильных сухопутных войск, воздушный компонент, морской компонент, командование дальнего радиолокацион-ного обнаружения и управления авиацией «Авакс - НАТО».

Командование мобильных сухопутных войск включает 12 батальонов: 2 от ФРГ, по одному от США, Великобритании, Бельгии, Канады, Венгрии, Норвегии, Нидерландов, Испании, Италии и Польши, роту от Люксембурга и взвод от Дании.

Воздушный компонент имеет в своем составе: аэ ТА — 17; аэ ВТА — 2; батареи ЗУР -14.

В составе морского компонента насчитывается свыше 45 боевых кораблей.

Боевых самолетов ВВС и ВМС около 300.

Командование ДРЛО и управления авиацией «АВАКС-НАТО» имеет в своем составе 17 самолетов Е-3А.

Силы быстрого развертывания предназначены для задействования в операциях по силовому урегулированию кризисных ситуаций, а также для обеспечения развертывания глав-ных оборонительных сил ОВС НАТО при угрозе возникновения крупномасштабной войны. Их задействование предполагается в случае, если масштабы кризиса превосходят возмож-ности сил немедленного реагирования по его локализации. Они включают сухопутный, воздушный и морской компоненты.

Боевые соединения сухопутного компонента СБР представлены 8 дивизиями: 3 механизированной и 1 бронетанковой дивизиями Великобритании; 1 бронетанковой дивизией США; 7 танковой дивизией ФРГ; 3 механизированной дивизией; 1 механизированной дивизией Турции; 2 мотопехотной дивизией Греции и национальные СБР Испании в составе трех отдельных бригад (эквивалент одной дивизии). 5 отдельными бригадами от ВС Великобритании, Германии, Бельгии, Нидерландов и Италии.

В состав воздушного компонента сил быстрого развертывания НАТО включены 22 эскадрильи тактической авиации (около 500 боевых самолетов) ВВС США, ФРГ, Великобритании, Турции, Норвегии, Бельгии, Нидерландов, Дании, 11 батарей ЗУР (63 ПУ) ВВС США и Дании, а также 2 эскадрильи (около 80 самолетов) военно-транспортной авиации ВВС США, ФРГ, Великобритании и Турции.

Морской компонент сил быстрого развертывания НАТО включает авианосцы, атомные многоцелевые подводные лодки, оснащенные КРМБ «Томахок», дизельные подводные лодки, корабли класса «фрегат» («эсминец»), ракетные катера, корабли охранения и материально-технического обеспечения, амфибийные силы с бригадой морской пехоты на борту, базовую авиацию, авиацию морской пехоты. Всего — до 110 боевых кораблей и около 500 самолетов ВМС США, ФРГ, Великобритании, Канады, Бельгии, Нидерландов, Да-нии, Норвегии, Испании, Греции, Италии, Португалии и Турции.

Главные оборонительные силы (ГОС) являются наиболее значительной по численности и боевому составу частью трехкомпонентной структуры объединенных вооруженных сил НАТО. Они предназначены для ведения крупномасштабных операций в ходе всеобщей или ограниченной войны в Европе и на Атлантике. В мирное время они могут быть задействованы совместно с силами реагирования блока в ходе разрешения вооруженных конфликтов. Они состоят из регулярных и резервных формирований сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил стран НАТО, за исключением Франции, Испании и Португалии, и укомплектованы личным составом не менее 65%, боевой техникой — 100%.

ГОС в своем составе имеют: дивизий - около 40, отд. бригад - свыше 95, боевых самолетов ВВС и ВМС - до 4300, боевых кораблей - свыше 500.

Формирования главных оборонительных сил, в соответствии с основным их предназначением, имеют более низкие категории боевой готовности, чем формирования сил реагиро-вания. Вместе с тем около 10% дивизий и 40% отдельных бригад сухопутного компонента главных оборонительных сил в повседневных условиях предполагается содержать в высокой степени боевой готовности (укомплектованность личным составом - не менее 90%, время готовности к выполнению боевой задачи - до 48 ч).

Войска (силы) усиления включают регулярные и отмобилизованные формирования, не вошедшие в состав сил реагирования и главных оборонительных сил.

Сухопутный компонент войск усиления представлен регулярными формированиями сухопутных войск, перебрасываемых в Европу из США и Канады, регулярными войсками Франции, не вошедшими в состав сил реагирования, частями и соединениями сухопутных войск Испании и Португалии, а также вновь отмобилизовываемыми формированиями вооруженных сил европейских стран блока.

В составе войск (сил) усиления имеется: дивизий — 20, бригад -свыше 45, боевых самолетов ВВС и ВМС - до 1000, боевых кораблей - около 200.

