Привороты Заговоры на... Отвороты

Понятие о предложении — Гипермаркет знаний. Понятие о предложении как единице синтаксиса. Виды предложений Понятие о предложении типы предложений

Предложение, имеющее в своем составе две или несколько предикативных единиц, образующих смысловое, структурное и интонационное единство, называется сложным.

Части сложного предложения могут объединяться: 1) при помощи союзов и союзных слов, 2) без союзов и союзных слов, при помощи только интонации и соотношения форм сказуемых. В связи с этим сложные предложения делятся на две большие группы: союзные сложные предложения и бессоюзные сложные предложения.

* Голубые глаза девушки широко открылись от испуга, и в них сверкнула слеза.

Был пятый час дня, хозяев не было дома.

Союзные предложения в свою очередь делятся на две группы: предложения сложносочиненные – с сочинительными союзами; предложения сложноподчиненные – с подчинительными союзами и союзными словами.

При сочинении части сложного предложения объединяются как синтаксически равноправные, при подчинении – одна из частей (или несколько) синтаксически подчиняется другой, зависит от нее.

2. Сложносочинённые предложения

Сложное предложение, части которого соединяются сочинительными союзами, называется сложносочиненным.

Типы сложносочинённых предложений

Сложносочинённые предложения различаются средствами синтаксической связи и характером выражаемых отношений между частями. В связи с этим выделяются:

Предложения с соединительными отношениями, разделительными отношениями (открытая структура, может быть много частей),

Противительными отношениями, и предложения с отношениями градации и присоединения (закрытая структура, только две части).

1. Предложения с соединительными союзами

Средствами связи в сложноподчиненных предложениях с соединительными отношениями являются союзы и, да, ни..ни, также, тоже.

* Дверь скрипнула , и вошел хозяин.

Союз ни..ни употребляется в предложениях со значением взаимоисключения.

* Ни деревья не растут между камнями, ни трава не зеленеет.

Союзы тоже и также употребляются в предложениях с присоединительным оттенком значения во второй части.

* Она мне нравилась все больше и больше, я тоже , по-видимому, был симпатичен ей.

2. Предложения с противительными союзами

Средствами связи в сложносочиненных предложениях с противительными отношениями являются союзы а, но, да (в значении но ), зато, однако, же, а то, не то.

Чаще всего в предложениях с союзом а передается значение сопоставления.

Значение противопоставления имеют предложения с союзом но .

* С утра был туман, но к обеду стало солнечно.

*Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоем отъезде.

3. Предложения с разделительными союзами

В сложносочинённых предложениях с разделительными отношениями используются союзы или, либо, то..то, не то..не то, то ли..то ли, ли..ли, ли…или.

Сложносочинённые предложения с разделительными отношениями передают значение чередования событий или взаимоисключения (или, либо).

Союз то…то , повторяющийся, указывает на последовательную смену событий.

* То дождь идет, то солнце появится.

В предложениях с союзом не то..не то, то ли…то ли передаются разделительные отношения с оттенком неопределенности и предположительности.

* Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней.

Понятие о предложении. Общая характеристика предложения.

Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее определённой смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.

Предложения различают по˸ цели высказывания, интонации, характеру грамматической основы, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения,

полноте или неполноте грамматического состава предложения,

наличию или отсутствию обособленных членов предложения,

количеству грамматических основ.

По цели высказывания различают предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом)˸ Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего. Например˸ Зачем тебе в Петербург?

Грамматические средства оформления вопросительных предложений˸

1) вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса˸ Разве ты песнею зазывала счастье? (Ср.˸ Разве ты песнею зазывала счастье? - Разве ты песнею зазывала счастье? ); 2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос)˸ Не град враждебный ли горит? 3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия, местоимения, например˸ Не лучше ли тебе отстать от них самому? Зачем мы здесь стоим?

Побудительными называют предложения, выражающие волеизъявление говорящего.

