Привороты Заговоры на... Отвороты

Какие жизненные трудности перенесла матрена. Сочинение на тему: Матрена Тимофеевна. Произведение: Кому на Руси жить хорошо. Отношения с мужем

Тот сердца в груди не носил,
Кто слез над тобою не лил!
Н.А. Некрасов
В творчестве Н.А. Некрасова много произведений посвящено простой русской женщине. Судьба русской женщины всегда волновала Некрасова. Во многих своих стихотворениях и поэмах он говорит о ее тяжкой доле. Начиная с раннего стихотворения «В дороге» и кончая поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов рассказывал о «долюшке женской», о самоотверженности русской крестьянки, о ее душевной красоте. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская», написанном вскоре после реформы, дано правдивое отражение нечеловеческого тяжелого труда молодой крестьянки-матери:
Доля ты! - русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать...
Рассказывая о тяжелой доле русской крестьянки, Некрасов нередко в ее образе воплощал высокие представления о духовном могуществе русского народа, о его физической красоте:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
В произведениях Некрасова возникает образ «величавой славянки», чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Это и Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и простая девушка из «Тройки». Это и Матрена Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Образ Матрены Тимофеевны как бы завершает и объединяет в творчестве Некрасова группу образов женщин-крестьянок. В поэме воссоздается тип «.величавой славянки», крестьянки среднерусской полосы, наделенной сдержанной и строгой красотой:
Осанистая женщина,
Широкая и плотная.
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
Ей, умной и сильной, поэт доверил рассказать о своей судьбе. «Крестьянка» - единственная часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо», вся написанная от первого лица. Пытаясь ответить на вопрос мужиков-правдоискателей, может ли она назвать себя счастливой, Матрена Тимофеевна рассказывает историю своей жизни. Голос Матрены Тимофеевны - это голос самого народа. Поэтому-то она чаще поет, чем рассказывает, поег народные песни. «Крестьянка» - самая фольклорная часть поэмы, она почти полностью построена на народ- но-поэгических образах и мотивах. Вся история жизни Матрены Тимофеевны - это цепь непрерывных несчастий и страданий. Недаром она говорит о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!» Она убеждена: «Не дело между бабами счастливую искать». Почему? Ведь была же в жизни этой женщины любовь, радость материнства, уважение окружающих. Но своим рассказом героиня заставляет задуматься мужиков над вопросом, достаточно ли этого для счастья и не перевесят ли эту чашу все те жизненные тяготы и невзгоды, что выпадают на долю русской крестьянки:
По мне тиха, невидима,
Прошла гроза душевная,
Покажешь ли ее?..
По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные,
И плеть по мне прошла!
Медленно и неторопливо ведет Матрена Тимофеевна свой рассказ. Хорошо и привольно жилось ей в родительском доме. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала с «девичьей воли в ад»: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая золовка, на которую невестка должна была работать, как раба. С мужем ей, правда, повезло. Но Филипп только зимой возвращался с заработков, а остальное время заступиться за нее было некому, кроме дедушки Савелия. Утешением для крестьянки становится ее первенец Демушка. Но по недосмотру Савелия ребенок погибает. Матрена Тимофеевна становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка (чтобы выяснить причину смерти, власти производят вскрытие трупа ребенка). Долгое время не может она простить «грех» Савелию, что он недосмотрел ее Демушку. Но на этом испытания Матрены Тимофеевны не кончились. Подрастает ее второй сын Федот, туг с ним случается несчастье. Ее восьмилетнему сыну грозит наказание за то, что в пастухах он скормил голодной волчице чужую овцу. Пожалел ее Федот, видел, какая она голодная и несчастная, и волчата у нее в логове не кормлены:
Глядит, поднявши голову,
Мне в очи... и завыла вдруг!
Чтобы избавить маленького сына от грозившего ему наказания, Матрена сама ложится вместо него под розги.
Но самые тяжелые испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа (его забирают вне очереди):
...Голодные
Стоят сиротки-деточки
Передо мной... Неласково
Глядит на них семья,
Они в дому шумливые,
На улице драчливые,
Обжоры за столом...
И стали их пощипывать,
В головку поколачивать...
Молчи, солдатка-мать!
Матрена Тимофеевна решает просить заступничества у губернатора. Она бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне:
Как брошусь я
Ей в ноги: «Заступись!
Обманом, не по-божески
Кормильца и родителя
У деточек берут!»
Губернаторша пожалела Матрену Тимофеевну. С мужем и новорожденным Лиодорушкой возвращается героиня домой. Этот случай закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание «губернаторши».
Дальнейшая судьба Матрены Тимофеевны также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты, «дважды погорели... Бог сибирской язвою... трижды посетил». В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!
История жизни Матрены Тимофеевны показала, что самые трудные, невыносимые условия жизни не могли сломить крестьянку. Суровые условия жизни оттачивали особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на собственные силы. Свою героиню Некрасов наделяет не только красотой, но большой душевной силой. Не покорность судьбе, не тупое терпение, а боль и гнев выражены в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни:
По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные...
Копится гнев в душе крестьянки, но сохраняется вера в заступничество Божьей матери, в силу молитвы. Помолившись, она отправляется в город к губернатору искать правды. Спасает же ее собственная душевная сила и воля к жизни. Некрасов показал в образе Матрены Тимофеевну и готовность на самопожертвование, когда она встала на защиту сына, и силу характера, когда она не склоняется перед грозными начальниками. Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Лирические и свадебные народные песни, причитания издавна рассказывали о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника, создавая образ своей любимой героини.
Написанная о народе и для народа, поэма «Кому на Руси жить хорошо» близка произведениям устного народного творчества. Стих поэмы - художественное открытие Некрасова - как нельзя лучше передал живую речь народа, его песни, присказки, поговорки, вобравшие в себя многовековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость. Вся поэма - истинно народное произведение, и в этом ее великое значение.

