Привороты Заговоры на... Отвороты

"Отцы и дети": действующие лица. "Отцы и дети": главные действующие лица и их описание. Сколько действующих лиц в произведении "Отцы и дети" Тургенева? Тургенев отцы и дети Отцы и дети краткое содержание персонажи

Роман “Отцы и дети”

Тургенева

– один из самых знаменитых произведений русской литературы XIX века.

В этой статье представлена характеристика героев романа “Отцы и дети” в таблице: описание главных и второстепенных персонажей.

Характеристика героев романа “Отцы и дети” в таблице

Герои романа «Отцы и дети Тургенева»
Краткая характеристика героев
Евгений Васильевич Базаров – молодой мужчина. Ему около 30 лет. Базаров – нигилист, который ко всему относится критически. Базаров – холодный, резкий, жесткий человек. Он не дворянин, но гордится своим простым происхождением. Базаров учится на врача, увлекается естественными науками. В конце романа Базаров заражается тифом и вскоре умирает.
Аркадий – молодой дворянин 23 лет, младший товарищ Базарова. Аркадий попадает под влияние Базарова и «становится» нигилистом. Но в душе он остается романтиком. Аркадий любит природу и искусство. Это добрый, ласковый юноша.
Николай Петрович – отец Аркадия, помещик. Ему 44 года. Он уже 10 лет вдовец. Николай Петрович – милый, добрый человек, романтик, любит музыку и стихи. Николай Петрович очень любит своего сына Аркадия. От крестьянки Фенечки у него рождается еще один сын – Митя.
Павел Петрович – дядя Аркадия Кирсанова. Ему около 45 лет. Это бывший «светский лев» из Петербурга, аристократ с изысканными манерами и привычками. Павел Петрович – самолюбивый, заносчивый и гордый человек.
Анна Сергеевна – молодая богатая вдова, помещица. Ей 28 лет. Это красивая, умная, независимая женщина. Она спокойна и вежлива. Больше всего в жизни Анна ценит комфорт и покой. Одинцова – холодная женщина, не способная кого-то любить.
Фенечка, или Федосья Николаевна – молодая крестьянская девушка. Ей около 23 лет. Это красивая, скромная, но малообразованная девушка. Крестьянка Фенечка становится женой дворянина Николая Петровича Кирсанова.
Екатерина Сергеевна Локтева – младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой. Кате около 20 лет. Это милая, добрая, умная девушка с характером. Она любит музыку и природу.
Княгиня Нелли Р. – возлюбленная Павла Петровича Кирсанова. У них не складываются отношения. После разрыва Павел Петрович теряет смысл жизни и спустя много лет он по-прежнему помнит о княгине.
Евдоксия (Авдотья) Никитишна Кукшина – знакомая Базарова, Кирсанова и Ситникова. Кукшина – молодая помещица. Она живет отдельно от мужа и считает себя женщиной прогрессивных взглядов и борцом за права женщин. Кукшина – некрасивая, невзрачная и неопрятная женщина.
Виктор Ситников – молодой мужчина, приятель Кукшиной и Базарова. Он считает себя учеником Базарова. Ситников – сын богатого купца, но при этом стесняется своего происхождения. Ситников – глупый человек, который следует моде во всем: и в одежде, и во взглядах.
Василий Иванович Базаров – пожилой мужчина. Ему 61 год. Это отставной военный лекарь, простой и хороший человек, болтливый и энергичный старичок. Василий Иванович очень любит своего единственного сына Евгения.
Арина Власьевна Базарова – мать Базарова, дворянка по происхождению. У нее есть свое небольшое имение. Арина Власьевна – добрая и неглупая женщина, хорошая хозяйка.
Слуга Петр – слуга Павла Петровича Кирсанова. Петр считает себя образованным, «усовершенствованным» слугой, только потому что умеет читать по складам. Петр – глупый и самолюбивый человек.

Это была характеристика героев романа “Отцы и дети” Тургенева в таблице: описание главных и второстепенных персонажей.

Смотрите: Все материалы по роману “Отцы и дети”

«Отцы́ и де́ти» (рус. дореф. Отцы и Дѣти) - роман русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883), написанный в 60-е годы XIX века.

Роман стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы, как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова.

Сюжет

Действия в романе происходят летом 1859 года, то есть накануне крестьянской реформы 1861 года.

