Привороты Заговоры на... Отвороты

Программа «четырех модернизаций. Дэн сяопин и его экономические реформы Реформы 4 модернизаций в китае

В 1978 г. сформулирована в общем виде цель превращения Китая в могучую и процветающую державу, которая стала подлинной общенациональной мобилизующей идеей, была конкретизирована в программе «Четырех модернизаций»: 1) Модернизация сельского хозяйства, 2) Промышленности, 3) Науки и техники, 4) Обороны.

Взят курс на образование богатого демократического социалистического государства с душевым доходом населения на уровне среднеразвитых стран Зап. Европы. По уровню производства к 2015 г. обойти Японию и к 2025 г. обойти США по общему объему производства. К 2050 г. стать страной №1 в мире по всем основным экономическим показателям.

Поэтапность - основа реформ. Неотъемлемой чертой курса китайских экономических реформ является постепенность и осмотрительность, взвешенный подход к намечаемым преобразованиям

В общем можно выделить четыре этапа экономического развития Китая:

  • 1. Переход от натурального, полунатурального хозяйства к плановой товарной экономике.
  • 2. Переход от аграрного к индустриальному обществу.
  • 3. Переход от закрытого общества к открытому.
  • 4. Переход от общества «моральных принципов» к правовому.

Переход к товарному производству проходил, опираясь на историко-культурные и экономико-политические традиции. В конце 70-х годов XX в. реформы осуществлялись под лозунгом «плановая экономика - главное, рыночное регулирование - вспомогательное», когда основное внимание уделялось совершенствованию планового управления народным хозяйством с допущением договорных цен, развитием индивидуального сектора, появлением жестко контролируемых совместных предприятий, предоставлением госпредприятиям права сбывать сверхплановую продукцию, введением семейного подряда.

В период 1984-1990гг. официальной моделью преобразований было провозглашено создание системы социалистического товарного хозяйства. Центральное место занимала реформа ценообразования. Она предусматривала переход к свободному регулированию цен на потребительские товары. Реформа проходила в три этапа:

Первый - приближение государственных цен к уровню затрат,

Второй - постепенная передача права установления цен от центральных к местным органам управления,

Третий - постепенная либерализация цен производственного и потребительского назначения. В начале 1990-х годов рыночная ориентация реформы расширяется и в качестве целевой модели начинает фигурировать понятие «социалистической рыночной экономики». Важнейшей характеристикой «социалистической рыночной экономики», по мнению китайских специалистов, является ведущая роль общественной собственности при одновременном развитии многоукладности в экономике.

Реформирование государственных предприятий включает расширение прав предприятий при сохранении за государством права собственности на их имущество, а также акционирование предприятий, за исключением предприятий оборонных отраслей, добычи редких металлов и государственной монополии.

Переход от аграрного к индустриальному обществу характеризуется ликвидацией народных коммун в деревне и развитием свободного предпринимательства. В 1990-е годы количество деревенских предприятий выросло по сравнению с 1980-ми годами в 14 раз, превысив 21 млн., численность работающих возросла в 4 раза. Деревенские предприятия должны отчислять львиную долю доходов на поддержку сельскохозяйственного производства и социальные нужды (40% валовой прибыли). Доля налогов в валовой прибыли этих предприятий превышает 50%. На большинстве деревенских предприятий работают родственники, что создает систему отношений, характерную для доиндустриального общества.

В Китае существует четкое разделение экономики на городскую и деревенскую. Главным нововведением в деревенской экономике стало распространение подворного подряда (трудовых крестьянских хозяйств) с правом распоряжения, использования и наследования земельных наделов. Создание института частной собственности затруднено дефицитом пахотных площадей, перенаселенностью, низким уровнем социально-экономического развития деревни, вековыми устоями крестьянской жизни. По подсчетам, на душу населения в КНР приходится 0,09 га пахотной земли (в России - 0,9 га).

В целом сельскохозяйственное производство сохраняет натуральный и полунатуральный характер. Это определяется значительным уровнем самообеспечения, низким удельным весом товарной продукции (примерно 30%). Основной покупатель сельскохозяйственной продукции - государство, которое широко использует ценовую регламентацию. Расчеты с производителями часто осуществляются с помощью расписок, на которые практически нельзя ничего купить. Тем не менее производство сельскохозяйственной продукции растет: в 1990-е годы по сравнению с 1980-ми производство хлопка увеличилось на 15%; сборы чайного листа повысились на 22% (товарный выход - 96%) и т. д.

Начиная с 1979 г. Китай взял курс на переход от закрытого общества к открытому в расчете на приток иностранного капитала в страну для модернизации и развития промышленного производства, разрешение социальной миграции населения.

Огромную роль в реализации реформ в Китае играет политика правительства по привлечению прямых иностранных инвестиций, которые интегрировались в национальную экономику, вызвали рост и диверсификацию промышленного производства, стимулировали развитие экспорта.