Состояние боевой готовности ОВС НАТО. В соответствии с требованиями НАТО для различных компонентов ОВС блока (сил реагирования, ГОС, войск (сил) усиления) установлены определенные категории боевой готовности.

Соединения и части, выделенные в состав сухопутного компонента сил реагирования, имеют следующие категории боевой готовности: мобильные сухопутные войска - А3, силы быстрого развертывания — А4. Готовность формирований воздушного компонента сил реагирования соответствует категориям А1-А3. Корабли объединенных ВМС, выделенные в состав постоянных соединений ОВМС блока, имеют категории боевой готовности А1, а выделенные в состав морского компонента СБР, -А2-А4.

Соединения и части сухопутных войск главных оборонительных сил блока имеют категории боевой готовности А4-В7, формирования объединенных ВВС - категории А2-В9, а боевые корабли объединенных ВМС - В5 и В6.

В войсках (силах) усиления формирования сухопутных войск находятся в категориях боевой готовности В5-С8, соединения и части объединенных ВВС имеют категории А2-С9, а корабли объединенных ВМС в зависимости от времени, необходимого для их перехода из районов базирования или проведения боевой подготовки в районы боевого предназначения, имеют категории боевой готовности В8-С9.

НАТО, или Организация стран Североатлантического блока - военно-политический союз, созданный в 1949 году как противовес растущей опасности, исходящей со стороны Советского Союза, который проводил политику поддержки коммунистических движений в Европе. Сначала в организацию входили 12 государств - десять европейских, а также США и Канада. Сейчас НАТО представляет собой крупнейший альянс, состоящий из 28 стран.

Образование альянса

Спустя несколько лет после окончания войны, в конце 40-х годов, возникла опасность новых международных конфликтов - произошел переворот в Чехословакии, в странах Восточной Европы установлены недемократические режимы. Правительства западноевропейских стран были обеспокоены растущей военной мощью Страны Советов и прямыми угрозами с ее стороны в адрес Норвегии, Греции, других государств. В 1948 году пять стран Западной Европы подписали Договор о намерении создания единой системы для защиты своего суверенитета, который потом стал основой для оформления Североатлантического альянса.

Главной целью организации стало обеспечение безопасности ее членов и политическая интеграция европейских стран. За годы своего существования НАТО несколько раз принимала новых членов. В конце 20-го и начале 21-го века, после распада СССР и Организации стран Варшавского Договора Североатлантический блок принял несколько восточноевропейских стран и бывших республик СССР, которые увеличили численность войск стран НАТО.

Стратегия «сдерживания»

Время действия договора между странами-членами НАТО в момент его подписания было определено в двадцать лет, но было предусмотрено и его автоматическое продление. В тексте договора подчеркивалось обязательство не проводить действия, противоречащие Уставу ООН, содействовать международной безопасности. Была провозглашена стратегия «сдерживания», которая опиралась на концепцию «щита и меча». Основой политики «сдерживания» предполагалось сделать военную мощь союза. Один из идеологов этой стратегии подчеркивал, что из пяти регионов во всем мире с возможностью создания военного могущества - это США, Великобритания, СССР, Япония и Германия - один контролируется коммунистами. Поэтому главной целью политики «сдерживания» стало не допустить распространения идей коммунизма в остальные регионы.

Концепция «щита и меча»

Заявленная концепция основывалась на превосходстве США в обладании ядерным оружием. Ответным ударом на агрессию было возможное применение ядерного оружия малой разрушительной силы. Под «щитом» подразумевались сухопутные войска Европы при мощной поддержке авиации и ВМС, а «меч» - стратегические бомбардировщики США с атомным оружием на борту. Согласно такому пониманию, рассматривались следующие задачи:

1. США должны были осуществлять стратегические бомбардировки.

2. Главные морские операции выполнялись американскими и союзными ВМС.

3. Численность войск НАТО обеспечивала мобилизация в Европе.

4. Главные ближнего действия и ПВО также предоставляли европейские страны во главе с Великобританией и Францией.

5. Остальные страны, являющиеся членами НАТО, должны были оказывать помощь в решении специальных задач.

Образование вооруженных сил альянса

Однако в 1950 году произошло нападение Северной Кореи на Южную. Этот военный конфликт показал недостаточность и ограниченность стратегии «сдерживания». Необходимо было выработать новую стратегию, которая стала бы продолжением концепции. Ею стала стратегия «передовой обороны», согласно которой было решено создать Объединенные вооруженные силы блока - коалиционные силы государств-членов НАТО, дислоцированные в Европе под единым командованием. Развитие Объединенных сил блока можно условно разделить на четыре периода.