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают в Марьино и некоторое время гостят у Кирсановых (отца Николая Петровича и дяди Павла Петровича). Напряжённые отношения со старшими Кирсановыми заставляют Базарова покинуть Марьино и отправиться в губернский город ***. Аркадий едет с ним. Базаров с Аркадием проводят время в компании местной «прогрессивной» молодёжи - Кукшиной и Ситникова. Затем на балу у губернатора знакомятся с Одинцовой. Базаров с Аркадием едут в Никольское, имение Одинцовой, в городе остаётся уязвлённая ими госпожа Кукшина. Базаров и Аркадий, увлечённые Одинцовой, проводят некоторое время в Никольском. После неудачного объяснения в любви испугавший Одинцову Базаров вынужден уехать. Он едет к своим родителям (Василию и Арине Базаровым), вместе с ним едет Аркадий. Базаров вместе с Аркадием гостит у своих родителей. Устав от проявлений родительской любви, Базаров оставляет обескураженных отца и мать, и вместе с Аркадием едет назад в Марьино. По дороге они нечаянно заезжают в Никольское, но, встретив холодный приём, возвращаются в Марьино. Базаров живёт некоторое время в Марьино. Нахлынувший порыв страсти выплескивается в поцелуй с Фенечкой, матерью внебрачного сына Николая Петровича Кирсанова, и из-за неё стреляется на дуэли с Павлом Петровичем. Аркадий, возвратившись в Марьино, один уезжает в Никольское и остаётся у Одинцовой, всё более и более увлекаясь её сестрой Катей. Окончательно испортив отношения со старшими Кирсановыми, Базаров тоже едет в Никольское. Базаров извиняется перед Одинцовой за свои чувства. Одинцова принимает извинения, и несколько дней Базаров проводит в Никольском. Аркадий объясняется Кате в любви. Навсегда простившись с Аркадием, Базаров вновь возвращается к своим родителям. Живя у родителей, Базаров помогает отцу лечить больных и умирает от заражения крови, случайно порезавшись при вскрытии умершего от тифа человека. Перед смертью последний раз видится с Одинцовой, которая приезжает к нему по его просьбе. Аркадий Кирсанов женится на Кате, а Николай Петрович - на Фенечке. Павел Петрович навсегда уезжает за границу.

Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов
Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески

стройный и изящный. Седые волосы с темным блеском коротко острижены. Лицо желчное правильной формы без морщинок. Замечательно красив, глаза черного цвета.

Пухленький, слегка сгорбленный, чуть более 40 лет. Мягкие жидкие седые волосы, небольшие грустные глаза черного цвета
Происхождение Сын военного лекаря с крестьянскими корнями. Разночинец Аристократка. Отец – аферист и игрок. Мать – из княжеского рода Дворянин, аристократ, офицерский сын
Воспитание Домашнее, свободное Блестящее воспитание, полученное в Петербурге Домашнее, а затем в пажеском корпусе
Образование Студент Петербургского университета, медицинский факультет Военная служба Петербургский университет
Черты характера Добрый и чуткий, желающий казаться безразличным циником. Резкий и непреклонный в суждениях. Труженик, самоуверенный, энергичный, смелый. Любит людей, но по-своему, независим, не отличается вежливостью, порой ведет себя вызывающе Умна, горда, свободна в суждениях, рассудительна. Неспособна к увлечениям, равнодушна, эгоистична, холодна Гордый, самоуверенный, безукоризненно честен. Интеллектуал, проницательный, благородный, принципиальный. Англичане вызывают у него восхищение. Волевой характер Тонкий человек. Эстет, романтик, мечтателен и сентиментален, наивен. Идеалист, чересчур скромный и благодушный. Слабовольный, непрактичный, но добрый, гостеприимный, любящий свою семью
Общественно-политические взгляды Демократ-нигилист (отрицает все, кроме науки) Демократические Либерал-консерватор Либерал
Жизненные цели Нигилисты не принимали “ничегонеделание”, они стремились к деятельности. Главные цели молодежи – обличать и разрушать, кто-то другой должен был заниматься строительством нового мира на расчищенном месте. Хочет полюбить Базарова, но не может. Очень ценит состояние комфорта, боится потерять внутреннюю гармонию, поэтому героиня не готова отдаться чувствам. Человеческая сущность такова, что без любви существовать просто не может. При отсутствии любви исчезает жизненная цель, человек, рано устает и стареет от горя Аристократы – это главная сила, влияющая на развитие общества. “Английская свобода” или конституционная монархия – это идеал аристократии. Прогресс, гласность и реформы – пути для достижения идеала Герой пытается установить новые отношения с крепостными, ищет духовную опору в искусстве, а счастье в любви
Отношения с окружающими С крестьянами разговаривает как с равными себе. С аристократами постоянно спорит Героиня свободна от всяческих предрассудков, имеет собственное мнение, не стремится что-то кому-либо доказывать. Живет по правилам, которые ей по душе, при этом и отвергая, и равнодушно принимая жизненную пошлость Типичный гордый аристократ, который смотрит на окружающих свысока. Новейшие технологии, достижения науки и медицины он е принимает. Хоть герой и выказывает восхищение перед русскими мужиками, но разговаривать с ними не умеет, только морщится и нюхает одеколон. К Базарову жесток, поскольку тот не может похвастаться дворянским происхождением Доброжелательный и деликатный со всеми людьми, независимо от их происхождения

Другие работы по этой теме:

  1. Фенечка Фенечка – является одним из главных женских персонажей в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Она обычная крестьянская девушка, рано оставшаяся сиротой. Мать...
  2. ОТЦЫ И ДЕТИ (Роман, 1862) Кирсанов Павел Петрович – дядя Аркадия Кирсанова, антагонист Евгения Базарова, аристократ, англоман, умеренный либерал” Наделен эффектной биографической предысторией: блестящая карьера...
  3. Самые замечательные произведения русской литературы XIX века отличаются постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Богатство проблематики составляет одно из главных качеств, характерных для...
  4. Имя героя Как попал “на дно” Особенности речи, характерные реплики О чем мечтает Бубнов В прошлом он владел красильной мастерской. Обстоятельства заставили его уйти, чтобы...
  5. Павел Петрович Кирсанов – брат Николая Петровича, дядя Аркадия Кирсанова, аристократ-либерал, который, так же, как и брат, является представителем многовековой дворянской культуры. Для своих сорока...
  6. С первых же страниц романа “Отцы и дети” мы убеждаемся, что И. С. Тургенев – истинный художник-портретист: он немногословно, но метко схватывает самую суть персонажа,...
  7. Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия “Фамусов” проис­ходит от латинского слова “фама”, что значит “молва”: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного...
  8. Петр Гринев Мария Миронова Алексей Швабрин Савелич Емельян Пугачев Капитан Миронов Василиса Егоровна Внешность Молодой, статный, собирательный образ русского человека Миловидная, Румяная, круглолицая, с светло-русыми...
  9. Как и было принято в классицизме, герои комедии “Недоросль” четко делятся на отрицательных и положительных. Однако наиболее запоминающимися, яркими являются все же отрицательные персонажи, несмотря...

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ

(1818–1883)

РОМАН «ОТЦЫ И ДЕТИ»

В ТАБЛИЦАХ

История создания романа «Отцы и дети»

Замысел возникает летом 1860 г. В августе 1861 г. роман окончен.

В 1862 г. выходит отдельным изданием. Тургенев посвящает его

В. Г. Белинскому. Посвящение имело программный и полемический оттенок.

Выход романа стал общественным событием. На роман живо отреагировала критика, появилось множество статей и обзоров, носивших острый полемический характер. Самыми известными отзывами являются статьи

М. Антоновича «Асмодей нашего времени», Д. Писарева «Базаров»,

Н. Страхова «Отцы и дети» Тургенева». Также писали о романе

Ф. М. Достоевский, А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков.

Конфликты романа

Внешний

Внутренний

Противостояние разных поколений.

Проявляется в отношениях Павла Петровича и Базарова, Николая Петровича и Аркадия, Базарова и его родителей.

Борьба между мировоззрением и чувствами Базарова, неприменимость его теории на практике.

Сюжет романа

Глава 1.

Экспозиция Кирсановых.

Жизненная история Николая Петровича, ожидающего приезда сына Аркадия

Главы 2–3.

Экспозиция Базарова

Даны портрет и первая характеристика главного героя романа - Евгения Васильевича Базарова, приятеля Аркадия, приехавшего вместе с ним. «Чудесный малый, такой простой» (Аркадий о Базарове)

Главы 4–11.

Завязка внешнего конфликта. Развитие действия.

Базаров знакомится с дядей Аркадия, Павлом Петровичем Кирсановым.

Между героями разворачивается идейная полемика, непримиримость их взглядов оборачивается презрением со стороны Базарова и ненавистью со стороны Павла Петровича.

Главы 12–13.

Подготовка развития

внутреннего конфликта.

Борьба чувств и миропонимания Базарова, пародийное изображение «провинциальных нигилистов».

Глава 14.

Завязка внутреннего

конфликта.

На балу у губернатора происходит встреча Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой.

Главы 15–17.

Развитие действия

Поездка Базарова и Аркадия в Никольское, неожиданные чувства Базарова.

Главы 18–19.

Кульминация

внутреннего конфликта.

Объяснение героя с Одинцовой, отъезд Базарова.

Главы 20–21.

Усугубление внутреннего

конфликта.

Посещение приятелями родительского дома Базарова, поездка в Никольское, возвращение в Марьино.

Главы 22–23.

Развитие внешнего

конфликта.

Базаров и Павел Петрович снова сталкиваются в их интересе к Фенечке, девушки из народа, родившей ребенка Николаю Петровичу. Павлу Петровичу Фенечка напоминает прежнюю любовь - Нелли, Базаров же через ухаживания за Фенечкой пытается самоутвердиться после неудачи с Одинцовой.

Глава 24.

Кульминация

и развязка внешнего

конфликта.

Между Базаровым и Павлом Петровичем происходит дуэль, в результате которой Павел Петрович получает легкое ранение, а Базаров уезжает из Марьина. Идейная борьба отходит на второй план, в отношениях между героями доминируют личные чувства.

Главы 25–26.

Базаров через город *** едет в Никольское.

Он разрывает отношения с Кирсановыми, с Аркадием, своим единственным другом, с Одинцовой.

Глава 27.

Усугубление

и разрешение внутреннего

конфликта

В родительском доме, где живы воспоминания о детстве, проявляются естественные, непосредственные чувства - то, что Базаров пытался подавлять в себе, вооружившись «новейшими теориями». Во время одной из операций Базаров через порез в пальце заражается тифом. Со смертью героя происходит развязка внутреннего конфликта, неразрешимого в жизни.

Глава 28.

Эпилог.