Они могут выражать˸

1) приказ, просьбу, мольбу˸ ʼʼ Молчать! Поезжай, Петр!ʼʼ - командовал студент;

2) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу, например˸ Тираны мира! Трепещите! 3) согласие, разрешение˸ Как хочешь, так и поступай; Можешь идти куда глаза глядят;

4) призыв, приглашение к совместному действию˸ Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! 5) желание˸ Дать бы ему сажи голландской с ромом.

Грамматические средства оформления побудительных предложений

1) побудительная интонация; 2) сказуемое в форме повелительного наклонения; 3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть );

4) междометия.

По интонации различаютпредложения восклицательные иневосклицательные.

Восклицательными называются эмоционально окрашенные предложения, что передается специальной восклицательной интонацией. Эмоциональную окраску могут иметь различные типы предложений˸ и повествовательные, и вопросительные, и побудительные. Например˸ повествовательно-восклицательное ˸ Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! ; вопросительно-восклицательное ˸ Кто б Измаила смел спросить о том?! ; побудительно-восклицательное ˸ О, пощади его!.. постой! - воскликнул он .

Понятие о предложении. Общая характеристика предложения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие о предложении. Общая характеристика предложения." 2015, 2017-2018.

Предложение (в языке) -- это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками -- или многоточием

Члены предложения

Члены предложения -- грамматически значимые части, на которые делится предложение при синтаксическом анализе. Они могут состоять как из отдельных слов, так и из словосочетаний. Выделяют два главных члена предложения: подлежащее и сказуемое, которые находятся в предикативном отношении, образуя предикативную единицу, и играют наиболее важную роль. К второстепенным членам предложения относятся дополнение, обстоятельство, определение.

Составом подлежащего называется подлежащее и все второстепенные члены предложения, которые относятся к подлежащему (распространённые и нераспространённые определения).

Аналогично, составом сказуемого называется сказуемое и все второстепенные члены предложения, которые относятся к сказуемому (обстоятельства и дополнения с зависимыми словами).

Например:

Красивая незнакомка в поезде подарила ему загадочную улыбку. Красивая -- определение, незнакомка -- подлежащее, в поезде -- обстоятельство, подарила -- сказуемое, улыбку -- дополнение, ему -- косвенное дополнение.

Типы предложений

Предложение не всегда выражает мысль, оно может выражать вопрос, побуждение, волю, эмоции. В соответствии с этим предложения бывают следующих типов:

Повествовательное (декларативное) предложение сообщает о каком-либо факте, действии или событии:

Повествовательное утвердительное -- содержит утверждение: Я выйду на улицу часов в одиннадцать.

Повествовательное отрицательное -- содержит отрицание: Я не буду долго собираться.

Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения бывают следующих типов:

Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ: Вы сделали работу? Он уже пришёл?

Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию, которая требует подтверждения: Так вы едете? Это уже решено? Ну, идём? (см. также определение вопросительно-побудительного предложения)

Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно? И что же вы можете нам рассказать?

Вопросительно-побудительное предложение содержит в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе: Итак, может быть, продолжим наше занятие? Займёмся сначала подготовкой? Ну, идём?

Вопросительно-риторическое предложение содержит в себе утверждение или отрицание и не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе: Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать?

Побудительное предложение содержит в себе волю говорящего, выражая приказ, просьбу или мольбу. Побудительные предложения отличают: побудительная интонация, сказуемое в форме повелительного наклонения, присутствие частиц, вносящих побудительный оттенок в предложение (ну-ка, давай, пусть).

Восклицательное предложение выражает эмоции говорящего, что передаётся специальной восклицательной интонацией. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения.

Если предложение содержит в себе только подлежащее и сказуемое, то оно называется нераспространённым, иначе -- распространённым.

Предложение считается простым, если содержит в себе одну предикативную единицу, если больше -- сложным.

Если предложение содержит в себе и состав подлежащего, и состав сказуемого, то оно называется двусоставным, иначе -- односоставным.

Односоставные предложения делятся на следующие типы:

Определённо-личное предложение -- простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, который своими личными окончаниями указывает, что действие, названное им, выполняется определённым, 1-м или 2-м, лицом: Иду домой. Одевайтесь!

