Привороты Заговоры на... Отвороты

Образ матери в произведении. Образ матери в русской поэзии. Образ матери-женщины в современной литературе

Значение образа матери в русской поэзии

Образ матери издавна присущ русской поэзии и русской культуре в целом. Эта тема занимает важное место как в классической, так и в современной поэзии. Более того, русский образ матери является национальным культурным символом, не утратившим своего высокого значения с древнейших времен до наших дней. Характерно, что образ матери, вырастая из образа конкретного человека, матери поэта, становится символом Родины.

История развития образа матери в русской поэзии

Образ матери в русской поэзии преемственно связан с фольклорной традицией. Уже в фольклорных произведениях – в свадебных и похоронных песнях – возникает образ матери. В духовных стихах этот образ предстаёт через образ Богоматери, особо чтимый на Руси.

В поэзии XIX века тема матери в первую очередь связана с именами М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова. В творчестве этих поэтов образу матери придавалось большое значение. Можно утверждать, что именно с творчества М. Ю. Лермонтова изображение матери начинает входить в классическую поэзию. У А. С. Пушкина нет ни одного стихотворения, посвящённого матери, в творчестве М. Ю. Лермонтова их насчитывается несколько. Например, «Кавказ», «Ангел».

По-настоящему глубоко и полно представлена тема матери в творчестве Н. А. Некрасова. Многие стихотворения поэта посвящены нелёгкой судьбе его родной матери. Наряду с подобным конкретным воплощением данного образа в поэзии Н.А. Некрасова присутствует и обобщённый образ – народный образ матери.

В поэзии ХХ века тема матери получила своё дальнейшее развитие. В частности, в творчестве таких поэтов, как Н. Клюев, А. Блок, С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева, А. Твардовский и др. Стоит отметить, что в поэзии второй половины ХХ века тема матери неразрывно связана с темой войны или с темой деревни.

Образ матери является вечной темой, которая не утратит своей значимости никогда. Отношение к матери, любовь к ней – это то мерило, которое точно определяет уровень культурного развития общества, его нравственные ценности и духовный мир каждого его члена.

Образ матери в поэзии Н. А. Некрасова (на примере стихотворения "Внимая ужасам войны...")

В мировой литературе образ матери является одним из наиболее почитаемых. Русские прозаики и поэты тоже неоднократно обращались к нему, но в литературе XIX века более полное и трогательное воплощение образ матери получил в творчестве Н. А. Некрасова.

До конца своих дней Н. А. Некрасов хранил в памяти светлый образ родной матери. Поэт посвятил ей стихотворения «Последние песни», «Рыцарь на час», поэму «Мать». Он очень тосковал по ней во время учебы в ярославской гимназии, а потом в Петербурге, в годы тяжелой самостоятельной жизни его согревало чувство глубокой привязанности и любви к матери.

Н.А. Некрасов сочувствовал трудной и непростой жизни своей матери с суровым мужем, малообразованным армейским офицером, ставшим деспотом семьи, и всегда вспоминал о ней с большой теплотой и нежностью. Тёплые воспоминания о матери проявились в творчестве поэта в виде произведений о нелегкой женской доле на Руси. Более масштабно идея материнства проявилась позднее в таких известных произведениях Н. А. Некрасова, как глава «Крестьянка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», стихотворение «Орина, мать солдатская».

Так, образ матери становится одним из главных положительных героев творчества Н. А. Некрасова.

Более подробно рассмотрим образ матери в творчестве Н. А. Некрасова на примере стихотворения «Внимая ужасам войны…», посвящённого Крымской войне 1853 – 1856 гг. Это небольшое по размеру стихотворение, всего в 17 строчек, ёмко и глубоко передаёт всю бессмысленность кровавой и беспощадной войны:

Внимая ужасам войны, При каждой новой жертве боя…

Поэт размышляет о том, каким горем для близких людей обернётся гибель солдата, но сострадает он в первую очередь матери, потерявшей на войне сына:

Мне жаль не друга, не жены, Мне жаль не самого героя... Увы! утешится жена, И друга лучший друг забудет; Но где-то есть душа одна - Она до гроба помнить будет!

Для матери гибель сына – настоящая трагедия, ведь именно она любит своего ребёнка искренне и беззаветно, неисчерпаемой любовью к нему наполнена вся её жизнь, составляется смысл всей её жизни.

Средь лицемерных наших дел И всякой пошлости и прозы Одни я в мире подсмотрел Святые, искренние слезы - То слезы бедных матерей!

Когда со временем о погибшем «герое» позабудут все – друзья, жена, о нём вечно будет помнить и скорбеть его мать, которую поэт сравнивает с плакучей ивой.

Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве, Как не поднять плакучей иве Своих поникнувших ветвей...

С момента написания данного стихотворения прошло много времени, отгремели войны, погиб не один "герой", но, к сожалению, оно до сих пор не утратило своей актуальности. И не утратит до тех пор, пока матери будут терять своих сыновей на войне. Образ матери, представленный в данном произведении, стал собирательным образом всех матерей, что оплакивают сыновей, не вернувшихся с полей сражений.

Образ матери в поэзии С. А. Есенина (на примере стихотворения "Письмо матери")

В русской поэзии ХХ века тема матери получает свое продолжение в творчестве С. А. Есенина.

Обратимся к его стихотворению «Письмо матери». Оно было написано в 1924 году, в последний период творчества и почти в самом конце жизни поэта. Во многих его произведениях того времени звучит тема безвозвратно ушедшего прошлого, но наряду с ней возникает и тема матери. Одним из таких произведений стало стихотворение «Письмо матери», написанное в форме обращения к ней. Всё поэтическое послание пронизано нежностью и любовью к самому родному человеку:

Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.

Поэт восхищается любовью и заботой матери, которая беспокоится о своём сыне, волнуется за его жизнь и судьбу. Тоска и нерадостные предчувствия заставляют её всё больше грустить, нежели радоваться:

Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

Не удаётся лирическому герою в письме успокоить свою мать, многое упущено, потеряно или утрачено. Он понимает, что прошлого уже не вернуть, но мать для него – это та самая ниточка, которая связывает его с прошлым, беззаботным, светлым и чистым. Именно отсюда такая нежная и трогательная взаимная любовь.

И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.

Завершается поэтическое послание, адресованное матери, призывом лирического героя, который звучит проникновенной просьбой, не грустить, не беспокоиться о своём непутёвом сыне. Примечательно то, что в финальных строках нет успокоения, обещания, надежды, что всё будет хорошо. Ведь, несмотря ни на что, мать не перестанет беспокоиться о своём сыне, любить его искренне и нежно.

Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

Образ матери в поэзии А. Т. Твардовского (на примере цикла "Памяти матери")

Тема матери присутствует на протяжении всего творчества А. Т. Твардовского. Например, в таких стихотворениях разных лет, как "Матери", "Песня", "С одной красой пришла ты в мужний дом..." и др. Очень часто образ матери в произведениях поэта выходит за рамки посвящения одному конкретному человеку – родной матери - и становится образом Родины. Так, всеобщий образ матери-женщины рисуется в стихотворениях "Сын", "Мать и сын", "Ты робко его приподымешь...", особенно в творчестве, посвящённом войне (поэма "Дом у дороги").

В 1965 году А. Т. Твардовским создан цикл «Памяти матери». Цикл состоит из четырех стихотворений, посвященных матери, в которых представлены воспоминания о жизни матери, а также нашла своё отражение память поэта о ней. Поводом для его появления стала кончина в 1965 году матери поэта, Марии Митрофановны. Но в последнем стихотворении данного цикла смерть уступает жизни, она представляется поэтом неким переходом.

Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону - домой…

Упоминаемая в стихотворении песня матери, знакомая с самого детства, рассказывает всю её жизнь. Прощание с отчим домом после замужества, расставание с родным краем и ссылка в неприветливую чужую сторону и долгожданное возвращение на родину.

Давней молодости слёзы, Не до тех девичьих слёз, Как иные перевозы В жизни видеть привелось. Как с земли родного края Вдаль спровадила пора. Там текла река другая - Шире нашего Днепра.

В каждой строке этого стихотворения ощущается глубина переживаний, нежнейшие и в то же время грустные чувства поэта. Стихотворение завершает тему матери в творчестве А.Т. Твардовского, но в нём рисуется вечно живой образ матери - как собственной матери поэта, так и обобщенный образ материнства.

По наблюдениям литературоведов, образы женщины в русской литературе - это одни из самых «чистых» и искренних образов, которые только можно встретить на страницах произведениях русских авторов. Женские персонажи обычно отличаются большой глубиной чувств, большой эмоциональностью, большим сердцем. Это героини, способные сражаться и жертвовать. Через женские образы выражалась идея русского национального самосознания, берущего своё начало в философии Родины и Жертвы (А.Ф. Лосев).

Образ женщины в литературе практически всегда неразрывно связан с образом семьи. Большая часть самых известных литературных героинь - это матери и жёны, переживающие любовный или семейный, но не личностный, в противовес мужским образам, кризис.

Образ матери занимает отдельное место в русской литературе. Гуманистическая идея, переходящая из произведения в произведение и характерная для произведений XIX века, Золотого века русской литературы, оказала большое влияние на формирование этого образа.

Русская литература транслирует читателям идею уважительного отношения к матерям. Эта тенденция особенно ярко стала заметна в литературе русского Просвещения (XVIII век). Вместе с идеей уважения к матери русские писатели вкладывали в головы читателей патриотические и высоконравственные идеи, неразрывно связанные с идеей воспитания.

Замечание 1

Образы матерей схожи во многих произведениях русской литературы, отличает друг от друга их только степень любви к своим детям.

Чрезмерная материнская любовь

Главной чертой материнских персонажей в русской литературе является их безграничная, безотчётная любовь к своим детям. И не всегда это оказывается добрым знаком или идёт на пользу персонажам-детям. Русская литературе знает два самых ярких примера чрезмерной материнской любви:

  • Госпожа Простакова («Недоросль», Д.И. Фонвизин);
  • Марфа Кабанова («Гроза», А.Н. Островский).

Замечание 2

И Фонвизин, и Островский в своих произведениях очень ярко показали, что бывает, когда материнская любовь становится чрезмерной.

Госпожа Простакова больше всего на свете любила своего сына Митрофана и во всём ему потакала. Будучи при этом противницей образования и просвещения, она никогда ни к чему Митрофана не принуждала, при этом защищая ото всех опасностей. Любовь Простаковой к сыну оказалась, однако, медвежьей услугой: Мирофанушка вырос эгоистичным, ленивым и невежественным.

Кабаниха, мать Тихона, мужа главной героини пьесы «Гроза» Катерины, схожа с Простаковой - они обе являются изображением образа домашнего тирана. Марфа Кабанова контролирует всю свою семью, держит людей вокруг в страхе и напряжении, однако руководствуется она при этом самыми чистыми побуждениями - любовью к своим детям. Чрезмерный контроль, которым Кабанова буквально душит и сына, и дочь, и невестку, исходит из безотчётной материнской любви. И Тихон оказывается не в силах противостоять матери, чья токсичная любовь и была той самой грозой из названия произведения.

И Простакова, и Кабанова, постоянно вмешиваясь в жизнь своих детей, сделали их несамостоятельными и бесхребетными.

Образ матери в прозе

Образ матери в русской литературе имеет в основном положительную окраску. В произведениях большинства авторов XIX века в образе матери воплотились самые лучшие материнские черты: любовь к детям, верность, сочувствие.

В начале XIX века образы любящих матерей появляются в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. В «Капитанской дочке» мать Петра Гринёва, узнав о грядущем отъезде сына, была потрясена до слёз. В «Тарасе Бульбе» мать-старушка, узнав, что ей придётся расстаться с детьми сразу после встречи, проводит бессонную ночь у их кроватей, чувствуя, что больше никогда не встретится с сыновьями.

В «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского мать Родиона Раскольникова, Пульхерия Александровна, также демонстрирует нам силу материнской любви. В глубине души чувствуя, что её сын сотворил нечто ужасное, Пульхерия откликается на его просьбу никому не верить, если о нём станут говорить дурные вещи. Больше всего Раскольникова беспокоилась о счастье сына, которого любила несмотря ни на что.

Замечание 3

Квинтэссенция образа матери в русской литературе - это повесть В.А. Закруткина «Матерь человеческая».

В «Матери человеческой» Мария, главная героиня, переживает нечеловеческие тяготы, оставаясь при этом истинным воплощением матери - выносливой, терпеливой, самоотверженной. В сцене, где командир Красной Армии, услышав историю жизни Марии, опускается перед ней на колени и прижимается щекой к её руке, сам автор отдаёт честь подвигу своей героини.

Образ матери в поэзии

Очень ярко образ матери изобразил Н.А. Некрасов. В его творчестве этот образ, проникнутый уважением и любовью со стороны писателя, встречается не раз. В поэме «Мать» он пишет:

О, мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

Для Некрасова мать была ключевой фигурой в его жизни. Именно мать стала тем светлым образом, который скрасил детство поэта, проведённое в недружелюбной, грубой обстановке. Благородство и доброта Елены Андреевны Некрасовой стали причиной, по которой поэт так много внимания уделил описанию женской доли.

Замечание 4

В произведениях Некрасова образ матери является главным положительным героем.

Образ матери появился в следующих произведениях Н.А. Некрасова:

  1. «Кому на Руси жить хорошо», глава «Крестьянка»;
  2. «Орина, мать солдатская»;
  3. «Последние песни»;
  4. «Рыцарь на час»;
  5. «Внимая ужасам войны»;
  6. «В полном разгаре страда деревенская...»

Следом за Некрасовым очень проникновенные стихи о матери-крестьянке создал С.А. Есенин. Для Есенина мать была тем чудесным человеком, который не только подарил ему жизнь, но и вручил песенный дар.

В образе матери в произведениях Есенина сосредоточены самые лучшие материнские черты: верность и преданность, глубокая и искренняя любовь, неистощимое терпение. Есенин знает, как много волнений приносит своей матери, и видит, как материнское сердце всё ему прощает. Поэт невероятно тронут силой этой любви.

«Милая, добрая, старая, нежная» мать в произведениях Есенина - это женщина, которая никогда не сможет забыть или прекратить любить своих детей.

Образ матери появляется в следующие произведения С.А. Есенина:

  1. «Письмо матери»;
  2. «Русь»;
  3. «Я покинул родимый дом»;
  4. «Исповедь хулигана».

Судьбам всех российских матерей посвящен «Реквием» А.А. Ахаматовой. Полтора года проведя в тюремных очередях, чтобы встретиться со своим арестованным сыном, в своей поэме она описала тяжелую долю всех матерей, которые, как и она, месяцами добивались возможности передать что-то своим детям, жертвам сталинского режима.

Замечание 5

У Ахматовой страдания матери соотносятся со страданиями Богородицы, а муки сына - с муками распятого Христа. Этот образ - приговор бесчеловечной системе, обрекающей матерей на беспредельное горе.

Мама - первое слово,

Главное слово в каждой судьбе.

Мама жизнь подарила,

Мир подарила мне и тебе.

Песня из к/ф «Мама»

Нет, наверное, ни одной страны, где бы не отмечался День матери.

В России День матери стали отмечать сравнительно недавно — с 1998 года.

Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.

Каждую минуту на планете происходит чудо. Это чудо — рождение ребенка, появление нового человека на свет. Когда рождается маленький человечек, то, конечно же, он ничего не понимает и практически ничего не знает. Почему практически? Да потому что малыш точно знает, что где-то рядом должна быть его мама – самый родной и близкий человек. Да-да, мама и ребенок неразрывно связаны друг с другом и эта связь начинается в утробе матери. «Мама» — самое святое слово на свете. Любовь к матери заложена самой природой. Это чувство живет в человеке до конца его дней. Как можно не любить мать, если ты обязан ей своим появлением на свет? Место матери всегда особое в нашей жизни, исключительное. Именем матери названы самые главные святыни нашей жизни.

На протяжении всей истории человечества воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Образ матери столь издавна и органично присущ русской литературе, что представляется возможным его рассмотрение как особого литературного явления, которое имеет глубинные корни и занимает важное место как в классической, так и в современной литературе. Беря исток от самого зарождения русской словесности, образ матери последовательно проходит через все этапы ее развития, но даже в литературе XX века сохраняет свои главные, от начала свойственные ему черты. Русский образ матери является национальным культурным символом, не утратившим своего высокого значения от древнейших времен до наших дней. Не случайно, говоря о национальном русском космосе, русском сознании, русской модели мира, философы и культурологи говорили, прежде всего, о «материнском» в основании русского. Мать-земля, мать-Россия, Богоматерь - главнейшие и высшие аспекты этого материнского. Облик матери уже в устном народном творчестве приобрёл пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты ещё в русских народных сказках и народных песнях.

Именно этому празднику в Центральной городской библиотеке посвящена выставка «Образ матери в русской литературе».

На выставке представлены следующие книги:

** Сборник стихотворений «Мать» — своеобразная антология русской и советской поэзии, посвященная дорогой и близкой для каждого человека теме — теме матери. В сборник вошли лучшие произведения поэтов, созданные почти за три столетия.

** Сборник «Мама», в котором собраны произведения посвященные матери. Вы ощутите благоговейную любовь и беспредельную благодарность, которые питал к матери Петр Ильич Чайковский; узнаете, какой нежной и мужественной матерью была Мария Николаевна Волконская. Строки Льва Толстого и Максима Горького, Николая Некрасова, проникновенные слова Александра Фадеева и Александра Твардовского помогают нам лучше понимать и ценить наших матерей.

** Сборник Николая Алексеевича Некрасова , в котором образ женщины – матери ярко представлен во многих его произведениях: «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны», поэма «Кому на Руси жить хорошо».

** Сборник великого русского поэта С. А. Есенина , создавшего удивительно искренние стихи о своей матери-крестьянке.

** Поэма «Реквием» А.А. Ахматовой .

** Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»

** «Матерь человеческая» Виталия Закруткина — героическая поэма о беспримерном мужестве, стойкости и человечности русской женщины – матери.

На выставке читатели смогут познакомиться и с другими произведениями русских и советских писателей и поэтов.

Выставка представлена в зале абонемента ЦГБ до конца ноября 2014 года.

Образ матери один из наиболее почитаемых в мировой литературе. Его воплощению отдали дань русские прозаики и поэты. Но к середине XIX века он встречался в русской литературе не часто, и до Н.А. Некрасова практически никто не писал о матери с такой теплотой и любовью.

До нас дошло немного свидетельств о взаимоотношениях поэта с матерью, которые говорят о том, что Некрасова связывало с ней чувство глубокой привязанности и любви. Он сочувствовал ее страдальческой доле, ее тяжелой жизни с суровым мужем и всегда вспоминал о ней с большой теплотой и нежностью.

В разных стихотворениях поэт многократно рисует ее портрет. Портрет страдалицы с тихим голосом, бледностью, печальным взглядом и слезами на глазах. Это трогательный портрет доброй и кроткой женщины, всю свою жизнь «простоявшей под грозой».

Но при всей своей внешней слабости мать в изображении Некрасова наделена необычайной стойкостью и внутренней силой. Она не только грудью защищает от произвола своих детей, но и подает им пример человечности, в своей нелегкой доле находя душевное тепло и слова утешения для всех страждущих.

В произведениях Некрасова нашли отражение образы женщин-матерей, находящихся на разных ступенях социальной лестницы. Княгиня Волконская - жена декабриста сосланного в Сибирь и мать. Ее сын родился тогда, когда муж уже находился в заключении. Княгиня переживает мучительную борьбу между долгом жены и долгом матери. Вопреки сопротивлению родных, осуждению общества, власти и закона она решается ехать вслед за мужем. Но это означает не только ее отказ от всего, к чему она привыкла, - отказ от дворянских прав, но и отречение от сына, которого она возможно, никогда больше не увидит. Не без внутренних колебаний решается женщина-мать на такой шаг. Ей нелегко согласиться на разлуку с сыном. Но, в конечном счете, она приходит к выводу, что став взрослым, сын поймет и оправдает ее.

По мнению поэта, мать служит высоким нравственным примером для сына и тем самым, даже не будучи рядом с ним, она передает ему все лучшее, что есть в ней самой.

Образы матерей-крестьянок отражены во многих произведениях Некрасова. Это и безымянная молодая женщина из стихотворения «В полном разгаре страда деревенская», и величавая труженица Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и женские образы из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» - Домна, мать Митеньки, Матрена Корчагина. Все они бесправные и задавленные тяжелой женской долей, тяжелее которой, по словам Некрасова, сложно сыскать, тем не менее, поражают своими высокими нравственными качествами, духовной силой, а главное - силой материнской любви. Любовь матери к своему ребенку Некрасов считал единственной, по-настоящему искренней, чистой и преданной любовью.

Одна лишь мать, по его глубокому убеждению, никогда не предаст и не забудет свое дитя в случае несчастья. Пока она жива, ее боль никогда не утихнет, а слезы не высохнут. В небольшом, но удивительно емком и значительном по глубине и силе стихотворении «Внимая ужасам войны…», поэт размышляет о гибели солдата в бою и о страданиях, которые причиняет эта гибель близким людям. Мать, потерявшая сына на войне, вызывает у поэта наибольшее сочувствие.

Со страниц разных произведений Некрасова встает обобщенный портрет матери целого народа величавой и стойкой труженицы, долготерпеливой страдалицы, беззаветно преданной своим детям и готовой ради них на любую жертву.

Мама… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке.


По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:


«И если я легко стряхнул с годами С души моей тлетворные следы Поправшей всё разумное ногами, Гордившейся невежеством среды, И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты, И носит песнь, слагаемая мною, Живой любви глубокие черты – О, мать моя, подвигнут я тобою! Во мне спасла живую душу ты!» (Из стихотворения «Мать»)


В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что ещё ребёнком, благодаря матери, он познакомился с образами Данте и Шекспира. Она же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к крепостным. Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях: в поэме «Кому на Руси жить хорошо», в стихотворениях «В полном разгаре страда деревенская», « Орина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны».




Образ матери в творчестве С. Есенина. Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке. Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания сыновей-солдат. Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына.


В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать. «Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом».


В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет». Есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к матери. Все стихотворение пронизано неизбывной нежностью и трогательной заботой о ней: «Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне».


«Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя». М.Горький. С образом матери связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека в романе А.М. Горького «Мать». Главный источник процесса перерождения – материнская любовь. Из желания быть ближе к сыну или, по крайней мере, не рассердить его, вырастает стремление понять его и помочь ему. Название романа выбрано писателем не случайно. Ведь именно мать /вечный образ/ является истинным, человечным, любящим, искренним образом.


«Россия удержалась благодаря матерям» старец Паисий Святогорец. Софья Николаевна из "Семейной хроники" С.Т.Аксакова, потомственная дворянка, жившая в конце XVIII-начале XIX вв., не смыкала глаз у постели тяжко больного сынишки, и лирическая героиня знаменитой песни времен Великой Отечественной войны "Темная ночь", вряд ли дворянского происхождения, делала то же самое. Мать, не спящая над ребенком, это вечный образ, на все времена. Просто плакавшие, жалевшие, любившие и трудившиеся не покладая рук матери, на самом деле своей самоотверженной жизнью вымаливали и детей, и мужей, и страну.


Не сосчитать светлых образов матерей, которые донесли до нас сказки и легенды, стихи и песни, рассказы и повести, романы и мемуары. "Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием, - писал в "Детских годах Багрова- внука" С.Т.Аксаков. - Ее образ неразрывно соединяется с моим существованием, и потому он мало выдается в отрывочных картинах первого времени моего детства, хотя постоянно участвует в них".


В повести « Последний срок » В.Распутин рассказывает о последних днях старухи Анны и о поведении её взрослых детей, «преждевременно» съехавшихся в родительский дом. Поражает огромное жизнелюбие старой крестьянки. Жизнь её была тяжёлой: разруха, голод, война. Женщина вырастила пятеро детей. Почувствовав приближение смерти, старуха Анна решила попрощаться со своими детьми. С горечью пишет автор о том, что забывают дети о своих матерях, забывают приехать, поздравить, послать письмо. А ведь матери нужно очень немногое: любовь и внимание детей. Хорошо, когда между матерью и детьми есть взаимопонимание, когда не только мать несёт ответственность за судьбу детей, но и дети являются её защитой и опорой.


Добра моя мать. Добра, сердечна. Приди к ней - увенчанный и увечный - Делиться удачей, печаль скрывать – Чайник согреет, обед поставит, выслушает, Ночевать оставит: сама - на сундук, а гостям кровать. Мне бы с тобою всё время ладить, Все бы морщины твои разгладить. Может, затем и стихи пишу, что, Сознавая мужскую силу, так, как у сердца меня носила, В сердце своем я тебя ношу. Я. Смеляков


«Я помню спальню и лампадку, Игрушки, теплую кроватку И милый, кроткий голос твой: Ангел-хранитель над тобой!" (И.А.Бунин "Матери")


Особенно часто образ матери встречается в произведениях для детей. Где-то она (как, скажем, в "Красной шапочке") – эпизодический персонаж. Где-то оказывается в центре сюжета. А где-то речь вообще идет о зимнем вечере, но как бы невзначай мелькнет сравнение месяца с мамиными сережками, и мама незримо появится на странице, и сразу станет теплей и уютней. Свет маминых глаз, тепло маминых рук, ласковый голос, нежная улыбка - эти выражения не приедаются, не кажутся избитыми, потому что они подлинны, органичны, в них нет жеманства. Душа - с радостью или с тоской - но всегда откликается на них.