Через шесть месяцев после смерти Базарова состоялись свадьбы Аркадия с сестрой Одинцовой, Катей Локтевой, и Николая Петровича с Фенечкой. Павел Петрович уехал за границу. Анна Сергеевна Одинцова вышла замуж «не по любви, а по убеждению». Могилу Базарова навещают его старые родители.

Евгений Васильевич Базаров

Нигилизм Базарова

Базаров называет себя нигилистом (от лат. nihil - ничто).

Комплекс убеждений Базарова - не художественное преувеличение, в его образе отражаются характерные черты представителей демократической молодежи 1860-х гг.

Нигилисты отрицают современный им общественный уклад, выступают против преклонения перед любыми авторитетами, отвергают принципы, принятые на веру, отрицают искусство и красоту, любые чувства, в том числе и любовь, объясняют физиологически.

«Мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке».

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

«Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки».

«Всякий человек сам себя воспитать должен - ну хоть как я, например...».

«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание -мы отрицаем».

«Мы ломаем, потому что мы сила».

«- Да ведь надобно же и строить.

- Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить».

«Так что ж? вы действуете, что ли? Собираетесь действовать?

- Базаров ничего не отвечал»

Динамика образа Базарова

В начале романа Базаров предстает как уверенный в правоте и неоспоримости своего взгляда на жизнь человек. Однако постепенно живая жизнь вносит коррективы в его мировоззрение.

Тургенев проводит Базарова через испытания любовью и смертью - двумя онтологическими ситуациями, через которые, по Тургеневу, только и возможно истинное познание жизни. (Онтология (от греч. уn ( уntos ) - сущий и logos - учение) - раздел философии, изучающий основы бытия, мироустройства, его структуру).

Первоначальная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой.

«Шоры» нигилизма раздвигаются, перед героем предстает жизнь во всей своей сложности.

Перед смертью Базаров становится проще и мягче: он не противится, когда отец настаивает на исповеди перед кончиной, просит Одинцову «приласкать» его родителей. В сознании героя происходит полная переоценка ценностей:

«И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично»

Восприятие критикой образа Базарова

Две точки зрения

М. Антонович (журнал «Современник»). Статьи «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Современные романы»

Трактовал образ Базарова как карикатуру на современную молодежь в образе «обжоры, болтуна и циника»

Д. Писарев «Базаров»

Раскрывает историческую значимость изображенного Тургеневым типа. Считал, что России на современном этапе ее развития необходимы такие люди, как Базаров: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают разумом и волей

Система персонажей романа

Два лагеря

«Отцы»

Старшее поколение

«Дети»

Младшее поколение

    Николай Петрович Кирсанов;

    Павел Петрович Кирсанов;

    Родители Базарова

(Василий Иванович и Арина Власьевна)

    Евгений Васильевич Базаров;

    Аркадий Николаевич Кирсанов;

    Кукшина Авдотья Никитишна;

    Виктор Ситников

Двойники Базарова

Ситников

Кукшина

Называет себя «старинным знакомым» Базарова и его учеником.

Приверженность новым идеям носит у Ситникова показной характер: он одет в славянофильскую венгерку, на его визитных карточках, помимо французского, имеется и русский текст, выполненный славянской вязью.

Ситников повторяет мысли Базарова, вульгаризируя и искажая их.

В эпилоге Ситников «толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает «дело» Базарова. <…> Отец им помыкает по-прежнему, а жена считает его дурачком.. и литератором».

Причисляет себя к «эмансипированным дамам». Ее «волнуют» «женский вопрос», физиология, эмбриология, химия, воспитание и т. д. Развязна, вульгарна, глупа.

В эпилоге: «Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы.

Она по-прежнему якшается со студентами, особенно с молодыми русскими физиками и химиками, <…> которые, удивляя на первых порах наивных немецких профессоров своим трезвым взглядом на вещи, впоследствии

удивляют тех же самых профессоров своим совершенным бездействием и абсолютною ленью».

Двойники являются пародиями на Базарова, раскрывают слабые стороны его максималистского мировоззрения.

Для Ситникова и Кукшиной модные идеи лишь способ выделиться.

Составляют контраст Базарову, для которого нигилизм - осознанно выбранная позиция.

Женские образы

Анна

Сергеевна

Одинцова

Молодая красивая женщина, богатая вдова.

Отцом Одинцовой был известный карточный шулер. Она получила прекрасное воспитание в Петербурге, воспитывает младшую сестру, Катю, которую искренне любит, но прячет свои чувства.

Одинцова умна, рассудительна, уверена в себе. От нее веет спокойствием, аристократизмом.

Больше всего она ценит покой, стабильность и комфорт. Базаров вызывает в ней интерес, дает пищу ее пытливому уму, однако чувства к нему не выводят ее из привычного равновесия.

Она неспособна на сильную страсть.

Фенечка

Молодая женщина «неблагородного происхождения», которую любит Николай Петрович. Фенечка добра, бескорыстна, простодушна, честна, открыта, она искренне и глубоко любит Николая Петровича и сына Митю. Главное в ее жизни - семья, поэтому преследования Базарова и подозрения Николая Петровича оскорбляют ее.