Неопределённо-личное предложение -- простое односоставное предложение без подлежащего, когда действие выполняется неопределённым лицом: Меня вызвали к директору.

Обобщённо-личное предложение -- простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, где субъектом действия может быть кто угодно: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Безличное предложение -- простое односоставное предложение со сказуемым, называющим такое действие или состояние, которое представлено без участия грамматического субъекта действия: Смеркалось. Было уже светло. Хочется пить. Его как бы вдруг передёрнуло. Под густою листвою пахло травою и лесом.

Инфинитивное предложение -- простое односоставное предложение, в котором сказуемое выражено инфинитивом (глаголом в неопределённой форме). В таких предложениях подлежащее не может быть выражено каким-либо словом без изменения формы сказуемого: Молчать! Вам уже ехать. Только бы успеть!

Номинативное предложение -- простое односоставное предложение, в котором подлежащее выражено существительным в именительном падеже и отсутствует сказуемое (сказуемое выражено глаголом «быть» в нулевой форме): Летнее утро. В воздухе тишина.

Если предложение содержит все необходимые члены предложения, то оно считается полным, иначе -- неполным.

Полными или неполными могут быть как двусоставные предложения, так и односоставные. В неполных предложениях некоторые члены предложения опущены в соответствии с контекстом или обстановкой: Куда его? -- Очень я тебя любила. -- И я тебя. В неполных предложениях может не быть одновременно как подлежащего, так и сказуемого: Куда? Зачем?.

Упражнение 1. Перепишите, ставя вместо знака || точку, вопросительный или восклица­тельный знак. Обозначьте повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. Какие из них будут восклицательными?

Сделайте полный синтаксический и морфологический разбор предложений из п. I, 1-5. Объясните употребление многоточия в предложении 8.

1) 1) Над Невою резво вьются флаги пёстрые судов|| 2) Чу, пушки грянули|| 3) Пой, ямщик|| Я молча, жадно буду слушать голос твой|| 4) Мир опустел|| Теперь куда же меня б ты вынес, океан|| 5) Тесней, о милые друзья, тесней наш верный круг соста­вим|| 6) Я пью один, и на брегах Невы меня друзья сегодня име­нуют|| Но многие ль и там из вас пируют|| Ещё кого не досчитались вы|| Кто изменил пленительной привычке|| Кого от вас увлёк холод­ный свет|| Чей глас умолк на братской перекличке|| Кто не пришёл|| Кого меж вами нет|| 7) Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы|| 8) Итак, пошли тихонько внука с запиской этой к О... к тому... к соседу... да велеть ему, чтоб он не говорил ни слова, чтоб он не называл меня||

Из произведений А. С. Пушкина.

2) 1) Поэма Лермонтова - создание мужественное, зрелое||

2) Какая верная картина|| Какая точность в выражении|| 3) Не менее превосходна «Казачья колыбельная песня|| Где, откуда взял поэт эти простодушные слова, эту умилительную нежность тона, эти кроткие и задушевные звуки, эту женственность и прелесть выражения|| 4) О, как глубоко поучительна эта повесть, как сильно потрясает она душу||

В. Г.Белинский.

«Стихотворения М. Лермонтова».

Упражнение 2. Укажите типы предложений по цели высказывания.

1. Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, раскидисто и величаво? Что б было в нем без нас? 2. Принять его, позвать, просить, сказать, что дома... 3. Она посмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами. 4. Варвара Павловна смеялась их замечаниям и восклицаниям. 5. К истории сына Порфирий Вла­димирович отнесся довольно загадочно. 6. Что у тебя за охота всех женить и замуж выдавать! Какое тебе дело? Пусть сами женятся, как хотят. 7. Так и шло дело. 8. Давай, Катюша, об этом не спорить. 9. Спать бы шел и гостю бы покой дал...

