Привороты Заговоры на... Отвороты

История пиротехники. История фейерверка в россии Изобретение фейерверка

Человечество во все времена испытывало почтение к огню. Ведь огонь - это то, что во многом и сделало из примата, лазающего по деревьям в поисках бананов, настоящего Homo Sapiens. Сначала при помощи огня обрабатывали мясо, повышая его вкусовые и питательные свойства, давая возможность долго хранить добычу. Затем с помощью огня люди научились выпекать хлеб - твердые, малопригодные в пищу зерна превратились в постоянный источник питания, сняв с человека зависимость от успешности охоты. Огонь научил человека выплавлять металл, создавать различные орудия труда и оружие. Огонь всегда был рядом - в дождь и непогоду он согревал людей, отпугивал диких зверей, создавал уют даже в самой грязной и дикой пещере. В горниле первобытных костров выплавилось то, что мы с гордостью именуем словом "ЧЕЛОВЕК". Вспомните "Маугли"! Какой страх таится для животных в самом понятии - огонь! Человек же смог укротить эту стихию, и поставить на службу себе.

И сегодня, как когда-то, мы полностью зависим от стихии огня. Конечно же, это не просто примитивные костры (хотя все любители походов знают, что соорудить хороший костер - настоящее искусство), огонь присутствует в нашей жизни повсюду - от огонька зажигалки то клокочущего пламени в недрах ядерных реакторов и космических ракет.

И развлечение, отдых, сегодня тоже очень часто связано с огнем. Это то, что мы называем "фейерверки", "салюты" - тот же самый, добрый друг человека ОГОНЬ , которого мы научили показывать в небе красочные картины, восхищать и радовать.

Какую же историю прошел огонь, как развлечение, шоу и представление? О, этот путь был очень долог!

Пиротехника в древности. Древняя Греция, Рим, Египет

Конечно, в начале это были те же самые костры - один огромный, ослепительно горящий, либо множество небольших костров, либо сложная огненная композиция. Летописи старины содержат немало свидетельств о подобных огненных действах, которые присутствовали практически во всех культурах. К примеру, возьмем римскую летопись от 568 года до н.э. В честь завершения посевных работ римским императором был введен день отдыха, причем отдельно было отмечено, чтобы "крестьяне возжигали в каждом поселении огромный костер и располагались вокруг сего костра на празднество". Вот какая тогда была ! Разумеется, кострами отмечали не только мирные, но и военные победы. Костры, сделанные из обломков, из трофеев (в те времена это считалось щедрым подношением богам), и подчас - из тел убитых врагов, полыхали по всем миру. Каким бы диким это сейчас не казалось - тогда это была обычная практика. Огненными представлениями отмечали и другие важные политические события - подписание договоров, рождение наследника, восшествие на трон. К примеру, вот что пишет Плутарх :

"В течение года совершались приготовления к роскошному торжеству по случаю подписания мирного договора с македонянами. Была приглашена вся греческая знать. Гостей ожидал роскошный пир, и зрелище в виде полыхавшего до неба костра, составленного из добычи и оружия поверженных македонцев. Костер поджег военачальник греческой армии; его примеру последовали и другие. Множество костров полыхало до самого утра. Это было невероятное зрелище, достойное богов!"

Связь огненных увеселений с военными походами, традициями очень долгое время оставалась неразрывной. Не будем забывать и то, что порох был изобретен далеко не сразу. В древности вместо него использовался так называемый "греческий огонь ", обладавший похожими свойствами. Греческий огонь использовался для метания из металлических труб каменных ядер - дальний прототип пушек; другая разновидность греческого огня обладала способностью долго и сильно пылать. Такой огонь выдували из длинных труб - прообраз огнемета. До напалма греческому огню далеко, но все же он мог серьезно ранить вражескую пехоту и кавалерию, а главное - создать в вражеских рядах панику. Секрет изготовления греческого огня более четырехсот лет держался в строгом секрете. Применялся греческий огонь для развлечения. Тут уже мы можем провести прямые параллели с современными фейерверками.

Другая крупная античная цивилизация - Римляне - также любила использовать огонь во время праздников, шествий, пиршеств. Типично римские традиции - зажигать восковые лампады перед крупными сражениями, чтобы задобрить богов. При том долгое время возжигание лампад и благовоний являлось обязательным для всех римских граждан в подобных случаях. Подобные "наземные фейерверки" устраивались и во время больших праздников или крупных событий. А любимым развлечением в народе было развести большой костер и прыгать через него - то же самое любили и славяне.

В Древнем Египте тоже с большим почтением и благоговением относились к огню, и так же, как в далеком Риме, по праздникам, или перед сражениями поджигали множество лампад. Был даже праздник, который назывался "светильники" и отмечался по всей стране.