Катя

Локтева

Младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой.

Чуткая натура - любит природу, музыку, но одновременно проявляет твердость характера.

Катя не понимает Базарова, даже боится его, ей намного ближе Аркадий. Она говорит Аркадию о Базарове: «Он хищный, а мы с вамиручные».

Катя - воплощение идеала семейной жизни, к которому втайне стремился Аркадий, благодаря ей Аркадий возвращается в лагерь отцов.

В 1862 году Тургенев пишет роман "Отцы и дети". В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем произведении Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров. На протяжении почти всего романа Базарова сопровождает его друг Аркадий. По происхождению, да и по общественному положению, они принадлежат к разным общественным классам. По своим убеждениям Базаров "демократ до конца ногтей". Друзья вместе учатся в университете, и их связывает несколько лет дружбы.

Поначалу Аркадий попадает под влияние Базарова, он хочет быть похожим на Евгения и при этом он искренне разделяет взгляды старшего и более авторитетного товарища. Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляет "молодая смелость да молодой задор". Но он не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому он так легко впоследствии от них откажется. В дальнейшем Базаров говорит Аркадию: "Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает". То есть Аркадий не готов к "терпкой, горькой бобыльной жизни" революционера.

Базаров, давая оценку жизни революционера, и прав, и не прав. Ломка сложившихся устоев, традиций, взглядов всегда вызывает яростное сопротивление старого мира, и передовым борцам приходится тяжело. Революционно-демократический идеал счастья — революционная деятельность на благо народа, несмотря на личные невзгоды.

Аркадий, разумеется, не готов к этому, так как он, по выражению Евгения, "мяконький либеральный барич". В "молодом задоре" либералы не идут дальше благородного кипения, а для Базарова это — "пустяки". Либералы не "дерутся", а "воображают себя молодцами; революционеры же драться хотят". Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий "невольно любуется собою", ему приятно "самого себя бранить". Базарову это скучно, ему "других ломать надо". Аркадию только хотелось казаться революционером, в нем было много юношеского позерства, а в душе он всегда оставался "либеральным баричем".

Но Аркадий пока что этого не понимает. Самого себя он до поры до времени считает "борцом" и ценит Базарова за силу воли, энергичность, умение работать. В имении Кирсановых Базарова поначалу принимают радушно. Аркадий просит родных позаботиться о Базарове. Но революционный демократизм Базарова абсолютно не вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых. Он не вписывается в их жизнь, пол ную праздности. И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать. Образ жизни друзей в имении выражен фразой автора: "Аркадий сибаритствовал, Базаров работал". Базаров проводит опыты, читает специальные книги, собирает коллекции, лечит деревенских мужиков, По убеждениям Базарова, труд — необходимое условие жизни. Аркадий же ни разу не показан за работой. Здесь, в имении, также раскрывается отношение Базарова и к природе, и к народу.

Природу Базаров считает не храмом, а мастерской, а человека в ней — работником. Для Аркадия, как и для остальных Кирсановых, природа — объект любования, созерцания. Для Базарова такое отношение означает барство. Он возражает против молитвенного созерцания природы, бессмысленного с его точки зрения наслаждения ее красотой. Он требует активного отношения к природе, к окружающему миру. Сам он. относится к природе как заботливый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного вмешательства в нее. И тут тоже точки зрения Аркадия и Базарова расходятся, хотя Аркадий об этом пока еще не говорит.

Различно отношение Базарова и Аркадия и к любви, и к женщине. Базаров относится к любви скептически. Он говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободно. Но знакомство с Одинцовой меняет его взгляды на любовь. Она производит на Базарова впечатление своей красотой, обаянием, умением держать себя с достоинством и тактом. Чувство к ней у него возникает, когда между ними начинается духовное общение.

Одинцова умна, способна понять неординарность Базарова. Евгений же, несмотря на внешний цинизм, обнаруживает в любви и эстетическое чувство, и высокие духовные запросы, и уважение к любимой женщине. Но Одинцова по сути своей — барыня-эпикурейка. Покой для нее превыше всего. Поэтому она гасит в себе появляющееся чувство к Базарову. И в этой ситуации Базаров держит себя с достоинством, не раскисает и продолжает работать, Упоминание о любви к Одинцовой вызывает у Базарова признание в "сломанности", и говорить он об этом не хочет,

Аркадию знакомство с Катей, младшей сестрой Одинцовой, открывает, что его идеал "ближе", то есть он в семье, в имении. Аркадий понял, что он "уже не тот заносчивый мальчик", что он до сих пор "задавал себе задачи, которые ему не по силам", то есть Аркадий признается, что жизнь революционера не для него. Да и сама Катя говорит, что Базаров "хищный", а Аркадий — "ручной".

Базаров близок крепостным людям. Он для них "свой брат, не барин". Это подтверждает и речь Базарова, в которой много народных пословиц и поговорок, и его простота в общении с простым народом. Хотя в имении его отца крестьяне относятся к Базарову, как к барину, во всех остальных эпизодах романа для народа он более "свой", чем любой из Кирсановых. Аркадий в большей степени остается для людей барином, хозяином. Правда, бывает и так, что какой-нибудь незнакомый мужик принимал Базарова за чудака, когда тот хотел "поговорить с народом". Но это случалось нечасто.