Упражнение 3. Перепишите предложения в таком порядке: 1) повествовательные; 2) вопросительные; 3) побудительные

1. К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам. 2. Что же это за люди, что за типы? 3. Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе. 4. Ты бы ложилась, нянечка. 5. Что же вам тут мо­жет нравиться? Кажется, это не особенно приятно. 6. - Яков, она читала тебе свои стихи? 7. А разве воздействовать на людей - не великое искусство? 8. У Мишки глаза разбежались. Растерянно за­кружился на одном месте, потом рванулся и побежал к музыкантам. 9. Пусть он смелый, пусть изве­стный, пусть еще побьет рекорд... 10. Лопатин взял газету и увидел на четвертой полосе напечатанную подвалом корреспонденцию.

Упражнение 4. Выделите вопросительные предложения. Определите, какими средствами, наряду с интонацией, выражен вопрос.

Из ночной дали раздался знакомый всей дивизии глубокий голос полковника Сербиченко:

Ну как, Травкин?

Кажется, все в порядке, товарищ шестьсот.

Значит, у тебя тихо?

Тихо, товарищ шестьсот.

Люди Бугоркова еще не вернулись?

Нет еще, товарищ шестьсот.

Потом снова после некоторого молчания:

Значит, немец спокоен?

Да, но не очень часто.

Постреливает?

Временами.

Но не так, чтобы?..

Нет, нет, товарищ шестьсот. Нормально, как всегда.

Положив трубку, Муштаков сказал:

Тревожится старик.

(Э. Казакевич .)

Упражнение 5. Определите функции вопросительных предложений. Укажите, какие из них являются риторическими вопросами, переспро­сами, звеньями развития мысли, утверждениями, требующими согла­сия собеседника. Найдите уточнения, предположения, возражения, побуждения к действию.

1. - К кому же идти? - бормотал он, выходя на дорогу.- Один говорит - не моё дело, другой говорит не моё дело. Чьё же дело?

2. – Вы вот спрашиваете, как я поживаю. Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечат­лений, без мыслей... Что хорошего?

3. - Разве так можно? - убеждал папаша.- Не дай бог, узнают, в гимназии, вас исключат... Разве так можно?

4. Мать почувствовала себя задетой.- Когда же я боя­лась? И в первый раз делала это без страха...

5. - Может, в шалаш тебе уйти, Савелий? - спросил Яков, наклоняясь над ним

6. Часто я спраши­ваю себя, когда думаю о занятии литературой. Когда же это началось? И как это вообще начинается? Что впер­вые заставляет человека взять в руки перо, чтобы не выпускать его до конца жизни?

7. - Знаете что? Вы - возвращайтесь.

8. Разведчики, увидев комдива, остановились.- Ну, что,- спросил он,- потеряли противника, орлы? Где противник, что он делает?.. И ты, Травкин?..

Упражнение 6. Выделите побудительные предложения. Укажите, какими средствами выражено побуждение.

1. Бричка поравнялась с отарой овец.- Стой! - закричал Кузьмичов.-Держи! 2. Выкурив сига­ру, новый хозяин вышел и через минуту вернулся, держа в руках маленький матрасик.- Эй ты, пес, поди сюда!- сказал он, кладя матрасик в углу около дивана.- Ло­жись здесь. Спи! 3. - Прощайте, братцы! С бо­гом! - крикнул Кузьмичов.- Я на вас надеюсь! - Будьте покойны, Иван Иваныч 4. Гусь подошел к нему и остановился в ожидательной позе.- Ну-с,- сказал незнакомец,- начнем с самого начала. Прежде всего поклонись и сделай реверанс! Живо! 5. - Цыц, проклятая,- крикнул старик, поднимаясь на локте.- А что б ты лопнула, бесова тварь! 6. Ко­миссар сидел за дощатым столом и курил. Он долго и за­думчиво смотрел на меня.- Выкладывайте,- сказал он наконец.- Куда держите путь и по какому случаю. И документы, кстати, покажите. 7. Комиссар по­стучал согнутыми пальцами по чайнику.- Так вот, граждане, пожалуйте. Поговорим. Вещички пока оста­вим здесь. Сидоров, Ершиков,- сказал он двум воору­женным красноармейцам, стоявшим около теплушки,- взять их ко мне. А этого,- он показал на меня,- пока оставить. И смотрите, чтобы по дороге они ничего не выкинули из карманов. Понятно? 8. – Что же ты молчишь, как немая, бабуся? Села бы с нами, что ли, да рассказала чего-нибудь. 9. Дневальный громко крикнул в полутемный овин: - Встать! Смирно! 10. - За мной! - скомандовал Аниканов.

