Привороты Заговоры на... Отвороты

Когда день противолодочной авиации. Противолодочная авиация ввс вмф. История морской авиации

МОСКВА, 18 дек — РИА Новости, Андрей Коц. Тройка противолодочных самолетов Ил-38 под рев турбовинтовых двигателей отрывается от взлетно-посадочной полосы аэродрома Николаевка и уходит в сторону моря. Цель — выследить и уничтожить субмарину условного противника, согласно легенде учений, затаившуюся неподалеку от береговой линии. "Ильюшины" веером расходятся над водной гладью и рассыпают гидроакустические буи. Не проходит и получаса, как один из них "слышит" шум винтов. Самолеты разворачиваются, выходят на боевой курс и готовят "аргументы" посерьезнее — бомбы и самонаводящиеся торпеды. На выходных в Приморье прошли учения сил противолодочной авиации. Экипажи Ил-38 успешно обнаружили и уничтожили условную подводную цель. Параллельно в маневрах были задействованы самолеты Ту-142, истребители-перехватчики МиГ-31 и палубные вертолеты Ка-27. О том, как с воздуха выследить подводную лодку, — в материале РИА Новости.

Морской рубеж

Случайно обнаружить подводную лодку, идущую малым ходом на большой глубине, практически невозможно. Проще наткнуться на иголку в стоге сена или на кошку в темной комнате. Главное оружие субмарин — скрытность. Поэтому к их выслеживанию привлекают внушительные и разнообразные силы, которые кропотливо, миля за милей, прочесывают район поиска. Противолодочная авиация — лишь одна из "ячеек" плотной "сети", которую моряки расставляют на подводные крейсеры вероятного противника.

Для Тихоокеанского флота, обороняющего протяженную береговую линию российского Дальнего Востока, такая "рыбалка" — дело привычное. Где-то здесь бороздят глубины 10 из 18 стратегических атомоходов класса "Огайо" ВМС США, несущие в своих ракетных шахтах около трети всего американского ядерного арсенала. Контроль над их передвижениями — одна из важнейших задач ТОФ (как, впрочем, и других флотов). Кроме того, противолодочные силы "отгоняют" вражеские субмарины от своих "стратегов".

"Главная ударная сила ТОФ — подводные стратегические ракетоносцы, которые являются важной частью нашей ядерной триады, — рассказал РИА Новости военный эксперт, главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский. — В составе флота имеются три "Кальмара" проекта 667БДР и два новых "Борея" проекта 955. Они входят в 25-ю дивизию подводных лодок. Основная задача Тихоокеанского флота — дать подводным крейсерам возможность выйти в районы боевого развертывания в случае необходимости. А для этого нужно безоговорочно доминировать в районе Охотского моря".

Общий труд

На сегодняшний день в составе всех флотов России имеется 46 противолодочных самолетов Ил-38 и восемь усовершенствованных Ил-38Н. До 2020 года модернизацию должны пройти 28 базовых машин. Эти самолеты предназначены для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подводных лодок противника, для морской разведки, поисково-спасательных операций, постановки минных заграждений. Кроме того, на Северном и Тихоокеанском флотах имеется по эскадрилье дальних "противолодочников" Ту-142 — военно-морской версии стратегических бомбардировщиков Ту-95. Каждый "охотник на субмарину" несет на борту целый арсенал, позволяющий выследить и уничтожить цель.

"Все эти самолеты очень мобильные, могут развивать большую скорость и за короткое время преодолевать большие расстояния, — рассказал РИА Новости адмирал Владимир Комоедов, бывший командующий Черноморским флотом России. — В принципе, идущую на малой глубине лодку экипаж может заметить и визуально. Кроме того, используются специальные буи различного предназначения — инфракрасные, гидроакустические, пассивные, активные, автономные, для работы на разных глубинах и т.д. То есть экипаж самолета подготовлен к встрече с любой целью".

По словам Владимира Комоедова, противолодочная авиация не работает "по вызову". Не возникает таких ситуаций, когда случайные рыбаки звонят в штаб флота и сообщают: "Только что увидели перископ. Пришлите кого-нибудь проверить". Вся работа по противолодочной обороне плановая и проводится регулярно. Морским самолетам выдаются квадраты, которые они с определенной периодичностью "засеивают" буями.

"Представьте, что вы сидите за столом. Стол — это район патрулирования. И противолодочные самолеты методично разбрасывают по нему буи, — объясняет Комоедов. — В этом районе могут быть лодки противника, а могут и не быть. Но проверить нужно обязательно. К этому патрулированию привлекают не только самолеты, но и надводные силы корабельной поисково-ударной группы, вертолеты с гидролокаторами и даже спутники. У нас есть аппараты, способные просматривать водную толщу на определенную глубину с орбиты. Таким образом, подводной угрозе противостоят разнородные силы, но под единым командованием. У командира группировки есть свой штаб, который "ведет" поиски по карте. У него есть связь с кораблями и самолетами. Патрули проходят регулярно. Мы называем такую работу поддержанием благоприятного оперативного режима в зонах ответственности флота".

"Глаза" флота

Алгоритм действий противолодочных самолетов достаточно прост. Сбросив буи в своем районе, борт начинает ходить кругами, снимая показания с аппаратуры. Как только "маячок" срабатывает, указывая на наличие неопознанной подводной лодки, экипаж передает данные о ее местонахождении на противолодочный корабль или свою субмарину. Параллельно он продолжает следить за другими буями, чтобы по мере их срабатывания вычислить примерный курс подлодки. Этот процесс напоминает игру "Морской бой": если удалось "ранить" противника, то дальше уже примерно понятно, куда "стрелять", чтобы его "добить".

Кроме того, противолодочный самолет может сам атаковать подводную цель. Ил-38 и Ту-142 несут на борту широкую номенклатуру средств поражения: противолодочные торпеды АТ-1 и АТ-2, ракеты АПР-1, АПР-2 и АПР-3, противолодочные бомбы, морские мины и многое другое. Модернизированный Ил-38Н оснащен новым прицельно-навигационным комплексом, который значительно повышает точность вооружения. Первые противолодочные самолеты сбрасывали бомбы буквально на глазок.