Безусловно, все это может показаться очень наивным и примитивным, но еще раз напомним - в те древние времена не было ни пиротехнических составов, ни пороха, единственное, что умели люди в те времена - обеспечить долгое и устойчивое горение огня, при помощи масла, воска и горючих жидкостей. И производили впечатление все эти костры и тысячи светильников очень большое, поднимая настроение и боевой дух.

Пиротехника в Средние века

В Средние века порох - и его производное, фейерверки - добрался до Европы, а также до Средней Азии. Следует отметить, что порох был в Старый свет не завезен, а изобретен самостоятельно - на этот счет есть немало легенд! Думается, что во многих из этих легенд немало правды. В частности, широко известен монах Бертольд Шварц, который привел рецепт пороха к варианту, максимально близкому современному. Что же касается китайского пороха и пиротехники, и то он проделал длинный путь, через Среднюю Азию и монголов постепенно проникнув в Европу. Очень долгое время именно арабы считались лучшими знатоками пороха и взрывчатых смесей.

Немалую роль в развитии и улучшении свойств пороховых смесей сыграла алхимия, правнучка химии. Конечно, алхимики не ставили себе задачу изобрести салюты покрасочнее, и все их открытия носили случайный, эмпирический характер. Тем не менее, их вклад неоценим. Приблизительно к 12 веку н.э. появились первые прообразы пушек, в которых черный порох использовался для метания огромных ядер.

Пиротехника в Эпоху Возрождения

О пиротехнике, как массовом явлении в деле развлечения, можно говорить, начиная с Эпохи Возрождения. Помимо знаний о порохе, человечество к тому времени обогатилось массой других знаний, научилось строить сложные устройства и машины. Все это использовалось в создании "пиротехнических шоу". Все эти шоу, как правило, были наземными - сложными конструкциями с аллегорическим сюжетом, декорациями, с сложными "спецэффектами" - к примеру, "огням, которые бежали по доскам, не сжигая их", а также с фонтанами из огненных искр, колесами и шарами из огня и так далее. Думается, многие из этих "допотопных" феерверков могли дать фору многим современным! Хотя бы потому, что устраивались они в основном для вельмож и царствующих особ, и в их создании принимали участие лучшие умы своего времени: художники, изобретатели, декораторы...

С того момента, когда первобытный человек в первый раз сумел добыть огонь и развести костер, когда он остановился, пораженный силой и красотой этой природной стихии, и до сегодняшнего дня - несмотря на множество современных технологий, огонь продолжает волновать душу человека. И пиротехника, создающая в небе композиции из огненных цветов, комет и звезд, всегда будет удивлять и приводить в восторг.

Другие материалы по этой теме:

Восемнадцатый век русской истории богат на события, имена. открытия. Об одном из таких открытий для России расскажет работа "300 лет петровским огненным потехам. которую выполнит ученица 5 Б класса Мария Проводникова.

300 лет Петровским огненным потехам.

Цели исследования: .

Познакомиться с историей фейерверков в России.

Гипотеза: .

фейерверки в России играли не только развлекательную роль, но и решали политические и культурные задачи.

Задачи:

1.Познакомиться с историей фейерверка.

2.Составить представление об истории фейерверка в России.

Содержание:

1. Вступление. «Художества огненныя», или фейеверк.

2. Как и когда изобрели фейерверк.

3. История фейерверка в россии.

4. Кто такие фейервейкеры.

5. Типы фейерверков.

6. Фейерверки и салюты.

7. Заключение.

8. Список использованной литературы и приложения.

Вступление. «ХУДОЖЕСТВА ОГНЕННЫЯ», ИЛИ ФЕЙЕРВЕРК.:

Классический фейерверк (от нем. Feuer - «огонь» и Werk - «дело», «работа») совсем не похож на стрельбу залпами разноцветных ракет через равные промежутки времени. Он был своеобразной светомузыкой прошлого, воистину роскошным зрелищем, праздничным убранством небес. Сейчас трудно представить себе ту феерическую игру огня, цвета и света, которой любовались наши предки. Наиболее ранние упоминания об этом удивительном зрелище относятся к 399 г., когда при дворе императора Гонория в Милане был устроен фейерверк из горящих масляных плошек и факелов. Однако порох стал известен в Европе лишь в XIII в., а потому считается, что первый настоящий фейерверк состоялся в итальянском городе Виченца в 1379 г.

Как и когда изобрели фейерверк?

Это небесное представление всегда заставляет людей на площади замереть и устремить вверх восторженные взгляды. Сотни ярких светящихся точек взмывают вверх и расходятся сферой, вслед за ними вспыхивают багряные искры, и тут же – тысяча сине-фиолетовых звезд рассыпается над головой, и они будто бы несутся прямо на тебя... Кажется, нет зрелища более завораживающего, чем фейерверк. Он способен придать торжественность и особую чарующую атмосферу любому событию. Говорят, история фейерверка берет свое начало из Китая. Самое многонаселенное государство подарило миру не только фарфор, бумагу и дешевую бытовую технику, но еще и возможность наслаждаться таким веселым и красивым зрелищем как огненные картины. Хотя в самом Китае фейерверки на протяжении веков использовали отнюдь не для увеселительных целей. Порох, который является основой большинства пиротехнических смесей, был изобретен китайцами, чтобы… пугать злых духов. По древним поверьям, злые духи сильно боятся яркого света и громкого звука.