К тому же Базаров требователен, можно даже сказать, слишком требователен, к себе. Он говорит Аркадию, что "каждый человек сам себя воспитать должен". Его приверженность нигилизму приводит к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он стремится подавить в себе их проявления. Отсюда некоторая сухость Базарова, даже по отношению к самым близким людям. Но на вопрос Аркадия, любит ли Базаров своих родителей, он отвечает просто и искренне: "Люблю, Аркадий!",

Однако следует отметить, что родители Базарова безнадежно "отстали" от своего сына. Они не могут идти не только вровень, но и вслед за ним. Правда, эта "отсталость" стариков Базаровых не заслуживает не совсем почтительного, а иногда — и попросту наплевательского — отношения к ним Енюшки. Разве можно требовать от стариков, чтобы они думали и действовали, как молодые люди? Разве не благодаря стараниям родителей Базаров получает образование? В этом случае максимализм Базарова выглядит весьма неприглядно, Аркадий любит своих близких, но, похоже, стесняется этой любви. Базаров дает меткую, исчерпывающую, но при этом достаточно злую характеристику отцу и дяде Аркадия, на что Аркадий возражает, но как-то вяло. Этим он как бы поддерживает точку зрения Базарова, который считает, что нигилист не должен выражать свои чувства. Аркадий вспылил лишь тогда, когда Базаров за глаза обозвал его дядю "идиотом". Возможно, именно в этот момент в отношениях друзей обозначилась первая серьезная трещина.

Следует отметить, что базаровский нигилизм, к сожалению, приводит к отрицанию старого и нового искусства. Для него "Рафаэль гроша медного не стоит, да и они (то есть новые художники) не лучше его". Он заявляет, что "в сорок четыре года играть на виолончели глупо", а Пушкина читать и вообще "никуда не годится". Искусство Базаров считает формой наживы. Для него "порядочный химик полезней всякого поэта", а искусство не способно что-то изменить в жизни. Это крайность базаровского нигилизма. Базаров подчеркивает значение ученых для России, так как в науке Россия в то время отставала от Запада. Но Аркадий-то на самом деле любит стихи, и он читал бы Пушкина, если бы Базарова не было рядом.

Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу; сначала это противостояние совсем незаметно, но постепенно, по ходу развития действия, оно усиливается и доходит до открытого конфликта и разрыва дружеских отношений. В этом проявляется один из аспектов конфликтности романа, выраженной приемом контраста. Заметим, что в данном случае конфликтуют уже не "отцы" и "дети", а, если можно так выразиться, "дети" с "детьми". Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия неизбежен.

Аркадий не готов к "терпкой, горькой бобыльной жизни" революционера. Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Евгений расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова, а высказывать их для Базарова — "романтизм",

Аркадий находит идеал жизни в семье. Базаров умирает, оставшись верным своим воззрениям. Именно перед смертью проверяется сила его убеждений. Аркадию же нигилистические убеждения не привились. Он понимает, что жизнь революционного демократа не для него. Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается "либеральным баричем". И в конце романа Аркадий отказывается помянуть своего бывшего друга за общим столом.

Герои второго плана. Сатирические образы. «Когда умер такой человек, как Базаров <…>, произнесен приговор над целым направлением идей, <…> стоит ли следить за судьбою людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу, Ситникову?..» – вопрошает Писарев в своей статье. Ответ для него очевиден. Но мы попробуем внимательнее присмотреться к названным героям, авось подскажут что-то, что поможет понять Базарова.

Николай Петрович – первый, с кем мы знакомимся на страницах романа. Автор представляет его человеком «седым, пухленьким и немного сгорбленным». Рядом с ним возникает как своеобразный двойник «толстый сизый голубь». При поверхностном понимании легко принять «базаровский взгляд» на Николая Петровича: «человек отставной, его песенка спета». И вслед за Базаровым иронически отнестись к его попыткам научиться играть на виолончели – «в сорок четыре года».

Дадим слово самому герою. В разговоре с братом Николай Петрович горько сетует: «Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: <…> читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с временными требованиями». Автор подтверждает правдивость слов Николая Петровича. Рядом с сыном он провел три зимы в столице, прислушиваясь к «кипучим речам» молодежи и даже пытался участвовать в дискуссиях. Мало того. Великие идеи века, обсуждаемые в студенческих аудиториях, провинциальный помещик смело вводит в практику. Из дальнейшей речи мы узнаем, как Николай Петрович «крестьян устроил, ферму завел, так что даже меня во всей губернии красным величают…». Вспомним, по романному календарю 1859 год, официально же «эмансипация» началась в 1861! Скромный помещик опережает реформы в государственном масштабе без малого на два года!