Система мобилизации и распределения инвестиционных ресурсов в период до начала осуществления политики реформ основывалась на полном изъятии в госбюджет прибыли предприятий и дальнейшем распределении средств между регионами, отраслями, предприятиями. Ассигнования в экономику носили безвозмездный характер при упоре на административные методы хозяйственного управления. В период осуществления реформы были диверсифицированы источники финансирования. Наряду с государственными средствами активно используются средства коллективных, индивидуальных, частных и совместных предприятий, накопления населения.

Географическая близость Гонконга, обладающего развитой финансовой сферой и огромными торговыми связями, явилась основным преимуществом для иностранных компаний, которые начали размещать в Китае трудоемкие сборочные производства, ориентированные на экспорт.

Для стимулирования инвестиционных процессов по решению китайского правительства в Приморских районах были созданы 4 особые экономические зоны: Шанхай, Чжухай, Шаньтод, Хайкоу, куда сразу направились потоки прямых иностранных инвестиций Гонконга, Тайваня и США.

В 1984 г. для иностранного инвестирования было открыто 14 прибрежных городов и портов. Западные инвесторы получили возможность выхода на крупные внутренние рынки Китая и территории с большим количеством рабочей силы, квалифицированным техническим составом, развитой инфраструктурой и небольшими предприятиями. В 1985-1986 гг. на эти города приходилось 23% промышленного производства и 40% экспорта Китая.

В 1985 г. в Китае для иностранного инвестирования было открыто еще 18 городов, которые имели избыток дешевой рабочей силы и где располагалось трудоемкое производство первичных и перерабатывающих отраслей экономики. Это повлекло за собой перемещение целых заводов и современных производственных комплексов ТНК в данные районы, модернизацию технологической и производственной базы местных предприятий.

В 1986 г. китайское правительство выпустило список из 22 положений, направленных на улучшение инвестиционного климата для привлечения прямых иностранных инвестиций. Были открыты специальные обменные пункты для инвесторов, которые имели возможность купить здесь твердую валюту, импортное сырье, репатриировать прибыль.

В 1990 г. была введена новая корпоративная политика, вступили в действие нормативные акты о защите авторских прав. Это активизировало инвестиционные потоки прямых иностранных инвестиций из Японии, США и Западной Европы.

С 1992 г. в Китае проводились мероприятия, направленные на либерализацию сферы услуг и создание предпосылок для вступления в ВТО. Поэтому для иностранных инвесторов постепенно были открыты ранее закрытые сектора экономики: недвижимость, транспорт, телекоммуникации, строительство дорог, инфраструктура аэропортов, развитие портов, розничная торговля, страхование, бухгалтерские услуги и природоохранные технологии.

Совместные предприятия, занятые в приоритетных отраслях экономики, получили особые льготы, касающиеся перемещения технологий и экспорта. Для Китая характерно создание акционерных совместных предприятий с иностранным участием от 22 до 50%. Иностранные инвесторы обеспечивают предприятия оборудованием, технологиями и финансированием. Китайская сторона предоставляет инфраструктуру, трудовые ресурсы и местные связи.

Согласно законодательству технологии и ноу-хау, предоставляемые зарубежной стороной, должны быть передовыми и соответствовать нуждам страны. Китайские власти предписывают иностранным инвесторам приобретать сырье и производственные материалы, топливо и вспомогательное оборудование у местных поставщиков, а реализовывать произведенную продукцию за пределами Китая. Это помогает государству накапливать валютные резервы.

В последнее время в Китае возрастает число предприятий со 100%-ным иностранным капиталом. Раньше их можно было создавать только в особых экономических зонах, начиная с 1986 г. такие предприятия распространились практически по всему Китаю. Подобные фирмы, как правило, экспортно-ориентированные, применяют новейшие технологии и современное оборудование. По закону они пользуются защитой от национализации и экспроприации, но такие предприятия не должны наносить вред общественным и государственным интересам Китая.

В 1995 г. в Китае принят закон, позволяющий иностранным компаниям создавать холдинги. При организации холдинга существует три условия: компания должна быть финансово здоровой, иметь длительный стаж деятельности в Китае и владеть активами не менее 400 млн. долл.; обладать консолидированным акционерным капиталом в сумме не менее 10 млн. долл.; иметь одобрение на проведение не менее трех инвестиционных проектов в Китае.

Для привлечения прямых иностранных инвестиций в Китае применяются различные стимулы. Они включают в себя: налоговые каникулы, льготные импортные тарифы, облегченные правила приема и увольнения иностранного персонала.

Если объем инвестиций в регионе ниже определенного уровня по стране, то региональные власти могут без специальных разрешений вводить собственные стимулирующие механизмы привлечения прямых иностранных инвестиций. Это способствует развитию местных региональных рынков, растет интенсивность внутригосударственного хозяйственного оборота. Тем не менее формирование единого рынка в КНР сдерживается отсталостью транспортной инфраструктуры.