Поэтому издревле на Новый китайский год существовала традиция во дворах жечь костры из бамбука, который шипел в огне и лопался с треском. Изобретение пороховых зарядов, несомненно, напугало «нечисть» уже не на шутку - ведь по силе звука и света они значительно превосходили старый способ. Позже китайские умельцы стали создавать разноцветные фейерверки путем добавления в порох различных веществ. Позже, когда были придуманы составы, которые при горении имеют определенный цвет, размер и форму пламени, с помощью разноцветных вспышек высшую силу стали не просто отгонять, но уже и общаться с нею. Поэтому взрывы петард можно было услышать во время эпидемий или неурожаев. Долгое время во время религиозных церемоний жители поднебесной бросали в костер прутья зеленого бамбука. Пустоты стебля, заполненные воздухом и соком, взрывались и издавали громкий звук, якобы способный отпугивать злых духов. Что касается пороха, который является основой всех современных фейерверков – его случайно изобрели даосские монахи, пытаясь создать эликсир бессмертия. Сегодня формула дымного пороха, открытого еще в IX веке, известна всем – смесь калиевой селитры, древесного угля и серы в весовом соотношении 75:15:10. До изобретения пороха находчивый китайский народ в качестве хлопушек использовал тонкие бамбуковые стволы, имеющие свойство взрываться, как только огонь достигнет коленца. А с развитием технологий научились заполнять его порохом и сырой глиной.

Довольно значительных высот искусство создания фейерверков достигло к XIII веку – цвета и формы «небесных брызг» поражали воображение. Не смогли устоять под чарами этого зрелища и заезжие купцы, которые уже в XIV веке завезли некоторые образцы фейерверков в Европу. А ведь китайцы принимали все меры безопасности, и секреты производства хранились под семью печатями. Тем не менее, эти секреты были украдены и распространены по Европе. Особым мастерством по организации фейерверков владели итальянцы. Они считались лучшими мастерами по устройству фейерверков. Они устраивали свои фейерверки на деревянных помостах, украшенных статуями и живописно, широко использовали иллюминацию. Статуи извергали языки пламени, а живописные полотна представляли собой транспаранты, подсвеченные огнем.

Роскошные, дорогостоящие фейерверки устраивались, как правило, в особо торжественных случаях, таких, как коронация царствующих особ, их дни рождения, в дни главных религиозных праздников. Таким образом, уже начиная с XIV века о фейерверках можно говорить, как о виде зрелищного искусства.

История фейерверка в России

История российского фейерверка начинается ещё задолго до того, как появились сами фейерверки. Наши предки, славяне, многие праздники связывали с огнём - это игрища, посвящённые чествованию Купалы, бога солнца Ярилы и многих других.

Первый документально подтвержденный российский фейерверк был устроен в 1674 году во время царствования отца Петра I - Алексея Михайловича. Иногда любили поиграть с огнем и в других городах. Например, в городе Устюге для увеселения голландского купца было пущено несколько ракет и шутих. Устойчивую моду отмечать праздники "потешными огнями" ввел лично Петр I. В небе "выжигали" картины с дворцами, водопадами и фонтанами, воплощали в огне библейские сюжеты и сцены военных баталий. Пётр I, который сам занимался изготовлением "потешных огней" и целых фейерверочных композиций, сделал огненное искусство общегосударственной задачей, когда пиротехникой занимались учёные академии наук. В Центральном государственном архиве древних актов хранится собственноручные записи Петра I, как снаряжать "бураки", "светящиеся ядра", делать составы "белого и синего огней" и множество других затей. В его делах хранится рукописная книжка "Известное описание, выбранное из лучших авторов или творцов, как к потешным, также и воинским фейерверкам различные составы сочинять". Историк И. Голиков в своей книге "Дополнения к деяниям Петра Великого" (1795 г.) сообщает, что в библиотеке Петра была "книжка с разными математическими и фейерверочными задачами, из коей последние пять листов писаны собственною же рукою его величества, и при оном рисунок и несколько записок".

В фейерверки, которые были любимым занятием Петра, настоящей страстью, он вкладывал всю душу, удачно сочетая редкие часы досуга с политической пропагандой. Царь участвовал во всех стадиях создания фейерверка: от работ в пиротехнических лабораториях по приготовлению фейерверочного состава до разработки сюжета фейерверка и его управления. При этом Петр очень часто объяснял зрителям значение тех или иных фигур, сюжетов, надписей, а также раздавал своему окружению абрисы- заранее подготовленные оттиски гравюр, изображавшие сжигаемый фейерверк. Поскольку среди именитых гостей Петра всегда присутствовали иностранные дипломаты, то увиденное ими зрелище, запечатленное в записках и полученных от Петра абрисах, по приезде на родину, было формой пропаганды внешнеполитических успехов России за границей. Другой были фейерверки, проходившие непосредственно за границей при европейских дворах, однако они могли быть только в тех странах, позиция которых была благожелательна по отношению к России. В итоге военные победы России были отмечены фейерверком в Голландии, Дании, Бранденбурге(с 1701г-Пруссия) и Саксонии.

