Привороты Заговоры на... Отвороты

Петрушевская страна анализ рассказа. Людмилы Петрушевской «Страна. Не дай – то, Бог, услышав, не помочь

Цели урока:

  1. Способствовать пониманию проблематики рассказа
  2. Развивать устную и письменную речь
  3. Воспитывать толерантность и активную жизненную позицию у старшеклассников

Оборудование:

листы с частями рассказа в конвертах на каждой парте, портрет автора рассказа Л. Петрушевской, плакат с афоризмами, эскизы обложки к рассказу, эпиграф на доске.

Текст рассказа, напечатанный по частям на отдельных листочках:

Л.С.Петрушевская

Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяна, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой.

Она со следами былой красоты на лице – брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже на отца не похожая, потому что отец ее – яркий блондин с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьет за столом или лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем не бывало и бегут по морозу, в темноте в детский сад.

Несколько раз в год мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать, и подпирает подбородок одной рукой, и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была тут своей, пока блондин ходил у ней в мужьях, а потом все схлынуло, вся прошлая жизнь и все прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жестокого склада, которая не спускает никому ничего.

И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждет. Ждет, пока все не решится там у них, на том конце телефонного провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой.

Раньше бывало так, что пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом все опростилось, все пошло само собой, потому что не все ли равно девочке, чай ли пьет мама или лекарство. Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои старые игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоем и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, что ущерба в том нет, если то самое количество денег, которое уходило бы на обед, будет уходить на вино – девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего.

И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться.

Эпиграф на доске:

Большой город – большое одиночество. (Античнай афоризм)

Ход урока:

1. Актуализация знаний.

Бытует мнение, что развитие русской литературы в конце ХХ века остановилось. Согласны ли вы с этим?

Какие подходы в философско-эстетическом осмыслении мира имеют место в современной литературе?

Слово учителя: Приятно, что вы не отстаете от нашего времени и следите за новинками литературы. Обобщая ваши высказывания, можно сказать, что авангардистский, постмодернистский, реалистический и даже натуралистический способ изображения мира вам знакомы. Сегодня мы обратимся к произведению лауреата Пушкинской премии 1991 года Людмилы Стефановны Петрушевской.

2. Сообщение учащегося об авторе.

Людмила Стефановна Петрушевская родилась в 1938 году в Москве. Она окончила университет, работала корреспондентом на радио, редактором справочного отдела телевидения. С середины 60-х годов пишет рассказы. Известность она получила как драматург (пьесы “Уроки музыки”, “Чинзано”, “Три девушки в голубом” ), а мы в 5 классе читали ее пьесу- сказку “Два окошка”.

Первая книга Петрушевской вышла только в 1988 году, пьесы тоже стали ставить через 16 лет после написания. В творческом багаже писательницы рассказы, сказки, сценарии мультфильмов, переводы с польского.

Персонажи Петрушевской ведут себя в соответствии с жестокими жизненными обстоятельствами, в которых вынуждены жить. Например, главная героиня рассказа

Свой круг ”(1988) отказывается от единственного сына: она знает о своей неизлечимой болезни и пытается бессердечным поступком заставить бывшего мужа взять на себя заботу о ребенке. Однако ни один из героев Петрушевской не подвергается полному авторскому осуждению. В основе такого отношения к персонажам лежит присущий писательнице “демократизм... как этика, и эстетика, и способ мышления, и тип красоты”, по словам литературоведа Борисова. Стремясь создать многообразную картину современной жизни, цельный образ России, Петрушевская обращается не только к драматургическому и прозаическому, но и к поэтическому творчеству. Жанр написанного верлибром произведения Карамзин” (1994), в котором своеобразно преломляются классические сюжеты (например, в отличие от бедной Лизы, героиня по имени бедная Руфа тонет в бочке с водой, пытаясь достать оттуда припрятанную бутылку водки), писательница определяет как “деревенский дневник”.

3. Пофрагментное чтение рассказа и аналитическая беседа по ходу чтения.

Несколько человек уже знакомы с этим рассказом и хотят представить свои эскизы обложки. Почему они выбрали такой способ выражения основной мысли и какой эскиз вам покажется более удачным мы обсудим после знакомства с этим произведением.

Рассказ маленький, но мы прочитаем его по отдельным фрагментам. Группа учащихся за отдельным столом постарается ответить на вопрос: “Что нового вы открыли в уже знакомом вам тексте после такого пофрагментного прочтения?”

Вопросы к классу:

Что может скрываться под заголовком “Страна”? (В ответах прозвучала мысль о том, что своя страна была у Обломова, туда во сне стремился он; вспомнили про сны героини романа Чернышевского Веры Павловны; предположили, что в небольшом рассказе это слово в каком-то переносном смысле).

Прочитайте начало рассказа. Как характеризуется героиня?

Что хочется нам узнать о ней после этих слов? (Почему пьет эта женщина? Как можно быть “никому не видимой”? Почему вещи названы “вещички”?)

Читаем второй фрагмент. Для чего нужны детали описания внешности? (Они не несут ни психологизма, ни авторской оценки- только внешние признаки).

Третий фрагмент. Какие вопросы можно задать, чтобы ответ на них помог раскрыть содержание всего прочитанного? (Почему женщина пьет? Для чего повторы “прошлая”, “ прошлые”? Зачем упоминание о новой жене “яркого блондина”? и т.д.)

Добавляет ли следующий фрагмент что-то для понимания характера женщины? (Слово “бежит” обращает внимание. Куда спешит женщина? Что стало целью существования?)

Прочитаем следующий фрагмент. Действительно ли все равно девочке, что пьет мать? Чей это взгляд на проблему? (Автор словно отстранен, это мнение героини).

Читаем последний фрагмент и выделим особенности композиции. (Повторяет начало, кольцевая композиция создает эффект бесконечности такой жизни.)

Эпитет “божественные сны” выбивается из общего строя рассказа. Зачем он нужен? (Прозвучали мнения, что жизнь женщины противопоставлена Стране Бога, т.е. света, добра; что и у этой пьющей женщины в душе живет Бог…)

Что противопоставлено в рассказе? Выпишем эти слова.

Какие слова повторяются в тексте? Зачем это нужно автору? (Время и героиня словно не меняются, мир вокруг тоже. Примеры повторов:

дочь тихо играет
пьющая, пьет, как бы ни была пьяной
не видимая никому, никто на свете не знает
гасят свет
бегут, бежит, бежать.

Противопоставление двух женщин: она тихая- жестокого склада новая жена – помогает понять, кто способен добиваться своего в наше время.)

Напишите, пожалуйста, в своей тетради ответ на вопрос: “Что нужно сделать, чтобы жизнь матери и дочери изменилась?” (На это задание отвожу 5 минут).

4. Стадия рефлексии.

Прочитайте свои ответы. (У всех звучит мысль, что нужна поддержка, внимание, сочувствие окружающих).

Что хотели отразить на своих обложках к рассказу авторы? Что изменили бы вы после этого урока? (Один из авторов эскиза сказал, что не стал бы в мрачных черно-серых тонах рисовать комнату и фигуры, чтобы оставить надежду на изменение жизни. Другая девушка отказалась бы от зеленого цвета, т.к. “зеленый змий”, но от этого фона “тоска зеленая”. Но самое важное, сказали, что проблема эта не одной женщины, которую изображали).

Лично мне понравился эскиз, где лист разделен, как и мир, на две части и разрыв символизирует равнодушие.