Советом НАТО был разработан «короткий» план, рассчитанный на четыре года. Он строился на возможности использования тех военных ресурсов, которые на тот момент имелись в распоряжении НАТО: численность войск составляла 12 дивизий, около 400 самолетов, определенное количество кораблей. План предусматривал вероятность конфликта в ближайшем будущем и вывод войск на границы Западной Европы и в порты Атлантики. Одновременно велась разработка «среднего» и «долгосрочного» планов. Первый из них предусматривал поддержание вооруженных сил в состоянии боевой готовности, а в случае военного конфликта сдерживание сил противника до реки Рейн. Второй же был рассчитан на подготовку к вероятной «большой войне», в которой предусматривалось проведение главных военных операций уже восточнее Рейна.

Стратегия «массированного возмездия»

В результате этих решений за три года численность войск НАТО выросла с четырех миллионов человек в 1950 году до 6,8 миллионов. Увеличилось и количество регулярных вооруженных сил США - с полутора миллионов человек за два года оно выросло в 2,5 раза. Характерен в этот период переход к стратегии «массированного возмездия». Соединенные Штаты уже не имели монополии на ядерное оружие, но у них было превосходство в средствах доставки, а также в количестве, что давало им некоторые преимущества в вероятной войне. Данная стратегия предполагала ведение против советской страны тотальной ядерной войны. Поэтому США видели свою задачу в усилении стратегической авиации для нанесения ядерных ударов по глубоким тылам противника.

Доктрина ограниченной войны

Началом второго периода истории развития вооруженных сил блока можно считать подписание Парижских соглашений 1954 года. Согласно доктрине ограниченной войны было принято решение обеспечить страны Европы ракетами ближнего и дальнего радиуса действия. Возрастала роль объединенных сухопутных сил союзников как одной из составляющих частей системы НАТО. Предусматривалось создание на территории европейских стран ракетных баз.

Общая численность войск НАТО составляла более 90 дивизий, свыше трех тысяч средств доставки атомного оружия. В 1955 году была создана ОВР - несколькими месяцами позже состоялась первая встреча на высшем уровне, посвященная проблемам разрядки напряженности. В эти годы произошло определенное потепление отношений между США и СССР, тем не менее гонка вооружений продолжалась.

В 1960 году в НАТО численность войск насчитывала более пяти миллионов человек. Если же к ним добавить резервные части, территориальные формирования и национальную гвардию, то общая численность войск НАТО составила свыше 9,5 млн человек, около пятисот установок оперативно-тактических ракет и более 25 тысяч танков, примерно 8 тысяч самолетов, из которых 25 % - носители атомного оружия на борту и двух тысяч военных кораблей.

Гонка вооружений

Третий период характеризовался новой стратегией «гибкого реагирования» и перевооружением объединенных войск. В 60-е годы снова обострилась международная обстановка. Произошли Берлинский и Карибский кризисы, потом были события Пражской весны. Был принят пятилетний план развития вооруженных сил, предусматривающий создание единого фонда для систем связи и другие меры.

В 70-х годах 20-го века начался четвертый период развития объединенных сил коалиции и принята очередная концепция «обезглавливающего удара», которая ставила первоочередной задачей уничтожение узлов связи противника, чтобы он не успел принять решение об ответном ударе. На основе этой концепции было начато производство новейшего поколения крылатых ракет, с высокой поражающей точностью заданных целей. Войска НАТО в Европе, численность которых увеличивалась с каждым годом, не могли не тревожить Советский Союз. Поэтому он также приступил к модернизации средств доставки атомного оружия. А после началось новое обострение отношений. Однако с приходом к власти в Советском Союзе нового руководства произошел коренной поворот в международной политике страны, а в конце 90-х годов был положен конец холодной войне.

Сокращение вооружений НАТО

В рамках реорганизации сил НАТО к 2006 году планировалось создать Силы реагирования НАТО, численность войск которых составила бы 21 тысячу человек, представляющих сухопутные войска, ВВС и ВМФ. Эти войска должны были обладать всеми необходимыми средствами для ведения операций любой интенсивности. В составе Сил быстрого реагирования будут подразделения национальных армий, сменяющих друг друга каждые шесть месяцев. Основную часть военной силы должны были предоставить Испания, Франция и Германия, а также США. Предстояло совершенствовать и командную структуру по видам вооруженных сил, уменьшив на 30 % количество органов управления. Если рассмотреть численность войск НАТО в Европе по годам и сравнить эти цифры, то можно заметить значительное сокращение количества вооружений, которые альянс держал в Европе. США начали выводить свои войска из Европы, часть их перебросили домой, а часть - в другие регионы.

