Привороты Заговоры на... Отвороты

Сотрудники Музея Рериха после обысков: Мы знаем, что Путина ввели в заблуждение! ФАН-ТВ. Государственный статус музея рерихов может привести к окончательной потере наследия Что значит виртуальная выставка в данном случае

Тяжба за наследие Рерихов между, с одной стороны, созданным Святославом Рерихом общественным Музеем им. Н.К. Рериха (в Малом Знаменском переулке, в бывшей усадьбе Лопухиных), Международным Центром Рерихов, с другой - Музеем Востока, длится четверть века.

Сегодня наметился новый поворот драмы. Об этом - открытое письмо , адресованное правительству, Думе, Совету Федерации, подписанное попечителями общественного Музея им. Н.К. Рериха и представителями общественности. Обострению ситуации вокруг общественного музея способствовало несколько недавних событий. Вскоре после смерти Людмилы Васильевны Шапошниковой, президента Международного Центра Рерихов, по инициативе минкульта МЦР "Усадьба Лопухиных" была передана из собственности столицы в федеральную собственность, а затем - и в оперативное управление Государственному музею Востока. Параллельно появились сообщения, что первый замминистра культуры Владимир Аристархов обратился в Хамовническую межрайонную прокуратуру Москвы с просьбой проверить законность владения МЦР культурными ценностями из наследия семьи. На этом фоне известие о планах минкульта создать Государственный Музей Рерихов в "Усадьбе Лопухиных" вызвало бурную общественную реакцию. Петицию на change.org, призывающую спасти общественный Музей им. Н.К. Рериха, подписали без малого 60 тысяч человек. В частности, речь в открытом письме о том, что нарушается воля основателя музея Святослава Рериха, выступавшего за общественный статус музея им. Н.К. Рериха.

Каков будет статус нового музея?

Тигран Мкртычев: Он будет филиалом Музея Востока. В прошлом году на Ученом совете нашего музея прошло обсуждение концепции Государственного музея Рерихов. В феврале она будет представлена на коллегии в министерстве культуры.

В чем суть концепции ГМР?

Тигран Мкртычев: Если кратко, то это максимальная открытость, академическая фундаментальность исследовательской работы, новый подход к представлению наследия Рерихов самому широкому кругу зрителей, популяризация наследия Рерихов. Плюс сотрудничество со всеми рериховскими организациями в разных городах и странах.

Где разместится ГМР?

Тигран Мкртычев: В прошлом году Музей Востока получил в оперативное управление усадьбу Лопухиных в Малом Знаменском переулке. Сейчас там находится общественная организация Международный Центр Рерихов (МЦР).

Общественный Музей им. Н.К. Рериха должен будет переехать куда-то?

Тигран Мкртычев: Нет, я этого не хочу сказать. Сейчас мы ведем интенсивные переговоры с общественным музеем им. Н.К. Рериха, чтобы найти точки соприкосновения для взаимодействия, чтобы соединить наши коллекции, наши усилия по представлению наследия Рерихов.

Но если вы туда переезжаете, то музей из общественного становится государственным?

Тигран Мкртычев: По крайней мере, на этой площадке будет находиться Государственный музей Рерихов.

У общественного Музея им. Н.К. Рериха большой фонд. При этом значительная часть коллекции принадлежит частным лицам...

Тигран Мкртычев: Да, действительно. Можно сказать, что в целом их коллекция состоит из двух частей. Одна часть - та, что завещана Святославом Рерихом Советскому Фонду Рерихов. Вторая часть собрания Музея им. Н.К. Рериха и МЦР - частная коллекция. Она, конечно, останется у владельцев.

У МЦР есть договор с правительством Москвы об аренде здания на десять лет на условиях безвозмездного пользования. Этот договор остается в силе и сейчас.

Тигран Мкртычев: Этот договор имеет свои правила.

О каких правилах, в частности, речь?

Тигран Мкртычев: Например, о своевременной уплате коммунальных платежей... У МЦР были значительные задолженности.

То есть основная проблема финансовая?

Тигран Мкртычев: И она тоже. На мой взгляд, основная проблема в том, что экспозиция общественного музей им. Н.К. Рериха не отвечает современным стандартам музейного экспонирования. За последние несколько лет число посетителей Музея им. Н.К. Рериха значительно упало. И нежелание ничего менять в экспозиции, в политике по отношению к посетителям является основным камнем преткновения в переговорах между МЦР и ГМВ.

А что вы хотели бы изменить?

Тигран Мкртычев: Мне кажется, что надо сделать экспозицию более современной, убрать очевидные диссонансы.

Судя по публикациям, камнем преткновения в судебных спорах между МЦР и Музеем Востока был вопрос права собственности на работы Рерихов, что были переданы на временное хранение в Музей Востока. Их около 300?