"Все-таки главная задача противолодочной авиации — обнаружить цель и дать о ней знать другим, — поясняет Владимир Комоедов. — Никто не справится с подводной лодкой лучше, чем другая субмарина. Это понимают и в США. У них в Северной Атлантике и на Тихом океане развернута стационарная гидроакустическая система обнаружения подводных лодок SOSUS. Американцы могут "услышать" нашу подлодку, не выходя из кабинета. Тем не менее этот метод не самый надежный. Поэтому они и продолжают по старинке ходить близко к нашим берегам. А пока они это делают, наша противолодочная авиация без работы не останется".

На данный момент основу российской патрульной и противолодочной авиации составляют самолеты Ил-38 и Ту-142. Существуют и реализуются проекты ремонта и модернизации такой техники, позволяющие продлить срок ее службы с заметным ростом боевого потенциала. При этом уже сейчас идут работы по созданию перспективного противолодочного самолета, которому в будущем предстоит заменить существующую технику. На днях появились новые сведения о таком проекте, в некоторой мере дополняющие имеющуюся картину.

Несколько дней назад пресс-служба Авиационного комплекса «Ильюшин» разослала новый пресс-релиз, рассказывающий о текущих работах в области военной авиации. Утверждается, что в настоящее время авиастроительная организация в инициативном порядке изучает возможность создания нового противолодочного самолета. Предварительная проработка такого проекта предусматривает, среди прочего, выбор подхода к его разработке и последующему строительству.


Согласно пресс-релизу, специалисты «Ильюшина» рассматривают возможность создания нового противолодочного самолета на базе одной из имеющихся машин собственной разработки. Параллельно прорабатывается альтернативная версия проекта, предусматриваются создание совершенно новой воздушной платформы, не имеющей прямой связи с существующими проектами.

Пока речь идет только о поиске оптимальных путей развития противолодочного направления, а также о выборе подхода к проектированию. Большая часть технических подробностей проекта еще не определена. Кроме того, пока отсутствует заказ от министерства обороны, в соответствии с которым должна будет начаться разработка полноценного проекта. Как следствие, в настоящее время рано говорить даже о примерных сроках появления перспективного самолета.

Впрочем, существующая ситуация в области морской авиации все еще позволяет оборонной промышленности работать с оптимальными темпами и без спешки. Такая обстановка позволит проработать и определить лучший облик противолодочного самолета и – при получении официального заказа – в установленные сроки наладить его строительство

Необходимо напомнить, что обновление парка противолодочных самолетов в последние годы неоднократно становилось темой новых сообщений. Так, еще в середине 2015 года командование морской авиации ВМФ России говорило о планируемой на будущее замене некоторых образцов техники. Тогда речь шла о замене морально устаревших самолетов Ил-20 и Ил-38 перспективным образцом с требуемыми характеристиками и возможностями.

Согласно сообщениям 2015 года, к началу 2016-го предполагалось выбрать новый самолет для оснащения морской авиации в будущем. Следующие несколько лет планировалось потратить на разработку необходимых проектов, а также на строительство и испытания опытных образцов. К 2020 году перспективная платформа, оснащенная тем или иным оборудованием для решения разных задач, должна была войти в строй. Считалось, что новый самолет сможет заменить все существующие машины патрульного назначения.

В течение некоторого времени новые сообщения о развитии патрульной противолодочной авиации не появлялись. Только в начале 2018 года Объединенная авиастроительная корпорация рассказала о некоторых текущих работах и полученных успехах. Как оказалось, предприятия ОАК на тот момент завершали работы по созданию противолодочного самолета нового поколения. В обозримом будущем ожидается официальный заказ со стороны военного ведомства, который позволит выполнить новые этапы важной программы.

Напомним, в настоящее время основой противолодочной авиации военно-морского флота являются патрульные самолеты Ил-38 и Ту-142. Эти машины отличаются большим возрастом и достаточно давно перестали в полной мере отвечать современным требованиям. Как следствие, запланированы или выполняются работы по ремонту и модернизации техники, благодаря которым имеющиеся машины не просто улучшают свое состояние, но получают новые возможности. Часть парка морской авиации уже прошла модернизацию, тогда как другим самолетам пока только предстоит получить новую аппаратуру.

В конце прошлого десятилетия промышленность получила заказ на модернизацию техники строевых частей по проекту Ил-38Н «Новелла». За первые несколько лет, к 2015 году, по такому проекту перестроили пять машин. Затем ремонт и обновление прошли еще несколько. Согласно актуальным планам, модернизация морально устаревших Ил-38 будет продолжаться до середины двадцатых годов; ее пройдет около 30 самолетов. Летом прошлого года начальник морской авиации ВМФ России генерал-майор Игорь Кожин заявил, что модернизацию уже прошло 60% имеющихся Ил-38.

В рамках проекта с литерой «Н» самолет Ил-38 получает новый прицельно-поисковый комплекс «Новелла-П-38», построенный на основе современных комплектующих. Заявлен четырехкратный рост эффективности при поиске подлодок в сравнении со старым комплексом «Беркут-38». Также получены некоторые новые возможности и улучшен ряд характеристик. После модернизации самолет сохраняет возможность несения и применения торпед или глубинных бомб с максимальной боевой нагрузкой до 5 т.

Несколько лет назад военное ведомство приняло решение о продолжении эксплуатации патрульных самолетов семейства Ту-142, для чего следовало выполнить их модернизацию. В 2015 году появились официальные сообщения о грядущем ремонте такой техники. Процедуры восстановления технической готовности с одновременной заменой аппаратуры должны были пройти все самолеты Ту-142МР и Ту-142М3. При этом они должны были получить обновленные обозначения Ту-142МРМ и Ту-142М3М соответственно.

По известным данным, проекты модернизации техники семейства Ту-142 предусматривали использование новой аппаратуры связи и управления. В частности, планировалось сохранить приборы для связи с подводными лодками, но одновременно с этим расширить их возможности. Новая аппаратура должна была обеспечивать связь с современными баллистическими и крылатыми ракетами флота. С помощью такой функции планировалось выдавать целеуказание уже запущенным ракетам.