Практически у каждого писателя есть сокровенная тема, волнующая его особенно сильно и лейтмотивом проходящая через все творчество. Для Некрасова, певца русского народа, такой темой стала судьба русской женщины. Простые крепостные крестьянки, гордые княгини и даже падшие женщины, опустившиеся на социальное дно – для каждой у писателя находилось теплое слово. И всех их, столь различных на первый взгляд, объединяла полная бесправность и несчастье, считавшиеся в то время нормой. На фоне всеобщей крепостной повинности судьба простой женщины выглядит еще страшнее, ведь она вынуждена «до гроба рабу покоряться» и «быть матерью сына-раба» («Мороз, красный нос»), т.е. она является рабыней в квадрате. «Ключи от счастья женского», от их «вольной волюшки» давным-давно потеряны – вот к какой проблеме старался привлечь внимание поэт. Так появляется невероятно светлый и сильный образ Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.
История судьбы Матрены изложена в третьей части поэмы, так и называющейся: «Крестьянка».

К женщине странников приводит молва, утверждающая, что если кто из женщин и может быть назван счастливицей, то исключительно «губернаторша» из села Клину. Однако Матрена Тимофеевна Корчагина, «осанистая», красивая и строгая женщина, услышав вопрос мужиков о своем счастье, «закручинилась, задумалась» и даже не хотела изначально ни о чем говорить. Уже стемнело, и месяц со звездами вышел на небо, когда Матрена все же решилась «всю душу открывать».

Только в самом начале жизнь была добра к ней – вспоминает Матрена. Родная матушка и отец заботились о дочери, звали «касатушкой», холили и лелеяли. Обратим внимание на огромное количество слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: позднехонько, солнышко, корочку и т.д., характерных для устного народного творчества. Здесь заметно влияние на поэму Некрасова русского фольклора – в народных песнях, как правило, воспевается пора беззаботного девичества, резко контрастирующая с последующим тяжелым житьем-бытьем в семье мужа. Автор использует этот сюжет для построения образа Матрены и практически дословно переносит из песен описание жизни девушки с родителями. Часть фольклора вводится в текст напрямую. Это свадебные песни, плач-причитание над невестой и песня самой невесты, а также подробное описание обряда сватанья.

