Привороты Заговоры на... Отвороты

Сколько лет еремеевна служит в семье простаковых. Характеристика героев. «Недоросль» - сатирическая комедия. Положительные герои комедии

Фамилия Еремеев – произошла от имени Еремей. Эта народная русская форма старинного древнееврейского имени Йеремия, что значит «Бог возвысит» или «Возвышенный Богом». Йиермеях- латинская производная.
Вот что о пророке Иеремия написано в книге «Русь средиземноморская и загадки Библии». Он жил на рубеже VII – VI в.в. до н.э. В это время Ассирия (древнее государство в Северном Двуречье, что было на территории современного Ирака) начала терять свое могущество, а власть Вавилона беспрерывно расширялась. Падение мощной семитической державы не смог предотвратить даже союзный Египет.
Цари Иудеи пытались освободиться из-под чужеземного ига, ища поддержку у Египта. В 602 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор предпринял несколько карательных походов против Иудеи и Иерусалима и в 586 году до н.э. окончательно захватил Иудею. Он увел в плен большую часть жителей страны. Последовавший за этим этап жизни еврейского народа получил название «Вавилонское пленение».
Иеремия предвидел все эти беды. Он пророчествовал «От севера открывается бедствие на всех обитателей сей земли» (Иеремия 1:14).Это было и предупреждение, и призыв к властям Иудеи повернуть политику в иное русло. Напрасно Иеремия без устали повторял им наставление Господа: «И если вы скажите: за что, Господь, Бог наш, делаешь все это?», то отвечайте так: «Как вы оставили Меня и служили чужим богам в земле своей (Руси), то будете служить чужим на земле не вашей»
Русские имена еврейского происхождения давала новорожденным церковь. Она нарекала детей в честь древних библейских праведников или святых и мучеников. А святые эти в свою очередь, нередко получали имена опять-таки в честь библейских героев и пророков. Так пришли еврейские имена в русский язык.
Но есть и такая версия, что некоторые из имен, в том числе и Еремей сначала переиначивались на греческий лад (с греческого - Еремей – «дающий богатство»), потом уж на славянский.
Долгое время на Руси фамилий не было. Поначалу фамилии возникли у феодалов. Существовало наследственное землевладение, оно и привело к наследию наследственных имен, то есть фамилий. Первые русские фамилии встречаются в документах, относящихся к XV веку. У крестьян появилась фамилия только после отмены крепостного права 1861 г. но приживалось это нововведение очень плохо. Только в 1888 году Сенат опубликовал специальный указ «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица и значение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».

В статье «Генеалогическое древо» написано: «Некоторые Еремеевы – это нетитулованное российское и малороссийское дворянство от Андрея Еремеева». Дальше имя Андрей не прослеживается.
А в энциклопедии Брокгауза написано Еремеевы – русские дворянские роды. Иван, Никита, Петр, Федор маленький и Федор большой Борисовичи Еремеевы зачислены в 1555 году в состав дворянства. (В другом источнике написано, что Иван Борисович Еремеев был убит в Казанском походе 1550 года).

Яков (ев.имя) Тихонович Еремеев - убит в 1634 при осаде Смоленска. Этот род Еремеевых внесли в VI часть «Родословной книги» Казанской и Псковской губерний. Другие два рода Еремеевых записаны в VI часть «Родословной книги» Тверской губернии (XVII век). Остальные 15 родов позднего происхождения.
Но, в кратком описании статьи А.Х. Халикова «500 русских фамилий Булгаро-Татарского происхождения» есть такие данные: « … по крещении Еремея, внука Илика, вышедшего из Орды на службу к Дмитрию Донскому…» и еще «от татаро-мишарского - хозяин – худжа-ин».
Дмитрий Донской – великий князь Московский, сын великого князя Ивана II Красного, жил с 1350 по 1389 годы.
Тут уж, Еремеевы, выбирайте либо вы потомки одного из дворянских родов и тогда ваша фамилия впервые прозвучала в XV-XVI-ом веках, либо второе, тогда ваш предок воевал в рядах Д. Донского в XIV-ом веке.
Это первые упоминания фамилии в истории государства Российского.

В «Православном церковном календаре» - Иеремия, пророк – Возвышенный Богом (еврейский). Указаны дни празднования памяти святого (по старому стилю):
Пророк - май 1,
Мученик – февраль 16,
Преподобный – январь 14, сентябрь 28, октябрь 5.
А святой день Еремея - 19 июля по новому стилю.

Приметы, связанные с именем Еремей.
1. Еремей, Еремей, про посевы разумей.
2. На Еремея по ранней росе иди на посев.
3. На Еремея и ленивая соха в поле выезжает.
4. Если на Еремея непогода – к суровой, холодной зиме.
5. Сей неделю после Егорья да другую после Еремея.
6. На Еремея не полагалось давать взаймы ни хлеба, ни зерна плохой урожай будет.
7. Если на Еремея (14 мая по н.с.) еловые почки распускаются рано. Скоро, то медлить с посевом нельзя».

И к сведению, Ленька Пантелеев, написавший «Республику Шкид» не кто иной, как Алексей Иванович Еремеев, т.е. однофамилец.

Но это еще не все.

Гуляя по Интернету, я наткнулась на Людмилу Еремееву из Красноярска. Уже десять лет она занимается историей рода. Ее внук – это пятнадцатое поколение Еремеевых, которые она разыскала. Людмила пишет об этом книгу. А вот выдержки из книги Л.Безъязыкова «Красноярск изначальный» -
«В 1695 году против жестокого и вороватого красноярского воеводы Алексея Башковского поднялась группа служивых людей. Более всего действиями воеводы оказались недовольны дети боярские Трифон и Матвей Еремеевы… Они сместили воеводу с поста и выбрали свой орган управления. Бунт этот стал известен как «Красноярская шатость». Вскоре после бурных событий «шатости» Матвей Еремеев с атаманом Дмитрием Тюменцевым «осел» в 86 км ниже Красного яра, образовав село Атоманово. Второй брат, Трифон, уехал в будущую Новоселовскую область. Село, которое он основал, люди стали называть Трифоновкой, а позднее Еремеево. Это село сейчас на дне Красноярского моря. А вот, как и откуда появились братья в Сибири, кто их родители остается загадкой.
Но это Красноярский край, а Вера Карпеевна, моя бабушка по отцу, по мужу Еремеева, приехала из села Усть-Иша, что на реке Иша. Село находится в 66 км от Бийска. Село старинное. При раскопках там нашли могильники V века. В гимназии директором работает Нелли Николаевна Еремеева. То есть в Усть-Ише до сих пор живут потомки Еремеевых. Со слов Лельки, сестры моего отца Иллариона Михайловича, в селе есть наша родня. И кто-то по мужской линии похож на Иллариона как две капли воды. В селе после развода с дядей Васей (старший брат Иллариона) осталась его первая жена Луша с дочерью.

Но вернемся к книге «Русь средиземноморская и загадки Библии».

В этой книге рассказывается об истории «земли обетованной» в последние две тысячи лет до Рождества Христова. История еврейского народа рассматривается как часть общемирового процесса. Прослеживается влияние древнейшей цивилизации (шумерской, египетской, арийской) на развитие еврейского этноса и становлении его культуры и религии. Читателям предлагается множество примеров, доказывающих существование в Библии огромного пласта индоевропейских образов, принесенных в Средиземноморье выходцами из Европы, в том числе и из Русской равнины. В связи с этим в совершенно новом свете объясняются многие библейские мифы и легенды, а известные факты европейской истории получают более глубокое истолкование.
Но найдем в этой книге, что касается Еремея. Выше я уже ссылалась на эту книгу. И там упоминалась Русь. Дальше из книги…

«Название «Русь» как нам представляется, здесь упоминается не случайно. Страна Русена охватывала весь Ханаан, а не только его южную часть – Иудею. Из Библейской энциклопедии» Ханаанская земля охватывала и северные Финикийские города, и южные приморские земли. В «Библейской энциклопедии» на странице 547 есть карта Палестины или Ханаанской земли. Палестина лежала в самом центре древнего мира и сколько была близка к обитаемым частям Африки, на столько же приближалась к государствам Европы и Азии. Посему сам Господь говорит: Иерусалим Я поставил среди народов и вокруг его земли»…
Можно так же говорить о внутренней, бессознательной предрасположенности еврея Иеремии к арийским понятиям. Его имя является слегка искаженным вариантом слова «Арамей» и производного от него Еремей. Словарь русских имен производит имя «Еремей» от древнееврейского «Яхве возвысит». Но это еще одно общепринятое заблуждение. Еремей – это Яр-муж. Евреи заимствовали это имя у нас. Иеремия жил в Иерусалиме, название которого при переводе с древнееврейского читается, как «Яр-мир» или «Мир Ариев. Арии (арийцы), название народов, принадлежащих к индоевропейской (прежде всего индоиранской) языковой общности. Как видим, и во времена Иеремии его население еще помнило о прежнем названии своей земли. Это фрагмент 8 из книги Иеремии 5.19.

Первые родовые дворянские гербы появляются в России в конце XVII – начале XVIII века. Мода на них перешла из Польши. При Павле I было положено начало унификации дворянских родовых гербов. Указом от 20 января 1797 года император Павел I повелел составить «Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской империи». Этим актом Павел, склонный к рыцарской романтики, хотел поднять сословный дух дворянства, ориентируя его героические образцы прошлого.
Во всех Европейских Государствах в древние времена звания Дворянские и звания Рыцарские имели одни и те же обязанности, - Честь и Храбрость были главным основанием деяний Дворянства и Рыцарства.
(ниже в сокращенном варианте дан указ Павла I)

У К А З

Божьей Милостью
МЫ ПАВЕЛ ПЕРВЫЙ
Император и Самодержавен Всероссийский
и прочая, и прочая, и прочая.

… Роды Княжеския Империи НАШЕЙ по большей части произошли от сынов Великого Князя Владимира Святославовича, озарившего Россию светом Евангелия от родов Княжеских многие произошли роды Дворянские, следовательно, таковые роды происходят от Рюрика, и потому древностию своею не уступают самым древнейшим Княжеским и Дворянским других Государств.
… Насмотрев ныне поднесенную НАМ первую сего Гербовника часть, составленную из трех отделений по правилам памятуемыми УКАЗАМИ НАШИМИ предписанным, МЫ оную утверждая, повелеваем:
1е: Все Гербы В Гербовник внесенные оставить навсегда непременными так, чтобы без особливого НАШЕГО, или Преемников НАШИХ повеления, никто не под каким видом из оных не исключались и вновь в оные не было ничего прибавляемого.
2е: Каждому дворянину того рода коего Герб в Гербовнике будет представлено свидетельство Дворянского Предводителя, или известных родственников, что он к тому роду принадлежит, выдавать на пергаменте за скрепою, точная копия с Герба онаго рода и с описания при том находящегося.
3е: В случаях коих нужда будет кому-либо доказать Дворянское своей фамилии достоинство, принимать вернейшим доказательством онаю составленный по повелению НАШЕМУ общий Дворянских родов Гербовник, который и хранить в НАШНМ Сенате в Санкт-Петербурге генваря 1 дня 1798 года.

ПАВЕЛ

Всего было издано 20 томов Гербовника. Последний 20-ый том был утвержден Николаем II в феврале 1917 года. А 21-ый том – Сенатом при Временном правительстве с 1 июня по 22 ноября 1917 года.

Фамилия Еремеев встречается в трех томах:
в I – ом за номером 121,
в III – ем за номером 96 и
в XIX – ом за номером 118.

В I – ом томе вероятно Еремеев Андрей. А в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона нашла такую запись:

Еремей Константинович – князь дорогобужский, сын Константина Михайловича, князя Тверского (1346-1372). После смерти брата Семиона, завещавшего свой удел Великому князю тверскому Михаилу Александровичу вел борьбу из-за этого наследства до 1368 года, и когда благодаря вмешательству Москвы получил часть удела – Городок.

Семья – это ручеек, который образует речку, так и история каждой семьи создает историю Отечества. Всякий род незря называется древом – деревом. А у всякого дерева есть и крона и корни. Интересно? Так приступайте к поиску своих корней. Поверьте, тогда и крона вас не подведет.
20.10.2008 г.

Большинство моих прямых кровных предков из основной ветви генеалогического древа по фамилии Катцыны, пришедших в Красноярский острог в середине XVII века, а также некоторых боковых веток – Лалетины, Ленивцевы, Ростовцевы, Роскащиковы, Худяковы, были казаками, - как пешими, так и конными. С течением времени, в силу различных обстоятельств, представители некоторых ветвей сменили места жительства и род занятий. После I -й ревизии 1719-22 гг. многие из них были зачислены в разряд разночинцев и крестьян и переселились на юг Красноярского уезда.

Из вышеперечисленного списка фамилий заметно выделяется ветвь Еремеевых, поскольку начало этого старинного русского рода восходит к московским детям боярским. Основатель красноярской династии - Василий Иванов сын Еремеев, в ранних найденных мной документах записан как московский сын боярский ссыльный подьячий Посольского Приказа.

Примечание -Посольский Приказ – центральное правительственное учреждение в XVI - XVIII вв. ведавшее сношениями с иностранными государствами, выкупом и обменом пленных. Во главе Приказа стоял Посольский или Приказной дьяк. В штате Приказа состояли его «товарищи» - подьячие и толмачи. При Петре I Посольский Приказ трансформировался в Коллегию иностранных дел.

За что Василий был сослан в Сибирь, доподлинно неизвестно, хотя некоторые исследователи называют причиной ссылки мздоимство, другие указывают на некие ошибки (вольные или невольные) допущенные подьячим Еремеевым при оформлении важных государственных документов. Причем, Василий Еремеев был отправлен вначале в Енисейск, а затем переведен в Красноярский острог с сохранением статуса сына боярского. Он проживал с сыновьями Трифоном и Матвеем в д. Мату под Красноярском.

В РГАДА и ГАКК хранится немало документов, в которых упоминается Василий Еремеев и его сыновья. К примеру, описывается, как в 1664 году , пятидесятник Трифон Васильев Еремеев в сопровождении двух казаков ходил на переговоры с Лоджаном. В многочисленных челобитных красноярских служилых людей к государю также встречается подпись Трифона Еремеева. В Имянных книгах среди съезжей избы подьячих первым (видимо старшим по чину) записан Василий Иванов сын Еремеев с годовым окладом 12 рублей, а в отряде черкас и московских стрельцов главным значится его сын, пятидесятник Трифон Васильев Еремеев с окладом 6 рублей в год. Упоминается Трифон Еремеев в битве красноярских служилых людей с войском князца Ереняка в 175-м году. Документы свидетельствуют о том, что «пятидесятник Трифон Еремеев на бою был и в полону», т.е. побывал в плену у киргизов . Есть сведения о пятидесятнике Трифоне Еремееве и .

Ниже приводится подпись Василия Еремеева в челобитной 175 года. Написано: К сей челобитной подьячей Василей Еремеев руку приложил

Из многочисленных архивных материалов видно, что Трифон Еремеев был очень авторитетным человеком, храбрым и удачливым воином, опытным военачальником красноярских служилых людей. Венцом воинской карьеры Трифона Еремеева можно считать назначение его в 1709 году (в возрасте около 71 года) первым красноярским казачьим головой.

Как и все красноярские сыны боярские того времени, Трифон являлся крупным землевладельцем. Из документа РГАДА «Сведения о документах красноярских служилых людей на пашни, сенные и на иное недвижимое имущество в 1701 г.» следует, что Трифон Еремеев владел деревней Трифоновой (она же Еремеева , относящейся к селу Балчужскому) по купчей крепости 1675 года:

Наименование деревни

Чины и имена служилых людей обладателей документов

Сведения о документах

Сведения о пашнях (в

одном поле), покосах и

иной недвижимости, на которые представлены

документы

Деревня сына боярского Трифона Еремеева

Сын боярской Трифон Еремеев и его племянник сын боярской Яков Матвеев Еремеев

Данная крепость Трифона Еремеева 183 года

Всего:

9 десятин пашни и перелога,

7 десятин покосов

В переписи Красноярска 1671 года записан Трифон Васильев сын Еремеев . С ним отец его Василий и брат Матюшка 16 лет да людей у них дворовых мугальских купленых Матюшка, Ивашко, да Матюшка ж, новокрещеные .

А вот сведения из переписи Красноярска и уезда 1713 года:

Деревня Еремеева

Во дворе Московского списку дворянин Трифан Еремеев осмидесят лет жена у него Настасья пятидесят лет детей у него сын Степан дватцати пяти лет Иван дватцати двух лет у Степана жена Василиса дватцать пять у Ивана жена Анна дватцати лет у Трифона дочь Варвара сорока лет Овдотья тринатцати лет дворовые ево люди Кирило тритцати жена у него Анна дватцати осми лет Игнатей тритцати четырех лет жена у него Хавронья дватцати двух лет Иван штинатцати Семен девяти лет Игнатья дочь Марфа двенадцати Лукерья пяти лет

Во дворе неверстанной сын боярской Яков Еремеев тритцати семи лет жена у него Марья дватцати семи лет детей у него сын Василей трех лет дочь Анна осми лет Оксинья семи лет Матрена пяти лет

Двор неверстанного сына боярского Федора Еремеева он Федор тритцати пяти лет брат у него Алексей в конской службе дватцати пяти лет мать у них вдова Домна пятидесят лет сестры у него Фекла дватцати двух лет Матрена осмнатцати лет Татьяна четырнатцати лет дворовой Семен сорока лет иноземской породы

Во дворе неверстанной сын боярской Михайло Еремеев пятдесят лет жена у него Матрена тритцати лет детей у него сын Григорей трех лет дворовой человек Филип жена у него Улита тритцати двух лет

По переписи 1719-22 гг. Трифону Еремееву показан возраст 84 года, откуда можно предположить, что родился он примерно в 1638 году, всего же по 1-й ревизии записано пять семей Еремеевых:

Деревня Трифонова

1.Дворянин московского списка Трифан Еремеев 84 лет. У него дети – Иван 28, Тимофей 12, внук Иван 3. Дворовых – Игнатей 50, Семен 18, Иван 24.

2.Сын боярской Яков Матвеев (фамилия не указана, но, бесспорно Еремеев) 46 лет. У него дети – Василий 6, Тимофей 2.

3.Сын боярской Федор Еремеев 38 лет. У него брат Алексей 32, дворовой человек Семен 50, племянник Иван 2.

Село Бузимское

4.Московского списка дворянин Андрей Еремеев 47 лет. У него в [детях б]оярских Ефим 12, Егор 7, Иван 6. Человек у него живет Иван 20, другой […].

Деревня Симонова

5.Посадский человек Кузьма Еремеев 60 лет. У него дети – Егор 20, Семен 8, Володимер 7, Мирон 5.

В Абаканском остроге

Деревня Еремеевская

Л. 53. 409. Двор неверстаного дворянского сына Михайла Трифанова. И он,

Михайло, под опасением смертные казни сказал: он, Михайло, –

пятидесять лет. Детей у него: сын Григорей – десяти лет, Петр –

пяти лет. У него скормленик ево Василей – пяти лет.

Да дворовой ево человек Филип – тритцати пяти лет. У него

сын Тимофей – одного году. Да подворник у него Михайла. Гулящих

людей Леонтей Тетерин – дватцати трех лет, Алексей Семенов –

дватцати лет. А буде он, Михайло, сказал что ложно, и за такую

[ево] ложную с[каску указа]л бы Великий Государь казн[ить смертью.] К сей [скаске …………………………………………. руку приложил].

Л. 53 об. 410 Двор неверстаного дворянского сына Степана Трифанова. И он,

Степан, под опасением смертные казни сказал: он, Сте=

пан, – тритцати трех лет. Сын у него Андрей – двух лет.

Дворовых у него людей: Кирило – тритцати лет. Детей у

него, Кирила: сын Андрей – шести лет, Иван – трех лет,

Иван же – двух лет. А буде он, Степан, сказал что ложно,

и за такую ево ложную скаску указал бы Великий Государь

казнить смертью. К сей скаске Андрей Еремеев по велению

брата своево Степана Трифанова руку приложил.

А вот сведения по II ревизии 1747 года о некоторых жителях деревни Трифановой:

Деревни Еремеевой она ж и Трифанова: разночинцы

3301 написанной в прежную перепись Петр Михайлов сын Трифанов 29

У него дети после переписи рожденные

3302 Петр 8

3303 Матвей 8 недель

Написанные в прежную перепись за ним дворовые люди которые после указу из за него включены в разночинцы

3304 Филип 51

3305 у Филипа дети Тимофей 25

После переписи рожденные

3306 Гаврило 24 взят в рекруты в 747 году

3307 Василей 19

3308 Яков 15

3309 Прокопей 11

3310 Федор 6

3311 Лаврентей 15 недель

3312 Написанной в прежную перепись Андрей Степанов сын Трифанов 26

3313 у него брат Петр 22

3314 у Андрея дети Федор 6

3315 Яков 2

3316 у Петра сын Матвей 15 недель

Перешедшие собою из разных мест того ж ведомства

…Из деревни Трифановой

3319 Написанной в прежную перепись Иван Трифанов сын Еремеев 52

У него дети в прежную перепись

3320 написанной же Иван 24

После переписи рожденные

3321 Михайло 18

3322 Алексей 12

Написанныя ж в прежную перепись за ним Еремеевым дворовые люди которые по силе указу из за него включены в разночинцы

3323 Семен 42

3324 Иван 48

3325 Написанной в прежную перепись Яков Матвеев 40

3326 У него сын в прежную перепись написанной же Тимофей 26

У него внучата умершаго в прежную перепись написанного сына его Василья рожденные после переписи дети

3327 Михайло 7

3328 Петр 4

Из села Бузимского

Написанной в прежную перепись

3329 Ефим Андреев сын Еремеев 36

у него братья в прежнюю перепись написанные

3330 Егор 31

3331 Иван 30

Деревни Трифановой Тюменцова тож

Разночинцы

5799 написанной в прежную перепись Федор Еремеев 62

В прежную перепись написанные за него

5800 у него брат Андрей 56

5801 у Андрея дети Иван 28

После переписи рожденные

5802 Петр 20

5803 Андрей 17

5804 у Ивана сын Яков 7

5805 у Петра сын Дмитрей году

Следует заметить, что деревни с названием Трифонова в Красноярском уезде было две:

Первая - деревня Еремеева (Трифанова, Волосатикова, Тюменцова), относящаяся к селу Балчужскому и находящаяся в 12 верстах ниже деревни Шиверской. В одной версте от Еремеевой находилась деревня Атаманова, видимо в дальнейшем эти деревни слились. В переписи Красноярска и уезда 1719-22 гг. эта деревня Трифонова записана на Л. 109-110. Упоминается она также в дневниках Г.Ф. Миллера и гг.

Вторая - деревня Еремеевская (она же Трифонова). Относилась к Караульному острогу, затем к Новоселовской волости. Упоминается у Г.Д. Мессершмидта в дневниках за 19 февраля 1722 года , у того же Г.Ф. Миллера и в переписи Красноярска и уезда 1719-22 гг. (Л. 53-53 об.).

В обеих деревнях жили Еремеевы, которые являлись потомками ссыльного подъячего Посольского Приказа Василия Иванова Еремеева. В Трифоновой Караульного острога некоторые семьи записывались, как Трифоновы, а не Еремеевы.

Моя родословная ветка по Еремеевым идет от жителя деревни Трифоновой Караульного острога Ивана Трифонова Еремеева (Большего).

Деревня Трифонова Новоселовской волости на карте 1893 года

Источники и литература:

РГАДА. Ф.214. Оп. 3. Стб. 623. Л. 110, 111, 113.

Книги именные Красноярского острогу детям боярским и подьячим атаманам и конным и пешим черкасом и московским стрельцом ружником и оброчником з денежными оклады ко 7170 году//РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Стб. 438. Л. 312-326.

РГАДА. Ф.214. Оп. 3. Стб. 814. Л. 208-217.

РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. кн. 566. Л. 162-213.

РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 2242. Л. 44 об, 45.

РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1601.

Сказки посадских людей, разночинцев г. Красноярска, разночинцев и государственных, монастырских крестьян и ссыльных крестьян Красноярского уезда.// РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1602. Л. 1-313.

Мессершмидт Д.Г., Экспедиция в Сибирь 1720-1727 гг. Т. 1., Дневники 1721-1722 гг. Берлин, 1962, 380 с. (на нем. языке).

Как и было принято в классицизме, герои комедии «Недоросль» чётко делятся на отрицательных и положительных. Однако наиболее запоминающимися, яркими являются всё же отрицательные персонажи, несмотря на свою деспотичность и невежественность: госпожа Простакова, её брат Тарас Скотинин и сам Митрофан. Они интересны и неоднозначны. Именно с ними связаны комические ситуации, полные юмора, яркая живость диалогов.

Положительные же персонажи не вызывают таких ярких эмоций, хотя и являются резонёрами, отражающими авторскую позицию. Образованные, наделённые только положительными чертами, они являются идеальными - не могут творить беззакония, им чужда ложь и жестокость.

Охарактеризуем подробнее каждого из персонажей:

Герои Характеристика Речь персонажа
Отрицательные персонажи
Госпожа Простакова Центральный отрицательный персонаж, представительница крепостного дворянства. Изображена необразованной, невежественной и злобной бабой, которой принадлежит вся власть в семье: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Она убеждена в том, что образование излишне и даже вредно: «Без науки люди живут и жили». Двуличная особа: с крепостными, учителями, мужем, братом общается свысока, грубо, даже агрессивно, а к людям, от которых зависит её положение, пытается подольститься. Подтверждением этой же мысли является изменение отношения к Софье. «Презлойфурией, которой адский нрав делает несчастье целого дома» называет её Правдин. Единственный человек, внушающий ей добрые чувства - сын Митрофанушка, «друг сердешный», «душенька». Поэтому в финале её даже жаль, ведь и он отворачивается от неё. Тришке — «скот», «мошенник», «воровская харя», «болван»; Еремеевне — «бестия», «каналья», «собачья дочь».Стародуму — «благодетель».»Что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не сможем».«Плуты, воры, мошенники! Всех велю прибить до смерти.»
Скотинин Ещё один резко отрицательный персонаж, обладатель скотоподобной фамилии, самовлюблённый и жестокий. Единственная страсть - свиньи и всё, что с ними связано, придаёт его образу некое подобие животного. «Я от роду ничего не читывал… Бог меня избавил от этой скуки».«Люблю свиней…»«В деревеньках ваших водятся ли свинки?»« Я и своих поросят завести хочу».«…как чорта изломаю… будь я свиной сын…»«Эко счастье привалило».«Я бы те … за ноги,да об угол», «Ах ты чушка проклятая!» — Митрофану.«Да вишь как развизжалась» — о сестре.
Митрофан Недоросль шестнадцати лет, сын провинциальных помещиков. Его имя «говорящее», ведь Митрофан в переводе с греческого — «похожий на мать». Такой же двуличный: тиран по отношению к домашним, униженно просит прощения у Стародума в финале. Обладает несомненной хитростью. Например, сон, где «матушка бьёт батюшку». Воспитание зависит от быта, среды, условий формирования человека. Митрофан, выросший в невежественной семье, сам невежественен, глуп и ленив. Митрофанушка - не только полный невежда, питающий отвращение к учению, но и эгоист, для него не существует ничего значимого, кроме собственных интересов. «Невежда без души - зверь», по словам Стародума. Грубый и жестокий по отношению к крепостным, учителям, няньке, отцу. «Он хотя и шестнадцати лет, достиг уже до последней степени своего совершенства и далее не пойдет», — говорит о нём Софья. «Чушка проклятая», как называет его дядя, — конечный итог деградации дворянства при уродующем душу воспитании. Исторически «недорослем» считался молодой дворянин, не получивший от учителя письменного удостоверения о выучке. Его не принимали на службу, не разрешалось вступать в брак. Образ «недоросля», благодаря комедии, стал нарицательным: обычно так говорят о глупых и невежественных людях. Еремеевне — «старая хрычовка»; дяде — «Убирайся, дядюшка; проваливай»; «гарнизонная крыса» — учителю Цыфиркину..«Пострел их побери и с Еремеевной» — об учителях.«Не хочу учиться, хочу жениться».«Все к чорту!»
Простаков Человек безвольный и слабый. О нём точно нельзя сказать, что он «глава семьи». Во всём подчиняется супруге и боится её. Предпочитает не иметь своего мнения - сцена с шитьём кафтана: «При твоих глазах мои ничего не видят». Неграмотный «бесхребетный подкаблучник», в сущности, он не такой уж плохой человек. Любит Митрофана, «как надлежит родителю». «Он смирен», — говорит о нём Правдин.
Положительные персонажи
Правдин Государственный чиновник, направленный для проверки положения в имении Простаковых. Произвол, по его мнению, является непростительным пороком. Тирания заслуживает наказания. Поэтому правда восторжествует и имение у жестокой и деспотичной Простаковой будет отобрано в пользу государства. «Из подвига сердца моего неоставляю замечать злонравных невежд, которые, имея над людьмисвоими … власть, употребляют ее во зло бесчеловечно».«Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается…особливое старание о воспитании».
Софья Племянница Стародума. Приличная, добрая, умная девушка. В переводе с греческого имя её «мудрость». Честная и образованная. «Бог дал тебе всеприятности твоего пола,… сердце честного человека», — говорит ей Стародум. «Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть… Нельзя не любить правил добродетели… Они — способы ксчастью».«Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных».
Стародум Дядя и опекун Софьи. Выполняет роль резонёра, высказывающего мысли автора. Его имя говорит, что он воспитан в эпоху Петра и придерживается её идеалов, когда при дворе служили верно и честно, не лебезя перед «сильными мира сего». И своё состояние и положение он честно заслужил: был на военной службе, служил и при дворе. Обладает прямодушием и нетерпением к несправедливости. Человек, наделённый властью, по его мнению, не должен ни в коей мере нарушать права других людей. «Просвещение возвышает одну добродетельную душу».«Наличные деньги не наличные достоинства».«Начинаются чины - перестаёт искренность».«Имей сердце, имей душу — и будешь человек во всякое время».«Достоинство сердца неразделимо».«Главная цель всех знаний человеческих — благонравие».
Милон Красавец-офицер, жених Софьи. Несмотря на молодость, уже принимал участие в военных действиях, где геройски себя проявил. Скромен. «Молодой человек больших достоинств», «вся публика считает его честным и достойным человеком», по словам Стародума. «Я влюблен, и имею счастье быть любим». «Я полагаю истиннуюнеустрашимость в душе, а не в сердце…»
Второстепенные персонажи
Цыфиркин В прошлом солдат, поэтому дорожит понятиями долга и чести: «За службу деньги брал, а по-пустому не бирал и не возьму».Грубоватый, но прямолинейный и честный. «Праздно жить не люблю», — говорит он. «Прямым добрым человеком» назван Стародумом. «Здешни господа добры командеры!», «здесь беглый огонь в суткисряду часа по три».«Здравствовать сто лет, да двадцать,да еще пятнадцать, несчетны годы».
Кутейкин Недоучившийся семинарист с «говорящей» фамилией: кутья — обрядовая каша, обязательное святочное и поминальное блюдо. Человек, несомненно, хитроватый, о чём свидетельствует выбор текста при обучении Митрофана: «Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков», «сиречь животина, скот». Жаден к деньгам, старается не упустить своего. Церковно-славянская лексика: «тьма кромешная», «горе мне грешному», «звах бых», «приидох», «убояся бездны премудрости».
Вральман Немец Адам Адамович — бывший кучер Стародума. Человек - проходимец, о чём и говорит его фамилия, выдаёт себя за учёного, который может научить «по-французски и всем наукам», а сам мешает другим учителям. Обладатель лакейской души, старается понравиться Простаковой, нахваливая Митрофана. Сам невежественен и бескультурен. «Умарить хотят репенка!»«Шиучи с стешними хоспотами, касалосьмне, што я фсе с лошатками».
Еремеевна Нянька Митрофана. Искренне служит в доме Простаковых, любит своего воспитанника Митрофана, но вознаграждена за свою службу так: «По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день». «… я б с ним поломалась…я б и клыков беречьне стала».»…как больше служить, не знаешь… рада бы не токмо что… живота не жалеешь… а все не угодно».
    • Д. И. Фонвизин жил во времена царствования Екатерины II. Эпоха эта была мрачная, формы эксплуатации крепостных крестьян достигли того предела, когда мог последовать только русский бунт, "жестокий и беспощадный". У просветителей положение крестьян вызывало глубокое сочувствие. К ним принадлежал и Фонвизин. Как и все просветители, писатель боялся полной свободы крестьян, поэтому ратовал за облегчение их участи, возлагая большие надежды на воспитание и просвещение. Митрофан - единственный сын провинциальных […]
    • Комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль", которую от нас отделяет два столетия, волнует и сегодня. В комедии автором поднимается проблема истинного воспитания настоящего гражданина. На дворе XXI век, а многие проблемы её актуальны, образы живы. Произведение заставило задуматься о многом. Крепостное право отменили давно. Но разве сейчас нет родителей, которые заботятся не о воспитании своего чада, а только о пропитании? Разве исчезли родители, которые потакают всем прихотям своего дитя, что приводит к катастрофе? […]
    • Стародум – дядя Софьи. Его фамилия означает, что герой следует принципам эпохи Петра I (старой эпохи): «Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». В комедии Стародум появляется поздно (в конце1 явления). Он избавляет (вместе с Милоном и Правдиным) Софью от тирании Простаковой, дает оценку ей и воспитанию Митрофана. Также Стародум провозглашает принципы разумного государственного устройства, нравственного воспитания и просвещения. Воспитание […]
    • Ларра Данко Характер Смелый, решительный, сильный, гордый и слишком эгоистичный, жестокий, высокомерный. Не способен любить, сострадать. Сильный, гордый, но способен пожертвовать жизнью ради людей которых любит. Мужественный, бесстрашный, милосердный. Внешность Симпатичный юноша. Молод и красив. Взгляд Холодный и гордый как у царя зверей. Освещает силой и жизненным огнем. Родственные связи Сын орла и женщины Представитель древнего племени Жизненная позиция Не хочет […]
    • Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески стройный и изящный. […]
    • Настя Митраша Прозвище Золотая курочка Мужичек в мешочке Возраст 12 лет 10 лет Внешность Красивая девочка с золотыми волосами, лицо всё в веснушках, а лишь один нос чистенький. Мальчик невысокого роста, плотного телосложения, имеет большой лоб и широкий затылок. Его лицо в веснушках, а чистенький носик смотрит вверх. Характер Добрая, рассудительная, поборола в себе жадность Смелый, смекалистый, добрый, мужественный и волевой, упрямый, трудолюбивый, целеустремленный, […]
    • Остап Андрий Основные качества Безупречный боец, надежный друг. Чувственный к красоте и имеет тонкий вкус. Характер Каменный. Утонченный, гибкий. Черты Характера Молчаливый, рассудительный, спокойный, отважный, прямодушный, верный, мужественный. Смелый, отважный. Отношение к традициям Следует традициям. Перенимает идеалы от старших беспрекословно. Хочет бороться за свое, а не за традиции. Нравственность Никогда не колеблется при выборе долгом и чувствами. Чувства к […]
    • Мрачный и беспросветный, наполненный бездонными колодцами нужды, вины, стыда и греха - таким предстает читателю-дебютанту роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Как большинство произведений этого великого (без преувеличений и лести) автора, действие происходит в Санкт-Петербурге. Место действия не может не отразиться на всем, без исключений. На лицах героев, бледных, изможденных непогодой, чахоточных. На дворах-колодцах, зловещих, темных, толкающих к самоубийству. На погоде, вечно сырой и […]
    • Николай Алмазов Верочка Алмазова Черты характера Недовольный, раздражительный, слабый трусливый, упорный, целеустремленный. Неудачи сделали его неуверенным и нервозным. Нежная, спокойна, терпеливая, ласковая, сдержанная, сильная. Характеристики Беспомощный, пассивный, морщит лоб и разводит руки от изумления, чрезмерно честолюбивый. Точная, находчивая, деятельная, быстрая, активная, решительная, поглощена любовью к мужу. Вера в исход дела Неуверен в успехе, не может найти […]
    • Жилин Костылин Место службы Кавказ Кавказ Военное звание Офицер Офицер Статус Дворянин из обедневшего рода Дворянин. При деньгах, изнежен. Внешность Небольшого роста, но удалой. Плотного телосложения, сильно потеет. Отношения читателя к персонажу Внешне не отличим от обычного человека, чувствуется сила его духа и мужество. Возникновение призрения и неприязни из-за его внешности. Его ничтожность и жалкость свидетельствуют о его слабости и готовности пойти на […]
    • Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
    • Персонаж Михаил Илларионович Кутузов Наполеон Бонапарт Внешность героя, его портрет «…простота, доброта, правда…». Это живой, глубоко чувствующий и переживающий человек, образ «отца», «старца», понимающего и повидавшего жизнь. Сатирическое изображение портрета: «жирные ляжки коротких ног», «потолстевшая короткая фигура», лишние движения, которые сопровождаются суетой. Речь героя Простая речь, с однозначными словами и доверительным тоном, уважительное отношение к собеседнику, группе […]
    • Помещик Портрет Характеристика Усадьба Отношение к ведению хозяйства Образ жизни Итог Манилов Симпатичный блондин с голубыми глазами. При этом в его внешность "казалось чересчур было передано сахару". Слишком заискивающий взгляд и поведение Слишком восторженный и изысканный мечтатель, который не испытывает никакого любопытства ни к своему хозяйству, ни к чему бы то ни было земному (он даже не знает, умирали ли его крестьяне после последней ревизии). При этом мечтательность его абсолютно […]
    • Лужин Свидригайлов Возраст 45 лет Около 50 лет Внешность Он уже немолод. Чопорный и осанистый мужчина. Брюзглив, что отражается на лице. Носит завитые волосы и бакенбарды, что, однако, не делает его смешным. Весь внешний вид весьма моложавый, на свой возраст не выглядит. Отчасти еще и потому, что вся одежда – исключительно в светлый тонах. Любит хорошие вещи – шляпу, перчатки. Дворянин, раньше служил в кавалерии, имеет связи. Род занятий Весьма преуспевающий юрист, надворный […]
    • Базаров Е. В. Кирсанов П. П. Внешний вид Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности. Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого. Происхождение Отец – военный лекарь, небогатая простая семья. Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру. Образование Очень образованный человек. […]
    • На балу После бала Чувства героя Он "очень сильно" влюблен; восхищен девушкой, жизнью, балом, красотой и изяществом окружающего мира (в т.ч. интерьеров); подмечает все детали на волне радости и любви, готов умиляться и прослезиться от любого пустяка. Без вина - пьян - любовью. Любуется Варей, надеется, трепещет, счастлив быть избранным ею. Легок, не чувствует собственного тела, "парит". Восторг и благодарность (за перо от веера), "весел и доволен", счастлив, "блажен", добр, "неземное существо". С […]
    • Имя героя Как попал "на дно" Особенности речи, характерные реплики О чем мечтает Бубнов В прошлом он владел красильной мастерской. Обстоятельства заставили его уйти, чтобы выжить, в то время, как жена его сошлась с мастером. Утверждает, что человек не может изменить свою судьба, поэтому плывет по течению, опускаясь на дно. Часто проявляет жестокость, скептицизм, отсутствие хороших качеств. "Все люди на земле лишние". Сложно сказать, что Бубнов о чем-то мечтает, учитывая […]
    • Имя чиновника Сфера городской жизни, которой он руководит Информация о положении дел в этой сфере Характеристика героя по тексту Антон Антонович Сквозник-Дмухановский Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства Берет взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются «Говорит ни громко, ни тихо; ни много, ни мало»; черты лица грубы и жестки; грубо развитые склонности души. «Смотри, у меня ухо […]
    • Характеристики Век нынешний Век минувший Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
    • Помещик Внешность Усадьба Характеристика Отношение к просьбе Чичикова Манилов Человек ещё не пожилой, глаза сладкие, как сахар. Но вот этого сахару было чересчур много. В первую минуту разговора с ним скажешь, какой приятный человек, через минуту ничего не скажешь, а на третьей минуте подумаешь: "Черт знает, что такое!" Господский дом стоит на возвышении, открыт всем ветрам. Хозяйство в полном упадке. Ворует ключница, в доме постоянно чего-то не хватает. На кухне готовится бестолково. Слуги - […]
  • Еремеевна – второстепенная героиня в пьесе Фонвизина Дениса Ивановича «Недоросль». Она приходилась кормилицей и нянькой для Митрофана. Автор говорит об Еремеевне, как о крепостной крестьянке, сильно преданной своим хозяевам. Фонвизин отчётливо показал нам, что хозяева не ценили в крепостных людях их хорошие качества, а только вселяли в них рабскую покорность.

    Еремеевна почти сорок лет служила Простаковым. Она выслушивала от хозяев много оскорблений и ей платили маленькое жалование – она получала пять пощечин в день и пять рублей в год. Еремеевна нянчилась с Митрофанушкой с самого его рождения и практически заменила ему родную мать. Не жалея себя, она постоянно защищала и оберегала его. Когда Скотинин хотел наброситься на мальчика, она заслонила его своим телом и со злостью крикнула на дядю Митрофана, что готова отдать свою жизнь ради Митрофанушки, а если Скотинин от него так и не отстанет, то Еремеевна грозилась "поотрывать ему бельмы". Но лентяй Митрофан относился к своей няне не как к человеку, а как к "старой хрычовке", на которую можно было всегда пожаловаться матери, чтобы та ей пригрозила.

    Многие жалели бедную Еремеевну, но ничем не могли ей помочь. Но сама она никогда себя не жалела. Еремеевна была предана своим хозяевам как рабыня, у неё не было чувства своего достоинства, на чём и сделал акцент автор: «Я не усердна вам, матушка! Уж как больше служить, не знаешь… рада бы не только что... живота не жалеешь… а все не угодно». Еремеевна не злилась и не ненавидела Простаковых, она беспрекословно выполняла все их приказы, не обращая внимания на то, что помещица и её сынок Митрофанушка обзывали её "собачьей дочерью", "бестией", "старой ведьмой" и другими обидными для неё прозвищами. Однако, несмотря на всё это, она очень боялась своей хозяйки, ведь именно Еремеевна несла всю ответственность за Митрофанушку, и если бы с ним что-нибудь случилось, то виновата была бы во всём только она.

    Однажды был такой случай, когда Еремеевна, кроме Митрофана подумала и о себе. Это произошло в тот момент, когда Милон оттолкнул её от Софьи, и она воскликнула: «Пропала моя головушка!».

    Таким образом, можно сделать вывод, что судьба Еремеевны довольно трагична и тяжела, ведь всю свою жизнь она прислуживала хозяевам-извергам, а они ей и слова доброго не сказали и кроме этого она никогда от них не получит благодарность за свою верность и привязанность.

    Вариант 2

    Данный персонаж комедии показывает качества, которые холопская жизнь и нежелание развиваться формируют у человека.

    Еремеевна – нянька, с младенчества воспитывающая Митрофанушку. Она искренне привязана к недорослю, несмотря на всю его неблагодарность. Она грудью защищает его от Скотинина, готовая вступить в драку, но не дать обидеть своего великовозрастного воспитанника.

    Используя образ Еремеевны, автор показывает, как добрые чувства людей превращаются в свою противоположность. Ее любовь к воспитаннику, естественная привязанность, вызванная тем, что он рос под ее присмотром, переходит в гиперопеку. Испытывая к Митрофанушке добрые чувства, она, в той же степени, что и его родители, балует своего воспитанника, способствуя его превращению в бесполезного себе и окружающим члена общества.

    Еремеевна продолжает считать Митрофана, взрослого уже по понятиям того времени, ребенком. В этом сказывается и ее природная доброта и консерватизм. Кормилица, также как и ее воспитанник не желает учиться в широком смысле слова. Еремеевне гораздо комфортнее жить в мире, который не изменяется, так как в таком случае не нужно прилагать усилия, хотя бы, чтобы осмыслить сложившуюся ситуацию. Няня оказывается не только защитницей недоросля, но и, в некоторой степени, его духовным близнецом.

    Терпение кормилицей побоев и унижений также вызвано, в значительной степени, ее нежеланием предпринять что-либо для изменения своего положения. Личностные усилия у Еремеевны вызывают гораздо более сильный стресс, чем привычное повседневное унижение.

    Еремеевна продолжает верно служить семье своим хозяевам, несмотря на грубость и побои, которым она постоянно подвергается. Фонвизин делает акцент на этом в сценах, где появляется героиня. Его, как и многих передовых русских людей возмущала рабская покорность у представителей русского народа. Ее причиной была ограниченность Еремеевны, которая всю жизнь провела в роли прислуги, которой не с чем сравнить.

    Раболепие кормилицы сочетается с ее усердием и добросовестностью. Одно с другим неразрывно переплелись. Фонвизин стремится показать, насколько опасна такая безграничная преданность и добросовестность. Еремеевна оказывается замешанной в темные дела своих хозяев. Она помогает похитить Софью. Причем Еремеевна делает это, просто следуя привычке повиноваться всему, что прикажут хозяева.

    В данном случае Еремеевна олицетворяет худшие качества, которые видели ряд писателей и публицистов в русском народе - безграничное терпение и готовность повиноваться самым жестоким правителям. Исполняя любые их прихоти, люди, с рабской сущностью еще больше развращают своих повелителей.

    Сторонник просвещения, познания и усовершенствования мира, автор произведения резко осуждал лень, вне зависимости от того, вызвана ли она богатой и праздной жизнью или просто привычкой и образом жизни. В духовном раболепии, показанном им в образе Еремеевны, писатель видел благодатную почву для развития пороков, разрушающих и общество, в целом, и жизнь отдельных людей.

    Сочинение про Еремеевну

    Фонвизин Денис Иванович высмеивал в своей работе «Недоросль» особенности дворянства. С его вечными прислугами, которые задарма трудились, не сгибая своих горбов. Ему не нравилось, что эта выдуманная интеллигенция обирала людей и жила припеваючи. Поэтому, он создавал персонажей, максимально похожих на эпоху того времени. Через слабоватые образы людей, он выводил собственную гармонию ненависти к помещичеству.

    Еремеевна – старуха неизвестных лет, была кормилицей и няней пятнадцатилетнего лба Митрофанушки. Несмотря на то, что он был уже в приличном возрасте, с ним сюсюкались как с маленьким младенцем, которому вечно нужно потакать.

    Няня постоянно бегает за своим «барином» и выполняет все его указания, словно она его личная рабыня. Она безответно привязана к семье Скотининых, что делает её ещё более жалкой.

    Когда происходит ситуация, что ей приходится защищать своего хозяина, она грудью бросается на защиту, чтобы никто не имел права причинить ему вред. С одной стороны, это хорошие материнские качества, которые она могла бы использовать на своих детей, но Бог дал ей только право воспитывать чужих. Это лишает её всех адекватных чувств, показывая что она не уважает даже своё достоинство.

    Она даже решается на преступление и караулит ночью Софью, чтобы помочь своим хозяевам похитить её. Единственное, что получает Еремеевна в ответ – побои и плохое уважение. Учитывая то, что она второстепенный персонаж – она контрастна и заметно выделяется на фоне других.

    Чтобы образ получился ключевым, Денису Ивановичу Фонвизину пришлось обнажить пороки того общества. Образ вышел действительно очень живым, о чем свидетельствуют письма Гоголя, который говорил, что комедия поражает своей реалистичностью и трагичностью происходящих событий, которым место быть в самых удаленных уголках страны.

    И в действительности, все второстепенные персонажи были выражены очень ярко, что оживило общее настроение работы. Чтобы работа была наполненной силой реалистичности, были подняты все темы, которые беспокоили общество. Это и наделило комедию своим непередаваемым духом и смелой сатиричностью.

    Нужно уметь быть милосердным и уметь сохранять равновесие в трудные моменты жизни.

  • О чём заставляет задуматься роман Преступление и наказание Достоевского сочинение

    О чем заставляет задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание»? Великий философ, психолог семнадцатого века, - это, безусловно, Федор Михайлович Достоевский, который, написав знаменитый роман «Преступление и наказание»

  • Сочинение Сказочный образ Царевны-лебедь Пушкина

    Все произведения Пушкина гениальны и считаются высшей степенью культуры и образованности человека. К этому числу относится и «Сказка о царе Салтане». Волшебная сказка в стихах о том, что добро торжествует над злом.

  • «Недоросль» была написана в 1781 году. В то время в России самой революционной была идея просвещенной монархии, провозглашаемая французскими энциклопедистами.

    Комедия "Недоросль" справедливо считается вершиной творчества Фонвизина и всей отечественной драматургии 18в. Сохраняя связь с мировоззрением классицизма, комедия стала глубоко новаторским произведением.

    В пьесе высмеиваются пороки (грубость, жестокость, глупость, необразованность, алчность), которые, по мнению автора, требуют немедленного исправления. Проблема воспитания - центральная в идеях Просвещения, является основной и в комедии Фонвизина, что подчеркивается ее названием.

    Конкретности изображаемой действительности соответствует и язык произведения (одно из правил классицизма). Например, речь Простаковой: грубая в обращении к слугам ("мошенник","скот","воровская харя" - портной Тришка; "бестия", "каналья" - нянька Еремеевна), заботливая и ласковая в разговоре с сыном Митрофанушкой (" век живи, век учись, друг мой сердешный", "душенька"). "Правильный", книжный язык составляет основу речи положительных персонажей: на нем говорят Стародум, Правдин, Милон и Софья. Таким образом, речь героев как бы делит персонажей на отрицательных и положительных (одно из правил классицизма). Соблюдается в комедии и правило трех единств . Действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой (единство места). Единство времени тоже присутствует. Единство действия предполагает подчинение действия пьесы авторской задаче, в данном случае - решение проблемы истинного воспитания. В комедии непросвещенные (Простакова, Скотинин, Простаков, Митрофанушка) противопоставлены образованным (Стародум, Софья, Правдин, Милон) персонажам.

    На этом следование традициям классицизма завершается.

    Для Фонвизина, в отличие от классицистов, было важно не просто поставить проблему воспитания, но и показать, как обстоятельства (условия) влияют на формирование характера личности. Это существенно отличает комедию от произведений классицизма. В "Недоросле" были заложены основы реалистического отражения действительности в русской художественной литературе. Автор воспроизводит атмосферу помещичьего произвола, разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. В своей комедии о воспитании он поднимает проблему крепостного права, его растлевающего влияния и на народ, и на дворян. В отличие от произведений классицизма, где действие развивалось в соответствии с решением одной проблемы, "Недоросль" - произведение многотемное. Его основные проблемы тесно связаны друг с другом: проблема воспитания - с проблемами крепостного права и государственной власти. Для разоблачения пороков автор использует такие приемы, как говорящие фамилии, саморазоблачение отрицательных персонажей, тонкая ирония со стороны положительных героев. В уста положительных героев Фонвизин вкладывает критику "развращенного века", бездельников-вельмож и невежественных помещиков. Тема служения Отечеству, торжества справедливости также проведена через положительные образы.

    Нарицательный смысл фамилии Стародума (любимого героя Фонвизина) подчеркивает его приверженность идеалам старых, петровских времён. Монологи Стародума направлены (в соответствии с традицией классицизма) на воспитание «власть имущих», в том числе императрицы. Таким образом, охват действительности в комедии необычайно широк по сравнению со строго классицистическими произведениями.

    Новаторской является и система образов комедии. Действующие лица традиционно делятся на положительных и отрицательных. Но Фонвизин выходит за рамки классицизма, вводя в пьесу героев из низшего сословия. Это крепостные, холопы (Еремеевна, Тришка, учителя Кутейкин и Цыферкин). Новым была и попытка Фонвизина дать хотя бы краткую предысторию персонажей, раскрыть разные грани характеров некоторых из них. Так, злобная, жестокая крепостница Простакова в финале становится несчастной матерью, отвергнутой собственным сыном. Она даже вызывает наше сочувствие.

    Новаторство Фонвизина проявилось и в создании речи персонажей . Она ярко индивидуализирована и служит средством их характеристики. Таким образом, формально следуя правилам классицизма, комедия Фонвизина оказывается глубоко новаторским произведением. Это была первая социально-политическая комедия на русской сцене.

    Простакова - дворянка, мать Митрофанушки и сестра Тараса Скотинина. Ее фамилия указывает на необразованность и невежество героини, а также на то, что в конце пьесы она попадает впросак.

    Простакова - движущее лицо комедии. Она замышляет женить Митрофана на богатой воспитаннице Софье (вопреки первоначальному намерению выдать ее за своего брата). Позже, когда ее планы рушатся, Простакова хочет тайно обвенчать молодых (несмотря на протесты Софьи).
    Главная черта в характере Простаковой - безумная, животная любовь к сыну. Она считает, что все, что выгодно для Митрофана, - хорошо, что невыгодно, то плохо. При этом способ, которым достигается выгода, не имеет значения. Так, пытаясь устранить соперника сына - своего брата Скотинина, она вцепляется в его шею и т. д. Таким образом, ее нравственные и моральные понятия полностью извращены. П.А. Вяземский писал о Простаковой: «Смесь наглости и низости, трусости и злобы, гнусного бесчеловечия ко всем и нежности, равно гнусной, к сыну, при всем том невежество, из коего… истекают все сии свойства…» Фонвизин видит две причины «злонравия» героини. Первая, внутренняя, причина - невежество Простаковой, не облагороженное воспитанием. Вторая, социальная, - указ Екатерины II «О вольности дворян», который невежественные дворяне поняли как полную власть над крепостными без всяких ограничений. В конце пьесы Простакова повержена. Она теряет все: власть над крепостными, имение, сына. Ее крах - это поражение всей прежней системы воспитания и залог победы новых идей, заявленных положительными персонажами пьесы.

    Митрофанушка - сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т.к. ему 16 лет и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой. Он отличается тупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями).

    Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.

    Митрофан остановился в своем развитии. О нем Софья говорит: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».

    В Митрофане сочетаются черты тирана и раба. Когда план Простаковой женить сына на богатой воспитаннице, Софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» - идти служить («По мне, куды велят»). Рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой Еремеевной, а, с другой стороны, всем миром Простаковых-Скотининых, у которых извращены понятия о чести.
    Через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая». Причина такой деградации - в неправильном, уродующем воспитании.

    Образ Митрофанушки и само понятие «недоросль» стало нарицательным. Сейчас так говорят о невежественных и глупых людях.

    Тарас Скотинин - дворянин, брат Простаковой. Крайне невежественен, глуп. Единственный интерес его жизни - свиньи, разведением которых он занимался. Ради денег рассчитывал жениться на Софье, племяннице Стародума. Из-за этого соперничал со своим племянником Митрофаном, конфликтовал с Простаковой: «Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь». Этот герой является «достойным» представителем своей семьи: он нравственно и морально деградировал, превратился в животное, о чем говорит его фамилия. Причина такой деградации - в невежестве, отсутствии правильного воспитания: «…не будь тот Скотинин, тот чему-нибудь учиться захочет».

    Стародум - дядя Софьи. Его фамилия означает, что герой следует принципам эпохи Петра I (старой эпохи): «Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

    В комедии Стародум появляется поздно (в конце1 явления). Он избавляет (вместе с Милоном и Правдиным) Софью от тирании Простаковой, дает оценку ей и воспитанию Митрофана. Также Стародум провозглашает принципы разумного государственного устройства, нравственного воспитания и просвещения.
    Воспитание дворянина, по мнению Стародума, - дело государства. Оно должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца. Причем воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души «просвещеннейшая умница - жалкая тварь». Воспитание должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и «своим критерием положить благо отечества». Стародум имеет подробную биографию. Ему 60 лет, он служил при дворе и вышел в отставку. После долго жил в Сибири, где своим трудом нажил состояние. Стародум хочет устроить счастье Софьи, находит ей жениха и делает ее своей наследницей. Этот герой прямодушен и проницателен. Он видит насквозь Простакову и ее семейство и в глаза говорит им все, что о них думает.

    Слуги и учителя имеют в своей речи характерные признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат. Речь Еремеевны — это постоянные оправдания и желания угодить.

    С большой художественной силой нарисована Еремеевна, няня Митрофана. Фонвизин убедительно показывает, какое растлевающее влияние имело крепостное право на дворовых слуг, как оно уродует, извращает присущие им хорошие человеческие качества, развивает и воспитывает в них рабскую приниженность. Сорок лет служит Еремеевна Простаковым — Скотининым. Она беззаветно предана им, рабски привязана к дому, у неё сильно развито чувство долга. Не щадя себя, она оберегает Митрофана. Когда Скотинин хочет прибить Митрофана, Еремеевна, «заслоняя Митрофана, остервенясь и подняв кулаки», как указывал Фонвизин, кричит: «Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю». Но эта преданность и чувство долга приобретают у Еремеевны искаженный, рабский характер. У неё нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. Служа своим мучителям, «живота (т. е. жизни) не жалея», Еремеевна живёт в постоянном страхе, трепещет перед своей свирепой госпожой. «Ах, уходит он его! Куда моей голове деваться?» — с отчаянием и страхом кричит она, видя, как Скотинин с угрозами подходит к Митрофану. А когда Милон отталкивает от Софьи Еремеевну, Еремеевна вопит: «Пропала моя головушка!»
    И за такую беззаветную и верную службу Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения от Простаковой и Митрофана, как бестия, собачья дочь, старая-ведьма, старая хрычовка. Тяжела и трагична судьба Еремеевны, принуждённой служить извергам-помещикам, не способным оценить её верную службу.