Какой из афоризмов наиболее полно раскрывает смысл рассказа? Жестокий натурализм в изображении жизни для Петрушевской – возможность поставить перед читателями вопросы. Какие же проблемы взволновали вас?

1) Причина, побуждающая чувствующую душу бежать от общества, заключается в стремлении обрести общество.

(Ральф Уолдо Эмерсон, американский философ, эссеист)

2) Равнодушие есть наивысшая жестокость.

(Митчелл Уилсон, американский писатель)

3) Причина многих злоключений лежит на дне винного стакана.

(Иван Вазов, Болгарский писатель)

4) Мечта могущественнее реальности.

(Антоль Франц, французский писатель)

5) Счастье и несчастье человека в такой же степени зависят от его нрава, как и от судьбы.

(Франсуа де Ларошфуко, французский писатель-моралист)

5. Вывод по уроку.

В маленьком рассказе нашли отражение злободневные проблемы. Конечно, проблема не только в том, что женщина пьет, хотя и это общественная проблема и требует разрешения. Напишите рецензию или эссе на рассказ, подберите свои примеры афоризмов, отрывков из поэтических произведений к своему сочинению. Это задание на дом.

6. Поэтическая пятиминутка.

Чтение наизусть стихотворений или написанных дома синквейна или синопсиса (Выступает группа подготовленных учеников).

Транскрипт

1 Проблема жизненной безысходности в рассказе Л. Петрушевской «Страна» (урок в технологии развития критического мышления, чтение с остановками). учитель русского языка и литературы I КК Сабинина Надежда Юрьевна

2 Цели: Продолжить знакомство с современным автором - Л.С. Петрушевской; учить вдумчиво читать художественное произведение. Продолжить обучение анализу художественного текста. Обсудить нравственные проблемы, в частности проблему равнодушия, воспитывать гуманное отношение к людям. Продолжить отрабатывать методику развития критического мышления через чтение и письмо. 1. Оборудование: тексты рассказа Л.С. Петрушевской, технологическая карта урока, мультимедийная презентация, выставка книг Л.С. Петрушевской Все не ладится в этой квартире, В этом городе, в этой стране, В этом блеклом, развинченном мире, И печальней всего, что во мне Д.Быков Не приведи, Господь, чужой беды не слышать. Не дай-то, Бог, услышав, не помочь. Р. Левнизон 1. Поставьте цели к уроку. развивающие интеллект личность учебные навыки Познакомиться с творчеством современной писательницы Посмотреть, какие проблемы решает автор, насколько то, о чем пишет писатель мне полезно знать как человеку Продолжить отработку навыка работы с текстом, поиск в нем наиболее исчерпывающей информации

3 Условие: текст незнаком, читаем его не целиком частями. Выводы делаем после прочтения фрагмента. Думаем, говорим, спорим!!! 1. В чем, по-вашему, смысл названия «Страна» у Петрушевской? - Какие ассоциации возникают при слове «страна»? Здесь не дорожат человечески ми ресурсами Страна детства Страна Это место, где много людей, а еще проблем!!! Родина, место, где ты живешь 2. Во время выступления учащегося записывай основные положения, характеризующие творчество Л. Петрушевской (продолжи фразу). Правда жизни сложна и трагична. Человеческие отношения искажены, особенно в семье Главное чувство отчаяние, неистребимого одиночества Герои почти всегда анонимны, безлики, безличны Конфликт, как правило, неразрешим Один из главных мотивов мотив беспомощности Мир ее героев это мир опустившихся людей - Что можно добавить в схему «Страна по Петрушевской»? - О чем будет рассказ с таким названием у Петрушевской? Один среди многих в чем причины тупика, жизненной безысходности? Все не ладится в этой квартире, В этом городе, в этой стране, В этом блеклом, развинченном мире, И печальней всего, что во мне

4 3. Осмысление прочитанного. Фрагмент 1 Текст Вопрос Первое прочтение Что могу Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой. - Так как же живет женщина? - Что значит этот фрагмент и это выражение? - Как относятся к ее проблемам другие? Одиноко, со своими проблемами, со своим ребенком, никому не нужная; бедно: «вещички»; пьет от безнадежности куда-то торопится (куда?) это только ли стремление к аккуратности? добавить? своим отгородились одним словом, открестились ненужная невидимая микроскопичность «вещички» - все мелкое человек песчинка. Ребенка вообще не видят Вывод: все это изо дня в день проблемы и их неразрешенность. Фрагмент 2 Она сама со следами былой красоты на лице брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже и на отца не похожая, потому что отец ее яркий блондин с яркокрасными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьет за столом иле лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем ни бывало и бегут по морозу в темноте в детский сад. - А как складывалась жизнь женщины с такой внешностью раньше? Какова внешность девочки? - Чья это оценка? - Как мать относится к дочери? - Как внешность девочки помогает раскрыть ее характер? - Что узнали об отце? - Чем мать и дочь похожи, что их объединяет. - Почему герои живут именно так? - О каких ярких событиях мечтают? Сделайте предположение. Видимо, пользовалась успехом, была яркой, изящной, хрупкой, утонченной. крупная не по моде, не такая, никакая «даже и на отца не похожая», блеклость, унылость и это цветы жизни?! Звучит чей-то голос невидимый диалог, возможно, слова самой матери: разочарование по поводу дочери. Отец неприятный тип, черты чисто женские, отталкивающие Сон забвение. Каждый день это вереница однотипных событий. Героини стремятся побыстрее его прожить, чтобы скорее погрузиться в сон, в мечту о другой жизни.

5 Фрагмент 3 Несколько раз в году мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать и подпирает подбородок одной рукой и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была тут своей, пока блондин ходил у нее в мужьях, а потом все схлынуло, вся прошлая жизнь и все прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жесткого склада, которая не спускает никому ничего. - Оправдались ли ваши прогнозы? - Чего на самом деле ждет женщина? - Что значит такое ее поведение в гостях? - Действительно ли к ней возвращается прошлая жизнь? - Относятся ли к ней по-прежнему? - А чем новая жена отличается от героини? - На чьей стороне автор? Побывать в гостях это попытка вернуться в прошлое. У нее нет настоящего, она тоскует по прошлому. О будущем не мечтает. Кокетничает, разглядывает других, показывает себя, ищет кого-то взглядом все на публику фальшь! Общество ее отвергло (пьянство, бросил блондин) «была своя, пока блондин ходил в мужьях». Другая в ней сила, напор, наглость никому не уступать, как в схватке. Нет движения => не она была раньше интересна людям. Схлынуло осталась грязь, дно, пустота Жизнь схватка: наша героиня слабая. Она проиграла. - Почему же она проиграла? Неудачница? Фрагмент 4 И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет когото с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждет. Ждет, пока решится там у них, на том конце телефонного провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой. - Так почему же женщина позволяет другим принимать решения за нее? - Чем настораживает такая очередность дел? - Почему все заканчивается так? У нее есть права на мужа, на прежнюю жизнь, но она не умеет их отстаивать Тянет, мямлит не принимает никаких решений, инициатива не в ее руках Такая очередность стала привычной: для героини это обыденность. Все равно отчего пьет: то ли от горя, то ли от радости. В одном ряду бутылка и ребенок предмет интереса