Проекты Ту-142МРМ и Ту-142М3М не предусматривают кардинальную перестройку самолетов, и потому на их реализацию отводилось не более пяти лет. Согласно данным 2015 года, к концу текущего десятилетия в строй могли бы вернуться три десятка обновленных самолетов с новыми функциями.

Текущие проекты модернизации завершатся в 2020-25 годах и позволят сохранять имеющуюся технику в строю в течение длительного времени. Тем не менее, уже сейчас командование морской авиации и промышленность планируют замену существующих самолетов при помощи совершенно новой машины. Согласно последним сообщениям, работы по такому проекту продолжаются, но сроки его завершения все еще остаются неизвестными. Предварительная проработка самолета осуществляется в инициативном порядке, что накладывает на нее известные ограничения.

Несколько дней назад Авиационный комплекс «Ильюшин» раскрыл рассматриваемые подходы к созданию новой техники. По официальным данным, изучается возможность строительства противолодочного самолета будущего на одной из существующих платформ или разработки совершенно новой машины. Эта информация не раскрывает подробности проекта, но все же может стать поводом для прогнозов и оценок.

В Великобритании , Москва не стала «день в день» сообщать миру об этом событии - полете российской противолодочной авиации через Северный полюс к Северной Америке . Да и США сделали вид, что ничего сверхестественного не случилось. Меж тем, произошло событие, можно сказать, историческое. Накануне министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил на коллегии военного ведомства, что "впервые с советских времен осуществлены полеты противолодочной авиации через Северный полюс к Североамериканскому континенту".

Этот маршрут считается наиболее «болезненным» для американцев, поскольку он и самый короткий для нашей авиации, и самый «неожиданный» для Вашингтона - в ПВО США давно забыли, что после падения СССР российские самолеты могут появляться с этого направления. Но времена меняются: морская авиация Северного флота в 2018 году расширяет географию полетов в Арктике , в том числе, с использованием заполярного аэродрома "Темп" на Новосибирских островах. Полет к берегам (а точнее – к нейтральным водам США) в ходе мартовских учений был осуществлен на прошлой неделе: два российских противолодочных самолета совершили полет через Северный полюс в сопровождении истребителей и самолета-заправщика. Причем, российские военные ранее заявляли, что полеты в арктических районах проходят в плановом режиме и в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства.

Эксперты обращают внимание на то, что полеты над Северным Ледовитым океаном имеют свои особенности: это и близость магнитного полюса Земли и, как следствие, большая величина магнитного склонения, и наличие магнитных аномалий и магнитных бурь, во время которых распространение радиоволн становится неустойчивым, что ухудшает радиосвязь и ограничивает применение бортовых радиотехнических средств. К тому же нестабильная метеорологическая обстановка, однообразие местности с малым количеством визуальных и радиотехнических ориентиров значительно осложняют полеты в высоких арктических широтах. Вот в этих условиях и учились действовать наши пилоты.

Одновременно шли и учения подразделений арктической бригады. Они отработали высадку с десантных кораблей на необорудованное побережье и ведение рейдовых действий на островах арктических архипелагов.

В настоящий момент на севере создается гигантская инфраструктура, отвечающая арктическим условиям. Строятся базы, аэродромы, разрабатываются новые образцы техники, предназначенной для использования в условиях отрицательных температур. Российская армия все надежнее берет под охрану наш «кусок» Арктики. Все то делается неспроста: к арктической зоне проявляет «повышенный» интерес сразу несколько государств, включая Канаду и США (и даже Австралию !).

Перед российскими вооруженными силами стоит конкретная задача по обеспечению безопасности в этом регионе, именно для этого там проводится большое количество учений.

Которые вооружались специальными противолодочными бомбами небольшого калибра. В истории также отмечены случаи, когда обнаруженные подводные лодки противника атаковали самолёты других родов ВВС ВМФ - истребители и бомбардировщики. Однако всё это носило, скорее, случайный характер, не являясь систематической борьбой с подводными лодками. На самолётах отсутствовали средства поиска, да и средства поражения оставались далёкими от совершенства.

В 1940-1960-х гг. строительство подводных лодок переживало бурный рост. Это объяснялось, в первую очередь, их серьёзными боевыми успехами в годы Второй мировой войны. Кроме того, подводные лодки обходились значительно дешевле, чем надводные корабли. Вооружение ПЛ также постоянно совершенствовалось, а с появлением на их борту крылатых и баллистических ракет стало возможным скрытно наносить удар из-под воды за многие десятки и сотни километров от целей.

В западных странах меры по созданию противолодочной авиации предприняли ещё в начале 1940-х гг. Сначала для этого использовали обычные самолёты берегового командования, вооружённые противолодочными бомбами. Они атаковали бомбами и пулемётами визуально обнаруженные ПЛ в надводном положении и, иногда, под перископом. Позднее эти самолёты стали оборудовать специальными радиолокационными и гидроакустическими системами поиска ПЛ в надводном и подводном положении. К концу Второй мировой войны во всех основных странах антигитлеровской коалиции были полноценные части патрульной и противолодочной авиации, оснащённые самыми современными на то время самолётами, средствами поиска и поражения.

В Советском Союзе понимание необходимости создания нового рода сил пришло к руководству ВМФ только в середине 1950-х гг. Но и здесь пошли по пути наименьшего сопротивления - в противолодочные части на первых порах переформировывались морские разведывательные полки, вооружённые летающими лодками «Каталина» и Бе-6.

Создание первых вертолётов конструкции Миля и Камова в середине 1950-х гг. высветило новую область их применения - в качестве противолодочного средства флота берегового и корабельного базирования. Но прошли ещё долгие годы, пока противолодочная авиация заявила о себе в полный голос как важнейшая составляющая Авиации ВМФ.