Тигран Мкртычев: В Музее Востока свыше 400 работ, связанных с наследием Рерихов. 282 картины - это те работы, по поводу которых МЦР обращался к нам с судебными претензиями.

Дело в том, что Святослав Рерих организовывал выставку, которая ездила по городам СССР в 1980-е годы. Когда Святослав Николаевич умер, выставка осталась бесхозной. Поэтому было принято решение принять эти 282 работы (они находились у нас в музее достаточно долго) на постоянное хранение.

Какие еще работы, кроме тех, что в коллекции Музея Востока и общественного музея им. Н.К. Рериха, вы хотели бы объединить в Государственном музее Рерихов?

Тигран Мкртычев: Мы ничего не хотим объединять или забирать силой. Мы обращаемся к МЦР с предложением о сотрудничестве.

Но это предложение, от которого им трудно отказаться. Вы получили здание, где находится общественный музей с богатейшим фондом семьи Рерихов, в оперативное управление. К тому же у МЦР финансовые проблемы. У них практически нет выбора?

Тигран Мкртычев: Мы же не собираемся их выгонять с ОМОНом. Поймите правильно. Это предмет переговоров. Проблема в том, что люди, которые представляют МЦР, считают себя единственными законными наследниками всего наследия Рерихов.

Если не ошибаюсь, они претендовали только на ту часть наследия, которая была передана Советскому Фонду Рерихов. Это отнюдь не все наследие Рерихов. Их наследие и в Индии, и в США. Кроме того, было еще наследие старшего брата Юрия Николаевича, востоковеда, который приехал в СССР в конце 1950-х. О его судьбе можно что-то сказать?

Тигран Мкртычев: Там сложная история. Юрий Николаевич при жизни передал свою очень хорошую библиотеку и коллекцию ксилографий и буддистских икон Институту Востоковедения РАН. Он скоропостижно скончался в мае 1960. Все досталось двум его домработницам, которые были на его иждивении и по закону получили статус наследниц. В результате коллекция начала распродаваться.

Найти работы из нее для ГМР достаточно сложно?

Тигран Мкртычев: Частично она была куплена у наследников Международным Центром Рериха, когда Борис Ильич Булочник и Мастер-Банк были в силе... Остальная часть разошлась.

На Международном культурном форуме было объявлено о планах создать областной художественный музей имени Н.К. Рериха в усадьбе Тайцы в Ленинградской области. Это не единственный музей, связанный с именем Рерихов в Петербурге. Вы с ними собираетесь сотрудничать?

Тигран Мкртычев: Мы с ними постоянно сотрудничаем. Рерихи же жили в Петербурге. Там две институции работают с их наследием. Это Государственный Музей-институт семьи Рерихов на Васильевском острове. Он был общественным, лет десять назад преобразован в государственный. С того времени мы очень тесно и эффективно общаемся. Во-вторых, это Извара - небольшая усадьба Рерихов под Петербургом с очень интересной коллекцией, там есть ранние работы Николая Константиновича. Этот маленький музей входит в объединение музеев Ленинградской области. Это наши союзники и партнеры. Разумеется, мы не собираемся забрать вещи из других государственных федеральных музеев. Но мы планируем установить добрые отношения со всеми музеями, где находятся вещи Рерихов, чтобы устраивать совместные выставки.

Яркий пример удачного сотрудничества - показ триптиха Николая Рериха "Знамя Мира - Знамя Культуры". Зрители впервые могли увидеть вместе все три части триптиха. Две - из нью-йоркского музея Николая Рериха, одна - из Третьяковской галереи, а встретились они в Музее Востока. У нас цивилизованные отношения с музеями.

Возможны ли такие же цивилизованные отношения с Международным Центром Рерихов?

Кабинет Николая Рериха в его индийском доме. Фото: Юрий Лепский

Тигран Мкртычев: Я оптимист. У нас один предмет для экспонирования. У нас могут быть разные точки зрения на него. Но наш музей все-таки ориентируется не на небольшое число людей, знакомых с творчеством Рериха. Наша потенциальная аудитория - все 140-миллионное население России.

В Музее Востока находится мемориальный кабинет Рериха. Я заходила несколько раз, к сожалению, он был закрыт. Что с этим мемориальным кабинетом?

Тигран Мкртычев: Он был открыт два раза в неделю. Правда, часы его работы были не очень удобны для посетителей. Но с этого года мы хотим сделать так, чтобы кабинет был открыт каждый день, а раз в неделю работал бы до 20.30.

В декабре Международный Центр Рерихов представил только что изданный "Дневник Маньчжурской экспедиции (1934-1935)" Н.К. Рериха и выставку, посвященную ей же. Вы, наверное, присутствовали на этой презентации?

Тигран Мкртычев: Нет.

МЦР ведет большую издательскую и научную работу. В Музее Востока работают, конечно, тоже серьезные специалисты. Как вы планируете научную работу Государственного музея Рерихов?