Ломоносовские фейерверки

Петр I «крепил» это удивительное по силе своего воздействия искусство волшебного огня. Росла молодая столица, берега Невы украшались великолепными дворцами, соборами. В новом городе менялась сама жизнь, все более отдаляясь от старинного русского уклада. Шумные гуляния с пушечной пальбой, ассамблеи с бьющим через край весельем требовали невиданных доселе развлечений. И неотъемлемой частью празднеств и стали красочные фейерверки, не в сегодняшнем обычном для нас понимании, а грандиозные пиротехнические спектакли с огромными декорациями, меняющимися картинами и действиями. Это были удивительные зрелища, поражающие воображение современников своими масштабами и великолепием. Петр I придавал большое значение пропаганде своих идей не только среди иностранных послов и дипломатов, но и среди широких народных масс, он ставил цель- укрепить веру русских людей в победу в Северной войне. В этом большую роль играли публичные мероприятия, триумфальные сооружения, военные парады, а также иллюминации и фейерверочные зрелища. Была в действиях Петра и некая хитрость: посредством фейерверков он стремился приучить своих подданных к огню, ибо по собственному опыту знал, что чем больше упражняешься с потешными огнями, тем меньше страшишься настоящего огня в бою. Массовые празднества укрепляли дух народа, вызывали сознание единения и собственной силы, развивали патриотические чувства. Проводимые в это время огненные спектакли несли в себе конкретные идеи - прославляли Отечество, победы русской армии и молодого флота, посвящались взятию вражеских городов и освобождению исконно русских земель. Блестящие, пышные фейерверки, длившиеся часами, демонстрировали всему миру роскошь и великолепие петербургского двора. Датский посланник с удивлением писал: "Трудно себе представить, какая масса пороха исстреливается за пирами и увеселениями, на торжествах и салютах, ибо в России порохом дорожат не более, чем песком". Действительно, на "огненные забавы" как на истинно народные зрелища царь денег не жалел. "Лучше б те миллионы на фейерверк издержаны были, - написал Петр I в одной из записок по поводу какой-то неудачной траты денег, - нечто б дивное и памяти достойная вещь была, и народ в тот час великий блезир имел".

На протяжении всего XVIII века фейерверочные зрелища продолжают быть в центре внимания. В 30-е годы у стрелки Васильевского острова был построен на 1000 сваях специальный пиротехнический театр, который обслуживали 600 пиротехников, изготовлявших в лаборатории фейерверки и приготовлявших для иллюминаций до 30 000 лампионов. Так называемый "театрум" замечательно вписался в городской пейзаж: с одной стороны - здание Кунсткамеры с куполом обсерватории, с другой - монументальный ансамбль Петропавловской крепости, окруженные величественной полноводной Невой. На площадке пиротехнического театра, напротив императорского дворца и разворачивались невиданные огненные представления. В дни праздников Кунсткамера и Петропавловская крепость были иллюминированы тысячами огней и казались огромными декорациями сказочного спектакля, который возникал в центре темного города. Гремели литавры и трубы, со стен Петропавловской крепости раздавались громовые раскаты артиллерийской канонады, сотни огненных букетов освещали город, как днем. Полюбоваться представлением на набережных собирались тысячи горожан самых разных сословий. Проведение фейерверков было тесно связано также с развитием художественной культуры. Привлекаемые к работе над фейерверками лучшие художники и архитекторы создавали произведения живописного и декоративного искусства, рассчитанные на восприятие широких народных масс и развивавшие художественные вкусы населения. Среди авторов фейерверков имена выдающихся деятелей культуры - Ломоносова, Державина, академика Штелина, архитектора Казакова, механика Кулибина.

Второй "столицей" фейерверков со времен Петра стала его загородная резиденция - Петергоф, его последнее и любимое детище, в котором воплотились его мечты о прекрасных дворцах, золотых каскадах и полноводных фонтанах, где царят музы, где соединились стихии земли, воды, воздуха и огня.