Как ни старалась Матрена продлить свою вольную жизнь, а все же ее выдают замуж за мужчину, еще и чужого, не из родной деревни. Вскоре девушка вместе с мужем Филиппом покидает дом и отправляется в незнакомый край, в большую и неприветливую семью. Там она попадает «с девичьей холи» в ад, что также передается с помощью народной песни. «Сонливая, дремливая, неурядливая!

» – так называют в семье Матрену, и каждый старается задать ей побольше работы. Нет надежды и на заступничество мужа: хоть они и одногодки, и Филипп хорошо относится к жене, а все же порой поколачивает («плетка свистнула, кровь пробрызнула») и не подумает облегчить ее жизнь. К тому же он почти все свободное время проводит на заработках, а Матрену «некому любить».

В этой части поэмы отчетливо становится видна незаурядный характер и внутренняя душевная стойкость Матрены. Другая бы давно отчаялась, а она делает все, как велено и всегда находит повод порадоваться самым простым вещам. Вернулся муж, «привез платочек шелковый / Да прокатил на саночках» – и Матрена запела радостно, как раньше певала в родительском дому.

Единственное счастье крестьянки – в ее детях. Вот и у героини Некрасова появляется первенец, на которого она не может наглядеться: «Как писаный был Демушка!». Автор очень убедительно показывает: именно дети не дают крестьянке озлобиться, поддерживают в ней воистину ангельское терпение. Великое призвание – растить и защищать своих детей – подымает Матрену над серой обыденной жизнью. Образ женщины превращается в героический.

Но крестьянке не суждено долго наслаждаться своим счастьем: нужно продолжать работу, а ребенок, оставленный на попечение старику, из-за трагической случайности погибает. Смерть ребенка в то время не была редким событием, это несчастье часто обрушивалось на семью. Но Матрене тяжелее прочих – мало того, что это ее первенец, – так еще и приехавшая из города власть решает, что это сама мать в сговоре с бывшим каторжником дедом Савелием убила своего сына. Как ни плачет Матрена, приходится ей присутствовать при вскрытии Демушки – его «испластали», и эта страшная картина навсегда запечатлелась в материнской памяти.

Характеристика Матрены Тимофеевны не была бы полной без еще одной немаловажной детали – ее готовности пожертвовать собой за других. Ее дети – вот что остается для крестьянки самым святым: «Лишь деточек не трогайте! За них горой стояла я…». Показателен в этом плане эпизод, когда Матрена принимает на себя наказание сына. Он, будучи подпаском, потерял овцу, и его должны были за это высечь. Но мать бросилась в ноги помещику, и тот «милостиво» простил подростка, велев взамен высечь «дерзкую бабу». Ради своих детей Матрена готова пойти даже против бога. Когда в село приходит странница со странным требованием не кормить детей грудью по средам и пятницам, женщина оказывается единственной, кто ее не послушался. «Кому терпеть, так матери» – в этих словах Матрены выражена вся глубина ее материнской любви.

Еще одна ключевая черта крестьянки – это ее решительность. Покорная и уступчивая, она знает, когда нужно бороться за свое счастье. Так, именно Матрена из всей огромной семьи решается вступиться за мужа, когда того забирают в солдаты и, упав в ноги губернаторше, приводит его домой. За этот поступок она получает высшую награду – народное уважение. Отсюда и пошло ее прозвище «губернаторша». Теперь в семье ее любят, а в селе считают счастливицей. Но невзгоды и «гроза душевная», прошедшие по жизни Матрены, не дают ей возможности самой отозваться о себе как о счастливой.

Решительная, самоотверженная, простая и искренняя женщина и мать, одна из множества русских крестьянок – такой предстает перед читателем «Кому на Руси жить хорошо» Матрена Корчагина.

Описание образа Матрены Корчагиной и её характеристика в поэме помогу учащимся 10 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Матрены Тимофеевны в «Кому на Руси жить хорошо»».