Упражнение 7. Укажите, какие, наряду с интонацией, элементы предло­жения (вопросительные слова, междометия, частицы, обращения, повторы слов, устойчивые обороты) определяют его восклицательный характер.

1. Кузьма Петрович! Мир ему! - Что за тузы в Мос­кве живут и умирают! (Гр.). 2. Экая ширь, господи по­милуй! Поди-ка, найди счастье! 3. - Братцы,- удивился Степка,- Васька пескаря живьем ест! Тьфу! 4. - Ну вот, скоро и рождество! - говорил на­распев отец, крутя из темно-рыжего табаку папиросу.- А давно ли было лето, и мать плакала, тебя провожаю- чи? Ан ты и приехал... Время, брат, идет быстро! Ахнуть не успеешь, старость придет. 5. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор. О, что они узнали! 6. - Экая благодать, господи! - вздохнул Ананьев.- Столько простора и красоты, что хоть отбавляй! А какова насыпь-то! это, батенька, не насыпь, а целый Монблан! Миллионы стоит. 7. Чего-чего только не уви­дишь, когда тихо-тихо едешь на лодочке по реке! 8. Ах, ворон, ворон, вещая птица! Сколько же ты, ворон, видел и знаешь, и отчего ты хоть один раз не выйдешь из своего вороньего круга и не перенесешь на своих могучих крыльях весточку о погибающем бра­те?! 9. Старик шел и, спотыкаясь о травы, повторял: - Какой аромат, граждане, какой упоитель­ный аромат! 10. А какие только разговоры бывали за чайным столом! Николай Никитич умел гово­рить. 11. Я снова здесь, в семье родной, мой край, задумчивый и нежный!. 12. О верю, верю, счастье есть! 13. Хороша ты, о белая гладь! 14. Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад!

Упражнение 8. Укажите случаи инверсии главных и второстепенных членов предложения.

1. Судьбы свершился приговор! 2. С тобой я буду совершенно откровенна. 3. Дважды пере­жил такое чувство Никита. 4. Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. 5. Зачем же так печально опаданье безумных знаний этих? 6. Полынью пахнет хлеб чужой. 7. Светит день холодный и недужный...

Упражнение 9. Рассмотрите порядок слов в предложениях. Установите, в каких случаях порядок слов нейтральный, в каких - стилистиче­ски значимый.

1. Это утро он страдал жестоко. 2. Как никогда терзала его история его любви, томила смерть. 3. Едва говоря, он попросил нарвать сирени. 4. Сирень была свежая, бледно-фиолетовая, с капельками росы. 5. Вдыхая ее запах, он слабыми пальцами трогал цветы. 6. И улыбнулся горько, вспомнив, что никогда не мог найти в сирени пяти лепестков - счастья...

7. Вечером написал сыну. 8. В этом письме было такое место: «Повидать тебя, Андрей, мне бы хотелось. Мы давно не видались... Желаю тебе ясной и светлой жизни; помни, друг мой, что величайшее счастье, как и величайшее горе человека есть любовь...»

9. После этого письма Павел Антоныч устал страшно; всю ночь он провел без сна, задыхаясь, и широкими от тоски глазами глядя на пламя свечи.