Великолепный "приморский парадиз" Петра по своему великолепию мог соперничать с прославленными парковыми ансамблями Европы. Блестящие петергофские праздники и ассамблеи были предметом особой гордости Петра, они изумляли и восхищали иноземных гостей. И после смерти Петра I, Петергоф остается парадной резиденцией царей. Здесь устраивают дипломатические приемы, проводят торжественные церемонии, праздники тезоименитства царствующих особ и другие увеселения. И точно так же, как при Петре, снова сверкают в парке "преизрядные фейерверки". Для подготовки фейерверков и иллюминаций и обслуживания праздников Петр I основал в Петергофе специальный "иллюминационный двор". В память об этом и с целью возрождения петровских традиций в 1989 г. была создана организация "Пиротехнические дворы Петергофа". Богатый опыт мастеров прошлых столетий - в руках современных пиротехников. Они воплощают забытые пиротехнические фигуры, которые снова возвращаются в старинный парк Петергофа, где стараниями его руководителей сохраняется первозданная, неиспорченная временем краса. Так, в атмосфере заботы и доброжелательности, и создаются неповторимые по красоте спектакли, которые постоянно хочется украшать - искать новые постановочные решения, создавать красочные иллюминационные картины.

В восемнадцатом веке уже существовала общепринятая среди алхимиков химическая символика: различными знаками обозначали серу, селитру, порох и другие вещества. В записях Петра I рецептуры фейерверков составлены из химических символов, отличавшихся от применяемых зарубежными алхимиками. Так, селитру Петр I обозначал кружком с точкой посередине, серу - полумесяцем, порох - вертикальной палочкой, перечеркнутой двумя горизонтальными линиями. Теоретические изыскания и записи, естественно, не могли удовлетворить деятельную натуру царя. По свидетельству его сподвижника генерала Гордона, Петр "на маслянице непременно спускал блестящие фейерверки, которые всегда сам устраивал собственными руками, изготовляя на Потешном дворе ракеты, звезды, колеса, шутихи, огненные картины. Первый фейерверк, какого Москва еще никогда не видела, был сожжен на речке Пресне 26 февраля 1690 года... с пушечною пальбою.., при несметном стечении народа. Разноцветные огни в замысловатых фигурах, придуманных самим царем, горели далеко за полночь. То же повторялось и в следующие годы каждую масляницу". В феврале 1699 года, после казни стрельцов, был "пущен для увеселения потешный огонь серного состава... Иностранные представители... могли любоваться зрелищем искусственного огня".

В 1702 году в Москве по случаю первой победы над шведами был пущен "фейерверк и огни разные, и изрядные символы" И в тот же год в Москве был показан грандиозный фейерверк по случаю взятия Нотебурга (так назывался Шлиссельбург). В Архиве древних актов есть следующее описание большого фейерверка, сочиненного в Москве 1 января 1710 года по случаю Полтавской битвы: "Гора каменная, изъявляющая Шведское государство, Леф, выходящий из оной горы, явълял армею шведскую., столб с короною, являющей Государство Российское, к которому лев приблизился, потом явился орел для защищения оного столба, изъявляющей армею российскую, и оного льва перуном (или огненными стрелами) расшиб с великим громом". В 1772 году в Царском селе явилась вдруг "страшная огнедышащая гора, с текущею в нее огненной рекою". А в 1775 году на Ходынке в Москве по случаю заключенного с Турцией мира дано огненное представление - в его первом действии была представлена "Спокойная Россия", во втором - "Обеспокоенная Россия", в третьем - "Торжествующая Россия" и, наконец, в четвертом - "Утешная Россия". Затем был выстроен "великолепный и разновидный павильон", составленный из 42 тысяч ракет! Этот фейерверк изобрел уже упомянутый оберфейерверкер Мартынов, а исполнил его помощник Немов. Петр I заложил традицию огненных потех в России, все последующие века развивали ее.

Фейерверкеры.

Постучалось ночь в окошко сумеркам своим,

А по небу словно кошка, растянулись огоньки.

Желтым, красным, синим, белым

Разноцветным конфетти,

Фейерверк царит на небе, золотом сорит.

Вмиг он купол свой откроит,

Вспыхнет пестренький цветок,

И мгновенно рассыпаясь

Превращается в песок

Использованная литература.

1. Записки Юста Юля, датского посланника при Петре Великом. М., 1899. С. 257.

2. Васильев В. Б. Старинные фейерверки. Л., 1960. С. 6.

3. Даркевич В. П. Народная культура средневековья. М., 1988. С. 168.

4. Энциклопедия для детей Аванта +. Том 14.Техника.-1999 г. Стр.484-487.

История российского фейерверка начинается ещё задолго до того, как появились сами фейерверки. Древние славяне многие праздники связывали с огнём — это игрища, посвящённые чествованию Купалы, бога Солнца Ярилы и многих других. А вот настоящие фейерверки, в современном смысле этого слова, России привил Пётр I, который лично занимался изготовлением «потешных огней» и целых фейерверочных композиций. Пётр I и его последователи сделали огненное искусство общегосударственной задачей, когда пиротехникой занимались учёные академии наук.

Справедливости ради, стоит отметить что «потешные огни» значительно обмельчали ещё в царской России на рубеже 19 и 20-х столетий. Они перешли в область просто дачных удовольствий и наиболее видную роль играли в программе содержателей загородных кафе, ресторанов, домов отдыха и увеселительных садов.