Морская противолодочная авиация Балтийского флота

Противолодочная авиация на Балтике появилась в конце Великой Отечественной войны, когда летом 1944 г. была сформирована 29-я отдельная авиационная эскадрилья ПЛО. На её вооружении состояли летающие лодки Бе-4 и PBN-1 «Номад». Данная часть, хотя и числилась в составе 15-го ОРАП, но, фактически, была вполне самостоятельной. На неё был возложен довольно широкий крут задач: воздушная разведка, поиск ПЛ противника, противолодочная оборона наших кораблей и судов, спасение экипажей самолётов, сбитых над морем. Но, несмотря на своё «противолодочное» название, она ничем не отличалась от своих коллег из разведывательных частей.

В апреле 1945 г. 29-я ОАЭ ПЛО была расформирована, а на её основе сформированы три новые эскадрильи: 15-я, 16-я, 17-я ОСАЭ ПЛО. Но уже в мае 1946 г. первые две из них были обращены на формирование 69-го ОМРАП, а 17-я ОСАЭ переименована в 17-ю ОМДРАЭ. С этого времени на ближайшие 10 лет противолодочная авиация БФ прекратила своё существование.

В середине 1955 г. на Балтике формируются первые вертолётные части (507-я и 509-я ОАЭВ). На их вооружение поступают вертолёты Ми-4. В сентябре 1957 г. к ним добавляется 225-я ОАЭ корабельных вертолётов Ка-15. Эти эскадрильи стали решать задачи ПЛО в интересах БФ в ближней зоне.

В сентябре 1958 г. на базе этих эскадрилий формируются два вертолётных полка: 413-й И437-ЙОАПВ. Они просуществовали до конца 1961 г., когда были переформированы в один 745-й отдельный противолодочный вертолётный полк ближнего действия, базирующийся на аэр. Донское. С 1965 г. на вооружении полка состояли вертолёты Ми-4 и Ка-25, в 1970 г. к ним добавились транспортные вертолёты Ми-6 и Ми-8, а в 1975 г. - Ми-14.

Несколько ранее - в августе 1960 г., 17-я ОМДРАЭ была переформирована в 17-ю отдельную дальнюю противолодочную авиационную эскадрилью, на вооружении которой состояли самолёты Бе-6. В 1970 г. эскадрилья перевооружилась на противолодочные амфибии Бе-12. В 1971 г. 17-я ОДПЛАЭ, вместе с 759-м ОМТАП, была переформирована в 49-ю ОПЛАЭ ДД базирующуюся на аэр. Коса.

Такое положение дел сохранялось до 1972 г., когда на базе 846-го гв. ОМТАП Авиации БФ был сформирован

846-й гв. ОПЛАП, одна из эскадрилий которого начала перевооружение на новые дальние противолодочные самолёты Ил-38. С октября 1975 г. этот полк был расформирован, а на его основе была создана новая противолодочная авиационная часть - 145-я ОПЛАЭ ДД, базирующаяся на аэр. Скультэ. С этого времени Балтийская противолодочная авиация вышла на «океанский простор». Помимо Балтийского моря, её самолёты выполняли вылеты на боевую службу в Северное, Средиземное, Красное моря и Индийский океан. Вертолёты корабельного базирования осваивали, помимо Балтики, Атлантический океан и Средиземное море.

Практически все последующие 20 лет состав сил противолодочной авиации БФ не изменялся: 745-й ОПЛВП, 49-я ОПЛАЭ и 145-я ОПЛАЭ. К этому времени только вертолётный полк перевооружился на современные вертолёты Ка-27 и Ка-29тб.

После 1992 г. 145-я ОПЛАЭ была расформирована, а её самолёты Ил-38 были переданы в 77-й ОПЛАП, 317-й ОСАП ВВС ТОФ и 240-й гв. ОСАП ВВС ВМФ.

С сентября 1996 г. 49-я ОПЛАЭ и 397-я ОТАЭ ВВС БФ образовали новый 316-й ОСАП, базирующийся на аэр. Храб-рово (г. Калининград). Но спустя два года противолодочная эскадрилья была расформирована (последний уцелевший самолёт Бе-12 ещё можно было наблюдать в полуразобранном состоянии на аэр. Храброво в мае 2011 г.).

В 1994 г. 745-й ОКПЛВП был свёрнут в 396-ю ОПЛВЭ и просуществовал в таком виде до декабря 2009 г. В рамках перехода ВС РФ на «перспективный облик», 396-я ОКПЛВЭ на аэр. Донское и 125-я ОВЭ на аэр. Чкаловск, вместе с частями обеспечения, были переформированы в 7054-ю гвардейскую Новгородско-Клайпедскую Краснознамённую авиационную базу им. И.И.Борзова, получив почётные наименования и награды практически ото всех расформировываемых авиационных частей ВВС и ПВО БФ. Фактически, из «старых» противолодочных частей на Балтике с 2010 г. осталась только вертолётная эскадрилья на Ка-27пл и Ка-27пс, которая решает задачи противолодочной обороны, транспортных перевозок и поисково-спасательных действий.

Противолодочная авиация Черноморского флота

Ещё на этапе зарождения Морской Авиации командование ЧФ правильно оценило её перспективы в борьбе с подводными лодками. Так, в начале 1914 г., осознавая неизбежность надвигающейся войны, адмирал А.А.Эбергард, среди задач, поставленных перед Авиацией флота, называл и такую: «открытие неприятельских подводных лодок, указание их места нашему флоту и атака их бросанием бомб».

Уже в разгар Первой мировой войны, в июле 1916 г. под Севастополем были проведены успешные испытания противолодочной авиабомбы конструкции морского лётчика ст. лейтенанта Л.И.Бошняка. Таким образом, Чёрное море можно, в определенной степени, считать колыбелью противолодочной авиации.

Но, как и на Балтике, ещё свыше 40 последующих лет поиском и уничтожением ПЛ противника занимались, в основном, части и подразделения разведывательной авиации. Фактически, с первых дней Великой Отечественной войны самолёты МБР-2, ГСТ и МТБ-1 119-го МРАП, 60-й, 80-й, 82-й и 83-й ОМРАЭ, к которым осенью 1941 г. добавилась 18-я ОМРАЭ, перебазированная с Балтики, приступили к поиску румынских, турецких, немецких и итальянских ПЛ , которые мерещились командованию ЧФ у советских берегов.