Тест по произведению

Н.А. Некрасов, известный русский поэт, во многих своих произведениях с большим сочувствием описывает тяжелую жизнь простых женщин-тружениц.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» о своей судьбе рассказывает странникам, которые ищут счастливых людей, Матрена Тимофеевна Корчагина. Ее жизнь сложилась, как у многих русских крестьянок. С детства она занималась тяжелым трудом. Но все равно воспоминания о жизни в детстве только радостные, так как у нее была, по определению самой Матрены, «хорошая, непьющая семья». Выйдя замуж, Матрена прошла через тяжелые испытания: конфликты в семье (придирки родни мужа), тяжелый труд, смерть первого ребенка, разлука с мужем, ушедшим на заработки, вечная нужда.

Так сложилась ее жизнь. А в ней было и плохое, и хорошее, плохого, конечно же, больше, но эта женщина нашла в себе силы жить. С какой болью перенесла она гибель сына Демушки! А ее обвиняют в смерти ребенка, и ей еще приходится оправдываться! Матрене Тимофеевне. Так она прощает деду Савелию его оплошность, что привела к гибели ее первого сына. Вместо другого сына Матрена несет наказание и ложится под розги, терпит ради ребенка позор и унижение, а после наказания идет на речку и плачет. Когда стало известно, что мужа Матрены забирают в солдаты, она идет к губернаторше, бросается ей в ноги, и мужа спасают. Матрену в деревне считают «счастливицей». Но приходят новые беды вместо счастья. Такая доля, как у Матрены, выпадала многим. А переживать долго некогда – надо кормить семью. Жили, накапливая в себе горе и отчаяние.

Некрасов с любовью описывает портрет этой женщины-труженицы, ее красоту. У нее большие глаза, волосы с проседью. Главное же достоинство русской женщины Некрасов видит в ее способности быть хорошей матерью, заботиться о детях, несмотря на все трудности.

Образ Матрены Тимофеевны в поэме Некрасова получился подлинно русский благодаря песням, пословицам, поговоркам, использованию выразительных средств языка: эпитетов, синонимов, сравнений. Она причитает над погибшим сыном: «Падите, мои слезоньки,.. прямо на сердце злодею моему!»

Свою жизнь Матрена прожила в постоянном труде и борьбе за свою семью. Автор делает вывод: нет счастья на Руси женщине-крестьянке.

Некрасов впервые в литературе так глубоко и правдиво изобразил русскую женщину, показал черты национального характера русских женщин. Живя в нечеловеческих, рабских условиях, угнетаемые и унижаемые, они сохранили чистую душу, сильную волю, нежность, любовь, верность. Эти качества помогают им жить и верить.

2 вариант

Народ – всё население страны. У Н. А. Некрасова – это, прежде всего, крестьянство. Писатель сострадал народу, находил в нём лучшие человеческие достоинства, считал себя обязанным перед ним за все его жизненные тяжёлые обстоятельства.

Образ крестьянки, Корчагиной Матрёны Тимофеевны, в поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» играет важную роль, появляется он в одной из частей произведения под названием «Крестьянка».

Матрёна Тимофеевна чувствовала себя по-настоящему счастливой только когда находилась в родительском доме, в прекрасной крестьянской семье, где отец и мать заботились о дочери, ласково обращались к ней «касатушка». Будучи членом рабочей семьи, Матрёне приходилось с ранних лет выполнять тяжёлую работу, выделять мало времени на детские забавы. Несмотря на это крестьянка дорожила временем, которое провела в родном доме, часто с грустью вспоминала о нём.

На трудолюбивую Матрёну заглядывалось много парней. Девушка была отдана за мужчину из другой деревни. Дом, в который попадает Матрёна, несравним с родительским. Нерадушная семья не уважает нового члена семьи, называет девушку «сонливая, дремливая, неурядливая», несмотря на её огромные старания. Муж был жесток с Матрёной, избивал её: «плётка свистнула, кровь брызнула».

Единственной радостью в неблагополучной семейной жизни было рождение ребёнка. Это событие служит утешением для крестьянки. Необходимость трудиться не даёт возможности самостоятельно воспитывать Матрёне первенца, приходится оставлять его на попеченье старику, который однажды недосмотрел за чадом. Гибель ребёнка становится трагедией для бедной крестьянки.