Остро стоит проблема образования, хотя ассигнования в эту сферу в 2 раза выше, чем в сельское хозяйство. Умственным трудом занимается примерно 8,5% активного населения. В КНР есть понятие "новые неграмотные" (лица, утратившие знания иероглифики и разучившиеся читать и писать). Ежегодно более 4 млн. детей покидают начальную школу, 2 млн. - неполную среднюю и более 2 млн. - вообще не имеют возможности учиться, что, естественно, негативно отражается на ходе реформ. В последнее время в Китае практикуется обучение на английском языке.

Примеч.: будет на ГОСах. Рассказать о чём-то одном: с/х, пром-ти или армии, или науке, культуре, технике (НКТ). См. лекцию от 26.11.2014 г.

Это политика основного направления развития К., после смерти Мао Цзэдуна (9.9.1976).

По сути - это реформа, которую проводил Дэн Сяопин. Её ключевыми направлениями стали: подготовка учёных, инженеров и менеджеров, а также реформа с/х путём внедрения «системы ответственности» (передача полномочий в ведении х-ва от коммун к индивидуальному производителю).

1963 - Мао декларирует свою речь о необходимости модернизации: с/х, пром-ти, нац. обороны, науки и технологии, но начался период:

1966-76 (77) - великой пролетарской Культурной революции. В этот период идеология была на первом месте, а экономика на втором

1976-78 - Дэн Сяопин («коротышка») отстраняет от власти Хуа Гофена и начинает выдвигать своих соратников на ведущие посты во власти

ДСП хотел строить общество «Великого единения» и стал проводить Реформы:

Этапы реформ П4М (всего 3 этапа):

I). - начало 1978 - директивные указания на сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) о разворачивании программы «П4М»

Декабрь, 1978 - 3-й Пленум ЦК КПК. Итог: решение о широкомасштабной экономической реформе, к-ое принято по инициативе Дэн Сяопина.

Основа этапа: планированная экономика, но при этом, вспомогательным рычагом будет рыночное регулирование, т.е. сосуществование Плана и Рынка, но плана больше на 1-м этапе.

II). - с 1984 - Пленум ЦК КПК объявляет о переходе построения социализма с китайской спецификой - это Социальная рыночная экономика. Здесь План и рынок - сблизились.

Это период 6-й 5-ти летки (1981-85).

Принципы Соц. рыночной экономики в К.:

1). Соц-й путь развития - это освобожд. и развитие производительных сил

2). Демократическая диктатура народа - это создание хороших условий для проведения реформ (борьба с коррупцией и пр.)

3). Руководствоваться идеями марксизма-ленинизма и Мао Цзэдуна, т.е. следовать теории Дэн Сяопина о построении социалистической экономики

4). КПК должно руководить хозяйством страны, а не политическими компаниями.

Особенности китайской специфики:

1. Уважительное отношение к крестьянам

2. На первом месте соц-зм, а на 2 месте китайская специфика.

На этом этапе Плановая и Рыночная экономики дополняют д.д.

III). Октябрь, 1992-2002.

Октябрь, 1992 - 14 съезд КПК. Итог: - решение об ускорении реформ. Стали говорить, что только рынок м. спасти социализм

Разногласия в руководстве КПК по проблемам определения внутриполитического курса и внешнеполитической ориентации страны достигли большой остроты к концу 1965 г. Идею о классовой борьбе в социалистическом обществе Мао Цзэдун выдвинул еще в 1957 г., а после Х пленума ЦК КИК 8-го созыва (1962 г.) он начал пропагандировать и навязывать стране мысль об обострении классовой борьбы, выдвинул положение о продолжении революции при диктатуре пролетариата.

Культурная революция, задуманная и развязанная Мао Цзэдуном в 1966 г., была нацелена на то, чтобы устранить из руководящих органов партии всех несогласных с его политикой.

Историю культурной революции большинство китайских ученых делит на три этапа.

Первый этап продолжался с мая 1966 г. по апрель 1969 г. - это была наиболее активная и разрушительная фаза культурной революции, закончившаяся созывом IX съезда КПК. Повод: статья Яо Вэньюаня «О новой редакции исторической драмы Разжалование Хай Жуя».

В мае 1966 г. на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК было принято Сообщение ЦК КПК от 16 мая, в котором излагались основные идеи Мао Цзэдуна о культурной революции. Для подавления оппозиционных сил в партии Мао Цзэдун и его сторонники использовали политически незрелую молодежь, из которой формировались штурмовые отряды хунвэйбинов. Начались преследования интеллигенции, членов партии, комсомола.

В августе 1966 г. был созван XI пленум ЦК КПК 8-го созыва, на котором прошла масштабная реорганизация партийного руководства.