Предложение - это слово или сочетание слов, грамматически организованное и обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.
Знаменательные слова в предложении называются членами предложения. Основу большинства типов предложения образуют его главные члены: подлежащее и сказуемое.
Подлежащее - это главный член предложения, грамматически независимый, обозначающий предмет, признак которого определяется сказуемым.
Сказуемое - это главный член предложения, грамматически зависимый от подлежащего, обозначающий признак того предмета, который выражен подлежащим.
Вокруг главных членов группируются остальные члены предложения, которые называются второстепенными. Связь между главными и второстепенными членами подчинительная (согласование, управление, примыкание).
Упражнение 472. Определите типы связи между членами предложения и начертите схемы предложений.
  1. На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку (П.). 2. В ауле множество собак встретило нас громким лаем (Л.).
  1. С холодным и безнадежным отчаянием глядел я на приподнятые оглобли своего тарантаса (Т.). 4. А на утро снова появились на заборах и стенах домов листовки с призывом мстить захватчикам (Фад.). 5. К вечеру рытье траншей всюду было закончено (Шол.).
Образец. Молодой малый в капральском мундире проворно подбежал к Пугачеву (П.).
малый--.. ¦¦ подбежал
молодой в мундире проворно к Пугачеву
капральском
(Управление показано одной чертой, согласование - двумя, примыкание - пунктирной линией).
Упражнение 473. Вместо точек допишите нужные окончания, согласуя сказуемое с подлежащим.
  1. 1. Большинство прибил...сь назад к этому берегу (Л.Т.).
  1. Меньшинство его ненавидел... (Помял.). 3. У князя в сакле собрал...сь уже множество народа (Л.). 4. Большинство бойцов успел... выпрыгнуть на берег и ударить с тыла по врагу (Нов.-Пр.). 5. Большая часть этих книг куплен... библиотекой недавно. 6. Ряд новых домов стоял... в конце деревни.
  1. 1. Большинство присутствовавших был... старые, почтенные люди (Л.Т.). 2. Ряд лиц, виденных Бельтовым, не выходил... у него из головы (Герц.). 3. Подавляющее большинство учеников показал... на экзаменах хорошие знания. 4. Ряд ораторов, выступавших в прениях, поддержал... докладчика. 5. Большинство делегатов, которые прибыли на научную конференцию, привезл... с собой интересные материалы. 6. Большинство рабочих нашего цеха явля...тся передовиками производства и систематически перевыполни...т нормы.
Для справок. При подлежащем, имеющем в своем составе существительное собирательное (lt;большинство, меньшинство, ряд, часть и т. п.), сказуемое, как правило, ставится в единственном числе. Форма множественного числа сказуемого обычно встречается в этом случае при подлежащем, выраженном существительным одушевленным.
Упражнение 474. Вместо точек допишите нужные окончания, согласуя сказуемое с подлежащим.
1. Несколько дам скорыми шагами ходил... взад и вперед по площадке (Л.). 2. Много птиц, красных, желтых, зеленых, лежал... в ветвях (Гонч.). 3. Как мало нас от битвы уцелел... (П.). 4. На другой день поутру несколько десятков мужчин и женщин стоял... у ворот больницы (М. Г.). 5. За огородами темнел... несколько изб (Ч.).
  1. Уж много карет проехал... по этой дороге (Л.). 7. Сколько еще сказок и воспоминаний остал...сь в ее памяти? (М. Г.).
Для справок. При подлежащем, в состав которого входят слова много, мало, немного, немало, сколько, столько, сказуемое, как правило, ставится в единственном числе. При наличии слова несколько форма множественного числа сказуемого обычно встречается, если подлежащее обозначает лицо.
Упражнение 475. Вместо точек допишите нужные окончания, согласуя сказуемое с подлежащим.
  1. Прошл... сто лет (П.). 2. Четверо человек вздрогнул..., сердито вскинул... пыльные головы (М. Г.). 3. Пробил... десять часоз (Т.). 4. Четырнадцать человек тянул... бечевой тяжелую баржу с хлебом (А. Н.Т.). 5. В душе его борол...сь два чувства - добра и зла (Л.Т.). 6. Кроме воинского эшелона, на станции ожидал... очереди на отправление еще два состава (Н. Остр.). 7. Двое рабочих в белых фартуках копал...сь около дома (Ч.). 8. Тут тол пил...сь шумно десятка два грузин и горцев (Л.). 9. Работал... двадцать с лишним человек (Н. Остр.). 10. Под навесиком помещал...сь не больше четырех ребят, а всего в цехе работал... человек двадцать (Мак.).