Смерть первенца не сломила Матрёну, она продолжает жить, защищать своих детей, семью. Так она принимает на себя наказание сына, Федота, который на выпасе потерял овцу, вступается за мужа, которого хотят забрать в солдаты, прося у губернаторши помощи.

Образ Матрёны нельзя назвать счастливым. Не каждый способен выдержать те трудности, которые пришлось пережить крестьянке, принести себя в жертву ради других, поэтому героиня вызывает восхищение.

Писатель наделил Матрёну всеми чертами крестьянок, чтобы показать жизнь народа в целом. И вот перед читателем предстаёт сильная женщина, честная жена, работящая, целеустремлённая, нежная и простая.

Сочинение про Матрену

Русская крестьянская женщина является персонажем в разных произведениях Некрасова. Все они проникнуты сочувствием к ее судьбе. Однако крестьянка предстает перед нами не только замученной тяжелым трудом, но и в образе «величавой славянки», обладающей высокими нравственными качествами, стойко переносившей жизненные неурядицы и любящей свою семью. Таковой является Матрена Тимофеевна Корчагина.

Добросердечие, приятная внешность, смекалка, слава счастливицы присущи этой женщине. Мы видим, как Некрасов показывает жизнь Матрены с детских лет и до встречи с искателями счастливой судьбы. Интересно, как автор изображает ее мысли и чувства, а также душевные потрясения, оставленные большой след в ее жизни. Особенно тяжело ей было после смерти первого сына Демушки.

В начале поэмы, где говорится о трагической кончине ребенка, описан образ птицы, которая безутешно плачет о своих птенцах,погибших во время грозы. Он помогает т читателю понять трагедию матери-крестьянки. Однако, когда вскрывают труп Демушки, Матрена Тимофеевна оказывается во власти безысходности и ярости. В ее проклятиях злодеям и палачам у нее созрел план отмщения. И поэтому, предвидя такую ситуацию, становой велит связать мать.

Спасая младшенького Федотошку, от незаслуженного наказания она сама легла под розги, даже не вымаливая прощения у старосты. Она с гордо поднятой головой вынесла позорное наказание. Лишь только вечером у реки женщина смогла выплакать всю боль своих страданий. Матрена переживает, когда узнает, что ее мужа отдают в солдаты. Видя, как супруга избивают палками по приказу полковника Шалашникова, а ее ребятишки просят подаяние, она идет икать заступничество.

Ночью идет она в город, обращаясь с молитвой к небесной заступнице. В отличие от других героинь произведений поэта, ей выпало счастье, так как она попросила помощи у губернаторши, которая ей и помогла. И вот, крестьянка возвращается домой с мужем, которого освободили от воинской повинности и с младенцем Лиодорушкой. Ее сердце было переполнено радостью, благодарностью и любовью. В таком состоянии и окружающий мир ей видится лучше. Матрена идет и любуется природными красотами, присутствующими в начале весны. Но, при всей своей удачливости и природной одаренности Матрена не стала счастливой. Прощаясь с искателями счастливого, она говорит, что ключи от женского счастья затеряны, и вряд ли найдутся.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Действительно ли Печорин - герой своего времени? (9 класс)

    Лермонтов Михаил Юрьевич, величайший русский поэт, известный светлый ум, создавший много величайших творений. Один, из творений это роман, под названием «герой нашего времени». Это лучшее и самое знаменитое

  • Образ и характеристика Маргариты в романе Мастер и Маргарита Булгакова

    Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» - шедевр русской литературы, наполненный глубочайшим смыслом. Произведение основывается на противостоянии добра и зла

  • Тема любви в творчестве Куприна - сочинение

    А. И. Куприн ярчайшим образом ворвался в русскую прозу начала двадцатого века. Его творчество является привлекательным в первую очередь из-за своей многогранной глубиной и заинтересованностью человеческой сущностью.

  • Сочинение по картине Первая зелень Остроухова

    На картине, мы видим обычный пейзаж, присущий для любой деревни или пригорода. Природа, запечатленная художником, не отличается особыми красками, она слегка тусклая и невзрачная.

  • Анализ произведения Домби и сын Диккенса

    В данном тексте представлен анализ одного из самых удачных произведений Диккенса – романа, который называется, как «Домби и сын».