6 Фрагмент 5 Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было и речи, а потом все упростилось, все пошло само собой, потому что не все ли равно девочке, чай ли пьет мать или лекарство. Девочке и впрямь все равно: она тихо играет на полу в свои старые игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоем и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, что ущерба в том нет, если то же самое количество денег, которое уходило бы на обед, будет уходить на вино, - девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего. - Действительно ли девочке все равно, пьет мать или нет? Чье это утверждение? - Как же живется девочке? - Кто или что виной тому, что они живут так? - Каким, по-вашему, будет продолжение рассказа? Ваш прогноз. Это оправдание матери, девочка здесь безголосая, подобна кукле. Тихо не подходящее детству слово. Девочке, возможно, не все равно. Дети обладают возможностью слышать все, занимаясь при этом своими делами. Девочка живет не просто бедно, живет в другом мире, мире кукол, старых игрушек Мать пьет, отец бросил, друзья отгородились. И опять голос матери под видом самопожертвования: «Мне ничего не надо, лишь бы ей было хорошо» Но она, как взрослая, уходит от проблемы в свой мир, в свою страну иллюзий, спасения. Дочь сдалась, как мать. «Не надо ничего»: материальное перешло в духовное. Фрагмент 6 И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться. - С какой интонацией следует прочитать этот фрагмент? Почему? - Чем вас удивляет эпитет к слову сны? - Так о какой стране идет речь? Экономят гасят свет ложатся спать в девять часов день укоротился => удлинилась ночь божественные яркие, чарующие, приятные, светлые, райские касаются и пропасть нищета темнота бездействие ночь // день: ночь нужнее мотив смерти и жизни на том свете мир мечты, забвения, иллюзий выдуманный беспроблемный мир - Удачно ли мы в

7 начале работы истолковали название рассказа? - Кому могли бы принадлежать последние слова рассказа: автору, героиням? Это желание героев там лучше уснуть и не проснуться, не выходить из состояния сна. - В чем же причина проблем, кто виноват в тупиковости, безысходности ситуации? 5. Рефлексия. Работа с афоризмами: - Как предложенный вам афоризм помогает сделать вывод о прочитанном? С чем вы согласны, с чем нет? Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды. (Санека, римский писатель, философ) Равнодушие есть наивысшая жестокость. (Митчелл Уилсон, американский писатель) Мечта могущественнее реальности. (А. Франс, французский писатель) Истинный друг познается в несчастье. (Эзоп, древнегреческий баснописец) Домашнее задание: 1. Перечитайте записи, сделанные на уроке, внесите поправки и добавления, заполнив четвертую колонку своими размышлениями. 2. Напишите сочинение - миниатюру на тему «Что я хотел (а) бы изменить в стране, где живут герои рассказа». (Вспомните, каково значение слова «страна» в контексте рассказа Л.Петрушевской).


СТРАНА ЛЮДМИЛА ПЕТРУШЕВСКАЯ (родилась в 1938 г.) ЗАДАНИЯ ЗАДАНИЕ 1. Ответьте на вопросы к тексту: 1) Где и с кем живет героиня рассказа? Героиня рассказа живет со своим ребёнком в однокомнатной квартире.

Тема урока: Одиночество: счастье или беда в жизни людей? Цели: -прочтение и осмысление рассказа Л.Петрушевской «Страна»; - развитие нравственной чуткости и способности к сопереживанию; - развитие навыка

СТРАНА ЛЮДМИЛА ПЕТРУШЕВСКАЯ (родилась в 1938 г.) СЛОВАРЬ Пьющий (от глаг. пить) drinker Пьяный - drunk Видимый (от глаг. видеть) visible Однокомнатная квартира one-room apartment Вещички (разг.) = вещи

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ УРОВЕНЬ Субтест ЧТЕНИЕ Инструкция к выполнению теста Время выполнения теста 45 минут. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Вы получили

Мой любимый друг 1. Вчера я рассказал преподавателю. 2. Это друзья. 3. 18 лет. 4. Я всегда на день рождения дарю книгу. 5. Мы занимаемся в одной группе. 6. Я объяснил, почему я купил этот компьютер. 7.

Материалы к уроку по рассказу Т.Толстой «Пламень небесный» Автор: Литвин С. Групповое задание. Рассказ «Пламень небесный» делим на 4 части для последующего группового анализа. 1-я часть от начала до слов

И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 Москва 2012 Пособие предназначено для проведения интервью с детьмимигрантами школьного возраста

ИТОГОВАЯ РАБОТА 1 ПО ЧТЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА (2012/2013 учебный год) Вариант 2 Школа Класс 3 Фамилия, имя ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ Сейчас ты будешь выполнять работу по чтению. Сначала тебе нужно прочитать текст,

План урока. Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным текстом. Задачи: показать детям, что тема, затронутая автором,

Предмет: литературное чтение. Тема: Н.Н. Носов «Федина задача». Класс 3 ФИО Булдакова Тамара Александровна ОУ муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа 70

Особенный ребёнок в современной литературе (по повести Р. Эльф «Синий дождь») Концепция: Особенный ребёнок - органическая часть современного общества Задачи: Обучающие: учить характеризовать героев художественного

Discourse Cohesion Activity Handout. 1. Прочитайте две версии пересказа рассказа Ф.А. Искандера «Урок». 2. Чем отличаются эти два пересказа? 3. Расскажите о чём эта история своими словами, используя словасвязки.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 9» городского округа Тольятти План-конспект открытого урока литературы по теме: Рассказ А.П.Чехова «Размазня» Класс: 7 Дата проведения урока:

Конспект урока литературы в 5 классе С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Цели урока: Учитель МАОУ «Кировская СОШ» Понкратова ЕЮ. расширить знания детей о творчестве С.Я. Маршака; учить, самостоятельно искать

ВХОДНОЙ ТЕСТ I. Заполните анкету. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С.ПУШКИНА АНКЕТА Фамилия, имя (на родном языке / на русском языке) Дата рождения пол муж. / жен. Страна (гражданство) Домашний

Людмила Петрушевская СТРАНА Современная русская литература Урок внеклассного чтения Людмила Стефановна Петрушевская родилась в 1938 году в Москве. Она окончила университет, работала корреспондентом на

Сочинение на тему любимая книга никогда не изменит Книга в моей жизни Сочинение как я провел зимние каникулы Сочинение моя будущая Сочинение на тему великая отечественная война Мой любимый писатель никогда

Открытый урок по литературе в 7 классе Учитель: Курпанова Татьяна Петровна Предмет: литература Класс: 7 А класс Тема: «А. Платонов «Юшка». Юшка незаметный герой с большим сердцем» (1 урок) Дата проведения:

Тест по русскому языку как иностранному I сертификационный уровень Субтест 1. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Время выполнения теста 60 минут. При выполнении теста пользоваться словарем нельзя. Напишите Ваше имя и

ΥΠΟΥΡΓΕΙΟ ΠΑΙΔΕΙΑΣ ΚΑΙ ΠΟΛΙΤΙΣΜΟΥ ΔΙΕΥΘΥΝΣΗ ΜΕΣΗΣ ΕΚΠΑΙΔΕΥΣΗΣ ΚΡΑΤΙΚΑ ΙΝΣΤΙΤΟΥΤΑ ΕΠΙΜΟΡΦΩΣΗΣ ΤΕΛΙΚΕΣ ΕΝΙΑΙΕΣ ΓΡΑΠΤΕΣ ΕΞΕΤΑΣΕΙΣ ΣΧΟΛΙΚΗ ΧΡΟΝΙΑ: 2011-2012 Μάθημα: Ρωσικά Επίπεδο: 2 Διάρκεια: 2 ώρες Ημερομηνία

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема: «Художественные особенности рассказа И.А.Бунина «Холодная осень». План-конспект урока по теме: «Художественные особенности рассказа И.А.Бунина

Поговорим о хороших манерах». Цели: дать понятие, что такое воспитанность, что означает быть воспитанным. Задачи: Воспитательная: вырастить из ребят воспитанных людей. Учебная: научиться самому сделать