Причем реформы осуществляются вполне бескорыстно. Недаром автор уделяет столько места описанию новой усадьбы Кирсанова, под которую отведено «десятины четыре ровного и голого поля», к тому же – бесплодного. Где не держится вода в прудах, где плохо всходит необходимый поместью парк. Надо ли говорить, что владелец имения мог при размежевании твердить за собой самую лучшую землю (что и происходило сплошь и рядом во время общегосударственной «эмансипации»). Множеством внешне мимолетных черт автор стремится подчеркнуть невиданный для своего времени демократизм Николая Петровича. Помещик стыдится называть себя владельцем двухсот крепостных душ. Старший Кирсанов признает себя имеющим власть лишь над десятинами земли, а имение, не без гордости, называет «фермой». Своего слугу он называет «Петром», а не «Петрушкой», как сделало бы на его месте большинство помещиков. В сцене приезда Петр «в качестве новейшего слуги» издали поклонился господам, а не припал к ручке. Далее, когда экипаж Кирсановых подкатывает к крыльцу, «толпа дворовых не высыпала на крыльцо встречать господ». Николай Петрович, очевидно, не терпит картины фальшивого подобострастия. Писатель не хочет скрывать обратную сторону происходящего. Перестройки в Марьино, как всякие начинания, не обходятся без трудностей. Тяжело господину, непривычно мужику: «Недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо…», «все сбегалось <…>, лезло к барину, часто с избитыми рожами, в пьяном виде и требовало суда и расправы». Эти ошибки, это нестроение только что начатого дела становятся предметом злорадного удовольствия Базарова: «…И добрые мужички надуют твоего отца…» Ему хочется, чтобы помещик «изведал на деле» и убедился в необходимости всеобщей ломки, а не постепенных изменений. Кроме того, у мягкого Николая Петровича нет не только «прынципов» – даже «принсипов». Зато есть гуманность и терпение. В своем следующем романе «Дым», говоря о реформах, Тургенев скажет: «Терпение требовалось прежде всего, и терпение не страдательное, а деятельное, настойчивое, не без сноровки, не без хитрости подчас…» Таким терпением наделен скромный Николай Петрович, пользующийся мудрой поговоркой: «Перемелется – мука будет».

Среди таких хозяйственных забот герой находит время заниматься музыкой. Отыскивает минуты для общения с классикой, и его лирические пассажи отнюдь не бездарны: «…Играл с чувством, хотя и неопытною рукою «Ожидание» Шуберта, и медом разливалась по воздуху сладостная мелодия». Глазами Николая Петровича мы видим поэтическую картину летнего заката, которая сама по себе способна опровергнуть любые попытки провозгласить природу лишь «мастерской», а не «храмом». Почему же он не протестует, когда сын с «соболезнующей улыбкой» вручает вместо любимого Пушкина «Материю и силу»? Почему не выступает против Базарова? Можно сказать, что Николай Петрович по-человечески мудр. Той мудростью, которую Петр Иваныч Адуев («Обыкновенная история») постигает только в финале жизненного пути. Он понимает, что невозможно заставить полюбить музыку, природу, искусство. Нельзя логически объяснить красоту окружающего мира.

Герой оказывает смягчающее, примиряющее воздействие на брата и Базарова, но при этом не боится сказать брату горькую для него правду: «Базаров умен и знающ». Николаю Петровичу в высшей степени свойственны совестливость и деликатность. Он долго отказывается от заветного желания – брака с Фенечкой, боясь оскорбить в глазах сына память матери и стеснить того же Павла Петровича. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Эти библейские слова невольно приходят на ум при чтении заключительных страниц. Кирсановское «гнездо не вышло из рода»: подрастает Митя, родился Коля. Между поколениями в кирсановской усадьбе не противостояние, а сотрудничество. Когда сообща занялись «отец с сыном», «дела их начинают поправляться». «Аркадий сделался рьяным хозяином, и «ферма» уже приносит значительный доход». Так, по мысли писателя, и должно быть. В этом сотрудничестве поколений, мудрости и опыта с одной стороны, молодой энергии с другой, заключается, по мысли Тургенева, залог успеха всех реформ.

Об Аркадии говорит само его имя (счастливый). Аркадий действительно имеет талант быть счастливым настоящим. Подобно отцу, он от природы деликатен. Эта его деликатность доставила много приятных минут старичкам Базаровым, которым он отчасти заменил своими рассказами холодного и неприступного сына. Из уст Аркадия мы узнаем многое о Базарове; не менее важна его роль в композиционном сцеплении произведения: он привозит Базарова в усадьбу родителей, он своими рассказами о друге пробуждает любопытство Одинцовой, благодаря ему Базаров и Анна Сергеевна вновь встречаются (второе и третье свидания). При внешней мягкости, незаметности, его роль своеобразного оруженосца при друге очень важна для понимания главного героя.