В марте 1952 г. в Севастополе был сформирован 220-й отдельный отряд вертолётов Ка-10. Мало кто мог тогда предположить, что подобные летательные аппараты станут вскоре грозой подводных лодок. Спустя два года на базе отряда была сформирована 1222-я отдельная авиационная эскадрилья базовых вертолётов, перевооружённая в 1955 г. на Ка-15. В начале 1958 г. её дополнила 307-я отдельная авиационная эскадрилья корабельных вертолётов, а уже в апреле того же года на базе этих авиационных частей формируется 872-й отдельный авиационный полк вертолётов на аэр. Донузлав.

К середине 1950-х гг. для поиска и уничтожения ПЛ привлекались самолёты Бе-6 977-го ОМДРАП (бывш. 18-я ОМДРАЭ), атакже вертолёты Ми-4м и Ка-15 872-го ОАПВ.

Но по-настоящему части противолодочной авиации появились только в конце 1960 г. - начале 1961 г. Так, 270-я ОМДРАЭ ВВС ЧФ, сформированная в Донузлаве на базе 2-й АЭ 977-го ОМДРАП и вооружённая реактивными лодками Бе-10, была в ноябре 1960 г. переформирована в 270-ю ОДПЛАЭ. Тогда же 853-й ОВП был переформирован в 303-ю ОВЭ ПЛО.

В сентябре 1961 г. 872-й ОАПВ переименуется в 872-й ОПЛВП БД, с перебазированием на аэр. Кача, и на его укомплектование обращается 303-я ОВЭ ПЛО. Одновременно 270-я ОПЛАЭ АД была переформирована в 318-й отдельный противолодочный авиационный полк дальнего действия.

В 1965 г. части противолодочной авиации получают на вооружение новые самолёты-амфибии Бе-12 и вертолёты Ка-25, что существенно расширило их поисково-ударные возможности.

В сентябре 1969 г. на базе 872-го ОКПЛВП в Авиации ЧФ формируется ещё один вертолётный полк - 78-й ОКПЛВП. Это было связано с расширением круга задач ВМФ СССР по присутствию в океанской зоне и вводу в строй новых противолодочных крейсеров «Москва» и «Ленинград», на которых могли базироваться целые вертолётные части.

Практически до момента развала Советского Союза в декабре 1991 г., состав сил противолодочной авиации ЧФ не менялся (318-й ОПЛАП, 78-й ОКПЛВП и 872-й ОКПЛВП). С 1973 г. на её вооружение поступили вертолёты Ка-27пл и Ка-27пс, чьи поисковые и ударные возможности превосходили устаревающие Ка-25. В 1978 г. к ним добавились вертолёты берегового базирования Ми-14пл, Ми-14пс и Ми-14бт.

Учитывая размеры Черноморского ТВД, командование ВВС ВМФ не стало вооружать Авиацию ЧФ противолодочными самолётами Ил-38, не говоря уже о Ту-142. Поэтому состав её авиапарка до начала 2000-х гг. почти не менялся:: Бе-12, Ка-27, Ка-25 и Ми-14.

В июне 1991 г. ВВС ЧФ пополнились ещё одной противолодочной частью, причём весьма необычным способом. Тогда 841-й гвардейский морской авиационный полк истребителей-бомбардировщиков, на МиГ-23м, базирующийся на аэр. Мериа в Грузии, был переформирован в 841-й гв. ОПЛВП на вертолётах Ми-14пл, Ми-14пс.

Противостояние Украины и России в вопросах раздела имущества бывшего ЧФ СССР не могло не отразиться на составе и состоянии Черноморской Авиации, в целом, и её противолодочных частей, в частности. Согласно соглашению между правительствами двух стран от 27.05.1998 г., украинской стороне, в числе многого другого имущества ЧФ СССР, были переданы следующие противолодочные самолёты и вертолёты: 10 Бе-12пл, 18 Ка-25пл и 20 Ми-14пл.

В результате этой передачи авиатехники, с середины 1995 г. противолодочная авиация претерпела значительные изменения: 78-й ОКПЛВП в Донузлаве был расформирован, 841-й гв. ОПЛВП -переформирован в 863-ю ОПЛВЭ, которую перебазировали из Мерии в Анапу, а вместо 318-го ОПЛАП на Каче была сформирована 327-я ОПЛАЭ. В сентябре 1996 г. 327-я ОПЛАЭ и 917-й ОТАП ВВС ЧФ переформируются в новый смешанный авиационный полк, который получает номер и награды ранее расформированного 318-го ОПЛАП (Констанцский, Краснознамённый). Новый полк, в составе которого одна эскадрилья была вооружена самолётами Бе-12, а вторая - транспортными самолётами Ан-26, базировался на аэр. Кача и выполнял многообразные задачи противолодочного обеспечения сил флота, а также перевозки личного состава и грузов.

В сентябре 1997 г. 872-й ОКПЛВП в Каче был переформирован в 61-ю ОКПЛВЭ, но уже в мае 1998 г. эта эскадрилья, совместно с 863-й ОПЛВЭ, была обращена на формирование нового 25-го ОКПЛВП. Его эскадрильи базировались на аэродромах Кача и Анапа.

На последующие 10 лет наступило затишье в организационно-штатной структуре ВВС ЧФ и её противолодочных сил. Это объясняется жёсткими рамками российско-украинского договора о статусе ЧФ России (российская сторона не может в одностороннем порядке изменить состав и место дислокации своих частей).

В середине 2009 г., в ходе развернувшийся компании по переходу ВС РФ на новый «перспективный облик», 318-й ОСАП и 25-й ОКПЛВП были обращены на формирование 7059-й Констанцской Краснознамённой авиационной базы МАЧФ. Но в ближайшем времени самолёты Бе-12 вынуждены будут уйти на «заслуженный отдых» (на других флотах они уже давно были списаны и утилизированы), и задачи поиска и уничтожения ПЛ будут решать только вертолёты Ка-27.