Тигран Мкртычев: Признаться, я достаточно скептически отношусь к научной продукции, которую выпускает МЦР.

Но Людмила Шапошникова, которая вывозила из Индии наследие, переданное ей Святославом Николаевичем, возглавляла МЦР многие годы, была индологом?

Тигран Мкртычев: Да. Изначально она была специалистом по рабочему движению в Индии.

Но это было в 1950-е, когда другого варианта не было.

Тигран Мкртычев: Она не занималась изучением творчества Н.К. Рериха как искусствовед. Это были рассуждения о борьбе Света и Тьмы, о космическом мышлении.

То есть о философии Рерихов?

Тигран Мкртычев: Мы оставляем МЦР возможность заниматься этим. Но существует огромное художественное наследие Николая Константиновича Рериха. Есть очень большая коллекция, собранная семьей. И это все дает возможность заниматься другими исследованиями и делать доступным творчество семьи Рерихов для широкого круга любителей восточного и русского искусства. Не буду вас обманывать, я не слежу за литературой по Рериху, которую выпускает МЦР.

За время существования в Музее Востока кабинета Н.К. Рериха какие издания вышли у вас о творчестве Рерихов?

Тигран Мкртычев: У нас обширная издательская программа. Ежегодно проводились выставки Рерихов, к которым выходили каталоги или сборники статей. Так у нас вышли четыре тома "Листов дневника" Елены Ивановны Рерих. Эти книги проходят редакционно-издательский совет музея. Чтобы вводить в оборот архивные документы, требуется серьезная работа со справочным аппаратом.

К слову, вступительную статью и комментарии к "Дневнику Маньчжурской экспедиции (1934-1935)" Н.К. Рериха писала Ольга Лавренова, кандидат географических наук и доктор философских наук. По-видимому, она знакома с требованиями к научному изданию.

Тигран Мкртычев: Возможно. Знаете, в мире очень много Рериховских организаций, и они находятся в постоянной конфронтации между собой. Моя задача - не устраивать конфронтации ни с кем, а заниматься своим делом.

А ваша специализация была с Рерихом связана?

Тигран Мкртычев: Я археолог, специалист по буддийскому искусству. Моя докторская диссертация посвящена буддистскому искусству Средней Азии I-X веков. В последние годы я сделал несколько выставок, посвященных наследию Рерихов. В Брюсселе открылась виртуальная выставка "Николай Рерих. Держава света", которую я готовил как куратор.

Что значит виртуальная выставка в данном случае?

Тигран Мкртычев: Сделана конструкция в форме кристалла с двумя экранами. На экранах - анимированные картины Николая Константиновича, которые помогают рассказать о его творчестве. Сценарий написан мной. Мы объединили коллекции музея Николая Рериха в Нью-Йорке и Музея Востока, чтобы показать, как Николай Константинович понимал "Державу Света".

То есть мы возвращаемся к борьбе Света и Тьмы?

Тигран Мкртычев: Совершенно верно.

Параллельно с открытием филиала Музея Востока в усадьбе Лопухиных в основном здании Музея Востока планируется реставрация. Тендер на разработку ее проекта был проведен в 2015 году на 30 млн рублей. Реставрация Дома Луниных, где располагается Музей Востока, длилась 10 лет и была закончена в 1984 году. Но если начинается новая реставрация, то музей должен быть закрыт. Куда собирается переезжать музей из основного здания?

Тигран Мкртычев: Мы получили новое помещение - павильон N 13 на ВДНХ.

Означает ли это, что Музей Востока переедет на ВДНХ? А здание на Никитском бульваре будет закрыто лет на 10?

Тигран Мкртычев: Этот вопрос точно не ко мне.

Захват

«Нам же работать нужно, организация международная ведь. Мне что, звонить в ООН, господа?» - спрашивает по телефону вице-президент Международного центра Рерихов Александр Стеценко.

В субботний полдень он стоит у ограды особняка в Малом Знаменском переулке, вокруг собралась толпа. «В таком случае я вынужден считать, что дана команда на ликвидацию организации», - заканчивает разговор Стеценко, и, кажется, его отчаяние поддерживают все сорок человек рядом. Это сотрудники Музея им. Рериха и неравнодушные москвичи: интеллигентные люди в шарфиках и беретах, некоторые с портретами Николая Рериха - старца с иконным ликом. Их снимает одна камера - кажется, канала «Москва 24». По ту сторону ограды - представители органов и седовласый господин, которого не выпускают за территорию с сумкой IKEA, потому что в ней могут оказаться бухгалтерские книги.