Учащиеся с 3 по 9-е классы на параллелях читали и обсуждали рассказы А.П. Чехова. А учащиеся 10-11 классов работали над пьесой «Вишневый сад». Прошло уже 155 лет со дня рождения А.П. Чехова, а его произведения

Открытый урок в 7 классепо теме «Душевная красота героев рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» с применением технологий проблемного обучения. Провела Штанчаева А.А.- учитель русского

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 имени Созонова Ю.Г.» Проект урока литературы в 8 классе «Проблема истинной доброты в рассказе Паустовского К.Г. «Телеграмма»». Цель урока: формирование представлений

С т р а н и ц а 1 Неопределённые и отрицательные местоимения. С т р а н и ц а 2 Валентин Берестов ИСКАЛОЧКА Если где-то нет кого-то, Значит кто-то где-то есть. Только где же этот кто-то, И куда он мог

Павлова Наталья Никифоровна Урок литературы в 9 классе по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Тема: Две встречи и два письма Онегина и Татьяны. «Не такова Татьяна: это тип твердый, стоящий твердо на

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1874 дошкольное отделение «Аистёнок» Выступление на педагогическом совете «Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия

Как учить русский язык без стресса, легко и просто. Советы. Здравствуйте! Меня зовут Люба. Зачем я решила записать это видео? Я преподаю русский язык по скайпу, и не только, и я сама изучала несколько

Исаева Юлия Владимировна 10 класс 14 декабря 2018 года «Но боже, какая малость порой нужна человеку для счастья» Тип урока: урок внеклассного чтения. Вид урока: урок-размышление. Виды работы на уроке:

Ка максимы и афоризмы Однобокая 203 правда Жизнь Ахат Мушинский Короткий мостик из небытия в небытие называем мы жизнью. Нет ничего короче человеческой жизни. Нет ничего в нашей жизни, что нельзя было

Открытый урок по литературе в 6 классе «Б» Тема: «Сравнительная характеристика. Жилин и Костылин» (по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник») Оформление: портрет писателя, иллюстрации к рассказу Цель

ГЛАВА 7 ШКОЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: КРУТИЗНА И ОТСТОЙ Когда я училась в средних классах, мы всей семьей съездили в Африку. Эта поездка перетряхнула меня и сделала другим человеком. Я увидела детей моих ровесников,

Организованно образовательная деятельность в подготовительной группе 7 компенсирующей направленности. Тема: «Нет ничего дороже жизни» Цель: Познакомить детей с правом на жизнь, развивать интерес к театрально

Сочинение размышление мое понимание человеческого счастья Сочинения Сочинения Толстой Война и мир сочинения по произведению. Л. Н. Толстого, Наташа Ростова покорила мое сердце, вошла в мою жизнь Истинный

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Субтест ЧТЕНИЕ Инструкция к выполнению теста Время выполнения теста 50 минут. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Вы получили

Как волк своё получил дна"жды но"чью лиса" пошла" в ау"л 1 за ку"рицей. Она" пошла" туда" потому", что о"чень хоте"ла есть. В ау"ле лиса" укра"ла* са"мую большу"ю ку"рицу и бы"стро-бы"стро побежа"ла в

Тема: Джозеф Джекобе. «Рыба и кольцо» Цели урока: помочь детям осознать через сказку Д. Джекобса «Рыба и кольцо», что не стоит вмешиваться в судьбу чужих людей; развивать логическое мышление, устную выразительную

Нравственные проблемы в рассказе КГ Паустовского «Телеграмма» Урок литературы в 8 классе Технология развития критического мышления через чтение и письмо Учитель русского языка и литературы, I КК Сабинина

Хорошо" дое"хали? спроси"л сын, прислу"шиваясь к же"нскому го"лосу из-за две"ри. Он знал, что э"то был го"лос той да"мы, кото"рая встре"тилась ему" при вхо"де. Да"ма сно"ва вошла" в вагон. Вро"нский вспо"мнил

Когда нужно использовать «отдыхать», а когда «отдохнуть»? Мы будем отдыхать, но не отдохнём. Мы отдыхали, но не отдохнули. отдыхать о процессе или о том, что повторяется отдохнуть о результате. Я хорошо

Тебе интересно? Не очень интересно. Вам было трудно делать домашнее задание? Я читаю роман, (какой роман?) написанный одним французским писателем. (дополнительная информация) (который написал один французский

УЧЕБНЫЙ РАЗДЕЛ КТО-НИБУДЬ, НЕКТО ИЛИ НИКТО В.С. Ермаченкова, старший преподаватель Центра русского языка и культуры СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия Отрицательным и неопределённым местоимениям, как правило,

Реальный профиль Прочитайте внимательно фрагмент из рассказа А. П. Чехова «Крыжовник» и выполните задания. Вечером, когда мы пили чай, кухарка подала к столу полную тарелку крыжовнику. Это был не купленный,

Конспект урока по литературе 7 класс (Изучение произведений А.М. Горького) Тема урока: Особенности построения повести А.М. Горького «Детство». Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения.

ВСЕГДА ЛИ ПРАВЫ ВЗРОСЛЫЕ? (Конспект классного часа в 4 6 классах) Адаптировано Ходотовой Ю.А., учителем начальных классов из материалов Интернет https://yandex. ru/metod-kopilkau Цель: формировать у учащихся

Просыпаться проснуться Я проснулся в 7 часов и подумал, что можно поспать ещё 5 минут. Но я спал долго и проспал. засыпать заснуть (= уснуть) Он лёг спать, но не мог уснуть. Когда вы встали? В 11 часов.

Комментарии 1 Детдом детский дом; учреждение для детей, у которых нет родителей, и для детей, которым требуется помощь и защита государства. 2 Крым полуостров на юге России, в Чёрном море. (3) Не"сколько

Часть первая. Детство (1) Весна" зака"нчивается. Ка"ждый день иду"т дожди". В де"тстве я выходи"ла из до"ма, надева"ла гало"ши и до"лго смотре"ла на ту"чи. Ту"чи похо"жи на шерсть бара"на. Вот и сейча"с

Книги лидера ПВО ключ к пониманию политического и экономического устройства России и мира Значительное число россиян сторонятся политики сложно, непонятно, запутанно. Поэтому не удивительно, что их пассивностью

Художник Анна Власова Сказочные повести ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЖЁЛТОГО ЧЕМОДАНЧИКА Глава 1 ДЕТСКИЙ ДОКТОР Детского Доктора разбудило яркое солнце и ребячий смех. Детский Доктор мог целыми днями слушать этот смех.

ЭКЗАМЕН ПО РАЗГОВОРУ I, II I СЕМЕСТР Монологи: 1. О себе 2. Моя семья 3. Моя подруга (мой друг) 4. Мой обычный день и выходные 5. Мои интересы и мое свободное время 6. Моя группа 7. Моя учеба и мои планы

Технологическая карта урока литературы Класс: 5 Предмет: литература Тема урока: Тема родины в поэзии Н.М. Рубцова Цель: формирование у школьников представления об образе родины в лирике Н.М. Рубцова;установление

Мастер-класс: «Прием формирования смыслового чтения» Мастер-класс разработала учитель начальных классов МБОУ «СОШ 88» Раимова Лариса Анатольевна Цель: представление методического приема «Зацепка», направленного

Я не сдамся. Каждый раз, когда вы считаете, что я сделаю одно, я сделаю что-нибудь другое. К недоброжелателям я давно привыкла. Попробуйте. Синди Лаупер, поп-певица 158 Дизайнер Майк Монтейро говорит,

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Сергиевский губернский техникум» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

Она сняла квартиру около метро «Приморская». В квартире две комнаты. зубной врач Я была у зубного врача, сейчас я не могу говорить. Я ходила к зубному врачу. Зубной врач чуть-чуть говорил по-английски.

Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День Невозможно поспорить с тем, что этот праздник праздник вечности. Из поколения в поколе Праздник День матери постепенно входит в российские

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования города Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому

ТЕМА: «Такой знакомый и незнакомый Маяковский» ЦЕЛИ: - подготовить учащихся к восприятию поэзии В.В. Маяковского; - создать условия для совершенствования монологической речи учащихся (построение предложений

Алидес под таким псевдонимом в книжном издательстве «Эпоха» вышла в свет новая книга детской писательницы, преподавателя Дагестанского государственного университета, доктора педагогических наук Наиры Алиевой.

Урок с использованием технологии РКМ. Стратегия «Чтение с остановками». Учитель: Ишутинова В.Н. Класс: 2 «Б». На уроках литературного чтения я часто использую прием «чтение с остановками». Данная стратегия

Вернись домой Урок14 Цель: Показать детям любовь Бога Отца и прощение кающегося грешника. Читать: Луки 15:11-24 История: блудный сын Принести: приз победителю Золотой стих: «Приходящего ко Мне не изгоню

Мастер класс «Формирование УУД на уроке внеклассного чтения»

Цыпышева Валентина Викторовна,

МБОУ СОШ с.Карлыханово

учитель русского языка и литературы I категории

Урок литературы в 11 классе по рассказу Л.Петрушевской «Страна»

Пояснительная записка

Основная задача урока литературы– научить жизни. Можно услышать резонное замечание, что научить этому невозможно. Научить, может, и нет, но в наших силах создать условия, продемонстрировать примеры и заставить задуматься: как правильно поступить в той или иной ситуации. А ситуация выбора и поиски правильного решения – это и есть проекция нашей жизни. Поэтому для мастер-класса я выбрала урок внеклассного чтения в 11 классе по небольшому, но, на мой взгляд, необычайно содержательному и полемичному произведению Л.С.Петрушевской «Страна». Этот текст не входит в обязательный минимум содержания литературного образования. Но я считаю, что его целесообразно демонстрировать 11-классникам для подготовки к ЕГЭ, т.к. сюжет происходит в наше время, и проблемы эти актуальны именно сегодня.

Автор этого произведения Л.С.Петрушевская известна детям по лингвистической сказке «Пуськи бятые» из учебника начальной школы и по мультфильму «Ежик в тумане», в котором она является автором сценария. Также для воспитательной работы на классных часах, с целью профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения, мы читаем и анализируем ее рассказ «Глюк». Воспитанию милосердия, отзывчивости, искренности, ответственности за свои поступки, которых так не хватает в нашей жизни, способствует рассказ «Свой круг». Эти рассказы позволяют задуматься о том, как не очерстветь в нашей жизни, не остаться равнодушным к людям. Их можно взять и для подготовки к ЕГЭ, как привлечение аргументационного материала.

ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА:

трансляция педагогического опыта по формированию УУД на уроке внеклассного чтения по рассказу Л.Петрушевской «Страна.

ЗАДАЧИ:

Личностные : воспитание нравственных качеств самосознания, ответственности, отзывчивости, сочувствия.

Развивающие : совершенствовать навыки коммуникабельности.

Познавательные : формирование навыков анализа текста через чтение и письмо; , формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы и создавать собственные тексты.

Регулятивные : продемонстрировать связь между критическим прочтением авторского текста и созданием собственного; показать эффективность использования рассказа Петрушевской в рамках воспитательной работы и подготовки к итоговой аттестации выпускников; повышение интереса к чтению произведений Л.Петрушевской.

ОБОРУДОВАНИЕ : тексты рассказа «Страна» по 1 шт. на каждого человека, фото страны, рисунок-иллюстрация к рассказу (мать с дочерью), цветные квадратные стикеры (красные, желтые, зеленые).

Ход мастер-класса

  1. Знакомство аудитории с текстом «Страна» Л.Петрушевской .
  2. Вызов – обращению к названию рассказа, какие ассоциации с возможным содержанием текста у вас возникают?

Составление кластера


Вывод: Страна – государство, имеющее свои границы, землю, с расположенными на ней городами, селами и проживающим на ее территории народом.

  1. Знакомство с текстом через чтение и интерпретацию. Приемы:
  • «Чтение с остановками» (чтение осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нети объясняют свои ответы.

Первая часть текста:

Людмила Петрушевская

Страна

* * *

Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой.Она сама со следами былой красоты на лице - брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже и на отца не похожая, потому что отец ее яркий блондин с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьет за столом или лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем не бывало и бегут по морозу, в темноте, в детский сад.

Что вы почувствовали?

Что творится в душе этой женщины?

Что вас удивляет в этом фрагменте?

Давайте обратимся к портретам.

Что вас настораживает?

Итак, перед нами главная героиня: одинокая, пьющая со следами былой красоты, никому не видимая, с вялой дочкой на руках замкнулась в своей однообразной повседневной жизни. А жизнь в большом городе идет своим чередом и мимо, не замечая ее.

Читаем 2 фрагмент.

Несколько раз в году мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать и подпирает подбородок одной рукой и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была тут своей, пока блондин ходил у ней в мужьях, а потом все схлынуло, вся прошлая жизнь и все прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жесткого склада, которая не спускает никому ничего.И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждет. Ждет, пока все не решится там у них, на том конце телефонного провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой.

Как вы оцениваете поведение женщины в этом эпизоде?

Почему она звонит туда, где она уже не своя?

А как относятся к ней окружающие?

Все-таки женщина ждет, надеется, что все изменится, она пытается вернуться в ту жизнь, но большой город не принимает ее, молчит. И тогда безысходность и снова «в гастроном за бутылкой»

Читаем 3 часть.

Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом все опростилось, все пошло само собой, потому что не все ли равно девочке, чай ли пьет мать или лекарство. Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои старые игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоем и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, что ущерба в том нет, если то самое количество денег, которое уходило бы на обед, будет уходить на вино - девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего.

Мы попытались заглянуть в сумерки сердца нашей героини.

Что произошло за такой короткий период?

Что особенно пугает?

К чему может привести такой образ жизни?

Насколько актуальна эта проблема?

Это проблема нашего современного общества, неслучайно она поднимается в современном кинематографе.

Подобные события могли произойти где угодно и с кем угодно. Однако, как сказал один римский философ Сенека «пока человек жив, он никогда не должен терять надежды»

Как, по вашему мнению, закончится рассказ?

Читаем 4 фрагмент.

И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться.

Какие сны снятся матери и дочери?

Жизнь большого города и жизнь одинокой женщины идет как два параллельных мира, которые по каким-то причинам не могут пересечься

Почему?

У каждого человека есть своя страна, в которую он может окунуться в трудную минуту. К сожалению, для матери и дочери такой страной оказался сон, некая иллюзия.

Что надо сделать, чтобы иллюзия превратилась в реальность?

Какие примеры женщины-борца вы можете привести из художественной литературы?

Какие примеры вы можете привести в современном мире.

Финальная часть повторяет начало, кольцевая композиция – создает эффект бесконечности такой жизни.

  • Двойной дневник

По ходу чтения необходимо заполнять таблицу, состоящую из 2 граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали протест и даже непонимание, во вторую – комментарий.