В Центральном государственном архиве древних актов я нашел собственноручные записи Петра I, как снаряжать «бураки», «светящиеся ядра», делать составы «белого и синего огней» и множество других затей. В его делах хранится рукописная книжка «Известное описание, выбранное из лучших авторов или творцов, как к потешным, также и воинским фейерверкам различные составы сочинять». Историк И. Голиков в своей книге «Дополнения к деяниям Петра Великого» (1795 г.) сообщает, что в библиотеке Петра была «книжка с разными математическими и фейерверочными задачами, из коей последние пять листов писаны собственною же рукою его величества, и при оном рисунок и несколько записок». В восемнадцатом веке уже существовала общепринятая среди алхимиков химическая символика: различными знаками обозначали серу, селитру, порох и другие вещества. В записях Петра I рецептуры фейерверков составлены из химических символов, отличавшихся от применяемых зарубежными алхимиками. Так, селитру Петр I обозначал кружком с точкой посередине, серу — полумесяцем, порох — вертикальной палочкой, перечеркнутой двумя горизонтальными линиями.

Теоретические изыскания и записи, естественно, не могли удовлетворить деятельную натуру царя. По свидетельству его сподвижника генерала Гордона, Петр «на масленице непременно спускал блестящие фейерверки, которые всегда сам устраивал собственными руками, изготовляя на Потешном дворе ракеты, звезды, колеса, шутихи, огненные картины. Первый фейерверк, какого Москва еще никогда не видела, был сожжен на речке Пресне 26 февраля 1690 года… с пушечною пальбой., при несметном стечении народа. Разноцветные огни в замысловатых фигурах, придуманных самим царем, горели далеко за полночь. То же повторялось и в следующие годы каждую масленицу». В феврале 1699 года, после казни стрельцов, был «пущен для увеселения потешный огонь серного состава… Иностранные представители… могли любоваться зрелищем искусственного огня».-Страсть к потешным огням привела Петра I к организации специальной лаборатории, о которой мы знаем немного. Вот, например, посланник Юль сообщает, что в. Петербурге в 1709 году в лаборатории возник пожар. Вечером того же дня, когда возник пожар, должен был быть сожжен большой фейерверк. Юль пишет, что если бы пожар продлился «еще несколько минут, лабораторию взорвало бы на воздух».

Как уже говорилось, поводом для фейерверков чаще всего служила какая-нибудь баталия. В 1702 году в Москве по случаю первой победы над шведами был пущен «фейерверк и огни разные, и изрядные символы» И в тот же год в Москве был показан грандиозный фейерверк по случаю взятия Нотебурга (так назывался Шлиссельбург). В Архиве древних актов я нашел следующее описание большого фейерверка, сочиненного в Москве 1 января 1710 года по случаю Полтавской битвы: «Гора каменная, изъявляющая Шведское государство, Лев, выходящий из оной горы, являл армию шведскую., столб с короною, являющей Государство Российское, к которому лев приблизился, потом явился орел для защищения оного столба, изъявляющей армию российскую, и оного льва перуном (или огненными стрелами) расшиб с великим громом». Подобные аллегории часто можно встретить в описаниях фейерверков, где присутствуют Марс, Меркурий, Нептун и другие персонажи римской и греческой мифологии. Нередко фейерверки устраивали русские посланники или находящиеся за рубежом русские вельможи. В 1709 году граф Матвеев устроил фейерверки в Амстердаме по случаю полтавской победы, а русский посланник в Пруссии организовал грандиозный фейерверк на Шпрее. В 1721 году заключение мирного договора между Швецией и Россией князь Долгорукий отметил фейерверком в Дрездене. Все эти фейерверки были весьма красочным зрелищем и нередко продолжались по нескольку часов, сопровождаемые гуляньями и пушечными салютами. И до сих пор в архивах можно найти восхищенные отзывы иностранцев, наблюдавших русские фейерверки. Устраиваемые по случаю военных празднеств потешные огни с самого начала были делом военных. И потому, что порох — дело военного приказа, и потому, что о риске менее всего думали, когда делом занимались солдаты. И они погибали от взрывов и ожогов, которые были в то время нередки.