Организация готова обращаться за помощью ко всем - к Путину и ООН в том числе

«Такое острое развитие событий мы наблюдаем достаточно долго - с 2016 года», - рассказывает вице-президент центра Александр Стеценко в беседе с корреспондентом «Афиши». Президентом организации в прошлом году был назначен дирижер и худрук оркестра Санкт-Петербургской филармонии Юрий Темирканов, и этот пост явно носит почетный характер: о гонениях на Рериховский центр он не высказывался. «Это вторая попытка захвата музея, и частично она удалась, - продолжает Стеценко. - Первая состоялась 7 марта при поддержке следственных органов».

Усадьбу Центр Рерихов занимает с 1990-х годов - она была передана московским правительством в долгосрочную аренду, потом перешла в безвозмездное пользование. Юридические проблемы Стеценко связывает с приходом Мединского: «Он со своим первым заместителем Рыбаком принимает активное участие в ликвидации нашей организации в интересах Музея Востока. 29 апреля здесь был их директор с некими лицами, не предоставившими документов. Мы не позволили им овладеть внутренними помещениями здания музея, но при помощи милиции пришли к компромиссу, что и мы, и они покидаем территорию усадьбы Лопухиных».

Пока ситуация патовая: на прошлой неделе в Малый Знаменский уже приезжали машины, чтобы вывозить коллекцию, но ее удалось отстоять. Александр Стеценко называет происходящее рейдерским захватом, потому что решение суда, которым мотивирует свои действия Музей Востока, не вступило в полную силу и обжалуется в апелляционном порядке.

Кто такие Рерихи

Николай Константинович Рерих (1874–1947)

Диапазон деятельности Николая Константиновича - основателя династии - был невероятно широк. Художник, писатель, философ, археолог, этнограф, правовед, историк, путешественник. Он подсказал Игорю Стравинскому идею балета «Весна священная» и нарисовал эскизы костюмов. Создал более 7000 картин, которые вошли в крупнейшие музейные собрания мира. Для пейзажей разработал палитру, которую теперь называют рериховской, - в ней преобладают синие, бирюзовые, сиреневые, розовые и янтарно-желтые цвета. Юрий Гагарин, увидев Землю из космоса, сравнил ее цветовую гамму с его полотнами.

Рерих с семьей покинул Россию после революции, пожив в Финляндии, Великобритании и США. Британская разведка считала его буддистом коммунистической направленности и шпионом. Николай Константинович серьезно интересовался мистическими учениями и в рамках трехлетней Центрально-Азиатской экспедиции (1925–1928) исследовал Алтай, Монголию и Тибет, где искал проход в мистическую страну Шамбалу. Поселившись в Индии, Рерих вел большую общественную работу - разработал пакт о защите исторических, культурных и научных памятников в военное время, получивший широкую поддержку по всему миру (Пакт Рериха). Фактически он автор теперешней доктрины ЮНЕСКО по сохранению культурно-исторического наследия.

После войны начинает переговоры с СССР о возвращении на родину, но в 1947 году умирает в Индии, так и не дождавшись советского гражданства. В его честь в 2016 году названа улица в районе Сокол - недалеко от поселка художников.

Святослав Николаевич Рерих (1904–1993)

Продолжатель дела своего отца. Создал более тридцати его портретов, писал также портреты деятелей Индии - например, Джавахарлала Неру. Возглавлял естественно-научный отдел института гималайских исследований «Урусвати». Был последователем и идеологом религиозно-философской системы «Живая этика» (агни-йога). В 1945 году женился на одной из самых популярных индийских киноактрис того времени и внучатой племяннице Рабиндраната Тагора - Девике Рани. В конце 1950-х его брат Юрий Николаевич встречался с Хрущевым, а выставка Святослава Рериха в 1960-м в ГМИИ стала одним из знаковых событий оттепели.

В 1989 году при участии Раисы Горбачевой был создан Советский фонд Рерихов (СФР), которому была передана часть архива семьи художников. Для его размещения государством было выделено здание усадьбы Лопухиных в Малом Знаменском переулке, находившееся в плачевном состоянии. В 1993 году там был создан Музей им. Рериха как филиал Музея Востока; к нему у Рериховского музея возникла претензия - требование передать 300 картин, которые в 1970-е Святослав Рерих предоставил СССР для передвижных выставок.

Елена Ивановна Рерих (1879–1955)

Супруга Николая Рериха, урожденная Шапошникова, - эзотерический философ и общественный деятель. Президент-основатель международного института гималайских исследований «Урусвати». Автор книги «Основы буддизма», переводчица на русский язык «Тайной доктрины» Елены Блаватской, автор серии из 14 книг «Живая этика» (агни-йога). Увлекалась спиритическими опытами, автоматическим письмом и столоверчением. На сеансы в дом Рерихов в 1920-х приглашались высокопоставленные лица и представители богемы. Считала, что главной задачей государства должна быть «забота о просвещении народа, иначе гидра тьмы поглотит все». Оказала огромное влияние на последующее развитие философии и религии нью-эйдж в России.