Расширение НАТО

В 90-х годах начались консультации НАТО с партнерами по программам «Партнерство ради мира» - в нем принимала участие и Россия, и «Средиземноморский диалог». В рамках этих программ организация приняла решение о приеме в организацию новых членов - бывших восточноевропейских государств. В 1999 году Польша, Чехия и Венгрия вступили в НАТО, в результате этого блок получил 360 тысяч войск, более 500 военных самолетов и вертолетов, полсотни боевых кораблей, примерно 7,5 тысячи танков и другой техники.

Вторая волна расширения прибавила к блоку семь стран - четыре восточноевропейские, а также бывшие прибалтийские республики Советского Союза. В итоге численность войск НАТО в Восточной Европе увеличилась еще на 142 тысячи человек, 344 самолета, более полутора тысяч танков и несколько десятков боевых кораблей.

Взаимоотношения НАТО и России

Эти события были негативно восприняты в России, однако теракт 2001 года и возникновение международного терроризма снова сблизили позиции России и НАТО. РФ предоставила свое воздушное пространство самолетам блока для нанесения бомбовых ударов в Афганистане. В то же время Россия выступила против расширения НАТО на восток и вхождения в ее состав бывших республик СССР. Особенно сильные противоречия между ними возникли в связи с Украиной и Грузией. Перспективы взаимоотношений НАТО и России сегодня волнуют многих, и по этому вопросу высказываются различные точки зрения. Численность войск НАТО и России практически сопоставима. Никто всерьез не представляет военного противостояния этих сил, и в дальнейшем необходим поиск вариантов диалога и принятия компромиссных решений.

Участие НАТО в локальных конфликтах

Начиная с 90-х годов 20-го века НАТО участвовало в нескольких локальных конфликтах. Первым из них была операция «Буря в пустыне». Когда в августе 1990 года вооруженные силы Ирака вошли в Кувейт, было принято решение о переброске туда многонациональных сил и создана мощная группировка. Численность войск НАТО в операции «Бури пустыни» составила более двух тысяч самолетов с запасом материальных средств, 20 стратегических бомбардировщиков, свыше 1700 самолетов тактической авиации и около 500 - палубной. Вся авиационная группировка была передана под командование 9-й воздушной армии ВВС США. После длительных бомбардировок наземные войска коалиции одержали победу над Ираком.

Миротворческие операции НАТО

Североатлантический блок также участвовал в миротворческих действиях в районах бывшей Югославии. С санкции Совета Безопасности ООН в декабре 1995 года в Боснию и Герцеговину были введены сухопутные войска альянса для предупреждения военных столкновений между общинами. После выполнения воздушной операции с кодовым названием «Обдуманная сила» война была закончена Дейтонским соглашением. В 1998-1999 гг. во время вооруженного конфликта в южном крае Косово и Метохия был введен миротворческий контингент под командованием НАТО, численность войск составила 49,5 тысяч человек. В 2001 году в вооруженном конфликте в Македонии активные действия Евросоюза и Североатлантического блока вынудили стороны к подписанию Охридского соглашения. Крупными операциями НАТО являются также «Несокрушимая свобода» в Афганистане и Ливии.

Новая концепция НАТО

В начале 2010 года НАТО приняло новую стратегическую концепцию, согласно которой Североатлантический блок должен по-прежнему решать три главные задачи. Это:


На сегодняшний день численность войск НАТО в мире составляет, по данным на 2015 год, 1,5 миллиона солдат, из них 990 тысяч - это американские войска. Совместные подразделения быстрого реагирования составляют 30 тысяч человек, они дополняются воздушно-десантными и другими специальными подразделениями. Эти могут прибыть по назначению в короткий срок - в течение 3-10 суток.

Россия и государства - члены альянса ведут постоянный политический диалог по важнейшим вопросам безопасности. В Совете Россия-НАТО созданы рабочие группы для сотрудничества в разных областях. Несмотря на разногласия, обе стороны осознают необходимость поиска общих приоритетов в деле международной безопасности.

Объединенные вооруженные силы — войска, силы и средства, органы управления, выделенные по согласованию между двумя или более государствами для совместных действий в целях обеспечения их безопасности. В состав объединенных вооруженных сил от каждого государства входят, как правило, наиболее подготовленные и оснащенные современным вооружением, техническими средствами соединения и части.