В результате заигрываний Мао Цзэдуна с хунвэйбинами, их бесчинства после пленума приобрели еще большие масштабы. Начался разгром органов власти, общественных организаций, парткомов. Хунвэйбины были поставлены, по существу, над партией и государственными органами.

Жизнь в стране была дезорганизована, экономике нанесен тяжелейший урон, подверглись репрессиям сотни тысяч членов КПК, усилились преследования интеллигенции.

В декабре 1966 г. наряду с отрядами хунвэйбинов появились отряды цзаофаней (бунтарей), в которые вовлекались молодые, обычно неквалифицированные рабочие, учащиеся, служащие. Они должны были перенести культурную революцию на предприятия и в учреждения, преодолеть сопротивление рабочих хунвэйбинам. Но рабочие по призыву комитетов КПК, а иногда и стихийно давали отпор бесчинствующим хунвэйбинам и цзаофаням, добивались улучшения материального положения, отправлялись в столицу для предъявления своих претензий, прекращали работу, объявляли забастовки, вступали в сражения с погромщиками.

Чтобы сломить сопротивление противников культурной революции, была развернута кампания по захвату власти. Захват власти осуществлялся с помощью армии, подавлявшей сопротивление и осуществлявшей контроль над коммуникациями, тюрьмами, складами, хранением и рассылкой секретных документов, банками, центральными архивами. Для поддержки бунтарей были выделены специальные части, так как и в армии имело место недовольство бесчинствами хунвэйбинов и цзаофаней. Но быстро осуществить план захвата власти не удалось. Забастовки рабочих ширились, повсеместно происходили кровопролитные столкновения с цзаофанями, а также схватки между различными организациями хунвэйбинов и цзаофаней.

С января 1967 г. началось создание новых антиконституционных органов местной власти - ревкомов. На первых порах преобладание в них получили лидеры хунвэйбинов и цзаофаней, что вызвало недовольство партийных работников и военных. В центре и на местах обострилась политическая борьба, в ряде районов происходили столкновения между военными частями и организациями хунвэйбинов и цзаофаней. В конце лета 1967 г. в стране фактически был установлен военный контроль.

IX съезд КПК (апрель 1969 г.), на который делегаты не избирались, а назначались, одобрил и узаконил все акции, предпринимавшиеся в стране в 1966 - 1969 гг.

Теоретической основой деятельности КПК были провозглашены идеи Мао Цзэдуна.

Второй этап культурной революции - от IX до Х съезда КПК - начался в мае 1969 г. и завершился в августе 1973 г.

Некоторые руководители, которым удалось сохранить свои позиции, требовали корректировки экстремистских установок в области экономики, учитывая насущные потребности развития страны. По их инициативе с начала 70-х гг. стали осторожно вводиться элементы планирования, распределения по труду, материального стимулирования. Были также приняты меры по улучшению управления народным хозяйством, организации производства. Произошли некоторые изменения и в политике в области культуры, хотя жесткий контроль над культурной жизнью по-прежнему сохранился.

Третий этап культурной революции продолжался с сентября 1973 г. до октября 1976 г.

Развенчание конфуцианства и восхваление легизма. В январе 1975 г. после 10-летнего перерыва была созвана 1-я сессия ВСНП 4-го созыва, принявшая новую Конституцию КНР. Конституция представляла собой результат компромисса: в нее были включены установки 1966-1969гг., она закрепляла право членов коммун на приусадебные участки, предусматривала необходимость постепенного повышения материального и культурного уровня жизни народа, оплаты по труду.

Сессия ВСНП сформировала высшие государственные органы власти КНР.

По инициативе Мао Цзэдуна на рубеже 1974-1975 гг. была развернута кампания под лозунгом борьбы за изучение теории диктатуры пролетариата. Важной задачей этой кампании являлась борьба против тех представителей руководства КПК, которые отстаивали необходимость повышения внимания к развитию экономики, применению более рациональных методов управления народным хозяйством.

В ходе новой политической кампании распределение по труду, право на приусадебные участки, товарно-денежные отношения объявлялись буржуазным правом, которое необходимо ограничивать, т. е. вводить уравниловку. Под прикрытием новой кампании на многих промышленных предприятиях и в коммунах ущемлялись экономические интересы трудящихся. Это вызывало массовое недовольство трудящихся, забастовки рабочих, волнения крестьян.

9 сентября 1976 г. в Пекине на 83-м году жизни скончался Мао Цзэдун. Смерть Мао Цзэдуна и последующие события, связанные с арестом и устранением по инициативе маршала Е Цзяньина от власти четверки - Цзян Цин, Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюаня и Ван Хунвэня, поставили точку на культурной революции. Начался новый этап развития страны.