В 1990-х в России возникло движение почитателей «Живой этики», особенно фанатичных представителей которого называли «рерихнутые» (пример употребления: «Рерихнутые часами могут рассказывать о Шамбале»). Русская православная церковь однозначно считает Блаватскую и Рерихов проводниками сатанизма.

Юрий Николаевич Рерих (1902–1962)

Ученый-востоковед с мировым именем, владевший 30 языками. В 1957 году вернулся в СССР и был зачислен в Институт востоковедения, который присудил ему степень доктора филологических наук без защиты диссертации. В Москве продолжил заниматься исследованиями и переводами важнейших буддийских текстов.

Суперагент

Журналист и автор документальной повести «Битвы за Гималаи» Олег Шишкин уверен, что корни проблем МЦР надо искать не в кознях Минкульта, а глубже. «Международный центр Рериха, в общем-то, здание захватил у государства и методом субботника провел там какие-то строительно-восстановительные работы», - говорит он. Судьба музея долгие годы оставалась нерешенной, потому что у рериховцев были мощные покровители. Среди них - Борис Булочник, семье которого принадлежал Мастер-банк. Увлечение бизнесмена рериховским учением отразилось в логотипе компании, взявшем за основу Знамя мира - символ Пакта Рериха, окружность с тремя кругами внутри (его также используют в эмблеме недавно закрывшегося ночного клуба «Крыша мира»).

Финансовая организация активно росла в нулевые: она оказалась в десятке банков страны по количеству операций с пластиковыми карточками, в 2010 году в его руководство вошел двоюродный брат Путина. Однако это не спасло Мастер-банк от краха: в 2013 году у него была отозвана лицензия по причине «высокой степени криминализации его деятельности», как ЦБ, а Булочник бежал за границу. Ущерб от его деятельности оценивают в 61 млрд рублей, в прошлом году он был в международный розыск. Булочник купил часть картин, экспонировавшихся в музее, вкладывал в него банковские деньги, и теперь, когда он в бегах, «больше некому препятствовать закону», говорит Шишкин.

Шахматист Анатолий Карпов выступает в защиту МЦР после изъятия картин 7 марта в рамках следственных действий по делу Мастер-банка

Шишкина, который в 1990-е делал телепередачу вместе с Владимиром Епифанцевым, но больше прославился как исследователь и разоблачитель оккультизма, настолько не любят рериховцы, что он оказался фигурантом разгромных статей и попал в судебные тяжбы.

Я считаю, что Рерих был советским Индианой Джонсом с задачами вполне себе в духе Дэна Брауна

«С 1994 года я занимался поисковой работой, посвященной Якову Блюмкину - суперагенту Кремля на Востоке, - рассказывает Олег. - Изучив, что происходило в тогдашней столице Монголии Урге, где Блюмкин был представителем ОГПУ, и прямые контакты во время экспедиций, я предположил, что деятельность Рериха и Блюмкина была связана. Моя позиция простая: я считаю, что Рерих был советским Индианой Джонсом с задачами вполне в духе Дэна Брауна. Он искал какую-то исчезнувшую рукопись, хранившуюся в тибетском монастыре, и он об этом прямо пишет».

Одной из причин ослабления рериховского сообщества в XXI веке Олег Шишкин считает то, что оно «не принимало всех этих глобальных поп-культурных тем и сюжетов, которые нес в себе Николай Константинович». Именно поэтому они невзлюбили писателя, который, кажется, мог бы пересказать биографию Рериха в формате американского сериала. А вместе с поддержкой Раисы Горбачевой, высокопоставленными покровителями из МИДа, СВР и историей беглого банкира Булочника сюжет прямо просится на питч к продюсерам «Фарго».


Группа поддержки Международного центра Рериха

Преданья старины

На прошлой неделе в МЦР должно было пройти мероприятие под названием «Беседы у камина: об ответственности перед космосом». Один из пожилых активистов у ограды рассказывает, что встречу уже переносили - она не состоялась, когда в марте происходила выемка картин по делу Мастер-банка. Не суждено было ей случиться и в этот раз.

«Первую картину Рериха я увидел в Музее Востока лет тридцать назад, - заявляет еще один неравнодушный у ворот. - Я тогда учился в институте, очень сильное впечатление произвело. Однако по сравнению с Рериховским центром атмосфера в Музее Востока напоминала кладбище. Какие-то фрагменты ушедших цивилизаций там собраны, разложены по полочкам, и от этого несло мертвечиной. А здесь пространство живое. Сюда приходишь и чувствуешь, что это наследие живет в людях, в идеях, которые они выдвигают».

Как рассказывает Шишкин, у Музея им. Рериха в 1990-е была возможность бесконфликтно влиться в состав Музея Востока. Но Людмила Васильевна Шапошникова - советский востоковед и основательница МЦР - стояла на жесткой позиции. Она считала, что в Музее Востока не будет уделено должное внимание философским взглядам Рериха, которые базировались на вере в оккультные сущности.