Поиски счастливого человека приводят странников поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» к порогу дома Матрены Тимофеевны Корчагиной.

Счастливая жизнь

Описанию судьбы Матрены Тимофеевны посвящена глава «Крестьянка». Губернаторша, как называют ее крестьяне, радостно вспоминает детские годы, когда чувствовала себя свободной, счастливой, окруженной заботой.

Последующие события — череда несчастий. Замужняя жизнь полна унижений. Женщина выслушивает нарекания свекрови, считающей трудолюбивую невестку «сонливой», «дремливой». Терпит придирки заловки, побои мужа. Счастливым событием стало рождение сына Демушки. Только радость была недолгой. Уснул дед Савелий — погиб маленький мальчик.

Оправившись, Матрена продолжает жертвовать собой ради близких людей. Ложится под розги вместо сына Федотушки (ребенок пожалел щенную волчицу, скормив ей овцу). Спасает мужа от службы. Беременная, зимой отправляется просить помощи губернатора. Счастье женщины — преодоление испытаний судьбы.

Бабья притча

Не найти мужикам счастливую женщину, считает Матрена Тимофеевна. Ключ от женского счастья «заброшен», «потерян» гласит бабья притча. Ратниками божьими найдены только ключи, делающие крестьянку рабыней.

«Многострадальность» Матрены Тимофеевны.

(Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»)

Ход урока.

1. Эпиграф к уроку:

Молва идет всесветная,

Что ты вольготно, счастливо

Живешь…Скажи по-божески,

В чем счастие твое?

« Кому на Руси жить хорошо»

    Вступительное слово учителя. Постановка цели урока и определение задач.

Поэма Некрасова, ставшая вехой в литературе 19 века, открыла новые пути, новые приемы, новых героев. Какое место в творчестве Некрасова занимала эта поэма? (14 лет писал Некрасов поэму, собирая материал, по его словам, «по словечку». 1863-1877)

- В каком году рассчитывай.
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.

Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов? (О реформе 1861 года, по которой освободили крестьян.)

Лучше ли стала жизнь крестьян, богаче, свободнее? (И перед нами проходят правдивые картины русской действительности. Крестьянская жизнь волнует, Некрасова, крестьянские проблемы… Много тоски и грусти в поэме, много в ней человеческих слез и горя.)

Вернемся к содержанию и вспомним, какой вопрос волновал мужичков?

(Чтобы узнать:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси…,)

А сейчас давайте определим, что нам нужно сделать сегодня на уроке:

4. Раскрыть в себе … ()

2. Вступительное слово учителя:

Некрасов справедливо считается первым певцом русской крестьянки, изобразившим трагизм ее положения и воспевавшим борьбу за ее освобождение.

Д ля Некрасова - она символ жизни и ее национального содержания. Назвав свою Музу «родной сестрой», поэт создает идеальные образы потрясающей силы.

(выступление Мельниковой В «Мороз, Красный нос» , Сапроновой Е «Русские женщины» , Геворгян – «Вчерашний день часу в шестом…» )

(1863 г. – «Мороз, Красный нос»; 1864 г. – «Орина, мать солдатская»; 1872 – «Русские женщины» и множество стихотворений)

Тяжелые русые косы

Упали на смуглую грудь,

Покрыли ей ноженьки босы,

Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,

На парня сердито глядит.

Лицо величаво, как в раме…

Сразу вспоминаются русские мадонны на полотнах Венецианова, Васнецова и др. (проецируется картина Венецианова « На жатве» и др.) Но героини живописцев, поражающие грацией, спокойствием, одухотворенностью все-таки молчат о тех скорбных песнях, что поет их женская душа. А вот Дарьюшка в поэме « Мороз, Красный нос» и Матрена Тимофеевна открываются нам изнутри.

3. Учитель:

В поэме « Кому на Руси жить хорошо» судьба женщины развернута в целую повесть, которую по праву можно назвать « Житие святой Матренушки».

С глубокой симпатией создан Некрасовым образ Матрены Тимофеевны Корчагиной. Ей посвящена большая часть поэмы, получившая название «Крестьянка». В создании образа «Beличавой славянки» находит выражение некрасовский идеал русской женщины.