После Петра I царствующий дом продолжал устраивать грандиозные фейерверки, привлекая к их созданию ученых и затрачивая на их изготовление колоссальные по тем временам деньги. В царствование Елизаветы Петровны (1741-1761) к созданию фейерверков был привлечен Ломоносов. которому поручали организацию фейерверков и иллюминации. Так, под новый, 1754 год был показан фейерверк с иллюминацией Есть в архиве и запись: «Сочинил фейерверк оберфейерверкер Мартынов, по изобретению господина советника профессора Ломоносова». В устройстве фейерверков принимал участие ученик Ломоносова В. Клементьев. В отчете Ломоносова о работах 1756 года он писал: «Ныне лаборатор Клементьев под моим смотрением изыскивает по моему указанию, как бы сделать для фейерверков верховые зеленые звезды». На изготовление фейерверков и на сопровождавшие их при этом салюты расходовалось значительное количество пороха, а еще больше труда, причем труда весьма опасного… Грандиозный фейерверк был показан в первый день 1756 года. Был показан храм: «по обе стороны храма четыре части света взирают с удивлением и почтением на оный храм и на стоящую перед ним Россию, а именно… Европа, на белом тельце сидящая, в веселом образе, изъявляющем желание ея к снисканию у России дружества. Азия… подносит восточные свои сокровища; по другую сторону Америка с открытым до половины лицом, стоящая на одном колене. Африка, показывающая на себе вид превеликого удивления». В 1758 году только в Петербурге было представлено три фейерверка. Екатерина II, как и ее предшественница Елизавета Петровна, очень любила развлечения, и в частности фейерверки, которые в ее царствование (1762-1796) устраивались довольно часто. О фейерверках, показанных во второй половине восемнадцатого века, английский турист Рэксоль сообщал, что иллюминация и фейерверки в Петергофе «превосходили все, которые я до сих пор видывал. В устройстве иллюминаций, как и фейерверков всевозможных родов, русские перещеголяли все европейские народы». В 1762 году во время коронации Екатерины II большой фейерверк в Москве являл «тихие искусством сделанные потешные огни… два удивлению достойные сильные кашкады (каскады), которые огненную реку на подобие воды столбом в верьх поднимают и… огненный ручей составляют». Были представлены «вымышленные машины… в огненных колесах», пущено более тысячи ракет. Фейерверки устраивались не только в столицах. Их наблюдали жители Казани, Полтавы, в приморском городке Левенталь и в других местах. То там, то здесь находим мы упоминания о редкостных зрелищах. В 1772 году в Царском селе явилась вдруг «страшная огнедышащая гора, с текущею в нее огненной рекою». А в 1775 году на Ходынке в Москве по случаю заключенного с Турцией мира дано огненное представление — в его первом действии была представлена «Спокойная Россия», во втором — «Обеспокоенная Россия», в третьем — «Торжествующая Россия» и, наконец, в четвертом — «Утешная Россия». Затем был выстроен «великолепный и разновидный павильон», составленный из 42 тысяч ракет! Этот фейерверк изобрел уже упомянутый оберфейерверкер Мартынов, а исполнил его помощник Немов.

В начале девятнадцатого века появляются новые имена мастеров фейерверочного искусства. Прежде всего следует отметить Ф. Челеева, который в 1824 году опубликовал интересную книгу под названием «Полное и подробное наставление о составлении увеселительных огней». В этой книге Челеев писал: «Хотя упражнение фейерверочное не есть столь полезное для отечества, как другие художества (то есть ремесла), на коих все ваше благо основывается; но коль скоро находим мы в нем приятное удовольствие, то не можем оное не назвать хотя частным благом, ежели не всеобщим… По всему всякая забава в свободное время облегчает труды… успокаивает и ободряет силы». Еще раньше, в 1820 году, появилась книга А. Демидова «О происхождении увеселительных огней», которую можно считать первой историей русских фейерверков. Кроме Челеева и Демидова, библиография по организации фейерверков насчитывает много других имен. Талантливый русский изобретатель Иван Кулибин изобрел так называемый «оптический бездымный несгораемый фейерверк». Он же автор работ «О ракетах верховых», «О двойном фонтанном колесе», «О зеленом огне» и других. Любил фейерверки известный композитор и химик А. Бородин, который в свободное время сам занимался их составлением и запуском. Во второй половине XIX столетия появился ряд руководств по изготовлению и запуску фейерверков, лучшими из которых считаются обширные труды П. С. Цытовича и Ф. В. Степанова. В них показано, что фейерверки всегда служат лучшим украшением общественных праздников. «А общественные празднества поднимают дух народа, — писал П. С. Цытович, — и развивают патриотические чувства. Фейерверки нужны для оживления праздников. Ожидание фейерверка возбуждает любопытство; кажущаяся опасность от взлетающих ракет, бомб, шипение, треск, пальба — все это волнует зрителя и придает интерес зрелищу».

Яркое шоу из десятков и сотен рассыпающихся по небу огненных струй и сегодня является захватывающим зрелищем, от которого не могут оторвать взгляд не только маленькие дети, но и умудренные опытом и, казалось бы, уже подрастерявшие веру в чудеса взрослые. А потому запуск фейерверка стал у нас уже давно доброй традицией, которая ярко выделяет кульминационный момент практически любого праздничного зрелища.

Поскольку салюты и фейерверки связаны с пиротехникой, которая, в свою очередь, берет начало в достижениях военного дела, многие люди ошибочно полагают, что фейерверк - это своего рода побочный продукт именно оружейного производства. На самом же деле история появления фейерверков куда более интересна и отнюдь не так военизирована, как о ней думают.

Кто придумал фейерверк?