Завкафедры новых медиа факультета журналистики МГУ Иван Засурский , что противостояние центра и государства означает провал проекта семьи Рерихов по возвращению наследия на родину. «Оно было национализировано методами большевиков через 100 лет после революции, несмотря на то что они уже встречались с Дзержинским, договорились обо всем с Горбачевым и Ельциным, - пишет Засурский. - Центр подвело то, что скончался главный его покровитель - Евгений Примаков, а главный спонсор центра - владелец Мастер-банка - дал повод предъявить претензии к 9 подаренным им картинам из-за их возможной оплаты за счет средств банка, у которого отозвали лицензию».


Оставить цветок у ограды - вероятно, сейчас единственный способ выразить поддержку рериховцам

Что будет дальше

«Все рушится, поэтому прогнозы у меня самые что ни на есть удручающие, - говорит вице-президент МЦР Стеценко. - Права культуры попраны, власть не хочет считаться с общественной организацией, столько много сделавшей для сохранения культурного наследия. Но мы будем продолжать отстаивать свои права и надеемся, что отстоим их». Директор Музея Востока Александр Седов объяснил прессе, что решение по передаче усадьбы Лопухиных в собственность музея уже вступило в силу, а смена охраны произошла в результате опасения за сохранность усадьбы и предметов, находящихся в ней.

«Дальнейший сценарий прост, - считает Олег Шишкин, - российское государство должно восстановить юрисдикцию над территорией, провести инвентаризацию и выяснить, что там вообще есть». Он называет действия Седова и органов справедливыми, и то, что центр поддерживают не московские музейщики, а шахматист Карпов с журналистом и адептом йоги Засурским, косвенно подтверждает его слова.

Очевидно, что Рериховский центр застрял в эпохе, когда в России зачитывались Кастанедой и затоваривались в «Пути к себе». С тех пор случилось радикальное перераспределение идей и власти. Эзотерика вышла из моды, йога стала разновидностью фитнеса, истеблишмент увлечен историческими реконструкциями, а не духовными практиками - даже евразийство возвращается в андеграунд. Все последние годы Рериховский центр выглядел как осколок 1990-х, памятник их увлечениям и утопиям, и его потеря означает еще один разрыв со временем, которое бесконечно жалко и нет.

Фото с сайта: pandia.ru

Но точка в «разделе» наследства знаменитого художника и философа Николая Рериха пока не поставлена.

Противостояние государства и общественной организации «Международный центр Рерихов» (МЦР) продолжается ни один год.

Наследие Рерихов стало притчей во языцех. Написано множество статей в различных СМИ, представляющих и ту, и другую стороны. Ответить однозначно, даже глубоко вникнув в суть конфликта и изучив все документы и судебные решения, а было их немало, на чьей стороне правда, все равно непросто.

Новый всплеск интереса к этому вопросу связан с недавними событиями, произошедшими 28-29 апреля нынешнего года. МЦР заявляет, что произошел вооруженный рейдерский захват усадьбы Лопухиных, который якобы был совершен Государственным музеем Востока при поддержке силовых структур. В связи с этим Министерство культуры РФ и Государственный музей Востока провели пресс-конференцию в ТАССе «Наследие Рерихов: уничтожение или сохранение?», где разъяснили журналистам свою позицию.

Для широкой общественности, по сути, важнее всех перипетий, связанных с наследством Рерихов, возможность прикоснуться к творчеству Николая Рериха, познакомиться с его удивительными живописными полотнами и философскими изысканиями. Так ли уж важно где это все будет находиться и храниться?

И все же большую сохранность, изучение, реставрацию, научные изыскания и необходимые исследования может обеспечить только государственный музей.

Тем, кто хочет возразить, можно напомнить слова бывшего директора рериховского музея, который существовал при МЦР Людмилы Шапошниковой, которая говорила, что МЦР и музей остались без средств к существованию после того, как у Мастер-банка, который фактически содержал МЦР, отобрали лицензию. Это как раз и подтверждает то, что содержать музейные и культурные ценности может далеко не каждая общественная организация. О трудной финансовой ситуации, сложившейся в МЦР говорил на пресс-конференции и бывший ее президент Александр Лосюков. Он даже отметил, что «МЦР сам себя уничтожает».

Сейчас в бывшей резиденции МЦР, которая долгие годы располагалась в памятнике федерального значения - усадьбе Лопухиных, работает комиссия, которая занимается описью имущества МЦР. В дальнейшем здесь разместится Музей Рерихов , как составляющая часть Государственного музея Востока, его филиал.