В начале романа он весь под властью своего старшего друга. Павел Петрович, рассуждая о том, «чему покоряются неопытные сердца», с возмущением указывает Базарову на племянника: «Вот, поглядите, один из них рядом с вами сидит, ведь он чуть не молится на вас, полюбуйтесь». Преклонение его носит характер искренний и наивный, иногда до смешного. На предложение Базарова поехать в город он «лениво» согласился. «Он в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, – комментирует Тургенев, – но почел обязанностию скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!» Наивность Аркадия ярче оттеняет серьезность чувств и подлинную суровость Базарова. Но есть в Базарове черта, которая инстинктивно отталкивает его «ученика». Хоть он и согласился, по его совету, отобрать у отца «ненужную» книгу, но когда Базаров начал «хохотать» над Николаем Петровичем «Аркадий, как ни благоговел перед своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся». Ученик 10-го класса в сочинении «Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов – сыновья своих отцов» проницательно замечает, что «холодное отношение Аркадия к Николаю Петровичу только показное. Это отношение появляется под «нигилистическим» влиянием Базарова. Но Аркадий пытается как бы оправдаться перед отцом, и его «нигилистическое» отношение проявляется неискренно». Он так же пытается смягчить категоричные оценки Базаровым своего дяди, рассказав историю княгини Р. Впоследствии дело доходит до стычек Базарова со своим «учеником»:

– Как ты назвал Павла Петровича?

– Я его назвал как следует, – идиотом.

– Это, однако, нестерпимо!– воскликнул Аркадий.

Базаров склонен объяснять поведение Аркадия остатками устарелого, в его глазах, «родственного чувства». Аркадий справедливо возражает: в нем говорит «простое чувство справедливости». «Чувство справедливости» потрясено в Аркадии и отношением Базарова со своими собственными родителями. Он от души хвалит и Василия Ивановича, и Арину Власьевну; наконец, задает прямой вопрос: любит ли Базаров родителей? «Они тебя так любят». В душе мягкосердечного Аркадия скрыт своего рода нравственный ориентир, безошибочно показывающий, когда суровость Базарова переходит в жестокость. Аркадий – ученик, преданный поклонник. Но не раб. Он мягко, но окончательно высвобождается из-под власти друга, почуяв в их отношениях намек на деспотизм, грубость. Мы даже знаем, когда именно это происходит – все в той же сцене под стогом. «О друг мой, Аркадий Николаич!.. об одном прошу тебя: не говори красиво», – обращается к Аркадию раздраженный Базаров. «Я говорю, как умею… Да и наконец это деспотизм. Мне пришла мысль в голову; отчего ее не высказать?» – справедливо возмущается Аркадий обыкновением Базарова подчинять себе поступки людей. Снова Тургенев повторяет мысль о том, что каждый человек по-своему интересен и самоценен.

Узнав о помолвке Аркадия и Кати, Базаров иронически поздравляет его. И тут же рвет с человеком, с которым ему теперь не по дороге. «Для нашей горькой, терпкой, бобыльей жизни ты не создан, – справедливо замечает Базаров. – Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас...» Внимательный читатель заметит, что этим монологом базаров «казнит» не только друга, но всех «либеральных баричей». Герой признается, что у него «есть другие слова»; он очевидно хотел бы расстаться со старым другом более тепло – «только я их не выскажу, потому что это романтизм, – это значит: рассыропиться». В решении Аркадия своя сила и слабость. Да, он выбрал другой путь в жизни, более легкий, чем его друг. Но это его путь. Никто, ничья власть не заставит Аркадия покориться.

То же можно сказать про Катю, «девушку лет восемнадцати, черноволосую и смуглую, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами». Катя обладает качествами, которые мы привыкли видеть, которые и придают очарование тургеневской девушке. При первом появлении она «держала корзину, наполненную цветами», дружит с «красивой борзой собакой с голубым ошейником». Девушка добра по отношению к тетке: «Катя поставила ей скамейку под ноги», хотя злая старуха «даже не взглянула на нее». Катя любит музыку Моцарта: «Она играла очень хорошо <…>, крепко стиснув зубы.., и только к концу сонаты лицо ее разгорелось и маленькая прядь развившихся волос упала на темную бровь». Как Аркадий, она испытала влияние сильной натуры и даже немного «запугана» сестрой; она робеет и боится, когда Анна Сергеевна «приласкала» ее. В Кате нет светскости, она «не кокетка», не мечтает о новых ботинках. «Просто, не стыдясь и не рисуясь», говорит она Аркадию, что материально зависит от сестры. Девушка вовсе не безвольна. В ней есть и характер, и гордость. «Иная барышня только оттого и слывет умною, что умно вздыхает; а твоя за себя постоит…» – замечает Базаров. Она не согласится, подобно сестре, продать себя в замужество с богачом, «оттого, что в песне про неровнюшку поется».

Катю можно назвать тургеневской девушкой с некоторыми оговорками. В ней нет стремления к самопожертвованию, мечты уйти «на трудный подвиг», как в Наталье или Асе. Спокойно и отчасти деловито готовит она себя к главному труду жизни: замужеству и воспитанию детей. Аркадий, как и предсказывал Базаров, скоро попадает под ее влияние; но это влияние для него благотворно. Он оставляет привычку «сибаритничать» и «рьяно принимается за дело» – то дело, к которому лежит его душа. Не меньше, чем вожди, нужны миру простые труженики, скромные деятели. Людьми нельзя манипулировать.