«Банда четырёх» - наименование левой политической фракции КПК, в состав которой входили четыре руководителя Коммунистической партии Китая, пришедшие к власти во времена Культурной революции 1966-1976 годов, а впоследствии обвинённые в серии изменнических преступлений. Членами группировки являлись: Цзян Цин, последняя жена Мао Цзэдуна и лидер фракции, и её ближайшие сподвижники Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюань и Ван Хунвэнь.

«Банда четырёх» успешно контролировала деятельность властных органов КПК на последних этапах Культурной революции, действуя от имени Мао Цзэдуна. «Банда четырёх» вместе с дискредитированным маршалом Линь Бяо были объявлены двумя опаснейшими контрреволюционными силами «культурной революции» и официально обвинялись во всех беспорядках, происходивших в годы революции. Тем самым современная КПК переложила на них ответственность за неудачи «культурной революции».

Политика "Четырех модернизаций" - осн. направления развития Китая после смерти Мао Цзэдуна. Необходимость модернизации с. х., пром-ти, нац. обороны, а также сферы науки и технологии была декларирована в речи самого Мао в 1963 г., но в период "культурной революции" примат идеологии над экономикой был неоспорим. После прихода к власти Дэн Сяопина политика "Ч.м." получила приоритет. Ее ключевыми направлениями стали подготовка ученых, инженеров и менеджеров, а также реформа с. х. путем внедрения "системы ответственности" (передача полномочий в ведении х-ва от коммун к индивидуальному производителю).

Конфликт с Вьетнамом:

В январе 1979 г. вьетнамцы свергли ориентировавшийся на Пекин режим красных кхмеров в Камбодже. К тому же январю 1979 г. отличавшиеся немалым национализмом вьетнамские коммунисты выгнали из Вьетнама многочисленную китайскую диаспору, издавна жившую в городах и на севере страны.

В ответ китайские коммунисты, также отличавшиеся немалым национализмом, вечером 16 февраля 1979 г. атаковали вьетнамскую границу. Вторжение происходило по нескольким направлениям.

В целом же боевые действия шли почти по всей линии вьетнамо-китайской границы. За первые три дня войны китайцам удалось захватить провинциальный центр Лаокай. Однако после этого темп наступления резко снизился. НОАК к концу февраля захватила ещё один провинциальный центр - Каобанг. 4 марта был захвачен Лангшон, откуда китайским войскам открывалась дорога на Ханой. 5 марта во Вьетнаме была объявлена всеобщая мобилизация. Но в тот же день Китай официально объявил о прекращении наступления и начале вывода войск. Несмотря на это, бои продолжались до завершения вывода китайских войск с территории Вьетнама, произошедшего, по китайским данным, 16 марта.

Результаты: Обе стороны объявили о своей победе в войне. Военный успех Китая был частичным. Намеченные провинциальные центры и приграничные территории были захвачены, но на это ушло гораздо больше времени, чем ожидалось. Всем промышленным и хозяйственным объектам Вьетнама на этих территориях был нанесён крупный ущерб. Но основную тяжесть боевых действий вынесло на себе вьетнамское ополчение. Собственные потери НОАК, вне зависимости от разницы в оценках, оказались довольно большими. Война продемонстрировала слабость и отсталость НОАК, всё ещё придерживавшейся концепции «народной войны» Мао Цзэдуна. Выявилась слабая подготовка командного состава, низкая мобильность частей, отсутствие современного вооружения и средств связи. Вскоре после войны началась глубокая модернизация НОАК. Вьетнамская армия также продемонстрировала свои недостатки, в частности, безынициативность и недостаточную подготовленность своего командования.

После окончания войны отношения между Китаем и Вьетнамом ещё около десятилетия оставались напряжёнными. На границе постоянно происходили вооружённые столкновения, временами выливавшиеся в настоящий пограничный конфликт (в 1984 году). Последнее вооружённое столкновение между странами произошло в марте 1988 года.

Четыре модернизации (1979–2000 гг.)

Реформы КНР были ориентированы на длительные сроки: к 2000 г. – увеличение валовой продукции промышленности и сельского хозяйства в четыре раза, формирование общества "умеренной зажиточности"; к 2021 г. (100-летие КПК) – выход на уровень среднеразвитой страны. В рамках первого срока были определены четыре модернизации.