Ее жизнь - типичная жизнь крестьянки той поры.

Выступления учащихс я: История её жизни? – зачитать текст – выразительно. (Сначала похоронила радость детских лет, потом быстро промелькнуло девичество, затем замужество, а далее - горькая участь невестки, рабыни в мужниной семье.)

Некрасов показывает читателю, как жила Матрена Тимофеевна в семье мужа, показывает отношение его родных к молодой жене. Кроме адской работы на нее обрушились другие бедствия:
(ужасная смерть первенца сына, голодный год, гроза, дважды пожар, сибирская язва).

Вопрос классу Как вы заметили, “Крестьянка” - единственная часть поэмы, написанная от 1-го лица. Как вы думаете, почему Некрасов использует в этой части 1 лицо в повествовании, от лица самой героини?

(Поэт не случайно избрал в «Крестьянке форму повествования от первого лица , которая придает всему рассказу Матрены Тимофеевны непосредственность и искренность . В ее исповеди раскрывается печальная история русской женщины, которая покоряет странников своей душевной красотой, самоотверженностью, трудолюбием, трогательной любовью к детям.)

Вопросы классу: 1)Случайно ли,что Матрена предстает перед нами как мать?

3)Каких событий в жизни Матрены Тимофеевны больше-

радостных или драматических?

4) Почему она « губернаторша»?

5) Счастлива ли она? В чем ее счастье?

6) Какие особенности речи Матрены Тимофеевны?

4. Характеристика образа Матрены Тимофеевны (можно строчками из текста):

определяя черты, которыми наделена наша героиня, мы невольно обращаем внимание на средства художественной выразительности, используемые Некрасовым. Какие? -

Эпитет – художественное, образное определение, используемое с целью выделения характерных, существенных черт предмета или явления. и приложение.

Сравнени е – уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.

Метафор а – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком либо отношении двух предметов или явлений.

(вспомним эти термины)

Работа с текстом (глава по объему самая большая, поэтому возьмем небольшие эпизоды, чтобы найти примеры тропов – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности) – задание по рядам:

Стр.294 (любовь к дитя)

Стр. 303 (богатыри русские)

Стр. 312 или 339 - 340 (вывод)

внешняя красота

трудолюбивая

решительная

волевая

самостоятельная

сильная духом

умная

талантливая

сильная и стойкая женщина , чувство собственного достоинства, гордость , черты богатырского характера русского крестьянства , многострадальная, многокручинная, покоряет своей душевной красотой, самоотверженностью, трудолюбием, трогательной любовью к детям,

( Одной из главных черт характе ра некрасовской крестьянки является глубокое чувство человеческого достоинства, умение постоять за себя и близких. готовая в поисках правды дойти до царя, она обращается с жалобой на старосту к губернатору и добивается справедливости. Не покорность судьбе и обстоятельствам, а боль и гнeв движут ее поступками.)

Матрена Тимофеевна не только сильная духом, она очень одаренная, талантливая женщина (Песни, плачи, причитания (фольклорные танцы) усиливают эмоции, впечатление; помогают выразить боль, тоску, ярче показать, как судьба ее горька. – звучит песня о тяжелой доле женщины-крестьянки )

Песни, которые она поет, воспринимаются как общеизвестные, их знают и “подхватывают” странники.

Подведение итога:

7) Почему жизненные испытания не сломили героиню? Что помогает ей вынести и травлю родных в доме мужа, и трагедию Дёмушки, и унижение, принятое за Филиппушку, и бесконечную тяжёлую работу в доме и в поле? Что, наконец, помогает победить в борьбе за мужа?

Учитель: О незыблемых основах народной нравственности, целомудрии первого чувства, любви и брака как единственного на всю жизнь, о скромности и достоинстве

(проецируется особенности образа Матрены и вывод).

ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБРАЗА:

    рассказ о судьбе героини идет от 1-го лица, что способствует интонации исповедальности;

    поэт погружает нас в ритм человеческой жизни – от младенчество до смерти; жизнь предстает как одно из проявлений божественной природы;

    обилие народных обрядовых песен в качестве иллюстрации жизни Матрены Тимофеевны как одной судьбы из многих судеб помогает создать обобщенный портрет русской женщины.