Противолодочная авиация Северного флота

Североморской авиации с первых дней Великой Отечественной войны пришлось решать задачи поиска и уничтожения подводных лодок противника. Так как специализированных противолодочных частей в её составе не было, то для этого широко привлекались самолёты МБР-2, ГСТ и 118-го МРАП и 49-й ОМРАЭ. В отличие от Балтики и Чёрного моря, на Севере подводная угроза для советского судоходства была более чем реальной. По оценкам командования СФ, в составе ВМС Германии на Северном ТВД насчитывалось шесть ПЛ (1). По состоянию на 1 июля 1942 г., их количество оценивалось в 14-16 единиц (17). Подводные лодки противника действовали в Баренцевом, Белом и Карском морях. Их жертвами становились транспортные суда и корабли, а также береговые объекты на побережье. Такая ситуация заставила командование ВВС СФ принять меры по наращиванию группировки противолодочных сил авиации. Так, осенью 1942 г. с Каспийского на Белое море был переброшен 22-й МРАП, на самолётах МБР-2, а весной 1944 г. на его основе, а также ряда других авиационных частей ВВС СФ и БелВФ были сформированы 44-й, 53-й и 54-й смешанные авиационные полки. В их составе имелось по одной эскадрилье летающих лодок МБР-2, а с лета 1944 г. в дополнение к ним начали поступать американские самолёты PBN-1 «Номад». На эти подразделения легла основная тяжесть противолодочной борьбы.

К концу 1944 г. фронт откатился далеко на Запад, и подводная угроза постепенно сошла на нет. В этой связи, к осени 1945 г. 44-й и 54-й САП были расформированы, а 53-й САП переформирован в морской дальнеразведывательный полк.

Возрождение противолодочной авиации, как рода сил ВМФ на Севере, началось в середине 1950-х гг., когда на вооружение 403-го ОМДРАП (бывш. 118-й ОМДРАП) поступили самолёты Бе-6 с радиогидроаккустической системой «Баку». В это же время формируется первая вертолётная часть - 2053-я ОАЭВ, вооружённая Ми-4м.

К 1958 г. формируется 309-я ОАЭ KB, на вертолётах Ка-15, и в том же году она, вместе в 2053-й ОАЭ БВ, преобразуется в 830-й отдельный авиационный полк вертолётов.

В конце 1960 г. 403-й ОМДРАП переформируется в 403-й отдельный противолодочный авиационный полк дальнего действия, а 830-й ОАПВ стал именоваться 830-м ОПЛВП БД.

В 1967 г. 830-й вертолётный полк приступил к освоению новых корабельных вертолётов Ка-25. В этом же году на вооружение ВВС СФ поступают новые противолодочные самолёты дальнего действия Ил-38, из которых формируют новую авиационную часть - 24-й ОПЛАП ДД. Этот полк стал первым в составе Морской Авиации вооружённым данной авиационной техникой. С поступлением на вооружение Ил-38, поисково-ударные возможности североморской противолодочной авиации существенно расширились.

В 1968 г. 403-й ОПЛАП ДД получил на замену Бе-6 новые самолёты-амфибии Бе-12.

Во второй половине 1969 г. на аэр. Кипелово формируется новый противолодочный авиаполк - 76-й ОПЛАП ДД. Это была первая в составе Авиации ВМФ часть стратегических противолодочных самолётов Ту-142. Таким образом, СФ стал своеобразным полигоном, на котором проходила испытание новая авиационная техника и отрабатывались новые тактические приемы поиска и уничтожения ПЛ.

В 1970-1977 гг. самолёты Ил-38 24-го ОПЛАП ДД выполняли вылеты на БС в Средиземное, Красное море и в Индийский океан с аэродромов Египта и Сомали, а в 1981 -1988 гг. - с аэродромов Ливии и Эфиопии.

В ноябре 1982 г. на аэр. Кипелово была сформирована ещё одна авиационная часть на самолётах Ту-142-277-я ОПЛАЭ.

В 1976 г. на вооружение вертолётного полка на замену Ми-4м поступают базовые вертолёты Ми-14.

В 1979 г. на смену вертолётом Ка-25 начали поступать новые противолодочные вертолёты корабельного базирования Ка-27.

В конце 1980 г. 830-й ОКПЛВП был разделён на два полка - собственно 830-й ОПЛВП и новый 38-й ОКПЛВП. Это было связано, с одной стороны, с поступлением от промышленности в значительных количествах новых вертолётов, а с другой стороны - с вводом в состав СФ новых авианесущих кораблей одиночного и группового базирования.

С 1983 г. самолёты Ту-142 ВВС СФ начали регулярные полёты на Кубу. Это позволило расширить зону поиска ПЛ вероятного противника на экваториальную часть Атлантического океана.

В конце 1983 г. в составе ВВС СФ была сформирована 35-я противолодочная авиационная дивизия, в состав которой включили 76-й ОПЛАП и 277-ю ОПЛАЭ (вскоре развёрнутую в 135-й ПЛАП). Дивизия стала первым и единственным противолодочным соединением ВВС ВМФ. В последующих планах командования ВВС ВМФ было формирование из двух вертолётных полков на Севере и двух вертолётных полков на Тихом океане по вертолётной дивизии, но этим планам не суждено было сбыться.

В марте 1991 г. на Севере формируется авиационное соединение нового типа - 57-я смешанная корабельная авиационная дивизия, куда, кроме 38-го и 830-го ОКПЛВП, вошёл 279-й ОКИАП на самолётах Су-27к. Полки дивизии были предназначены для базирования на борту тяжёлых авианесущих крейсеров «Адмирал Кузнецов» и «Адмирал Горшков». Это было, пожалуй, последним созидательным шагом руководства ВМФ в области военного строительства Морской Авиации. Наступал декабрь 1991 года…

Ещё почти два года противолодочная авиация СФ смогла удерживать свои позиции в системе ВМФ, но в 1993 г. начались необратимые процессы.