  • 1. Сельское хозяйство (с 1979 г.). Отправной пункт – упразднение народных коммун и раздача на подворный подряд земель, юридически оставленных в государственной собственности, но переданных в семейное пользование с контрактным сроком сначала до 15, затем до 50–70 лет. Государственные закупочные цены на продовольствие и технические культуры были повышены относительно цен на промышленную продукцию (к 1981 г. – на 38%, к 1989 г. – на 77%), что обеспечило уже к 1984 г. рост сборов риса на треть, а доходов сельских жителей в целом – вдвое. Численность голодающего населения, по данным официальной статистики, также сократилась за 1979–1984 гг. вдвое, а к концу 1990-х гг. – в 12,5 раз (с 250 млн до 20 млн человек).
  • 2. Промышленность (с 1984 г.), где к концу 1970-х гг. было занято лишь 18% населения КНР (в госсекторе). КПК сделала ставку на длительное существование охваченного директивным планированием госсектора с ростом частного сектора, создаваемого не столько на базе госсектора, сколько наряду с ним. Сохранив контроль над ценами, государство предоставляло дешевые кредиты госпредприятиям, благодаря чему их продукция росла почти также быстро, как и новых предприятий частного сектора. Тем не менее удельный вес продукции, подпадающей под директивный план, сократился за 1980–2000 гг. с 40 до 5%, а доля госпредприятий в валовом объеме промышленности – с 77,6 до 23,5%. В конце 1990-х гг. были проведены выкуп у коммерческих банков долгов госпредприятий и выпуск на сумму имущества предприятий акций с размещением на фондовом рынке, после чего официально объявлено, что в КНР остались лишь две убыточные отрасли – угольная и военная.

Крупнейшей китайской промышленной компанией стала государственная нефтехимическая корпорация (1983 г.), преобразованная в ходе реорганизации в Китайскую национальную нефтегазовую корпорацию (1998–1999 гг.), с отделением от нее нефтедобывающей Петрочайна и нефтеперерабатывающей Синопек (Китайской нефтяной и химической корпорации) – крупнейшей компании КНР, акции которой обращаются на бирже, а основным инвестором осталось государство.

Одновременно иод лозунгом "удерживать крупное, отпускать малое" власть санкционировала переход небольших госпредприятий в собственность их директората. Но уже до этого вне госсектора были созданы миллионы мелких кустарных и торговых предприятий, благодаря чему к 2000 г. сравнялась доля занятых в сельском хозяйстве (50%) и в других сферах (22,5% в промышленности, 27,5% в сфере услуг), хотя доля сельского населения еще составляла 63,4% (в 1979 г. – 80%). На предприятия, как государственные, так и частные, стало приходить более грамотное население.

  • 3. Армия. Основное направление – совершенствование сил быстрого реагирования, оснащение парком военно-транспортных средств; рост доли расходов на военные НИОКР в таких отраслях, как авиа- и судостроительная, атомная, радиоэлектронная.
  • 4. Высокие технологии – через реализацию специальных госпрограмм (с 1980 г.) и политику "технология в обмен на рынок" (1992 г.), т.е. уступку ТНК части национального рынка в обмен на получение от них передовой технологии при создании совместных предприятий (СП). Для СП с иностранным капиталом было предусмотрено снижение ставки подоходного налога до 15%, инвесторов, предоставлявших передовые технологии, – льготы вплоть до полного освобождения от налога.

Великий архитектор китайских экономических реформ и модернизации Дэн Сяопин сотворил в самой населенной стране мира экономическое чудо, твердой рукой направив коммунистов на путь капитализма

Биография Дэна Сяопина

Он родился 22 августа 1904 года в провинции Сычуань в зажиточной семье. Рос в доме с 22 комнатами, на котором сейчас висит мемориальная доска с надписью: «Здесь родился человек, спасший страну в годину бедствий и всеми силами возрождающий ее. Низкий ему поклон».

В 15 лет с группой из 80 китайских студентов Дэн отправился в Париж учиться. Чтобы свести концы с концами, учебу приходилось совмещать с работой. Сяопин был и землекопом на рудниках, и механиком на заводе «Рено» , и официантом, и пожарным.

Париж в 1920-е годы отличался повышенной революционностью. И более других левые идеи поражали молодых людей, приехавших из стран Юго-Восточной Азии. Законченными революционерами вернулись на родину вьетнамец Хо Ши Мин, камбоджиец Пол Пот и китаец Чжоу Эньлай.

Та же участь постигла и Дэн Сяопина. В 1921 году он вступил в коммунистический союз молодежи Китая, через два года - в коммунистическую партию Китая. И быстро выдвинулся на первые позиции в европейском отделении КПК.

Как известно, тогдашние коммунисты - точь-в-точь как нынешние американцы - хотели осчастливить сразу всех и готовили мировую революцию. В Париже Дэн печатал прокламации и распространял их среди рабочих китайского квартала. На это обратила внимание полиция, и ему пришлось покинуть Францию.

Мирового революционера с распростертыми объятиями приняли в СССР, где под фамилией Дроздов он приступил к обучению в Коммунистическом университете трудящихся Востока.

Вернувшись в 1927 году на родину, товарищ Дэн выбрал военную карьеру. Естественно, на территории, контролируемой революционной Красной армией. Под его командованием части Красной армии сражаются с гоминьдановскими войсками. Дэн совершает хитроумные маневры, застает противника врасплох, использует современную военную тактику, теснит врага.