Цитата

Комментарий

Тихая, пьющая женщина, никому не видимая

Оксюморон, парадокс

Она тут своя, она и была тут своей

фразеологизм

Не спускает никому ничего

Фразеологизм

Божественные сны

эпитет

Вещички

Эмоционально-окрашенное слово

Заполните правую часть таблицы. Какие литературные приемы использует Петрушевская?

  • «Толстые и тонкие вопросы» - приемы, развивающие умения задавать вопросы. («тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать);

Класс делится на группы (дифференцированный подход) и в зависимости от состава и уровня группы ребятам предлагается составить вопросы для одноклассников, направленные на дальнейшую работу с текстом и его осмысление.

  • Ключевые слова +формулируем проблемы+ищем позицию автора (для ЕГЭ)

Мать, дочь, бутылка, прошлая жизнь, сны – проблемы одиночества, ответственности, зависимости от вредных привычек, ненужности, забытости, маленького человека – позиция автора: Как она каждый вечер, какой бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада…

4. Итоги. Составление итогового кластера и сравнение с первым:

Давайте вернемся к началу урока. Что может скрываться под заголовком «страна» сейчас, когда текст прочитан нами? О какой стране идет речь в рассказе? Для героев рассказа такой страной оказался сон.

Ассоциации на слово страна после прочтения рассказа. Страна – это мой мир (метафора).


  1. Рефлексия.

Что творится в вашем сердце сейчас, после прочтения?

Возможно, мы сегодня ответили не на все вопросы. Но хорошо уже то, что мы задумались над серьезными проблемами. Для каждого из нас своя страна, свой мир начинается с дома. Сейчас я предлагаю построить страну моего занятия из многоэтажного дома (рисуем мелом на доске прямоугольник – будущий многоэтажный дом), где окнами будут цветные стикеры. Красные окна - «материал буду использовать в практике, но переработаю», желтые окна – «буду использовать в своей практике», зеленые окна – «не понадобится для практики».

  1. Домашнее задание - творческая интерпретация текста:
  • Написание творческой работы «Год спустя». Представьте себя писателями и напишите продолжение рассказа, что стало с героями год спустя.
  • Написание эссе «Что бы я хотела изменить в стране, в которой живут герои рассказа?» «Чего заслуживает героиня: справедливости или милосердия?»
  • Письмо по кругу (предполагает групповую форму работы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину).

«Такие разные мамы»

(по рассказам Людмилы Петрушевской «Страна»

и Ирины Полянской «Мама»)
Цели:

1)познакомиться с рассказами Людмилы Петрушевской «Страна» и Ирины Полянской «Мама»;

2)развивать навыки анализа прозаического произведения;

3)воспитывать активную жизненную позицию, сострадание, желание вести здоровый образ жизни.
Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.

Кто учит ребенка делать первые шаги? Кто поет первую в его жизни колыбельную? Кто рассказывает сказку? Кто учит говорить? И какое слово чаще всего первым произносит ребенок?.. Да, именно мама открывает малышу дверь в большой мир, она неотступно находится с ним рядом, первой встает ночью на его плач.

Как вы думаете, почему тема урока «Такие разные мамы»?

(Ответы детей)

Учитель. Правильно.
Цели нашего сегодняшнего урока познакомиться с рассказами современных писательниц Л.Петрушевской и И.Полянской, проанализировать их, воспитывать в себе активную жизненную позицию, сострадание, желание вести здоровый образ жизни.

Какие ассоциации вызывает слово страна ?

Это что-то величественное, огромное. Это место, где проживают люди определённой национальности.
– Ну, конечно же, Россия! Наша мощная держава. Думаю, каждый гражданин под этим словом подразумевает свою Родину.
– Территория, занимающая много места.
Обратимся к произведению Людмилы Петрушевской с таким же названием . О чем может быть рассказ с таким названием?

Выразительное чтение рассказа «Страна»

Л.С.Петрушевская Страна.

Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяна, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой.

Она со следами былой красоты на лице – брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже на отца не похожая, потому что отец ее – яркий блондин с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьет за столом или лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем не бывало и бегут по морозу, в темноте в детский сад.

Несколько раз в год мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать, и подпирает подбородок одной рукой, и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была тут своей, пока блондин ходил у ней в мужьях, а потом все схлынуло, вся прошлая жизнь и все прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жестокого склада, которая не спускает никому ничего.

И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждет. Ждет, пока все не решится там у них, на том конце телефонного провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой.

Раньше бывало так, что пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом все опростилось, все пошло само собой, потому что не все ли равно девочке, чай ли пьет мама или лекарство. Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои старые игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоем и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, что ущерба в том нет, если то самое количество денег, которое уходило бы на обед, будет уходить на вино – девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего.

И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться.

Ваши ассоциации со словом мама


  • Любимый человек, который всегда поймёт и поддержит. Учит нас жизни, наставляет на верный путь.

  • Человек, который дарит жизнь новым людям.

  • Это самое главное слово на Земле.

  • Родная, близкая, милая, нежная, единственная, любимая.

  • Наш защитник, который всегда готов подставить своё плечо.

  • Женщина, которая растит, воспитывает своих детей, помогает им устроить своё будущее.
Какой обобщённый смысл вкладывает Ирина Полянская в это слово?

Выразительное чтение рассказа «Мама»

Ирина Полянская. Мама

Я держала мамину когда-то полную, упругую и теперь еще сильную руку, точно ее рука, только она могла вытащить меня из пучины отчаяния, а другая моя рука была свободна, из нее только что выпала рука моей дочери, которую унесли. Я держала мамину жесткую руку, точно через нее крепила единство со всеми родными, далекими предками, со всем своим родом, всеми теми, кто, сцепившись руками, не даст моей дочери уйти. Темная рука моей мамы была их рукою, силы ее были невелики, но за нею стояли наши ушедшие в землю родные, поэтому я как клещами сомкнула пальцы на ее запястье и не давала себе забыться сном, чтобы моя дочь не ускользнула в яму этого сна, я должна была бодрствовать и во имя всех поколений держать ее жизнь в руке. Темнота вибрировала под моими веками, и по ней пробегали сиреневые искры, и я снова раскрывала глаза, цепко держа жизнь моей дочери на привязи.

Еще вчера вечером она просто чувствовала недомогание, хныкала, поскрипывала, чмокала губами, требуя соску, ночью нас забрала "скорая", но некому было помочь: шла ночь с субботы на воскресенье, и на шесть отделений дежурил один измученный врач. К вечеру этого дня ей стало совсем плохо, и ее положили на капельницу и долго не могли попасть иглой в вену. Она вдруг перестала кричать, как кричала до этого, жалобно, надрывно, беспомощно, и стала смотреть и смотреть на меня своими серыми глазами. Когда она родилась и ее впервые принесли ко мне покормить, я восторженно взяла ее на руки и вдруг встретилась с ее взглядом, это было так удивительно, точно заиграла неожиданная музыка. И вот тогда, когда ей наконец попали в вену, она стала молча, тихо, неотрывно смотреть на меня невыносимым взглядом, и душа моя никак не могла разорваться от муки, потому что случившееся все еще казалось недействительным. Мне хотелось выколоть себе глаза, чтобы ничего не видеть.