Для справок. При подлежащем, выраженном сочетанием числительного с существительным, сказуемое обычно ставится в единственном числе при обозначении неодушевленных предметов и во множественном при обозначении лиц. При наличии числительных два, три, четыре чаще используется форма множественного числа сказуемого. При подлежащем, обозначающем приблизительное количество, более обычной является форма единственного числа сказуемого.
Упраоїснение 476. Вместо точек допишите нужные окончания, согласуя сказуемое с подлежащим.
  1. 1. Такси остановил... у ворот дома. 2. После обеда был... подан... кофе. 3. Кенгуру быстро бежал... по степи. 4. Над путешественником, словно пчелка, пролетел... колибри.
  1. 1. Баку очень вырос... за последние годы. 2. Сочи расположен... севернее Сухуми и южнее Туапсе. 3. Миссисипи разливом своих вод затопил... большую территорию. 4. Капри, где когда-то проживал А. М. Горький, поразил... туристов своим живописным видом.
  2. 1. «Юманите» поместил... ряд статей о борьбе колониальных народов за свою свободу и независимость. 2. Вслед за другими английскими газетами по этому вопросу выступил... «Дейли экспресс».
  3. 1. ТАСС опубликовал... сообщение о ходе переговоров между профсоюзными делегациями. 2. Вуз объявил... набор студентов.
  1. Гороно разослал... инструкцию по школам. 4. РТС заключил... договор с рядом колхозов.
Для справок. 1.С подлежащим, выраженным несклоняемым словом иноязычного происхождения, сказуемое согласуется в соответствии с грамматическим родом, установленным для этого слова в русском языке (неодушевленные существительные - среднего рода, за исключением слова кофек одушевленные существительные - мужского рода).
  1. С подлежащими, выраженными несклоняемыми географическими наименованиями, сказуемое согласуется в соответствии с грамматическим родом слов город, река, остров и т. д.
  2. С подлежащими, выраженными несклоняемыми названиями органов зарубежной печати, сказуемое согласуется обычно в форме женского рода (по грамматическому роду слова газета).
  3. С подлежащим, выраженным сложносокращенным словом, сказуемое согласуется по следующему принципу:
а) если сложносокращенное слово (аббревиатура) склоняется, то есть имеет форму рода, то сказуемое ставится в том же роде, например: Нэп был переходным периодом;
б) если сложносокращенное слово не склоняется, то сказуемое ставится в том роде, к которому относится ведущее слово развернутого сочетания, из которого образовано сложносокращенное слово, например: МГУ (Московский государственный университет) праздновал свое двухсотлетие.
Упражнение 477. Раскройте скобки; поставьте в форме прошедшего времени заключенный в них глагол, согласуя сказуемое с подлежащим.
1. «Роман-газета» (выйти) большим тиражом. 2. Плащ-палатка (лежать) в СЕернутом виде. 3. Завод-лаборатория (выполнить) срочный заказ. 4. Таблица-плакат (привлечь) внимание экскурсантов.
  1. Концерт-загадка (пройти) с большим интересом. 6. Кресло-качалка (стоять) в углу. 7. Песня-романс (стать) часто исполняться на эстраде. 8. Книга-справочник (пополниться) новыми сведениями.
  1. Машина-канавокопатель (проложить) широкую борозду. 10. Платье-халат (висеть) на вешалке. 11. Библиотека-музей (приобрести) новые экспонаты. 12. Урок-лекция (продолжаться) полтора часа. 13. Кафе-столовая (открыться) после ремонта. 14. Театр-студия (показать) новую постановку. 15. Самолет-амфибия (пойти) на посадку.
Для справок. Если подлежащее выражено сложным существительным (обычно термином), состоящим из двух частей, относящихся к различному грамматическому роду, то сказуемое, как правило, согласуется с первой частью; если же первая часть при склонении сложного слова не изменяется («Роман-газета», плащ- палатка), то сказуемое согласуется со второй частью.