Идея фейерверка, как и многие гениальные изобретения, обнаружилась совершенно случайно и принадлежит она некоему кулинару, имя которого, к сожалению, история не сохранила. Однажды, занимаясь своим обычным делом, приготовлением пищи, он решил, что огонь в печи недостаточно яркий и дабы он обрел новое дыхание, бросил в печурку несколько бамбуковых палочек и вскоре не на шутку испугался, поскольку палочки начали трескаться и «взрываться» с громким звуком.

Между тем китайцы, будучи людьми мудрыми, быстро приспособили это свойство зеленого бамбука к собственным религиозным нуждам. Впоследствии «взрывать» бамбуковые трубочки стало неотъемлемой частью ритуальных действий. Жители Поднебесной полагали, что громкий неожиданный звук способен отпугнуть злых духов от дома и семьи.

Порох для развлечения, а не для войны!

Изобретение пороха совершило настоящую революцию в стратегии и тактике ведения войн и стало началом так называемой «дистанционной» войны, когда, чтобы поразить противника, уже не было нужды подходить близко. Появились ружья и пистолеты, заряжаемые порохом, и, конечно же, пушки. Именно поэтому порох наравне с разработками ядерной физики считается хоть и безусловно важным, но неоднозначным с морально-нравственной точки зрения изобретением, ведь его открытие облегчило и увеличило возможности для убийства.

На самом же деле порох, представляющий собой смесь, селитры, древесного угля и серы, был изобретен также случайно, когда китайские монахи проводили эксперименты с различными веществами дабы открыть источник вечной жизни. С вечной жизнью не получилось, но открытие это положило начало не только уже упомянутой революции оружейного дела, но и истории красочных пиротехнических шоу, которые радуют человечество вот уже многие века.

В какой-то момент трескающиеся трубочки зеленого бамбука было решено объединить со «взрывчатым порошком», попросту насыпав последний в полости трубочек. Так на свет появился первый фейерверк, который является прародителем и сегодняшних достижений современной пиротехники.

Некоторое время его использовали в частных ритуалах, чтобы не позволить злым духам приблизиться к дому. Но изменил все опять же, его величество случай. В девятом веке нашей эры на Китай обрушились стихийные бедствия, погубившие урожай и оставившие народ голодным. Полагая, что все это происки нечистых сил, сегун империи решил провести массовый ритуал по изгнанию черных сил, и в один из вечеров в небо взвилось несколько тысяч фейерверков одновременно. Ночное небо осветилось яркими огнями и, казалось, что на несколько мгновений ночь отступила. Это зрелище настолько поразило воображение императора, что он повелел запускать фейерверки регулярно.

Но развитие технологии на этом не остановилось. Желая сделать световое шоу еще более ярким, изобретательные китайцы начали добавлять в состав различные соли. Так появились разноцветные фейерверки. Со временем бамбуковая палочка трансформировалась в корпус из плотной бумаги. Изменился и способ поджига. Теперь уже не было никакой нужды бросать фейерверк в горящий огонь. Вместо этого к корпусу приделывался фитиль, пропитанный горючим составом и, чтобы достичь желаемого результата, было достаточно просто его поджечь. В этом виде фейерверки начали распространяться по миру, и даже сейчас принцип их работы остался с тех давних пор практически неизменным.

С древних лет многие народы праздновали важнейшие события огненно-световыми эффектами. Вначале это были просто ярко горящие костры с множеством мелких огоньков, которые со временем совершенствовались. Так, например, на праздник Лампадарио римляне и греки сжигали большое количество светильников в знак уважения к богу Вулкану и богини Минервы. В Древнем Египте также проводились подобные празднования.

В некоторых источниках упоминается, что искусство использования огненно-световых эффектов использовалось во времена Александра Македонского. Им владели индийцы. У наших предков тоже были некоторые обряды с участием огня - при поклонении богу-громовержцу Перуну и в честь бога солнца Ярило.


В 668 году Калиник Гелиопольский изобрел палящий и метательный огонь, состав которых около четыреста лет держался греками в секрете. Первый из них представлял собой огненные шары, которые появлялись под напором воздуха из длинных труб. Второй тип позволял выбрасывать каменные ядра и имел свойство пороха. Оба изобретения с успехом использовались в военном искусстве тех лет, чтобы мгновенно поражать противника.

Однако настоящий пиротехнический прорыв совершила не Греция и даже не Индия, а Китай. Именно здесь были открыты свойства пороха, способность управлять силой горения и его скоростью.

Еще до 9 столетия китайцы широко использовали бамбуковые хлопушки, которые позволяли отгонять злых духов. Применение пороха в военно-стратегических целях началось в начале 13-го века. Одновременно с тем китайцы постигли пиротехническое искусство.

В России огненно-световые представления начались лишь в конце 14-го столетия. Именно в этот период времени стали использовать порох в артиллерии, а позже, во времена Ивана Грозного, появились .