Через полчаса ее унесли в реанимацию, а я вышла на больничное крыльцо и, увидев стоящую с испуганно поднятым лицом маму, припала к ней и завыла. Мама, глубоко неверующий человек, всю жизнь посвятивший науке, не верящий ни в бога, ни в мир иной, ни в переселенье душ, заклинающим жестом простерла руку и грозно вскричала: "Нет, нет! Бог не допустит! не смей об этом и думать!" И тут-то я вцепилась в ее руку. Мы сели на широкую скамью перед дверьми реанимационного отделения. Потом мы валетом легли на эту скамью, но я все так же крепко держала ее руку, боясь соскользнуть в сон.

– Сколько поколений здесь показано? Какое дополнительное значение получает это слово в рассказе?

(Мама – это связь времён, связь между поколениями, связь с давно ушедшими предками).

Учитель. Ребята, каковы темы, прочитанных рассказов? Можно ли сказать, что темы произведений совпадают? (В обоих рассказах речь идёт о матерях, о том, как они общаются со своими дочерьми.)

Учитель. Давайте найдём и зачитаем, как описываются образы матерей в рассказах? (В рассказе «Страна» уже в первом предложении заявлена характеристика героини: «…тихая пьющая женщина…»; далее читаем: «Она сама со следами былой красоты на лице…» - это портрет, внешняя характеристика.)

Учитель. Найдите примеры внутренней характеристики, а это, как правило, поступки. («Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром всё было под рукой» и «Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом всё опростилось, всё пошло само собой, потому что не всё ли равно девочке, чай ли пьёт мать, или лекарство.»)

Давайте обратимся к следующему фрагменту.

Как Вы оцениваете поведение женщины в этом отрывке?

Почему она звонит туда, где она уже не своя?

А как относятся к ней окружающие?

-А женщина все-таки ждет, надеется, что все изменится. Она пытается вернуться в ту жизнь, но большой город не принимает ее, молчит. И тогда безысходность и снова «в гастроном за бутылкой».
Учитель. Что рисует вам воображение, когда вычитаете: «…а потом всё опростилось, всё пошло само собой»? (Женщина опускается всё ниже. Раньше было стыдно пить при дочери, а теперь нет. Совесть её постепенно засыпает.)

Учитель. А на самом ли деле девочке всё равно? (Может всё равно сейчас, когда она мала.

Учитель. А когда подрастёт и начнёт понимать неправильность поведения своей мамы, как она будет на это реагировать?

(Ответы детей: 1) девочка начнёт стесняться матери;

2) кто-то думает, что по русской пословице «яблоко от яблони недалеко падает»; 3) кто-то предполагает, что вместе со стыдом за свою мать придёт и желание изменить жизнь близкого человека.)

Мы попытались заглянуть в сумерки сердца нашей героини.

Что произошло с ней за этот короткий период? (внешние изменения сменяются внутренними. Ничего не нужно)

Что особенно пугает? (увлечение перешло в привычку, окружающим нет дела)

К чему может привести такой образ жизни? (женский алкоголизм)

Как вы думаете, почему рассказ назван «Страна» ответы учащихся

Насколько актуальна эта проблема в современном мире?

-Это проблема нашего современного общества.
Учитель. В рассказе Ирины Полянской совершенно другой образ матери. Обратите внимание на предложения «Когда она родилась и её впервые принесли ко мне покормить, я восторженно взяла её на руки и вдруг встретилась с её взглядом, это было так удивительно, точно заиграла удивительная музыка» и «Я должна была бодрствовать и во имя всех поколений держать её жизнь в руке.»

Учитель. Дана ли внешняя характеристика этой женщины? (Нет, внешняя характеристика не дана.)

Учитель. Что помогает нам мысленно «построить» её внешний и внутренний облик? (Помогают её поступки и речь: она счастлива своим материнством, она чувствует свою ответственность за ребёнка, а потому мы представляем её красивым внешне человеком. В рассказе «Мама» появляется ещё одна мать – мать героини. От чьего лица ведётся повествование; то есть в этом произведении представлена так называемая женская линия трёх поколений.)

Учитель. Только ли беспокойство матери мы чувствуем в рассказе «Мама»? (Нет, мы чувствуем ещё беспокойство бабушки и всей линии родственников и предков этой семьи («Я держала мамину жёсткую руку, точно через неё крепила единство со всем своим родом, всеми теми, кто, сцепившись руками, не даст моей дочери уйти»). Мы видим, как тяжело ждать двум женщинам решения врачей, как друг в друге находят они утешение и понимание.)

Учитель. Какой смысл вы вкладываете в определение «плохая мать» и «хорошая мать»? В каком рассказе не звучит словосочетание «духовная связь» и почему? (…мать хорошая – это не только та, которая беспокоится о физическом состоянии своего ребёнка: как он одет, во что обут, болен или здоров, а та, для которой важно и духовное единение со своим ребёнком. В рассказе «Страна» автор обращает внимание на абсолютно «безголосое», «безречевое» общение матери и дочери.)

Учитель. Докажите это строками из текста. («Дочь обычно тихо играла на полу, пока мать пьёт за столом или лёжа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чём не бывало и бегут по морозу, в темноте в детский сад». В произведении И.Полянской чувствуется глубокая духовная связь между маленькой девочкой, матерью и бабушкой. Все эти люди не просто переживают друг за друга – они ответственны за судьбы друг друга, понимают значимость собственных поступков, знают, что ребёнок только тогда счастлив, когда чувствует не физическую заботу, но и духовную, в совместной игре, разговоре, чтении, прогулках.)

Учитель. Докажите эти слова строками из рассказа. («Я держала мамину… руку, точно её рука, только она могла вытащить меня из пучины отчаяния, а другая моя рука была свободна, из неё только что выпала рука моей дочери, которую унесли».)
Учитель. В чём, по-вашему, суть настоящего материнства? (Настоящее материнство – это не только физиология, хотя, к сожалению, для некоторых женщин это так (вот откуда такое количество брошенных или несчастных детей); это ещё и духовная ответственность за своего ребёнка, огромная любовь, самопожертвование, совместный рост матери и её дитя. Становясь матерью, женщина от многого отказывается, но приобретает гораздо большее – продолжение своей жизни и развитие жизни своего ребёнка)

Учитель. Как вы можете объяснить, что в обоих рассказах героини безымянны? (Так подчёркивается типичность ситуации: таких семей (и счастливых, и несчастных) – огромное количество.)

Учитель. Можно ли утверждать, что в одном из рассказов речь о счастливых людях, а в другом – о несчастных и почему? Докажите. (В конце рассказов ясно слышится авторская позиция. Л.Петрушевская в последнем предложении пишет: «… никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по тёмной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться».Эти слова помогают понять, что их счастливая жизнь – во сне, а явь – это однообразие и пустота.

И.Полянская вкладывает в уста старшей героини восклицание: «Нет, нет! Бог не допустит! Не смей об этом и думать!» В этой стойкости, вере и надежде на исцеление внучки счастье семьи.)

III . Аналитическая работа: с равнительная характеристика рассказов.

Попробуем ответить на предложенные вопросы (раздаточные карточки):


"Мама"

"Страна"

Какова тема рассказа?

Семья

Семья

Как устроен мир? Что им правит?

Любовь, справедливость, единство поколений

Бессмысленность и жестокость

Каково место человека в этом мире?

В гармонии с миром, людьми, Богом, самим собой.

Одиночество

Какова роль автора по отношению к читателю?

Автор-наставник

Автор самоустраняется

IV. Итог урока.

Учитель. Перечислите, какой должна быть настоящая мать?

(Ответы детей)

(Запись на экране.