Учитель. вывод

Работой над образом Матрёны Тимофеевны завершил Некрасов своё поэтическое исследование русского женского характера.

Не только выносливость и способность к неустанному труду, твёрдость и воля в борьбе с препятствиями, но и сохраняемое в испытаниях “золото сердца” - неотъемлемые качества его героя. Богатство и щедрость души, которой хватает и на любовь к мужу и детям, и на ласку к старикам-родителям и дедушке, чуткая отзывчивость к красоте природы, христианское самопожертвование и великое умение прощать, не помнить зла, а также способность быть благодарной – замечательные национальные свойства, сконцентрированные поэтом в образе Матрёны Тимофеевны.

Образ Матрёны получил особый обобщающий смысл благодаря тому, что жизненные впечатления и знания о крестьянах своего времени Некрасов соединил с поэтическим творчеством народа, запечатлевшем исторические традиции и свойства национальной жизни.

5. Читаешь произведение и понимаешь, как несуетно прекрасно прожита жизнь Матреной Тимофеевной – в постоянном труде, радостях и скорбях материнства и борьбе за семью, дом мужа и согласишься с Чуковским, что поэма эта « дышит беспредельной радостью о русском народе, силе и правде, о несокрушимых основах его бытия». Это – о Матрене великомученице.

(проецируется образ святой)

Учитель: Чувство собственного достоинства, духовная сила, способность к самопожертвованию, терпение и кротость – вот те черты характера, которые помогают героине преодолеть житейские беды, заслужить уважение окружающих и казаться со стороны счастливым человеком, женщиной.

И все же мы понимаем, что спасает Матрену Тимофеевну лишь собственная душевная сила. Да, беспросветным казалось будущее женщины на Руси. С каждым годом все трудней было жить и содержать семью. И не случайно рассказ
Матрены Тимофеевны заканчивается притчей о потерянных ключах от женского счастья:


Ключи от
счастья женского,

От нашей
вольной волюшки

Заброшены,
потеряны

У Бога
самого!

Едва ли предвидели женщины времен Некрасова, что кончатся наконец все муки и
страдания и появится возможность шагать в ногу с мужчинами. Установленное
равноправие и свобода женщин создают еще более яркий контраст между женским образом Некрасова и образом женщины наших лет.

6. Творческая работа (составить текст-вывод к сегодняшнему уроку, используя данные слова. 5-8 предл.):

- Некрасов, судьба женщины , «Крестьянка», покоряет своей душевной красотой, жизнь Матрены Тимофеевны , христианское самопожертвование, живописцы, многострадальность, обобщающий смысл, несокрушимость.

Тема тяжелой женской доли волнует и других писателей 19 века, да и во все времена, (слово предоставляется ученице – Тимец К. Достоевский «Преступление и наказание», Островский «Гроза» и др.)

7 . Рефлексия .

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

1. Продолжать … (искать ответ вместе со странниками, кто на Руси счастлив)

2. Определить … (счастлива ли Матрена Тимофеевна, как утверждают жители соседней деревни)

3. Рассмотреть … (какие испытания судьба приготовила М.Т.)

4. Раскрыть в себе … ()

1. на уроке я определил(а), что…

2. для себя открыл(а) …

3. почувствовал(а) …

4. хочу на следующем уроке …

8. Спасибо вам ребята за урок . Выставление оценок.

Доля ты! – русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

9. Домашнее задание. Постановка проблемного задания:

Почему мужичкам не удалось найти того, кому « … жилось вольготно, весело на всей святой Руси!»

Глава «Пир на весь мир»

Все будет хорошо! Ты только в это верь!

Ведь Счастье, что ушло, опять стучится в дверь!

Все будет хорошо! Прости и не грусти!

Обиды – это зло, их тяжело нести.

Всё будет хорошо! Все к радости пути!

Старайся всей Душой не плакать, а цвести!

В окошко посмотри: то снег, то дождь пошёл.

Прекрасен этот Мир! Всё будет хорошо!