Надо отметить, что решение о создании такого музея было принято более 20 лет назад и именно в этом же самом месте. Но случилось так, что здесь на два десятилетия поселился Международный центр Рерихов с общественным музеем. «Отбирать» это историческое здание Музей Востока стал не просто так, а основываясь на решении суда. Арбитражный суд Москвы 20 марта 2017 года удовлетворил иск Музея Востока о выселении МЦР из усадьбы Лопухиных. 4 апреля Мосгорсуд признал законным решение Росимущества о передаче Государственному музею Востока усадьбы Лопухиных, принятое еще в 2015 году.

То есть, как прокомментировали ситуацию советник министра культуры РФ Кирилл Рыбак и директор Музея Востока Александр Седов, 28 апреля состоялось законное выселение МЦР, руководство которого продолжает бороться и не выполняет решения суда.

В здании сменилась охрана, были опечатаны все помещения, создана специальная комиссия, которая занимается описью всего имущества и ведет видеофиксацию происходящего. По словам директора нового Музея Рерихов Тиграна Мкртычева, работать она будет до конца мая.

На сегодняшний день ситуация такова, что усадьба Лопухиных - памятник федерального значения - принадлежит государству, которое передало ее в оперативное управление Государственному музею Востока с целью размещения там Музея Рерихов. Что же будет с МЦР пока не ясно, учитывая не только судебные тяжбы по поводу имущества, но и уголовное дело, связанное с банкротством Мастер-банка, который имел к МЦР непосредственное отношение, вкладывая в него средства.

Оказавшаяся сначала в Советском Союзе, а затем в России часть наследия Николая Рериха и его сына Святослава находится частично в Музее Востока и частично в МЦР.

По утверждению не только представителей Минкульта и Музея Востока, но даже бывшего президента МЦР, а ныне президента Национального рериховского комитета Александра Лосюкова, рериховский центр не имеет никаких прав даже на свою часть наследия, которую он хранил. Более того, он не является правопреемником Советского фонда Рерихов, которому были переданы эти культурные сокровища.

Вообще инсинуаций, связанных с завещанием Святослава Рериха и его супруги, на которые постоянно ссылаются представители МЦР столько, что в пору проводить международное расследование на самом высоком уровне, чтобы выяснить истину.

Екатерина Мельникова

Теги: Музей Рерихов, Москва, «Международный центр Рерихов»

17/04/2017

В последние недели имя Николая Рериха (1874–1947) то и дело попадает на первые полосы новостей. Из Международного центра Рерихов изъяли рериховские полотна и часть его помещений отдали Музею Востока. А Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству, заявил, что надо выяснить, законно ли 10 картин Рериха находятся в Хорватии. Связаны ли эти новости между собой?


О б этом «Городу 812» рассказал Алексей БОНДАРЕНКО, директор Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов.

- Давайте с Хорватии начнем - как там рериховские картины оказались?

- В 1930 году Рерих был избран почетным членом Югославской академии наук. В 1933-м в Музее академии в Загребе была организована его выставка, ожидался приезд самого Рериха. Из документов следует, что 10 картин Рерих предоставил для выставки, через год их передали в Музей современного искусства в Загребе. Еще 7 картин, привезенных в 1933 году в Югославию, сразу попали в Музей принца Павла, ныне Национальный музей Сербии.

Возможное объяснение - дружеские отношения Рериха с югославским королем Александром I Карагеоргиевичем: Рерих в течение года получал от него стипендию за свой вклад в мировую культуру. Кстати, в 1931 году Рерих подарил королю картину «Земля Всеславянская». Ее местонахождение нам неизвестно. Так что картины Рериха находятся и в Сербии, и в Хорватии.

- Но почему-то 10 картин только недавно обнаружили.
- Ничего подобного. Начну с Сербии. Статья о семи картинах была опубликована в Белграде 23 года назад. 6 лет назад, когда мы готовили большую выставку Рериха в Манеже, пытались получить их для показа в Петербурге. Но Национальный музей закрыт на длительный ремонт и его собрания недоступны.

В Загребе Рериха выставляли в 2011 году, о чем стараниями русской диаспоры стало известно российским музейщикам.

- Так почему вдруг в 2017 году возник вопрос о возвращении картин из Хорватии в Россию?
- Думаю, по той причине, что об их существовании узнали российские дипломаты.

- Претензии России на Рериха обоснованы?
- Я не юрист, чтобы выдать исчерпывающий ответ на такой непростой вопрос. Рерих отправил картины в Югославию из собрания своего музея в Нью-Йорке, который существовал в 1924-1935 годах и не имеет правопреемников. На мой взгляд, картины могли бы принадлежать семье Рерихов. Но у нее нет прямых наследников. Если предположить, что Россия как государство претендует на наследование, то гипотетически можно обсуждать условия передачи картин в нашу страну.

- А можно ли считать Россию наследницей?
- Это еще более сложный вопрос. Значительная часть наследия Рериха была привезена в СССР его старшим сыном Юрием Рерихом в 1957 году для создания государственного музея. Но вместо этого картины были лишь распределены по разным музеям Советского Союза.

Во время перестройки его брат Святослав Рерих неоднократно приезжал в СССР, чтобы договориться о создании государственного музея Рериха из того наследия (более сотни картин), которое хранил в Индии. Если быть совсем точным, еще до перестройки Святослав Рерих передал некоторое количество картин Людмиле Живковой, дочери болгарского коммунистического лидера Тодора Живкова, которая была министром культуры Болгарии. Позже что-то попало в болгарские музеи, но, видимо, не всё.

Раиса Горбачева посоветовала доверенному лицу Святослава Рериха Ростиславу Рыбакову, директору Института востоковедения РАН, создать Советский фонд Рерихов по аналогии с Советским фондом культуры. Фонд должен был создать государственный музей, но с меньшим бюрократизмом.

- А после 1991 года все изменилось?
- Входившая в состав учредителей Советского фонда Рерихов Людмила Шапошникова выбросила коллег, в том числе Рыбакова, и создала вместо СФР частный Международный центр Рерихов с иностранным участием, утверждая, что именно центру принадлежат права на коллекцию Святослава Рериха. Позже выяснилось, что Рерих, уже тяжело больной, не давал согласия на передачу своего собрания частному музею. Фактически его коллекция, привезенная в СССР, оказалась поделенной между государственным Музеем Востока и частным МЦР. Начались претензии МЦР к государству и многолетние суды о том, кому должно принадлежать наследие Рерихов, предназначенное СФР, - государству или частной организации. И вправе ли МЦР занимать усадьбу Лопухиных в центре Москвы.

А теперь еще и следователи в ходе расследования уголовного дела, связанного с банкротством Мастер-Банка, пришли в МЦР, опечатали его собрание и вывезли в Музей Востока. Это нормально?
- Давайте по пунктам. Первый. Насколько известно из сообщений СМИ, Мастер-Банк выдавал кредиты отобранным частным лицам, которые покупали на эти средства картины Рериха и передавали то ли Борису Булочнику, то ли в МЦР, то ли за долги, то ли в дар. Потом эти лица подпадали под процедуру банкротства - и концы в воду.

Конечно, хорошо, что пополнялся музей МЦР, но как быть с законностью процедур и долгами вкладчикам? Кто первый в ряду пострадавших от разоренного банка, таким образом прикрывавшегося псевдоблаготворительностью? Государство или вкладчики? Разрешит ли государство реализовать часть картин, чтобы возместить потери вкладчиков, или найдет другое решение, чтобы сохранить коллекцию? Я не знаю ответов.

Второй пункт. Что касается музея МЦР, то необходимо сохранить профессиональный костяк сотрудников, который стал заложником ряда лиц из руководства МЦР. Важно, чтобы государство не повторило ошибки, которую допустило с квартирой Юрия Рериха.

- А что там произошло?
- В квартире Юрия Рериха находилось значительное количество его картин. У него не было наследников, и государство могло поставить вопрос о признании этого имущества выморочным с последующей передачей картин в собственность государства.

Этого не сделали, и нашелся негодяй, который присосался к бывшей экономке Юрия Рериха и жил на то, что продавал его коллекцию.

Важно, чтобы Международный центр Рерихов не стал увеличенной во много раз квартирой Юрия Рериха.

Вернемся к югославским «рерихам». Если произведения окажутся в России, то на них два претендента - Музей Востока и ваш музей. У кого больше прав?
- Снова отвечу по пунктам. Первый. Мы заинтересованы в получении картин Рериха, но только в том случае, если их передача России как государству будет законно обоснованной и произведена на твердых правовых основаниях.

Второй. Если будет так, то далее решать, конечно, будет государство. Но в любом случае, я уверен, что как и сейчас, так и в будущем мы найдем общее с нашими коллегами из Музея Востока понимание. Перед Санкт-Петербургским государственным музеем-институтом семьи Рерихов задача формирования представительной рериховской художественной коллекции стоит крайне остро, перед Музеем Востока в таком плане она не стоит вовсе.

Добавлю, что перед нами стоят общие цели государственной защиты рериховского наследия, обеспечения его изучения и актуализации в интересах российской и мировой культуры.

Картины Рериха в Белграде и Загребе

Произведения Рериха в Белграде: «Бургустан. Кавказ» (1913), «Звоны» (1919), «Берендеи. Деревня» (1921), два эскиза костюмов к опере «Снегурочка» (1921), «Преподобный Сергий Радонежский» (1922), «Благие посетившие» (1923).

Произведения Рериха в Загребе: «Идолы» (1910), «Канченджанга» (1924), «Ташидинг» (1924), «Паранирвана» (1926), «Ашрам», «Жилище Такура», «Приказ Учителя», «Путь в Кайлас», «Тибетский стан», «Утренняя процессия» (все - 1931).