Настоящая мать должна:


  • Думать о своём ребёнке;

  • Заботиться не на словах, а на деле;

  • Многое прощать;

  • Общаться со своим ребёнком всегда, даже если он этого не хочет;

  • Хвалить за достоинства, прощать недостатки;

  • Не выделять одного ребёнка, а любить одинаково всех своих детей;

  • Спрашивать вечером о том, как прошёл день;

  • Уметь радоваться, веселиться;

  • Не говорить одно, а делать другое;

  • Воспитывать собственным примером;

  • Не забывать своих детей ради того, чтобы быть хорошей для всех;

  • Не говорить, что «зря я тебя родила».)
Учитель. Что мы не назвали из перечисленного? Зачитайте.

V. Работа с афоризмами

(стадия рефлексии)

Какой из предложенных афоризмов раскрывает смысл, главную мысль рассказов?

1. Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды (Сенека, римский писатель, философ).

2. Равнодушие есть наивысшая жестокость (Митчелл Уилсон, американский писатель).

3. Мечта могущественнее реальности (Анатоль Франс, французский писатель).

4. Истинный друг познается в несчастье (Эзоп, древнегреческий баснописец).

5. Причина многих злоключений лежит на дне винного стакана (Иван Вазов, болгарский писатель).
Учитель. Как вы считаете, нужно говорить о таких острых темах? Сделали вы для себя какие-нибудь выводы? Достигли мы поставленных целей?

А напоследок мне хочется, чтоб вы обратили внимание на мудрые слова.

От великого до смешного –
Один шаг.
От великого до низкого –
Одна ступень.
От счастья до бедствия –
Один скачок.
От человека до скота –
Один грех.
От зла до добра –
Одно желание.
От времени до вечности – одна жизнь.

От времени до вечности – одна жизнь. Помните об этом! Творите добро и будьте счастливы!

По жанру рассказы Л.С.Петрушевской напоминают миниатюры, этюды, зарисовки, но сама писательница настаивает на том, что это рассказы, которые нельзя назвать короткими, если задуматься над глубиной их проблематики и объемом жизненного материала. Автор поднимает в своих произведениях проблемы одиночества, бесприютности, неустроенности

человеческих судеб, равнодушия окружающих. Не является исключением в этом плане и рассказ «Страна». В основе сюжета, казалось бы, простая житейская история о брошенной, покинутой мужем женщине, но перед читателем разворачивается настоящая трагедия, пугающая своей обыденностью. Главная героиня – одинокая пьющая женщина «со следами былой красоты на лице». В первых же строчках рассказа показывается её одиночество: «тихая, пьющая женщина…никому не видимая». Каждый день она «тихо пьёт», и это становится смыслом её существования, способом

спрятаться от проблем, от одиночества, от жизни. Но перед нами Мать, имеющая дочь! Разве может быть она одинока и несчастлива? «Дочь вялая, белая, крупная девочка, даже и на отца не похожая», пока мать тихо пьёт, «обычно играет». Девочке всё равно, «чай ли пьёт мать или лекарство», «она тихо играет на полу в свои старые игрушки». Вот и всё, что сказано о дочери в рассказе. Ни детской радости, ни ребячьих шалостей, ни привязанности к матери. Рассказывая очередную маленькую трагедию, писательница показывает, как обычно это происходит: после предательства со стороны

мужа женщина пытается найти забвение в вине и не замечает, как это становится и образом жизни и её смыслом. «Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом всё упростилось, всё пошло само собой…» И теперь «мать всё обсчитывает, рассчитывает и решает, что ущерба в том нет, если то самое количество денег, которое ходило бы на обед, будет уходить на вино, - девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего».

Жизнь главной героини представляет собой бег по замкнутому кругу: «она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром всё было под рукой»; «обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чём не бывало и бегут по морозу, в темноте в детский сад»; «кладёт трубку и бежит в

гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой»; «бежать по тёмной, морозной улице куда-то и зачем-то». Пространство в рассказе подчёркивает и одиночество героини, и равнодушие окружающих к её судьбе, и бесполезность её существования: то это замкнутость однокомнатной квартиры, то недолгое пребывание в гостях, в чужом замкнутом пространстве, то попытка вырваться из него, но куда? На мороз, в темноту… И только во сне они с дочерью попадают в страну, не похожую на их жизнь, в страну, из которой не хочется возвращаться в действительность.

Изображая безрадостное существование своей героини, Петрушевская рисует утро и вечер. День в жизни героини как будто отсутствует. И лишь ночь даёт долгожданное забвение: «божественные сны снятся дочери и матери», сны, которые лучше их жизни, и им «нужно было бы никогда не просыпаться». Время в рассказе поделено на прошлое и настоящее. В прошлом героиня была женой яркого блондина, красивой общительной женщиной, были друзья, знакомые, была другая жизнь; «…потом всё схлынуло, вся прошлая жизнь и все прошлые знакомые». А в настоящем, кроме воспоминаний, остались попытки вернуться в круг прошлой жизни: «Несколько раз в году мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать и подпирает подбородок одной рукой и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя». Но перед тем, как пойти к бывшим знакомым, она «выбирает те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой». И после того, как героиня осторожно напросится в гости, она «бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой». Как не похожа настоящая жизнь одинокой пьющей женщины на её прошлое! Но есть в рассказе ещё два героя – это бывший муж героини и его новая жена. Петрушевская мастер детали, точного слова. Основная черта внешности бывшего мужа – яркий: «яркий блондин с ярко-красными губами». Портрет производит отталкивающее впечатление, которое усиливается через повествование о жизни его бывшей жены и дочери и через характеристику его новой жены, женщины « жёсткого склада, которая не

спускает никому и ничего». Всего несколько штрихов, и портрет «подкаблучника», безвольного женоподобного мужчины готов! Его не интересует ни судьба бывшей жены, ни судьба его дочери. Для того чтобы подчеркнуть контраст между прошлой и настоящей жизнью героини, автор использует антитезы: вечер - утро, кто – никто, тихо – громко, прошлая жизнь героини и настоящая, героиня – новая жена, жизнь - сон. Безысходность жизни матери и дочери, их одиночество писательница передаёт и через частое использование в маленьком по объёму произведении отрицательных местоимений и наречий: трижды употребляется никто, по два раза – никому и ничего, встречается никогда. Не случайно писательница не даёт имён своим героиням, ведь они потеряли себя, потеряли надежду на лучшее. Рассказ имеет кольцевую композицию, что подчёркивает замкнутость жизни героини, её безысходность. Смысл названия рассказа заключается в том, что мать и дочь ищут счастье в мире грёз, в стране божественных снов: «тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут утром…». И эта страна так не похожа на всё, что их окружает! Повествование ведётся от третьего лица, отсутствует определенно выраженное авторское отношение к описываемым событиям, это как бы наблюдение со стороны, но не беспристрастного наблюдателя, а человека неравнодушного к тому, что с нами происходит. В таком небольшом по объёму произведении Петрушевская поднимает важнейшие нравственные и философские проблемы: проблему одиночества, крушения семьи как духовного целого, проблемы пьянства, равнодушия, предательства. С одной стороны, писательница сгущает краски в изображении повседневной жизни героев и их судеб, но, с другой стороны, за этим чувствуется пафос отрицания такой действительности, протест против людского равнодушия, против потери своего «Я» и смысла жизни. И я согласна с Е.Невзглядовой, которая пишет о рассказах Л.С.Петрушевской: «Изображение распада еще не несет в себе распада, отрицательные стороны действительности, описанные достоверно и талантливо, содержат активный заряд гуманности и сострадания, побуждают

пересмотреть образ жизни в гораздо большей степени, чем открытые призывы и высказанное автором осуждение. Так всегда и было в русской классической литературе».