Партия по достоинству оценила его военные успехи. При поддержке Мао Цзэдуна товарищ Дэн избирается секретарем КПК в уезде Жуйцзинь. Служит политкомиссаром 129-й дивизии, политкомиссаром 2-й полевой армии, входит в ЦК КПК, назначается первым секретарем Юго-Западного бюро КПК.

В 1966 году Дэн Сяопин сформулировал: «Неважно, черная кошка или белая. Если она умеет ловить мышей, то это хорошая кошка». Но заработала эта формула лишь в конце 1970-х.

Пусть цветут сто цветов

В 1949 году китайская революция окончательно победила, и образовалась КНР. Проявив себя талантливым организатором в одном из самых крупных административных районов - Юго-Западном, в который входили провинции Гуйчжоу, Юньнань, Сикан и Сычуань, Дэн добился перевода в Пекин. Его привлекли к работе по формированию политической и экономической основ нового государства в качестве члена комиссии по подготовке конституции КНР. Вскоре Дэн занимает посты генерального секретаря центральной избирательной комиссии по выборам в Совет народных представителей, заместителя председателя Центрального военного совета, заместителя премьера Госсовета Чжоу Эньлая. И, наконец, в мае 1954 года его избирают генеральным секретарем ЦК КПК.

С первых же дней основания КНР Мао, узурпировавший статус вождя, Великого кормчего, выстраивал государство по образу и подобию сталинского СССР. Естественно, широко применялись репрессии в отношении и зажиточных китайцев, и политических оппонентов, объявлявшихся агентами японской буржуазии и гоминьдановскими шпионами.

В 1956 году, когда новый лидер СССР Никита Хрущев провозгласил отход от сталинской модели социализма, Чжоу Эньлай и Дэн Сяопин тоже предложили провести реформы. Мао, поколебавшись, все же санкционировал доклад Дэн Сяопина на VIII съезде КПК 1956 года, в котором генсек говорил о разделении полномочий между партийными и административными органами, о пагубности превращения демократических по конституционной сути государственных механизмов в бюрократические, о необходимости демократизации общественной жизни.

В 1957-м Мао выдвинул лозунг «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ», призвав страну к дискуссиям. Но то, что он услышал, его ужаснуло. Китайцы с энтузиазмом принялись ругать политику КПК за коррупцию, насилие, некомпетентность. Через год ни о какой реформе не могло быть и речи. Развернулись репрессии. Однако ни Дэн Сяопина, ни Чжоу Мао не тронул.

Высококультурная революция

А еще через год на Китай обрушился «Большой скачок». Мао решил стократно перевыполнить сталинские планы по коллективизации и индустриализации страны. «Три года упорного труда и сто лет счастья», - таков был провозглашенный им лозунг. Результат - страшный голод, унесший по разным оценкам от 10 до 30 млн жизней.

Спасать экономику поручили Лю Шаоци и Дэн Сяопину. Им удалось частично провести деколлективизацию и прекратить управленческий хаос. В сельское хозяйство вернулась частная собственность, возродилась торговля.

В 1966 году Дэн Сяопин сформулировал: «Неважно, черная кошка или белая. Если она умеет ловить мышей, то это хорошая кошка». Но заработала эта формула лишь в конце 1970-х. А тогда, в 1966-м, Мао выдвинул лозунг «Огонь по штабам!». Началась «Великая пролетарская культурная революция».

Лю Шаоци был арестован и погиб в тюрьме при невыясненных обстоятельствах. Его молодую жену хунвейбины забили до смерти и выбросили из окна. С Дэн Сяопином обошлись помягче. Генерального секретаря КПК отправили с семьей в глухой уезд провинции Цзянси, где он до 1973 года работал на тракторном заводе. Сына же выбросили из окна третьего этажа, и он на всю жизнь остался инвалидом.

Экономика росла просто с фантастической скоростью - до 15% в год! Даже пришлось немного притормаживать.

Заложник банды четырех

Когда премьер Чжоу Эньлай узнал, что неизлечимо болен, и жить ему осталось от силы два года, он убедил Мао в том, что лучшего преемника, чем опальный Дэн не найти. Мао скрепя сердце назначает Дэн Сяопина вице-премьером.

Тот осторожно, не делая резких движений, дабы вновь не подвергнуться репрессиям, начинает выправлять экономическую ситуацию. Несмотря на демонстративную лояльность политике Мао, Дэн Сяопина в 1975 году вынуждают публично выступать с самокритикой и признать свои «ошибки». Тучи сгущаются после смерти в 1976 году Чжоу Эньлая, который поддерживал коллегу-реформатора. Радикальная левая фракция КПК, та самая «банда четырех» во главе с женой Великого кормчего, узурпировавшая практически неограниченную партийную власть, объявляет Дэн Сяопина «контрреволюционным элементом», подготавливающим в стране массовые беспорядки. Его бросают за решетку, и окончательная расправа кажется неминуемой.