"Мама спит, она устала... Ну, а я играть не стала! Я волчка не завожу, А уселась и сижу (Е.Благинина) Поёт моя мама Всегда за работой, А я ей всегда Помогаю с охотой! (М. Садовский) Все я делаю для мамы: Для нее играю гаммы, Для нее хожу к врачу, Математику учу. (А. Барто)




Одно из своих стихотворений посвятила маме ученица 8 «а» класса нашей школы Василиса Ягодина: «Не обижайте мам своих, За многое цените, уважайте! Не обижайте мам своих, За порицание прощайте. Ловите каждый миг любви, Дарите нежность и заботу. Она всегда поймет, простит, Пусть даже ей и на работу. Пусть будет гордость в их сердцах, А боль и страх пусть канут в Лету Пусть радуются они за нас, Ведь нет важнее их на свете!»


В великом и неоплатном долгу все мы перед своими матерями, низко склоняем колени перед их мужеством, бесконечной добротой и нежностью. «Дождь в окошко стучит, как замерзшая птица. Но она не уснет, продолжая нас ждать. Я сегодня хочу до земли поклониться Нашей женщине русской, по имени МАТЬ. Той, которая жизнь подарила нам в муках, Той, что с нами, порой, не спала по ночам. Прижимали к груди ее теплые руки. И молилась за нас всем Святым Образам.


Той, которая Бога просила о счастье, За здоровье своих дочерей, сыновей. Каждый новый наш шаг – для нее был как праздник. И больнее ей было от боли детей. Из родного гнезда вылетаем, как птицы: Поскорее нам хочется взрослыми стать. Я сегодня хочу до земли поклониться. Нашей женщине русской, по имени МАТЬ. Ю. Шмидт


В фонде нашей библиотеки есть произведения о матерях: Айтматов Ч. Материнское поле//Айтматов Ч. Повести и рассказы / Ч. Айтматов. –М., – с Аксаков С.Т. Семейная хроника. Детские годы Багрова -внука. / С. Т. Аксаков. - М. : Художественная литература, с. - (Классики и современность) Белый А. Матери//Белый А. Стихотворения / А. Белый. - Саратов: Приволжское книжное издательство, с. 84 Блок А. Моей матери: стихи о прекрасной даме//Блок А. Лирика / А. Блок. – М. : Правда, –с. 50


Вознесенский А. Мать: Стихотворение//Вознесенский А. Ров: стихи, проза / А. Вознесенский. – М.: Советский писатель, – с. 224 Гончаров И.А. Обыкновенная история: Роман в 2-х частях. –М.: Художественная литература, с. (Классики и современники) Горький М. Мать//Горький М. Мать. Дело Артамоновых. / М. Горький. - Фрунзе: Кыргызстан, – с Есенин С. Молитва матери//Есенин С. Избранные произведения / С. Есенин. - Ленинград: Лениздат, – с Есенин С. Письмо матери//Есенин С. Стихотворения и поэмы / С. Есенин. - Ленинград: Лениздат, – с


Есенин С. Письмо от матери//Есенин С. Стихотворения и поэмы / С. Есенин. - Ленинград: Лениздат, – с Есенин С. Русь//Есенин С. Стихотворения и поэмы / С. Есенин. - Ленинград: Лениздат, – с Майков А. Мать//Майков А. Стихотворения и поэмы / А. Майков. - Ленинград: Лениздат, – с. 94 Мать и дети/Пер. А.Н. Майкова//Ушинский К.Д. Родное слово / К. Д. Ушинский. – М., – с. 126 Некрасов Н.А. В полном разгаре страда деревенская//Некрасов Н.А. Избранное / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Лениздат, – с


Некрасов Н.А. Внимая ужасам войны//Некрасов Н.А. Избранное / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Лениздат, – с Некрасов Н.А. Мать: Стихотворение //Некрасов Н.А. Избранное / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Лениздат, с. 210 Некрасов Н.А. Мать: Отрывок из поэмы//Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем. Художественные произведения. т. 4: Поэмы гг. / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Наука, с Некрасов Н.А. Орина, мать солдатская//Некрасов Н.А. Избранное / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Лениздат, – с


Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем. Художественные произведения. т. 3: Кому на Руси жить хорошо / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Наука, с. Распутин В. Последний срок//Распутин В. Повести / В. Распутин. – М. : Просвещение, – с (Библиотека словесника). Ушинский К.Д. При солнышке тепло, при матери добро//Ушинский К.Д. Родное слово / К. Д. Ушинский. – М., – с