Силы специального назначения КСОР состоят из представителей органов внутренних дел или полиции, внутренних войск, органов безопасности и специальных служб, а также органов по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Вооруженные силы ООН — объединенные вооруженные силы государств-членов Организации Объединенных Наций, порядок их создания регламентируется статьей 43 Устава ООН. Военные контингенты, предоставляемые странами-членами ООН в распоряжение Совета Безопасности, под его руководство и командование по-существу и представляют собой объединенные вооруженные силы ООН . Их задачей является содействие предотвращению военных действий, восстановление и поддержание порядка, оказание гуманитарной помощи. В их функции включены также контроль за соблюдением договоренности о прекращении огня, наблюдение за выводом войск и патрулирование буферных зон. Традиционно в формировании многонациональных сил ООН принимали участие вооруженные силы скандинавских стран, Канады, Австрии, Ирландии, Франции, Великобритании, а также Ганы, Непала, Фиджи. В современных условиях к участию в них привлекаются также военные формирования США, России, Украины и других государств.

Объединенные Вооруженные Силы НАТО (ОВС НАТО) — коалиционные вооруженные силы государств, входящих в Организацию Североатлантического договора. Созданы в соответствии с решениями пятой сессии Совета НАТО в сентябре 1950 года.

В настоящее время членами НАТО являются 28 государств : Албания, Бельгия, Болгария, Канада, Хорватия, Чехия, Дания, Эстония, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, США, Испания, Великобритания, Турция. Главной задачей НАТО является защита свободы и безопасности его государств-членов политическими и военными средствами. НАТО придерживается того принципа, что нападение на одного или нескольких членов организации рассматривается, как нападение на союз в целом.

Структура Объединенных вооруженных сил НАТО по численности, боевому составу и оснащению в большей степени ориентирована на военные действия локального масштаба и проведение миротворческих операций (в том числе за пределами зоны ответственности блока), решение задач по предупреждению или ликвидации источников угроз, связанных с терроризмом и распространением оружия массового поражения (ОМП).

ОВС НАТО состоят из ядерных сил на театре войны и сил общего назначения. Ядерным силам отводится роль сдерживающего фактора для потенциальных агрессоров. Они включают эскадрильи самолетов-носителей тактической авиации военно-воздушных сил (ВВС) и военно-морских сил (ВМС). Силы общего назначения являются наиболее значительными по составу и представлены формированиями сухопутных войск, ВВС и ВМС, не входящими в ядерный компонент блока.

Проект Европейского оборонительного сообщества был оглашен французским премьером Рене Плевеном в 1950 году. Тогда, в июле 1950 года, Северная Корея при поддержке Китая напала на Южную Корею, чтобы объединить страну под коммунистическим флагом. В Европе нарастали опасения, что здесь также может быть осуществлен подобный сценарий, и тогда был разработан проект, согласно которому вооруженные силы Франции, Италии, Западной Германии и стран Бенилюкса должны были объединиться под общим командованием. , его не поддержало Национальное собрание Франции.

Попытки создания единой европейской армии продолжались и далее. В 1991 году Франция, Германия, Бельгия, Люксембург и Испания образовали объединенные бригады с единым командованием в Страсбурге и назвали их "Еврокорпус". В 1995 году французы, итальянцы, испанцы и португальцы договорились о создании Eurofor (European Operational Rapid Force).

На Хельсинской конференции в 1999 году Европейский Союз приступил к выработке единой оборонной политики , была разработана концепция сил быстрого реагирования. Участники конференции решили использовать силы быстрого реагирования только для осуществления миротворческих операций и проведения гуманитарных миссий. При этом была признана прерогатива ООН при принятии решений о начале миротворческих действий, а также "право первого отказа" НАТО, позволявшее использовать европейские войска только в случае, если альянс по каким-то причинам откажется участвовать в операции. Решение о создании сил быстрого реагирования Европейского Союза (EUFOR, European Union Force) было принято в сентябре 2000 года.

Вопросы обеспечения военной безопасности стояли во главе повестки дня саммита Евросоюза, тогда премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон высказался против создания объединенных вооруженных сил ЕС.

Немецкая газета Welt am Sonntag опубликовала интервью главы Европейской комиссии Жан-Клода Юнкера, который заявил, что ЕС необходимо создать собственную единую армию как инструмент отстаивания интересов Европы. Эта идея была одобрена министром обороны ФРГ Урсулой фон дер Ляйен, а немецкая оппозиция раскритиковала предложение Юнкера.

В Великобритании, Швеции, Польше. Как заявил официальный представитель ЕК Маргаритис Схинас, этот вопрос будет поднят на саммите ЕС в июне.

Страны Лиги арабских государств (ЛАГ) одобрили создание межарабских объединенных вооруженных сил быстрого реагирования, целью которых является устранение угроз в регионе.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников