Привороты Заговоры на... Отвороты

Смысл названия повести поединок. Урок по литературе на тему "Метафоричность названия повести А.И. Куприна «Поединок». Другие сочинения по этому произведению

Повесть А.И. Куприна «Поединок» стала своеобразным взрывом, шоком для читателей. Это произведение рассказало всю правду о российской армии конца 19 – начала 20 века. И правда эта была ужасающей, даже шокирующей.
Сам Куприн, как известно, служил в армии и знал «изнутри» все законы и порядки армейской жизни. Он, впервые в русской литературе, откровенно и подробно показал, как армия уродует людей, сознательно уничтожая в них личность.
Писатель утверждал, что армии не выгодно иметь в своих рядах думающих, критически настроенных людей. Сама армейская специфика требовала в свои ряды человеческие «машины», способные только на подчинение и убийство. А когда это наложилось еще и на российскую действительность, то армия превратилась для человека в невыносимую пытку, финал которой был заранее известен – смерть, духовная или физическая.
Важно, что проблемы, затронутые в «Поединке», выходят за рамки просто осмысления существования русской армии и в русской армии. В произведении дана картина жизни всего русского общества в целом, показан кризис всей социальной системы. Куприн рассматривает здесь такие важнейшие вопросы, как отношения интеллигенции и народа, пробуждающегося самосознания русского человека, путей освобождения от духовного гнета и т.д.
В центре повествования находится судьба молодого офицера Георгия Ромашова. Писатель рисует его как натуру тонкую, глубокую, думающую и чувствующую. Ромашов – романтик. Он пришел в армию служить Родине, защищать отечество. Но, погружаясь в тягостные армейские будни, герой начинает видеть истинное лицо русской армии. И такая правда отталкивает Ромашова.
Молодой человек не может принять, что здесь уже давно не осталось никаких идеалов. Все строится на кастовых условностях и карьерных стремлениях. Армейские будни уничтожают своим однообразием, материальной скудостью и духовной нищетой. Ромашов стремится в другой мир и в другую жизнь, где «живут совсем, совсем другие люди, и жизнь у них такая полная, такая радостная, такая настоящая. Где-то люди борются, страдают, любят широко и сильно…»
Столкновение с сослуживцами, начальством, обилие тягостных впечатлений заставляет Ромашова задуматься не только о себе и своей судьбе, но и о судьбах других людей. Толчком к этому послужила встреча с солдатом Хлебниковым. Этот несчастный человек был доведен до отчаяния издевательствами офицеров. В итоге он почти решился на самоубийство.
Поражает система произвола и насилия, царящая в русской армии. Вышестоящие чины издеваются над своими подчиненными, зная о своей безнаказанности. Эта порочная система пронизывает все армейские сословия, ведь на каждого начальника и командира найдется свой вышестоящий чин.
Пораженный случаем с Хлебниковым, Ромашов начинает не только сострадать, но и осознавать, что забитые «серые Хлебниковы с их однообразно-покорными и обессиленными лицами – на самом деле живые люди, а не механические величины, называемые ротой, батальоном, полком…» То есть герой начинает видеть в каждом солдате личность. А с таким подходом и взглядом невозможно существовать в армии, где личность намеренно игнорируется и уничтожается.
В итоге Ромашов приходит к мысли, что армия не нужна совсем, но не знает, что лично он может сделать для улучшения ситуации. Можно сказать, что герой оказывается на нравственном и идейном распутье. Он осознает порочность и неправильность системы и образа окружающей его жизни, но не видит выхода, не имеет представления о том, как это исправить.
В финале повести раскрываются и сводятся воедино все «поединки», которые герой вел на протяжении своей жизни. Это и поединок Ромашова с собой, со своей слабостью, мечтательностью, нерешительностью. Это и его поединок с обществом, уничтожающим в человеке личность и мешающим пробуждению самосознания личности. В итоге все это воплощается в буквальном поединке Ромашова с его «соперником» - полковником Николаевым.
Юный герой гибнет на дуэли. И этот печальный финал его жизни очень символичен. Ромашов проиграл поединок с жизнью, вернее, с ее абсурдным порядком. В такой жизни нет места чистым и светлым душам, говорит Куприн.
Мы видим, что название повести Куприна очень емко и символично. Оно отражает и суть жизни главного героя, вступившего в неравный бой со страшными условиями жизни, и суть существования российской армии, и суть всей русской жизни начала 20 века.
Поединок человеческого и античеловеческого закончился победой последнего. Автор скорбит по этому поводу и дает своим читателям множество поводов для размышлений…