В конце 1993 г. 38-й ОКПЛВП и 830-й ОКПЛВП снова были свёрнуты в один полк - 830-й ОКПЛВП. «Реформированию» подверглись и два самолётных противолодочных полка: 24-й ОПЛАП и 403-й ОПЛАП были переформированы в новый 403-й ОПЛАП, на самолётах Ил-38 (фактически, «молодому» полку были переданы почётное наименование и орден от «старого» полка, а самолёты Бе-12 были списаны и утилизированы).

В конце 1994 г. управление 35-й ПЛАД и 135-й ПЛАП были расформированы. На аэр. Кипелово остался только 76-й ОПЛАП (базировавшийся там же 392-й ОДРАП, на самолётах Ту-95рц, ещё в конце 1989 г. был перебазирован на аэр. Веретье в Псковскую область).

В 1998 г. 57-я СКАД была расформирована, и 830-й полк вновь стал отдельным, а 403-й ОПЛАП был переформирован, вместе с 912-м ОТАП ВВС СФ, в 403-й отдельный смешанный авиационный полк, в котором одна АЭ была противолодочной, а другая - транспортной.

Некоторое время состав сил противолодочной авиации СФ оставался неизменным: эскадрилья самолётов Ил-38, в составе 403-го ОСАП, - на аэр. Североморск-1, полк самолётов Ту-142мк - на аэр. Кипелово, и полк корабельных вертолётов Ка-27 - на аэр. Североморск-1. Хотя задач для неё не уменьшилось, интенсивность вылетов на БС снизилась в разы, по сравнению с началом 1980-х гг…

В июне 2002 г. 76-й ОПЛАП был свёрнут в 73-ю ОПЛАЭ на аэр. Кипелово. Это событие только констатировало тот факт, что содержать целый полк дорогостоящих в эксплуатации и обслуживании самолётов Ту-142 Авиация СФ уже не могла. Все заштатные самолёты, оставшиеся от двух полков, потихоньку списывались и разделывались на металл.

Очередная «реформа» Морской Авиации (и противолодочной авиации, в том числе) началась после заседания Военной Коллегии МО РФ, которое состоялось в октябре 2008 г. В рамках её предусматривалось переформировать лётные и тыловые части на одном аэродроме в авиационные базы. В МА СФ (так стали именоваться ВВС СФ с апреля 2009 г.) были сформированы 7050-я АвБ на аэр. Североморск-1, на формирование которой были обращены 403-й и 830-й авиаполки, и 7051-я АвБ, на аэр. Оленья и Кипелово, на формирование которой были обращены 924-й гв. ОМРАП и 73-я ОПЛАЭ. В состав авиабаз на тот момент не вошёл 279-й ОКИАП. В таком виде они существовали до середины 2011 г., когда МРА была передана в состав Дальней Авиации ВВС и ПВО РФ, а оставшиеся части МА СФ начали переформировывать в одну авиационную базу.

В настоящее время противолодочные задачи на Севере решают подразделения в составе авиабаз противолодочных самолётов Ту-142мк в дальней зоне, самолётов Ил-38 - в средней зоне, и вертолётов Ка-27пл - в ближней зоне и с авианесущих кораблей одиночного и группового базирования.

Противолодочная авиация Тихоокеанского флота

До середины 1950-х гг., как и на других флотах, противолодочные задачи на Тихом океане решали части и подразделения разведывательной авиации. В годы Великой Отечественной войны и во время войны с Японией для этого привлекались 16-й, 115-й и 117-й разведывательные полки ВВС ТОФ, СТОФ и АмВФ, а также целый ряд отдельных эскадрилий и звеньев. Они были вооружены самолётами МБР-2 и PBN-1 «Номад». Большинство этих частей было расформировано в 1945-1948 гг., а те, которые уцелели, прекратили свое существование в 1960 г.

Появление специализированных противолодочных частей в составе ВВС ТОФ было связано с принятием в середине 1950-х гг. на вооружение Морской Авиации вертолётов корабельного и берегового базирования Ка-15 и Ми-4.

В августе 1955 г. на аэр. Южная Угловая формируется первая вертолётная часть - 505-я ОАЭ БВ, на вооружении которой состояли Ми-4м.

В сентябре 1957 г. к ней добавляется 264-я ОАЭ KB, на вертолётах Ка-15, которая также дислоцировалась на аэр. Южная Угловая. В апреле 1958 г. обе эти вертолётные части были обращены на формирование первого на Тихом океане вертолётного полка - 710-го ОВП.

В сентябре 1957 г. на Камчатке была сформирована 175-я ОАЭ БВ, на Ми-4. Эта вертолётная часть формиро-

валась на базе 175-й отдельной истребительной эскадрильи ВВС ТОФ и была предназначена решать противолодочные задачи на подходах к Авачинской бухте.

В 1958 г. 167-я отдельная аварийно-спасательная авиационная эскадрилья ВВС ТОФ (бывш. 48-й ОМДРАП), на самолётах Бе-6 и вертолётах Ми-4, была переформирована в 720-й ОВП, базирующийся на аэр. Знаменское в районе Советской Гавани.

В январе 1960 г. на Камчатке был сформирован 317-й ОСАП, в состав которого вошли 122-я ОМДРАЭ и 175-я ОВЭ ПЛО. Местом дислокации полка с 1961 г. стал аэр. Елизово. В этом же году 720-й ОВП был свёрнут в 301-ю ОПЛВЭ, которая базировалась на аэр. Корсаков (Южный Сахалин).

В 1961 г. к вертолётным противолодочным частям добавились самолётные, которые формировались на основе разведывательных лодочных полков и эскадрилий. Тогда же 289-й ОМДРАП в б. Суходол был переформирован в противолодочный полк, а 122-я ОМДРАЭ в б. Ягодная на Камчатке - в 122-ю ОДПЛАЭ. На вооружении этих частей состояли самолёты Бе-6, оснащённые радиогидроак-кустической системой «Баку».