Однако в сентябре умирает Мао, а в октябре арестовывают уже «банду четырех». И Дэн Сяопин с триумфом возвращается во власть. Он занимает отнюдь не высший пост, на котором находится ставленник Мао Хуа Гофэн. Дэн избирается председателем Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета, органа, не имеющего полномочий решать ключевые проблемы страны. Но, заручившись поддержкой единомышленников в ЦК КПК, Дэн постепенно наращивает властные полномочия - первый вице-премьер, заместитель председателя ЦК КПК, заместитель председателя Военного совета, начальник Генерального штаба.

И в конце 1977-го у него уже достаточно власти, чтобы на пленуме ЦК КПК добиться приема программного документа, осудившего культурную революцию. А в следующем году он запускает экономические реформы, превратившие в конечном итоге КНР в нынешнюю мощную державу, диктующую свои условия на мировом рынке.

Большой скачок-2

Дэн провозгласил принцип «четырех модернизаций», согласно которому вся экономика делилась на четыре сектора: ВПК, промышленное производство, сельское хозяйство и наука. Под реформы была подведена теоретическая платформа: страна, находящаяся на первой ступени социализма, будет строить «социализм с китайской спецификой», для которого характерна «социалистическая рыночная экономика».

Дэн Сяопин обозначил несколько этапов реформ. Однако жесткой схемы не было. «Переходя реку, ощупываем камни», - говорил Дэн. Реформы развивались с учетом насущных проблем и возникающих при их решении обстоятельств. И опирались не только на решения пекинских мудрецов, но и учитывали инициативу снизу. Многие методы эффективного хозяйствования были разработаны и реализованы провинциальными руководителями. Если метод доказывал свою эффективность на практике, его внедряли в более крупных регионах, а затем использовали и в общегосударственном масштабе.

На первом этапе, до 1984 года, наиболее радикальные изменения коснулись сельского хозяйства. На смену коммунам пришел «подворный подряд», позволявший каждой семье работать на себя, а не сразу на всех. Но частная собственность на землю не вводилась: земля осталась коллективной, закрепленной за сельскими общинами.

На промышленных предприятиях директорам предоставили большую свободу в принятии решений. Успешные заводы и фабрики поощрялись не только морально, как прежде, но и материально. Расширялся частный сектор - прежде всего в легкой промышленности, которая сейчас одевает и обувает половину земного шара.

На втором этапе реформ, помимо несомненных экономических успехов, проявились и негативные процессы: коррупция, инфляция, расслоение общества, рост преступности. То есть «социализм с китайским лицом» приобрел черты капитализма периода начального накопления. Дэн Сяопину пришлось искусно маневрировать, чтобы противники реформ из левого крыла КПК не вернули страну в прошлое.

В частную собственность переходили уже и крупные промышленные предприятия, рудники, нефтяные месторождения. Хлынул поток иностранных инвестиций. Создавались особые экономические зоны. В страну пришли высокие технологии.

Экономика росла просто с фантастической скоростью - до 15% в год! Реформаторам во главе с Дэн Сяопином даже пришлось немного притормаживать, чтобы не допустить «перегрева». Дэн приложил значительные усилия на международной арене, чтобы КНР перестала быть «коммунистическим пугалом», чтобы страну приняли в благородном семействе так называемых «цивилизованных стран». Добился соглашений с Великобританией и Португалией о возвращении в состав КНР Гонконга и Макао.

В Китае быстро сформировался средний класс. И возжелал политических свобод. В 1989 году на столичной площади Тяньаньмэнь развернулись масштабные акции против всевластия КПК. Дэн Сяопин воспринял это как реальную угрозу существованию государства, поскольку европейский социалистический лагерь буквально трещал по швам. 20 мая на площадь двинулись танки. Сопротивление было быстро подавлено. Погибло по разным оценкам от 400 до 2500 человек.

Дэн ушел в отставку с поста председателя Центрального военного совета. А в 1992 году навсегда покинул политическую сцену. Однако за полгода до этого он совершил свое знаменитое «южное турне», посетив Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Чжухай и Шанхай. Словно культовый рок-музыкант, он выступал перед огромными аудиториями, говоря о необходимости экономических преобразований и критикуя противников политики экономических реформ и открытости. А затем опубликовал серию громких статей в центральной газете. Его идеи получили всенародную поддержку. И тогдашний председатель КНР Цзян Цзэминь, прежде колебавшийся относительно курса страны, полностью перешел на сторону отца реформ.

Дэн Сяопин ушел из жизни 19 февраля 1997 года в возрасте 92 лет. Но дело его живет и побеждает. В данном случае эта формулировка вовсе не пропагандистское клише. Так все и есть на самом деле, в чем легко убедиться, взглянув на экономические показатели КНР.