Окт 30 2015

Повесть А. И. Куприна «Поединок» написана в 1905 году на фактическом материале - впечатлениях от армейской службы самого автора. Кризис русской армии конца XIX - начала XX века, процветавшие в ней порядки, муштра, мордобой - все это объясняет поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. как закономерный итог сложившейся ситуации. Название повести - «Поединок» - также не случайно, оно имеет и буквальное, и переносное значение. На первый , разумеется, выходит фактическое значение названия - тема дуэли, поединка. Офицерские дуэли были разрешены незадолго до начала описываемых событий, и делалось это, видимо, с целью развить и укрепить в офицерах чувство воинской чести. Но, как это часто бывает, благие намерения перешли в фарс, показуху.

Дуэли происходят зачастую без действительного повода, а офицеры восприняли их как поощрение своей деятельности, чаще всего ставшей результатом пьяного скандала. Казенный патриотизм, пышные фразы становятся важнее сути происходящего. Так, герои рассказывают о прапорщике Краузе, расстрелявшем в пьяном скандале двух безоружных людей, но картинно прострелившем себе руку под знаменем полка и оправданном трибуналом. Отношение офицеров к поединку разное,’ но большинство как раз разделяют такие высокопарные мнения о «чести мундира» и о том, что «только кровь может смыть пятно обиды». Если дуэль отрицается, то, скорее всего, из практических, чисто бытовых соображений, как об этом говорит поручик Арчаковский, называя дуэль «чепухой», пригодной лишь в гвардии, «для разных там лоботрясов».

И голоса юного подпоручика Михина, считающего, что иногда «высшая честь» заключается в прощении, или главного повести Ромашова, не считающего возможным нападать с шашкой на штатского человека, вызывают у всех присутствующих насмешки и осуждение. Формализм и лицемерие особенно проявляются в конце повести, когда Ромашову предстоит суд офицерской чести, который должен рассмотреть его ссору с поручиком Николаевым, мужем Шурочки. Офицеры, члены суда, исполнены важности в роли ревнителей офицерской чести.

Они лицемерно расспрашивают Ромашова о том, где он был и был ли он пьян, словно не присутствовали сами при том скандале и не были так же пьяны. Решение о необходимости дуэли, принятое ими, наглядно демонстрирует показуху и формализм в вопросах воинской чести, но игнорирует при этом нравственные проблемы конфликта. Рапортом о дуэли, о ее трагическом исходе заканчивается , излагая события сухим канцелярским языком.

Таково буквальное значение названия. Но у этого названия есть и второй план, более глубокий и значимый. Речь идет о поединке, происходящем в душе героя, поединке офицера и человека, приводящем Ромашова к решению уйти из армии, но неосуществленному. Герой - подпоручик Ромашов - такой же офицер, как и многие в полку, недавно вышедший из училища и начавший службу. Отличается он от своих соратников более мягким характером, гуманистическими настроениями.

Он, как уже было сказано выше, не одобряет вооруженных расправ со штатскими людьми, считая их равными себе и отрицая тем самым кастовость, избранность армии. Он иначе относится к солдатам, отрицая насилие и не позволяя бить их. У него необычные дружеские отношения со своим денщиком, и тот за такое взаимопонимание платит ему искренней благодарностью. У старших офицеров это вызывает насмешки: «Видали мы таких миндальников, не беспокойтесь. Сами через год, если только вас не выпрут из полка, будете по мордасам щелкать».

Но Ромашов не может один противостоять этой среде. Выйдя из училища, он мечтал о подготовке к Академии, намечая себе строгую программу жизни: учеба, чтение, занятие музыкой и языками. Но теперь купленные книги пылятся на полке, непрочитанные газеты валяются под столом, поручик пьет водку в собрании, играет в карты, имеет «длинную, грязную и скучную связь с полковой дамой».

Уйти от реальности он пытается в своих мечтах, думая о себе в третьем лице, представляя себя то героем-разведчиком, то блестящим военным стратегом, спасшим проигранный было уже бой, утешая себя за придирки начальства. Эта рефлексия, вымышленный мир фантазий обиженного самолюбия спасают его ненадолго. Когда Ромашов осмелился возразить полковнику, заступившись за солдата, его посадили под домашний арест, и здесь, наедине с грустными размышлениями о жизни, мы видим начало душевного кризиса героя. Серый цвет доминирует в этих ощущениях: «его мысли были серы, как солдатское сукно».

И он воспринимает так же: «Что-то тесное, серое и грязное…» Размышляя о собственном «я» и «я» других солдат, герой приходит к осознанию индивидуальности своей и других людей, к мыслям об отрицании насилия, к отрицанию необходимости армии. И когда его вызывают к полковнику, Ромашов внезапно чувствует в себе такое достоинство, такую непримиримость к угодничеству и трусости, что полковник Шульгович тоже ощутил это и не посмел унизить Ромашова.

Следующим этапом душевного перелома для героя стал провал полка на смотру, в котором Ромашов был также повинен. Позор и насмешки сослуживцев приводят героя к мыслям о самоубийстве, но забыть о своих бедах его впервые заставляет чужое горе - горе забитого солдата Хлебникова. Ромашов испытывает какую-то странную родственную близость к этому человеку. Он впервые говорит Хлебникову: «Брат мой!», понимая его душевное состояние и чувствуя «виноватую жалость» в своем сердце, когда «свое личное горе» кажется «маленьким и пустячным». После этого «глубокого душевного надлома» Ромашов перестал ходить в офицерское собрание, пить, стал больше уединяться, размышлять о жизни, о своем отношении к армии и солдатам.

Как изменить жизнь? Как найти в ней свое место, уйдя из армии? Большую роль в этих душевных поисках героя сыграл его сослуживец Назанский, талантливый , гуманистически понимающий жизнь, но, не будучи в силах ей противиться, ставший жертвой запоев. Думая о «трех гордых призваниях человека», какими считает герой науку, искусство и свободный физический труд, он все больше укрепляется в мечтах о литературной работе. Огромную значимость придает любви в жизни человека: без нее Ромашов ощущает в душе скуку, одиночество и «мертвую пустоту».

Беседуя с Назанским, он еще больше понимает важность свободы человеческого духа, отрицает насилие над личностью. Идеи Назанского, потрясшие Ромашова, - это идеи индивидуализма: человек - «царь мира, его гордость и украшение», он может все. Но это не буржуазный индивидуализм, основанный на презрении к людям и превосходстве сильной личности, - это призыв к единению равных по духу, это оптимистическая вера в возможности человека и его будущее. Эти мысли укрепляют Ромашова в решении уйти из армии, в выборе внутренней свободы. Но осуществить это решение не так просто, нельзя так легко преодолеть влияние среды, косной и ограниченной.

Ссора Ромашова с офицерами и Николаевым всего лишь внешняя реакция на душевные переживания, но именно из-за нее события развиваются независимо от воли героя. И еще одно обстоятельство, не позволившее Ромашову отказаться от предрассудков офицерского общества, - Шурочка, его любовь к ней. Шурочка, очаровательная, эгоистичная, незаурядная натура, - хищница по своей сути. Она требует от Ромашова согласиться с общепринятыми условностями ради своих целей - вырваться из этой среды.

Связав его моральными обязательствами, она вынуждает Ромашова выйти на поединок и фактически пойти на жертву. И Ромашов приносит ей эту жертву ради своей любви, ради предрассудков общественной морали, которые разделяет любимая женщина. Поединок в душе героя решен в пользу человека, свободного в выборе места в жизни, но в реальной жизни общества, среда побеждают над «я» Ромашова. Цена жертвы, принесенной героем, безмерна - это его жизнь, отданная на поединке в угоду выполнения условий офицерского суда.

Так решается второй, более важный для все права защищены 2001-2005 писателя, смысловой аспект названия повести.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» . Литературные сочинения!

Конспект урока по литературе в 11 классе

ТЕМА №2 : Метафоричность названия повести А.И. Куприна «Поединок».

ЦЕЛИ: знать содержание повести, показать различные формы и приёмы работы по анализу идейно-художественного своеобразия повести;

Задачи:

    развивать эмоциональное восприятие художественного текста;

    формировать гуманистическое мировоззрение, чувство патриотизма.

    воспитывать любовь к художественному слову

ОБОРУДОВАНИЕ: тексты, тетради, портрет Куприна, учебники, ПК, экран, проектор.

Ход урока:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин.)1 слайд

II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ (6 мин.)2 слайд

Великолепная повесть. Я полагаю, на всех честных,
думающих офицеров она должна произвести неотразимое впечатление.

М. Горький

Я тоже надеюсь, что сегодняшний разговор по этому произведению А.И. Куприна поможет вам создать свой идеал командира, заставит серьёзно задуматься над положением современной армии и сравнить его с царской армией начала XX века, увидеть социальные и нравственные проблемы. “Реалист по самой сущности своего таланта, Куприн чувствовал себя уверенно как художник только тогда, когда прочно стоял на почве реальной действительности и отлично знал то, что изображал”. (Литературовед Ф. И. Кулешов.)

Повесть вышла в 1905 году в мае в дни разгрома русского флота при Цусиме. Изображение отсталой, небоеспособной армии разложившихся офицеров, забитых солдат имело важный общественно-политический смысл: – политический смысл: это был ответ на вопрос о причинах дальневосточной катастрофы.(6 мин)

III. БЕСЕДА (25 мин.) 3 слайд, 4 слайд

    Какова основная тема повести? (Кризис России, всех сфер русской жизни.)

    Какие три основные тематические линии вы увидели в повести? (Жизнь офицеров, солдат, отношения между людьми.)

Вывод. Жестокими штрихами, Куприн рисует армейскую среду. Из многолетнего опыта созданы образы офицеров. Приведите свои примеры. Почти все карьеристы, пьяницы, тупые и невежественные. Служба для них скучная, тягостная обязанность. Интеллектуальных интересов нет никаких, ни читать, ни думать они не умеют, да и не хотят.

    С глубоким сочувствием рисует Куприн казарменный каторжный быт солдат.

    Анализ 3–4 эпизодов.

Вывод. Люди превращены в безропотные механические величины, называемые ротой, батальоном, полком.

    Какова философия жизни Назанского?5 слайд

Вывод . Начитавшись Ницше, Назанский проповедует индивидуализм, преклоняется перед своим “я”, ставит себя выше других людей, презирает их.

IV. СЛОВО УЧИТЕЛЯ (2 мин.)6 слайд

Поручик Ромашов дан в непрерывном движении, в процессе его внутреннего изменения и духовного роста. Он отличается коренным образом от всех офицеров в повести.

V. СООБЩЕНИЯ ПО ТЕКСТУ (5 мин.)

    Каким вы представили себе Ромашова?

VI. СЛОВО УЧИТЕЛЯ (3 мин.)7 слайд

Литературовед И. А. Питляр утверждал, что повесть “Поединок” – явление большого реалистического искусства, в котором беспощадно правдивое изображение “ужаса и сказки военной жизни” сочеталось с большой достоверностью в раскрытии психологии человека, переживающего серьёзный нравственный перелом, в изображении ломки сознания, высвобождающегося из пут уродливых “кастовых предрассудков”.

    Ребята, как вы думаете, почему я очень просила прочитать вас эту повесть внимательно? Это была моя прихоть, учительский принцип?

    Ответить на все вопросы, поставленные Куприным в повести, за один урок невозможно? О чём мы не успели поговорить? (Об отношениях с женщинами и о названии повести “Поединок”.)

    Это и будет предметом нашего разговора на следующем уроке.

VII. Домашняя работа (1 мин.)8 слайд

1. Подготовить рассказ по тексту: 1 в. Ромашов и Шурочка Николаева. 2 в. Ромашов и Раиса Петерсон.
2. Анализ эпизода “Последняя встреча Ромашова с Шурочкой Николаевой”. (Индивидуально.)

VIII. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК (1 мин.)

Название повести А. И. Куприна верно передает смысл разыгравшейся в ней драмы, сразу определяет внутренний конфликт, еще не известный читателю. То есть под поединком подразумевается не только описанная в конце повести дуэль, но и все события, происходящие с главными героями.

Действие книги происходит в то время, когда только что официально разрешили поединки между офицерами. Естественно, в гарнизоне эта тема живо обсуждается. Впервые

она всерьез затрагивается в разговоре Шурочки Николаевой и Ромашова.

Шурочка, красивая, обаятельная, умная, образованная женщина, говорит о дуэлях как о каком-то необходимом явлении. Офицер, утверждает она, обязан рисковать собой. Оскорбление может быть смыто только кровью. Ведь офицеры, говорит Шурочка, созданы для войны. Их неотъемлемыми качествами должны быть “смелость, гордость, уменье не сморгнуть перед смертью”. Такие качества в мирное время могут проявиться только в дуэлях. Не только Шурочка, жена офицера, рассуждает о поединках с подобной горячностью. Это мнение большинства мужчин в гарнизоне. Ромашов же с недоумением и изумлением выслушивает подобные речи из уст очаровательной женщины.

Многих офицеров влекут поединки, война, кровопролитие. Они с сожалением говорят о старых войнах, в которых никогда не участвовали. Они с восторгом описывают пожары, убийства, резню, плач детей, крики женщин и даже смакуют эти подробности.

Жизнь Ромашова в полку - вечный поединок с собой и с офицерскими предрассудками. Он не такой, как его товарищи, у него другие жизненные устремления.

Придя в полк, Ромашов мечтал “о доблести, о подвигах, о славе”. Он идеализировал офицерство, считая, что эти люди благородны, великодушны, честны. И что же он застал в гарнизоне? Офицеры ведут серое, беспросветное существование. Их однообразная служба не приносит им никакого удовлетворения. Они отыгрываются на солдатах, которых не считают за людей, бьют их до крови, до того, что вылетают зубы. Рядовые же не смеют поднять головы, поскольку не имеют права спорить с начальством. Поэтому в армии царит произвол: рядовые все больше обезличиваются, вышестоящие все больше свирепствуют.

Так изо дня в день протекает служба. Вечерами, не зная, чем заняться, офицеры собираются, играют в карты и устраивают бессмысленные кутежи. “От нечего делать” заводятся романы, кипят надуманные страсти.

Офицерские жены ничуть не отличаются от своих мужей. Те же серость, необразованность, нежелание ничего видеть вокруг себя, игра в светскость. На этом фоне Шурочка, конечно же, выделяется своей привлекательностью, свежестью, непосредственностью, горячностью, желанием вырваться куда-то в иной мир. Другие же не стремятся изменить свое существование, все привыкли к нему и вряд ли представляют что-то иное. Безусловно, есть и исключения. Эти люди понимают, в какой грязи живут, но ничего поделать не могут. Тот же Назанский - интересный, мыслящий человек - спился и загубил себя, не видя иного пути.

Куприн своей книгой выразил протест против порядков, существующих в армии, о которых он знал не понаслышке.

Ромашов втягивается в эту атмосферу (да и что остается делать?), начинает вести тот же образ жизни, что и все остальные. Однако он гораздо тоньше чувствует и увереннее размышляет. Его все больше и больше ужасают дикое, беспросветное существование в гарнизоне, несправедливое, зверское обращение с солдатами, беспробудное пьянство, сплетни, мелкие интриги. Он мечтает сбежать от этого, заняться чем-либо другим. Он не дает себе втянуться в трясину распущенности и бездумности, борется со всем дурным в себе. Это ему удается, поскольку он способен на глубокие, искренние чувства. Он проникается сочувствием, более того - уважением - к солдатам. Он всем сердцем любит Шурочку, не позволяя себе усомниться в том, что она - лучшая из женщин. Его тяготит общество других офицеров.

Вся книга - это череда мелких столкновений Ромашова с окружающими его людьми. Подобные столкновения неизбежны, поскольку отличие подпоручика Ромашова от других бросается в глаза. Он постоянно вступает с кем-то в конфликты, будучи по природе человеком не конфликтным, а добродушным, всегда готовым выслушать мнение другого. Все эти малозначительные стычки ведут к одной главной - дуэли между Ромашовым и Николаевым.

В общем-то дуэль была предопределена с самого начала. Ромашов любил жену Николаева, кроме того, и она отвечала ему пусть не любовью, но хотя бы симпатией, привязанностью. Николаев с самого начала не приемлет Ромашова. Возможно, кроме личных причин тут играет роль то, что Ромашов, принимая участие в жизни полка, стоит как бы на отшибе, чуть выше остальных. Следовательно, рано или поздно поединок должен был состояться.

Слово “поединок” по отношению к произошедшему событию, возможно, не совсем уместно, поскольку это не было честным сражением двух офицеров. Шурочка, так горячо любимая Ромашовым, уверила его, что все оговорено заранее и никто не будет ранен. При этом она оговорилась, что прощается с ним навсегда, но он, как все влюбленные, был слеп. Разве мог доверчивый, романтичный подпоручик предположить, что любимая женщина так холодна, расчетлива и вероломна?

И он погиб, не познав счастливой любви, не осуществив заветную мечту о том, чтобы бросить службу и посвятить себя более достойному занятию. Поединок между Ромашовым и окружающим миром оказался не в пользу мечтательного подпоручика.

Повесть “Поединок”, созданная Куприным в период русско-японской войны и в атмосфере подъема русского революционного движения, вызвала огромный общественный резонанс, поскольку именно в этом сравнительно небольшом по объему произведении писатель сумел разоблачить и выставить напоказ все те негативные стороны жизни неприкосновенной и глубоко почитаемой военной касты, которая всегда считалась передовой частью самодержавного российского государства.

Таким образом, своим “Поединком” Куприн нанес ошеломляющий удар не только по диким армейским нравам, но и по всем порядкам царской России. Кстати, за чтение повести в Севастополе Куприна посадили в тюрьму, а потом выслали из Крыма.

Но проблематика произведения выходит далеко за рамки традиционной военной повести. В “Поединке” автор затрагивает актуальные вопросы того времени о причинах неравенства людей в обществе, выдвигая на первый план проблему взаимоотношений отдельной личности и общества, интеллигенции и народа и отыскивая пути освобождения человека от духовного гнета, указывая на ничтожность и большой вред общественного влияния на формирование личности.

В центре повествования - судьба честного и благородного русского офицера Ромашова (в фигуре которого выразились многие черты самого автора), который попадает в условия армейской казарменной жизни, где и проходит суровую школу, ощущая на себе всю неправильность человеческих взаимоотношений. В качестве причины трагизма судьбы главного героя мы видим духовное бездорожье интеллигенции, оторвавшейся от народа. Разве несчастная любовь к Шурочке является причиной духовной и физической гибели нравственно чистых Ромашова и Назанского? Конечно, нет.

Личная трагедия в жизни этих героев лишь ускоряет печальный финал. Непосредственно казарменной жизни в повести отведено не более пятидесяти страниц. Это две сцены, рисующие будни полка, большая сцена смотра корпусным командиром. Но с ними тесно связаны эпизоды, показывающие отношения Ромашова и его денщика Гайнана, эпизоды бесед с солдатом Хлебниковым, сочувствие к татарину, не понимающему русского языка Именно здесь ставится вопрос об отношении интеллигенции к народу. Автор показывает затхлый мир армейской провинциальной жизни.

Вспомним, как в самом начале повести командир Шульгович подвергает Ромашова домашнему аресту за “непонимание войсковой дисциплины”. Герой чувствует себя униженным, и его юношеское самолюбие рисует в воображении сладкие картины мести: вот он заканчивает академию, становится блестящим офицером, а перед ним заискивает Шульгович, которого он учит, как надо вести маневры. Потом ему представляется война, и Ромашов показывает, каким следует быть храброму офицеру. Но это все лишь мечты, а действительность - это грязный, заброшенный городок, скука, ограниченные и тупые офицеры, нищая и однообразная жизнь, где лишь вокзал - одно из мест, куда можно пойти отвлечься от серых будней.

Пошлость, грубость и пьянство среди офицеров, насилие и жестокость по отношению к солдатам - все это губит положительное в героях “Поединка”. Именно беспробудные попойки от скуки и мрачной службы толкают Ромашова туда, куда он не должен был бы ходить, то есть к женщине, которая и станет непосредственной виновницей его гибели.

Ромашов погибает, на грани гибели Назанский и другие подобные им офицеры, которые не могут вырваться из круговорота полковых будней. Все они страдают от собственного бессилия, так как, несмотря на высокие личностные и патриотические идеалы, ничего не в силах изменить. Вспомним хотя бы слова Назанского, в которых звучит вера в положительность человека и в женскую красоту, любовь и преданность: “Никогда не надо делать человека даже в мыслях участником зла, а тем более грязи. Я думаю о нежных, чистых, изящных женщинах, об их светлых слезах и прелестных улыбках, о целомудренных матерях, о женщинах, идущих ради любви на смерть, о прекрасных, невинных и гордых девушках с белоснежной душой”.

Назанскому автор дал будто бы все: ум, силу, красоту, горячее стремление к правде. Казалось бы, ему и быть страстным борцом за человеческое счастье, но, как и Ромашов, он плывет по течению, в итоге - замыкается в себе и теряет всякое стремление противостоять действительности. Так и не находят герои счастья и смысла в жизни. Офицеры пытаются вырваться из мещанской трясины, но чаще всего эти порывы заканчиваются трагически (капитан Слива и Назанский спиваются, Ромашов гибнет).

Название повести весьма символично, о реальном поединке читатель узнает только из эпилога, в котором приводится отрывок из протокола дуэли Ромашова с мужем Шурочки Николаевым, откуда и становится ясно, что герой смертельно ранен. За что погибает герой? За любовь? Вряд ли. Скорее всего, поединок - попытка активного протеста, проявление сильной воли и бесстрашия, тогда как смерть героя - это единственный способ не мириться с отвратительной жизнью и уйти из нее, оставаясь верным своему идеалу.

Поединок мыслится автором гораздо шире: это поединок любви настоящей, искренней и пошлой, сниженной до плотского удовлетворения. Поединок - это борьба низких, ложных, тщеславных устремлений с чистыми, высокими и глубоко нравственными порывами человеческой души.

Но основной поединок в повести - поединок самого писателя с суровой действительностью, с неприемлемыми условиями реальной жизни, которые давят на человека, мешают ему быть свободным, независимым от обстоятельств, сохранять прежде всего свою духовную свободу.

В повести выражается попытка человека активно противостоять, не поддаваться негативному общественному влиянию и устройству жизни в целом, сохранить верность самому себе, преданность своим идеалам, остаться гуманным, честным и духовно возвышенным человеком.

Но дело в том, что главная мысль Куприна - изобразить трагедию и духовно бессильных интеллигентов, не пожелавших мириться с пошлостью и тупостью армейской среды, не нашедших в себе сил для общественной борьбы. Их борьба - неудачная попытка преодолеть собственное бессилие, осознание собственной слабости и невозможности что-либо предпринять.

Повесть “Поединок” - звено в длинной цепи произведений Куприна, посвященных русской армии. “Поединку” предшествовали многочисленные рассказы 1890 - начала 1900-х годов (“Дознание”, “Куст сирени”, “Ночлег”, “Ночная смена”, “Поход”), повесть “На переломе” (“Кадеты”, 1900). За “Поединком” следовали рассказы “Свадьба” и “Гранатовый браслет” (в котором весьма важную роль играет образ генерала Аносова), рассказ о военных летчиках Первой мировой войны “Сашка и Яшка”, повесть “Купол св. Исаакия Далматского”, посвященная походу на Петроград Северо-Западной Добровольческой армии генерала Н. Н. Юденича и службе в этой армии самого Куприна, роман “Юнкера”. Менялись, интенсивно эволюционировали взгляды писателя, неизменным оставался его интерес к теме. Вероятно, это обусловлено той чертой судьбы и личности А. И. Куприна, которую в 1907 году определил Л. Н. Толстой следующими словами: “У Куприна никакой идеи нет, он просто офицер”.

Слова эти были сказаны Толстым уже после чрезвычайно внимательного и пристрастного изучения повести “Поединок”.

Воспитанник 2-го Московского кадетского корпуса, выпускник Александровского военного училища, подпоручик 46-го Днепровского пехотного полка (1890-1894), А. И. Куприн был связан с армией с 10 до 24 лет. “Я должен освободиться от тяжелого груза моих военных лет...” - говорил он осенью 1902 года, обдумывая сюжет “повести из военного быта”. Великолепное знание этого полкового, гарнизонного быта, “армейского языка” стало художественной тканью повести. И проблемы российской армии, проблемы офицерской среды конца XIX - начала XX века рельефно, беспощадно, с гневом, но и с болью очерчены в повести Куприна.

Работа над повестью растянулась на годы. Куприн обдумывал план “Поединка” в 1902 году, уничтожил уже написанные главы в 1903 году. И лишь в 1904-1905 годах повесть была завершена, причем автор остался недоволен финалом. Годы работы над “Поединком” - время максимального сближения Куприна с товариществом писателей “Знание” и центральной фигурой этого круга русских писателей-реалистов начала 1900-х годов - М. Горьким. В 1902-1905 годах Горький постоянно интересовался замыслом Куприна. В первой публикации, в шестом сборнике “Знания”, увидевшем свет весной 1905 года, “Поединок” был посвящен А. М. Горькому. “Все смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам”, - писал Куприн Горькому сразу после выхода “Поединка”.

Даже самые доброжелательные рецензенты отмечали: “Поединку” вредит именно публицистическая, по-своему красивая и даже эффектная злоба...” (П. М. Пильский). Но и самые убежденные “идейные противники” повести признавали: болезненные, острые социальные проблемы русской армии начала 1900-х годов, проблема отчужденности, глухого непонимания между офицерами и солдатами, ограниченности, кастовой замкнутости, скудного образовательного уровня, жестоких тягот “семейно-гарнизонного” быта широких слоев русского офицерства очерчены Куприным жестко, страшно, но - точно.

Однако, кажется, жесткий социальный критицизм “Поединка” - следствие, а не причина глубокого, почти безысходного отчаяния, царящего на страницах повести.

Символичное название произведения - “тема дуэли” - проходит через всю русскую литературу XIX века. Однако в этой цепи, между рыцарским поединком Петруши Гринева с клеветником Швабриным в “Капитанской дочке” (1836) и бессмысленно жестоким убийством штабс-капитаном Соленым барона Тузенбаха в “Трех сестрах” (1901), теряет смысл не только “единоборство чести”. Теряет смысл, ветшает, готовится к гибели целая система ценностей, социальная формация, эпоха, менталитет, собственно - целый мир. Ф. Д. Батюшков в статье “Обреченные” (1905), посвященной героям “Поединка”, сопоставлял сцену полкового смотра (гл. XV), одну из лучших сцен повести, с картиной И. Е. Репина “Заседание Государственного совета”. Сложная, великолепная и мощная с виду, но утратившая органику, силы, смысл существования машина управления Российской империей у Репина и машина армии у Куприна обречены на скорую и страшную гибель.

Подпоручик Ромашов, главный герой повести, не видит и не чувствует смысла в самом существовании армии - с ее уставами, учениями, гарнизонной и казарменной повседневностью. И это, пожалуй, ужасней всего в жизни Ромашова и его однополчан.

Герои “Поединка” страшны в своем отчаянии. Осадчий, воспевающий “радость прежних войн, веселую и кровавую жестокость” (через десять лет, в годы Первой мировой войны, эти умонастроения, эти чувства найдут жестокий, кровавый выход на полях сражений. В пламени мировой войны погибнет миф о “поступательном развитии” европейской истории, наивные концепции гуманизма и прогресса; Куприн инстинктивно почувствовал хрупкость этих идей раньше, чем его современники-философы). Вот “ницшеанец” Назанский, обуреваемый светлыми идеями и тяжелыми алкогольными кошмарами на продавленной койке (Куприн намеревался показать безумие Назанского в последних главах “Поединка”). Умная, образованная, очаровательная Шурочка терпеливо готовит мужа к экзаменам в Академию Генерального штаба и хладнокровно ставит любящего (и, возможно, любимого) Ромашова под дуло пистолета. Вот пьют “под стук телеги” завсегдатаи офицерского собрания...

И только в великолепной сцене ночного разговора Ромашова с солдатом Хлебниковым на откосе железной дороги (гл. XVI) брезжит свет сострадания, и вместе с ним - в поступках подпоручика, в шепоте солдат, вспоминающих сказки Петровской эпохи, - появляются смысл, уют, спокойствие.

Но уже в следующих строках “чувство нелепости, сумбурности, непонятности жизни” продолжает преследовать поручика.

“Поединок” вышел в свет в дни разгрома русского флота при Цусиме. Жестокая, позорная реальность русско-японской войны 1904-1905 годов подтверждала пафос повести и диагнозы Куприна. “Поединок” стал литературно-общественной сенсацией 1905 года, первых месяцев первой русской революции. Повесть высоко оценили М. Горький, В. В. Стасов, И. Е. Репин, К. И. Чуковский, Ф. Д. Батюшков. “Поединок” вызвал и непримиримо жестокие, и отстраненно-иронические отзывы. Л. Н. Толстой, внимательно прочитавший “Поединок”, высоко оценил дарование Куприна, знание военного быта, армейского языка и жаргона, скептически отозвался о “ницшеанстве” Назанского, проницательно отметил: “Куприн в слабого Ромашова вложил свои чувства”. Однако вывод Толстого был таков: “Не рад, что читал. Ужайно тяжело...”

В 1918 году петроградская газета “Красная колокольня” одобрительно отмечала: своей повестью Куприн “нанес царской русской армии в тысячу раз более страшный удар, нежели тот, что нанесли японцы под Цусимой...”. Однако сам Куприн в эти месяцы писал с гневом и скорбью о развале фронта Первой мировой войны: “У нас была прекрасная, изумлявшая весь мир армия. Она растаяла, оставив после себя грязные следы...”

  • Скачать сочинение "" в архиве ZIP
  • Скачать сочинение "Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» " в формате MS WORD
  • Версия сочинения "Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» " для печати

Русские писатели