В середине 1969 г. 289-й ОПЛАП ДД перевооружился с летающих лодок Бе-6 на амфибии Бе-12, а уже в конце того же года на Тихом океане, вскоре после СФ, формируется 77-й ОПЛАП ДД, на самолётах Ил-38. Это позволило распространить зону поиска иностранных ПЛ на Охотское море и подходы к Курильским проливам с океанской стороны. Оба полка стали базироваться на аэр. Николаевка.

В октябре 1976 г. на аэр. Хороль был сформирован 310-й ОПЛАП ДД, на вооружении которого поступили самолёты Ту-142. Он стал второй частью в составе Авиации ВМФ, вооружённой этими самолётами, после 76-го ОПЛАП ДД Авиации СФ. Спустя два года полк перебазировался на аэр. Каменный Ручей. Такое место дислокации для полка было выбрано не случайно. Отсюда самолёты Ту-142 могли в кратчайший срок (через 1,5 часа) долететь до Тихого океана и осуществлять там поиск иностранных ПЛ вплоть до залива Аляска и Гавайских о-вов. В средней морской зоне и на подходах к Камчатке поиск ИПЛ осуществляли самолёты Ил-38 и Бе-12 77-го ОПЛАП ДД. 289-го ОПЛАП ДД и 122-й ОПЛАЭ ДД. В ближней морской зоне работали противолодочные вертолёты Ка-25 (затем Ка-27) и Ми-14 710-го ОКПЛВП, с аэр. Новонежино, и 175-й ОКПЛВЭ, с аэр. Елизово.

В октябре 1977 г. 301-я ОПЛВЭ на аэр. Корсаков была расформирована, но уже спустя два года на её месте была создана 568-я авиационная группа вертолётов берегового базирования.

В июле 1979 г. на ТОФ прибыл ТАКР «Минск», на котором, кроме штурмовиков Як-38, могли базироваться до 18 вертолётов Ка-27пл и Ка-27пс. Вступление этого корабля в состав флота существенно расширило возможности противолодочной авиации в решении специфических задач.

В декабре 1982 г. на аэр. Камрань (Вьетнам) было завершено формирование 169-го гв. ОСАП, в составе которого вошли 4 самолёта Ту-142м из 310-го ОПЛАП. Это позволило вести разведку в подводной среде в Восточно-Китайском, Южно-Китайском и Филиппинском морях. В составе полка был также вертолётный отряд из 2 Ми-14пл и 1 Ми-14пс.

В октябре 1983 г. на аэр. Новонежино и на аэр. Корсаков, на базе существующих вертолётных частей, формируются ещё две: 51-я ОПЛВЭ и 55-я ОПЛВЭ, вооружённые Ми-14, Ми-8 и Ми-6.

В феврале 1984 г. в состав ТОФ вошёл второй тяжёлый авианесущий крейсер - «Новороссийск». С этого времени в составе флота стало два авианесущих корабля группового базирования.

Последующие пять лет можно назвать периодом наивысшего расцвета противолодочной авиации ТОФ. Самолётами ПЛА контролировалась обстановка в северо-западной части Тихого океана - от Берингова пролива, на севере, до пролива Лусон, на юге.

В 1991 г. на базе 51-й ОПЛВЭ эскадрильи был сформирован 207-й ОКПЛВП, в составе которого, кроме вертолётов берегового базирования, были также вертолёты Ка-27пл и Ка-27пс, но это было последнее созидательное переформирование в противолодочной авиации ТОФ. Ещё два года она продолжала оставаться в прежнем составе, но уже начали сказываться перебои с поставками топлива и запчастей. Вскоре началось обвальное сокращение на всех флотах, которое не могло не затронуть противолодочную авиацию.

В декабре 1993 г., одновременно с СФ, на Тихом океане произошло переформирование 289-го ОПЛАП, на Бе-12, и 77-го ОПЛАП, на Ил-38, в один 289-й ОПЛАП на аэр. Николаевка, вооружённый самолётами Ил-38. И здесь, как и на Севере, почётное наименование «Порт-Артурский» и орден Красного Знамени были переданы более «молодому» полку. Тогда же был расформирован и 207-й ОКПЛВП на аэр. Новонежино.

В сентябре 1994 г. была расформирована 55-я ОПЛВЭ, и с этого времени завершилось базирование Авиации ТОФ на Сахалине.

В 1998 г. самолёты Бе-12 317-го ОСАП были списаны, и на замену им поступили самолёты Ил-38, которые собирали со всей Морской Авиации. Процесс их освоения экипажами полка был довольно длительным - сказывалось отсутствие необходимого количества топлива и инструкторов на флоте. В этом же году два противолодочных полка - 289-й ОПЛАП на аэр. Николаевка и 710-й ОКПЛВП на аэр. Новонежино - были переформированы в один полк, который, по сути, был уже смешанным, но по наименованию остался противолодочным - 289-й ОПЛАП на аэр. Николаевка.

В июне 2002 г. 310-й ОПЛАП и 568-й гв. ОМРАП ВВС ТОФ были переформированы в один 568-й гв. ОСАП, на вооружении которого было две эскадрильи ракетоносцев Ту-22мЗ и одна эскадрилья самолётов Ту-142мз и Ту-142мр.

До конца 2009 г. противолодочная авиация на ТОФ была представлена эскадрильей самолётов Ил-38 и эскадрильей вертолётов Ка-27, в составе 317-го САП ОКВС, эскадрильей самолётов Ту-142мз и Ту-142мр, в составе 568-го гв. ОСАП, эскадрильей самолётов Ил-38 и эскадрильей вертолётов Ка-27, в составе 289-го ОПЛАП. В последующем все эти авиационные части и подразделения были переформированы в авиационные базы МАТОФ. Процесс реорганизации на флоте не был завершён к середине 2011 г. и, после передачи МРА и ИА в состав ВВС и ПВО ВМФ, планируется сократить количество авиабаз с трёх до одной, но с базированием авиационных подразделений на четырёх аэродромах. Фактически, в составе МА ТОФ должна будет остаться только противолодочная авиация берегового и корабельного базирования.